Доходы населения: понятие, виды, источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является изучить теоретические и практические аспекты формирования доходов населения и их равенство.
Задачами данной работы являются:
1. Дать определение доходам населения, описать их виды и источники формироавния.
2. Охарактеризовать распределение доходов и изучить проблему их неравенства.
3. Описать модель М. Лоренца и коэффициент К. Джини.
4. Привести сведения о распределении доходов российских экономических субъектов в текущем и прошедшем годах.

Содержание

Введение 3
1. Доходы населения: понятие, виды, источники 5
2. Распределение доходов и проблема их неравенства. Модель М. Лоренца и коэффициент К. Джини 11
3. Сведения о распределении доходов российских экономических субъектов в текущем и прошедшем годах 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Тест 25
Разбор экономической ситуации 26

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика.doc

— 741.50 Кб (Скачать)

Величина трудового дохода равна  произведению заштрихованного прямоугольника, или произведению количества труда (числа занятых) и уровня заработной платы. Важным показателем является доля трудового дохода в совокупном (валовом) доходе, который определяется как отношение трудового дохода к совокупному (валовому).

     трудовой доход

Доля трудового дохода =


     совокупный доход

Цена труда, как и норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. В условиях неравенства в распределении доходов возрастает роль государственного регулирования. Политика доходов выступает как одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед национальной экономикой. Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. Особенности в механизме осуществления и формах проявления этой политики в разных государствах определяется:

  • социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;
  • степенью и характером вмешательства государства в вопрос регулирования заработной платы;
  • традициями заключения коллективных договоров;
  • степенью социальной напряженности в обществе [8, c.43].

Главным объектом всех видов политики доходов является трудовой доход в целом, в т. ч. ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.п. Как правило, политика доходов направлена на непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления. На практике политика доходов преимущественно воздействует на движение только заработной платы.

Для определения степени неравенства  доходов в мировой практике используется кривая Лоренца. Исходя из данных «пирамиды доходов» и данных статежегодника по распределению общего объема денежных доходов населения России распределим население и доходы следующим образом (табл.2).

Таблица 2

Распределение общего объема денежных доходов населения [15]

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Денежные доходы - всего, процентов

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по 20-процентным группам населения:

             

первая (с  наименьшими  доходами)

5,4

5,3

5,1

5,1

5,1

5,2

5,2

вторая 

10,1

9,9

9,7

9,8

9,8

9,8

9,9

третья

15,1

14,9

14,8

14,8

14,8

14,8

14,9

четвертая

22,7

22,6

22,5

22,5

22,5

22,5

22,6

пятая (с наибольшими  доходами)

46,7

47,3

47,9

47,8

47,8

47,7

47,4

Коэффициент фондов (коэффициент  дифференциации доходов), в разах

15,2

16,0

16,8

16,8

16,7

16,5

16,1

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

0,409

0,416

0,423

0,422

0,422

0,421

0,416


 

 «Доля населения» будет располагаться на оси абсцисс, а «доля дохода» на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютного равенства в распределении доходов будет представлена биссектрисой. Она указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. 20% семей получают 20% дохода, 40% - 40% дохода и т.д. Построим график 3.

 


     Абсолютное равенство



 

100            47,4


80


 

60        22,6


40                                          


20                 14,9


 5,2   9,9    Абсолютное неравенство


20      40     60     80   100     % семей

 

Рис. 3. Неравенство в распределении общего объема денежных доходов между группами населения с различным уровнем  материального достатка (кривая Лоренца)

 

Чем больше расстояние между биссектрисой и кривой Лоренца, тем больше степень  неравенства доходов. Если бы фактическое  распределение доходов было абсолютно равномерным, то биссектриса и кривая совпали бы. Крайнюю степень неравенства в распределении доходов характеризует треугольник, образуемый диагональю и осями координат. Масштабы этого неравенства определяются при помощи коэффициента концентрации доходов – коэффициента Джини, который представляет собой отношение площади между кривой реальных доходов и линией, идущей под углом в 450 к площади, находящейся под линией, идущей под углом в 450. Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, в различных странах, между различными социальными группами [2, c. 193].

Рыночная система – это бесстрастный механизм, допускающий высокую степень  неравенства и индивидуальный подход. Неравенство доходов определяется следующими обстоятельствами:

  • различиями в физических и умственных способностях людей;
  • уровнем образования;
  • составом семьи (количество членов, работающих и неработающих);
  • владением собственностью (жилье, акции, земля, оборудование и т.д.);
  • удачей, связями, дискриминацией (по национальному, расовому признаку, половому составу).

Дифференциация доходов ведет  к имущественной дифференциации, к разному потребительскому старту. Встает серьезная проблема социального  равенства и справедливости. В условиях дифференциации доходов и уровней жизни возникает острая социальная проблема – проблема бедности. Возможно   обозначить   те  границы   семейного   дохода,  за которыми не обеспечивается воспроизводство населения. Этот уровень и должен выступать как минимум материальной обеспеченности или прожиточный минимум (порог бедности). Все группы населения, живущие ниже «порога бедности» являются бедняками. Бедность нужно рассматривать не только как чисто экономический фактор. Это еще социальное явление, характеризуемое глубиной, остротой и продолжительностью бедности. Бедность характеризуется длительным отсутствием ресурсов, не компенсируемых предыдущими сбережениями и отказом от приобретения дорогостоящих товаров и услуг [7, c. 4].

Существуют различия в определении  черты бедности. Минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье (стоимости потребительской корзины товаров, достаточной для удовлетворения основных потребностей человека) представляет собой абсолютную черту бедности.

В России абсолютная черта бедности определяет прожиточный минимум, который  рассчитывается на основе методики Министерства труда. В него включаются расходы на продукты питания из расчета их минимальной потребности, расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и другие платежи, исходя из структуры на них у 10% наименее обеспеченных семей. Если значительная часть населения имеет уровень жизни ниже черты прожиточного минимума, то стоит задача борьбы с бедностью.

В целях повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда с 1 июня 2011 г. на 6,5% (до 4611 рублей) был увеличен минимальный размер оплаты труда [15].

На 6,5% и 6% соответственно с 1 июня и с 1 октября 2011 г. проиндексированы фонды оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (либо объемы субсидий бюджетным и автономным учреждениям).

Кроме того, с 1 июня 2011 г. увеличены размеры оплаты труда наименее оплачиваемых работников федеральных музеев, библиотек и архивов.

В 2011 году Правительством Российской Федерации начата поддержка модернизации региональной системы общего образования, в ходе проведения которой   среднемесячная заработная плата учителей с 1 сентября 2011 г. увеличена в среднем на 30 процентов.

С 1 января 2011 г. запущены региональные программы модернизации здравоохранения, реализация которых должна увеличить размеры заработной платы медицинских работников.

Несмотря на эти меры, разрыв в оплате труда в бюджетных отраслях и в обрабатывающих производствах в 2011 году оставался больше уровня 2010 года. По последним данным, уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг за  январь-ноябрь 2011 года к ее уровню в обрабатывающих производствах составил 80%, работников образования – 71% (в январе-ноябре 2010г. – соответственно 83% и 73 процента).

В 2011 году в низкооплачиваемых подвидах обрабатывающей промышленности сохранялись невысокие темпы роста заработной платы. Так, заработная плата в производстве кожи, изделий из кожи в январе-ноябре 2011 года относительно аналогичного периода 2010 года выросла всего на 10%, в текстильном и швейном производстве – на 7,9 процента [15].

«Скромные», относительно других отраслей экономики, темпы роста заработной платы в видах деятельности с традиционно низким уровнем заработной платы не способствовали сокращению дифференциации по заработной плате. Лидерами по уровню заработной платы в течение 2011 года оставались финансовая деятельность и отрасли топливно-энергетического комплекса. Среднемесячная заработная плата в этих видах деятельности превышала среднемесячную заработную плату в целом по экономике в 2,2-2,3 раза. Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы отмечался в сельском хозяйстве, в производстве кожи и изделий из кожи – 53% от среднероссийской заработной платы и в текстильном и швейном производстве – 47 процентов [15].

 

3. Сведения о распределении  доходов российских экономических  субъектов в текущем и прошедшем годах

 

В 2011 г. объем денежных доходов населения сложился в размере 35209,2 млрд. рублей и увеличился на 9,7% по сравнению с предыдущим годом (табл.3).

Таблица 3

Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения [11]

 

2011г.

В % к

Декабрь

В % к

Справочно

   

2010г.

2011г.

декабрю

ноябрю

2010г.

декабрь 2010г. в % к

       

2010г.

2011г.

в % к  
2009г.

декабрю 2009г.

ноябрю 
2010г.

Денежные доходы (в  среднем  
на душу населения), рублей)

20712

109,7

31197

113,7

147,9

111,0

111,5

139,6

Реальные располагаемые  
денежные доходы

 

100,8

 

106,3

145,3

105,1

102,8

137,2

Среднемесячная начисленная  
заработная плата одного  
работника:

               

        номинальная, рублей

23532

112,2

30856

111,3

127,0

112,4

115,6

130,4

        реальная

 

103,5

 

104,9

126,4

105,2

106,3

129,0

Средний размер  
назначенных пенсий, рублей

8203

109,7

8278

108,9

99,9

144,0

123,0

99,9

Реальный размер  
назначенных пенсий

 

101,2

 

102,7

99,5

134,8

113,1

98,9


 

Население израсходовало средств  на покупку товаров и оплату услуг 26093,4 млрд. рублей, что на 16,3% больше, чем в 2010 году.

Рис.4. Динамика основных показателей  реальных доходов населения [11]

Сбережения за этот период составили 5123,5 млрд. рублей, что на 12,7% меньше, чем в предыдущем году.

Реальные располагаемые денежные доходы  (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в 2011г. по сравнению с 2010г. возросли на 0,8%, в декабре 2011г. по сравнению с  соответствующим периодом предыдущего года - на 6,3%.

Таблица 4

Динамика реальных располагаемых  денежных доходов [11]

 

В % к

соответствующему периоду  предыдущего года

предыдущему периоду

2010г.

     Январь

115,9

55,8

     Февраль

106,0

122,6

     Март

104,8

102,1

I квартал

108,1

79,2

     Апрель

106,1

108,4

     Май

102,3

93,9

     Июнь

104,5

105,0

II квартал

104,3

114,1

I полугодие

106,0

 

     Июль

108,0

100,6

     Август

106,4

94,6

     Сентябрь

103,1

100,3

III квартал

105,8

98,1

 Январь-сентябрь

105,9

 

     Октябрь

101,1

104,2

     Ноябрь

104,6

101,0

     Декабрь

102,8

137,2

IV квартал

102,9

116,1

 Год

105,1

 

2011г.

     Январь

102,2

55,4

     Февраль

100,1

120,2

     Март

98,1

100,1

I квартал

100,0

77,0

     Апрель

98,5

108,8

     Май

95,6

91,2

     Июнь

102,7

112,7

II квартал

99,0

112,9

I полугодие

99,4

 

     Июль

100,4

98,3

     Август

101,5

95,7

     Сентябрь

102,9

101,6

III квартал

101,6

100,7

 Январь-сентябрь

100,2

 

     Октябрь

100,2

101,4

     Ноябрь

100,3

101,2

     Декабрь

106,3

145,3

IV квартал

102,7

117,3

 Год

100,8

 

В декабре 2011г.  денежные доходы населения  сложились в сумме 4417,3 млрд.рублей и увеличились по сравнению с  декабрем 2010г. на 13,6%, денежные расходы  населения  - соответственно 4144,2 млрд.рублей и на 15,1%. Превышение денежных доходов населения над расходами составило 273,1 млрд.рублей.

В январе-ноябре 2011 г. реальные денежные доходы населения по сравнению с  январем-ноябрем 2010 г. увечились в 35 субъектах Российской Федерации; в  том числе более чем на 5 процентов – в республиках Северная Осетия-Алания, Дагестан и Ингушетия, Камчатском крае, Амурской области и Ненецком автономном округе (приложение 1) [9, c. 29].

Среднедушевые денежные доходы населения  в ноябре 2011 г. увеличились по сравнению  с ноябрем 2010 г. во всех субъектах Российской Федерации, кроме Республики Алтай, Камчатского края, Ульяновской и Сахалинской областях, Чукотском автономном округе и г. Москве.

Среди субъектов Российской Федерации  в ноябре 2011 г. среднедушевые денежные доходы различались в 6 раза (минимальные – в Республике Калмыкия – 9 254,2 рубля, максимальные – в г. Ненецком автономном округе – 55 217,9 рубля) [9, c.31].

Основными составляющими доходов  населения можно назвать оплату труда, доходы от предпринимательской  деятельности, пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты; поступления от собственности, в качестве процентов по вкладам, ценным бумагам, дивиденды; доходы от продажи продукции сельского хозяйства, страховые возмещения, сумма от продажи иностранной валюты и другие.

 

Заключение

 

Доходы – ресурсы в денежном и натуральном выражении, которые могут быть использованы на удовлетворение личных потребностей, налоговые и другие платежи, сбережения.

Информационными источниками для  построения системы показателей  по доходам населения являются данные из материалов различных разделов государственной статистики (демографической, статистики труда, статистики цен, социальной статистики), материалы выборочных обследований бюджетов домохозяйств, материалы переписи населения.

Проведенный анализ уровня и структуры  доходов позволяет сделать следующие  выводы. Распределение доходов между  семьями характеризуется высокой  неравномерностью. На половину населения  приходится менее трети совокупного  среднемесячного дохода. При этом 10% населения получает также около трети всех доходов.

Около 60% обследованных домохозяйств располагают доходами на одного члена  семьи, не превышающими прожиточный  минимум. В группе семей с наименьшими  доходами для обеспечения всем их членам прожиточного минимума валовой доход должен возрасти более чем в 3 раза.

Перераспределение доходов правительство  осуществляет прямым и косвенным  путем, включающими:

Информация о работе Доходы населения: понятие, виды, источники