Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявить особенности распределения и регулирования доходов в Республике Беларусь.
В задачи курсовой работы входят рассмотрение главных источников денежных доходов; изучение степень неравенства в распределении доходов с помощью кривой Лоренца и коэффициента Джинни; анализ динамики государственного регулирования доходов в Республике Беларусь.
Введение 4
1 Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения 5
1.1 Виды доходов 5
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни 9
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в РБ 13
3.1 Особенности регулирования доходов в РБ 15
Заключение 18
Список использованных источников 20
Кроме того, общество ответственно за уровень доходов работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать минимальный стандарт благосостояния.
Важным элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали «цена – зарплата». Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты и цен (в противоположность «политике экспансии» когда стимулируется рост доходов населения). Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения. Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, правительство стремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности
Одним из основных направлений государственной политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Для подсчета индекса потребительских цен ввиду больших колебаний цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее часто споры между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета.
Государственное регулирование роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности функционирования субъекта хозяйствования.
Исходя
из критерия социальной справедливости,
важнейшим принципом
При
этом предприятия могут
Заработная плата работника зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателей труда, соблюдения технико-технологических стандартов, трудовой дисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается.
Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).
По
сообщению Национального
Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников.
В связи с утверждением постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2010 г. № 127 бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения в ценах декабря 2009 г. в размере 271 450 руб.
В Республике Беларусь условием наступления индексации является превышение 5%-го порога индексом потребительских цен, исчисленным нарастающим итогом с момента предыдущей индексации. В этом случае осуществляется автоматическая корректировка указанных доходов для компенсации потерь, вызванных ростом потребительских цен. Индекс потребительских цен в нашей стране ежемесячно определяется Министерством статистики и анализа Республики Беларусь и публикуется в официальной печати. Индексируется доход в пределах 255 220 руб. - 100 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума, действующего на момент индексации. Часть дохода, превышающая 255220 руб., индексации не подлежит.
Предметом особой заботы государства является защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, инвалидов).
В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. человек, или каждый четвертый житель, – пенсионеры. Из них более 1,9 млн. человек являются получателями пенсии по возрасту, 281,7 тыс. – по инвалидности, 138,2 тыс. – по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия. В настоящее время ее получают свыше 50 тыс. человек.
На выплату пенсий расходуется около 11% валового внутреннего продукта страны. Это – одни из самых высоких показателей среди государств – участников СНГ.
В Беларуси повышение уровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом роста средней заработной платы и изменения бюджета прожиточного минимума.
В январе-октябре 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года: среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 8,5 процента и составил 409,2 тыс. рублей; среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличился на 11,1 процента и составил 232,6 тыс. рублей.
В целях поддержания уровня материального обеспечения пенсионеров принят Указ Президента Республики Беларусь от 25 октября 2009 года № 524 «О повышении трудовых пенсий», предусматривающий повышение трудовых пенсий с 1 ноября в среднем до 9,5 процента.
Осуществляются меры по усилению государственной поддержки семей с детьми.
В январе 2010 года среднемесячный размер пособия на детей в возрасте до 3-х лет 227 430 рублей; среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет – 312 070 рублей.
В целях развития системы государственной адресной социальной помощи принят Указ Президента Республики Беларусь «О государственной адресной социальной помощи», которым с 1 января 2010 г. предусматривается:
повышение
критерия нуждаемости при оказании
единовременного социального
увеличение периода назначения государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия;
введение нового вида государственной адресной социальной помощи – социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации;
объединение в единую систему адресной социальной помощи двух видов государственной поддержки – государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. Это означает, что адресная социальная помощь может быть направлена на оплату жилищно-коммунальных услуг.
При написании данной курсовой работы рассмотрены все поставленные задачи.
1. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей.
2. Для определения степени неравенства в распределении доходов демонстрирует кривая Лоренца. Коэффициент концентрации, или коэффициент Джинни рассчитывается как отношение площади сегмента, образованного кривой Лоренца и линией равномерного распределения доходов, к половине площади всего квадрата. Чем больше коэффициент, тем больше неравенство.
Для характеристики дифференциации доходов часто используют разрыв между крайними децильными группами (10% самого богатого населения и 10% самого бедного населения). Отношение уровня дохода лиц, находящихся в верхнем дециле, к уровню дохода лиц из низшего дециля показывает коэффициент дифференциации доходов.
3. Политика распределения доходов населения должна быть направлена, прежде всего, на восстановление роли оплаты труда, как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности граждан.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для Республики Беларусь, свойственно сочетание государственного и договорного регулирования, которые базируются на определённых принципах. Определённые правила регулирования заработной платы устанавливает государство, государственное и коллективно- договорное регулирование заработной платы дополняется и индивидуально – договорным, при помощи которого работник и наниматель конкретизируют условия оплаты труда, закреплённые в действующем законодательстве, в коллективном договоре, соглашении.
В
этих целях первоочередное значение
приобретает поэтапное
В этой связи, целесообразно рассмотреть вопрос о введении обязательного страхования работодателей на случай неспособности ими своевременно оплатить труд наемных работников.
Система оплаты труда в Республике Беларусь основана на республиканской тарифной системе труда, составными частями которой являются: Единая тарифная сетка (ЕТС), единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), тарифные ставки и оклады.
Но в зависимости от формы заработной платы выделяют ещё множество других систем оплаты.
В Республике Беларусь в последнее десятилетие происходят процессы социально-экономического расслоения населения по доходам. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими трансфертные платежи, регулирование цен на социально важную продукцию, индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции и др.
Информация о работе Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике