Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявить особенности распределения и регулирования доходов в Республике Беларусь.
В задачи курсовой работы входят рассмотрение главных источников денежных доходов; изучение степень неравенства в распределении доходов с помощью кривой Лоренца и коэффициента Джинни; анализ динамики государственного регулирования доходов в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 4
1 Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения 5
1.1 Виды доходов 5
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни 9
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в РБ 13
3.1 Особенности регулирования доходов в РБ 15
Заключение 18
Список использованных источников 20

Работа содержит 1 файл

37 Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

    Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр. [14, c.105-110]

    Для оценки уровня и динамики доходов  населения используются показатели номинального, располагаемого и реального  дохода.

    Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.

    Под доходами, как правило, понимается сумма  денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг для личного потребления. Важность роли доходов в формировании жизненного уровня определяется тем обстоятельством, что в развитой рыночной экономике основная часть потребительских благ и услуг реализуется как товары. Таким образом, уровень потребления населения в первую очередь зависит от уровня доходов.

    Существуют  три главных источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т.п.). Доходы населения определяют спрос на потребительские товары в сфере конечного потребления, а через это - масштабы производства, его структуру, размеры прибыли, что в свою очередь является движущим фактором развития экономики и роста доходов. Обычно совокупный доход семьи формируется за счёт всех трех названных источников дохода. 

 

      2 Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни 

    «Разумное»  неравенство в доходах позволяет  стимулировать предприимчивых и энергичных людей и на основе возросшего дохода оказывать поддержку социально незащищенным слоям общества. Каковы же причины неравенства в распределении доходов?

    1. Различия в способностях и  талантах людей.

    2. Одной из главных причин неравенства доходов является неравенство в отношениях собственности на богатство, которая распределяется еще более неравномерно, чем доходы. По оценке С.Фишера, различие в богатстве между семьями в США достигает исключительных масштабов. 0,05% американских семей владеет 35% всей величины личного имущества, в то время как имущество «нижних» 90%: домашних хозяйств составляет лишь 30% его совокупной величины. Если в 1963г. верхний 1% семей владел 32% национального богатства, то в 1983 г. они владели уже 42%. Еще более неравномерно, чем в США, распределяется национальное богатство в Великобритании [9. с. 142-145].

    3. Все более значимым фактором  дифференциации доходов становится  уровень образования и профессиональной  подготовки. Если в 1976 г. выпускники, колледжей в США зарабатывали в среднем на 55% больше, чем выпускники средних школ, то в 1994 г., уже на 84%. Лица, закончившие колледж, к 65 годам зарабатывают примерно $2,5 млн., а те, кто не окончил средней школы - $1,2 млн. [9. с. 142-145].

    4. Профессиональная принадлежность человека. В последнее время в США, например, лидируют врачи, зарабатывающие в среднем $120 тыс. в год, что объясняется целым рядом факторов: возрастает спрос на их услуги; они тратят много времени и сил на учебу; медицинские учреждения не готовят достаточного количества соответствующих специалистов.

    5. Применяемые системы налогообложения.  Прогрессивный подоходный налог  сглаживает неравенство в доходах.

    6. Степень монополизации экономики.

    7. Прочие факторы: например, кто  работает больше, больше зарабатывает; лица, занятые не престижными видами деятельности и в неблагоприятных условиях труда, получают компенсации и т. п. [9. с. 142-145].

    Если  бы доходы распределялись абсолютно  равномерно, то низшая 20%-ная группа населения (нижний квантиль) получала бы ровно 20% совокупного дохода, 60% населения  получали бы 60% дохода, а высшая (тоже 20%-ная группа) ровно такую же долю совокупного дохода - 20%. В действительности же на долю нижнего квантиля приходилось в США в конце XX в. только 4,2% совокупного дохода, второго - 10%, третьего - 15,7%, четвертого - 23,3%, пятого - 46,9%. При этом высшая группа, состоящая из 5% населения, присваивала 20,1% национального дохода, т.е. больше, чем 40% всех семей, относящихся к нижним группам.

     Степень неравенства в распределении  доходов демонстрирует кривая Лоренца (рис. 2.1). По оси абсцисс отложим доли групп населения в общей его численности, по оси ординат - доли в национальном доходе.

    Кривая  Лоренца представляет собой промежуточную кривую АЕFС

    и дает представление об отклонении от абсолютного равенства,

        т.е. показывает меру неравенства в

    Рисунок 2.1 Кривая Лоренца                 распределении доходов. Чем больше

    Примечание  – Источник: [4, с.161]         изгибается кривая Лоренца, тем силь-

нее неравенство. Прямая АС, проведенная под углом 45°, говорит об абсолютном равенстве в распределении доходов. Точка В - точка абсолютного неравенства, когда весь национальный доход присваивается весьма узкой группой населения. Самое крайнее положение занимает линия номинального распределения доходов, отражающая наибольшее неравенство. Прогрессивные системы налогообложения обычно смягчают это неравенство [4. с. 160-169].

    Количественно степень неравенства в распределении  доходов определяют два показателя.

    Коэффициент концентрации, или коэффициент Джини. Если площадь заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение: 

    G =                          (2.1) 

    где О - показатель, измеряющий степень  неравенства в доходах [4. с. 180].

    Он  рассчитывается как отношение площади  сегмента, образованного кривой Лоренца  и линией равномерного распределения  доходов, к половине площади всего квадрата. Чем больше коэффициент, тем больше неравенство. Он изменяется от 0 до 1.

    Для характеристики дифференциации доходов  часто используют разрыв между крайними децильными группами (10% самого богатого населения и 10% самого бедного населения). Отношение уровня дохода лиц, находящихся в верхнем дециле, к уровню дохода лиц из низшего дециля показывает коэффициент дифференциации доходов.

    Экономической науке известны три современные  модели распределения доходов.

    Первая  из них описывает распределение населения по доходам в развитых странах. Это модель демократического рыночного общества, поддерживается мощной социальной группой; обычно называемой средним классом. Графически она напоминает черты одногорбого арабского верблюда: большинство населения имеет средние доходы, а доли бедных и богатых незначительны и равномерно снижаются при удалений от средней.

    Общество  подобного типа хорошо приспособлено  для достижения общественных компромиссов с помощью демократических институтов.

    Другая  модель схематично отражает социальное расслоение в странах слаборазвитого капитализма (с диктатурой или неустойчивой демократией). Она имеет вид островерхого треугольника с вогнутыми сторонами, имеющего мощное основание. Ключевая проблема такого общества состоит в трудности создания стабильного механизма выработки общественного согласия. Средний класс там слишком слаб для того, чтобы навязывать всем своё понимание консенсуса, в то время как наиболее бедные слои, хотя и многочисленные, не в состоянии сформировать достаточную политическую силу, способную придать направленность ожидаемым преобразованиям.

    Слабость  среднего класса приводит к возникновению препятствий для демократических процессов. Выработка общественного консенсуса между богатыми и бедными почти невозможна. Подобная ситуация рождает две объективные тенденции:

    1) тенденцию к возникновению диктатуры  военного типа, стремящейся реализовать преимущественно интересы высших слоев;

    2) тенденцию к революционной диктатуре,  реализующей интересы беднейших  слоев.

     «Разумное»  неравенство в доходах позволяет  стимулировать предприимчивых и  энергичных людей и на основе возросшего дохода оказывать поддержку социально незащищенным слоям общества. Причины неравенства в распределении доходов:

     1. Различия в способностях и  талантах людей.

     2. Одной из главных причин неравенства  доходов является неравенство  в отношениях собственности на  богатство, которая распределяется еще более неравномерно, чем доходы.

     3. Все более значимым фактором  дифференциации доходов становится  уровень образования и профессиональной  подготовки.

     4. Профессиональная принадлежность  человека.

     5. Применяемые системы налогообложения. Прогрессивный подоходный налог сглаживает неравенство в доходах.

     6. Степень монополизации экономики.

     Степень неравенства в распределении  доходов демонстрирует кривая Лоренца. Коэффициент концентрации, или коэффициент Джинни рассчитывается как отношение площади сегмента, образованного кривой Лоренца и линией равномерного распределения доходов, к половине площади всего квадрата. Чем больше коэффициент, тем больше неравенство.

     Для характеристики дифференциации доходов  часто используют разрыв между крайними децильными группами (10% самого богатого населения и 10% самого бедного населения). Отношение уровня дохода лиц, находящихся в верхнем дециле, к уровню дохода лиц из низшего дециля показывает коэффициент дифференциации доходов.

 

    3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в РБ 

    Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения  различных групп получателей  дохода и социальных выплат. При  этом  значительная  доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

    Перераспределение доходов  правительство  осуществляет прямым  и косвенным способами, включающими:

    - трансфертные платежи, то есть  пособия, выплачиваемые малообеспеченным  группам иждивенцам, инвалидам, престарелым  и безработным;

    - регулирование цен на социально  важную продукцию;

    - индексацию фиксированных доходов  и  трансфертных  платежей  при определенном законом проценте инфляции;

    - обязательный минимум зарплаты  как базы  оплаты  труда  на  всех  предприятиях;

    - прогрессивное  налогообложение,  при  котором  налоговая   ставка увеличивается по мере  роста размеров номинального дохода.  

    Социальные  трансферты – это система мер  денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в  настоящее время или и прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

    Государство, организуя через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального  воспроизводства  рабочей  силы,  способствует  ослаблению социальной напряженности и т. д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов. Возможности государства в перераспределении  доходов  во  многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также  пособий  по  безработице. Государство перераспределяет доходы также путем  изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы. Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.

Информация о работе Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике