Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – доходы населения и принципы их распределения.
Предмет исследования – государственное регулирование распределительных отношений по поводу доходов различных слоев населения
Цель работы – изучение и анализ доходов и принципов их распределения в современных условиях.

Содержание

.Введение.................................................................................................................4
1 Доходы населения, их виды..............................................................................6
1.1 Понятие дохода и его виды............................................................................6
1.2 Рента.................................................................................................................7
1.3 Процент............................................................................................................8
1.4 Прибыль...........................................................................................................9
1.5 Заработная плата.............................................................................................9
1.6 Показатели дохода........................................................................................10
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини...........................................................................................14
2.1 Сущность и необходимость распределения и дифференциации доходов.................................................................................................................14
2.2 Кривая Лоренца и коэффициент Джини.....................................................15
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности их регулирования в Республике Беларусь.............................................................18
3.1 Сущность государственной политики по перераспределению доходов.................................................................................................................18
3.2 Особенности регулирования доходов в Республике Беларусь.................20
Заключение..........................................................................................................23
Список использованных источников................................................................25
Приложение

Работа содержит 1 файл

доходы населения.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

     Важным элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали «цена – зарплата». Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты и цен (в противоположность «политике экспансии» когда стимулируется рост доходов населения). Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения. Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, правительство стремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.

     Одним из основных направлений государственной политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Для подсчета индекса потребительских цен ввиду больших колебаний цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее часто споры между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета. [14, c. 123-125]  

     3.2 Особенности регулирования доходов в Республике Беларусь 

     Государственное регулирование роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности функционирования субъекта хозяйствования. 

     Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда. 

     При этом предприятия могут самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством. 

     Заработная плата работника зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателей труда, соблюдения технико-технологических стандартов, трудовой дисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается. 

     Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность). [2]

     По сообщению Национального статистического комитета Республики Беларусь, начисленная средняя заработная плата работников республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-сентябре 2011 г. составила 1 721,7 тыс. рублей, в том числе в сентябре – 2 260,1  тыс.  рублей и увеличилась по сравнению  с августом 2011 г. на 13,4 %, или на 267,8 тыс. рублей. По сравнению с декабрем 2009 года она уменьшилась на 8,5 %. [4]

     В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе-сентябре 2011 г. составила 1 461  тыс.  рублей,  в том числе в сентябре – 2 049,2  тыс.  рублей и по сравнению с августом 2011 г. увеличилась на 38,1 %, или на 565,1 тыс. рублей. 

     Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе-сентябре 2011 г. по сравнению с январем-сентябрем 2010  г. увеличилась на 19,8 %, в сентябре по сравнению с августом 2011 г. − на 21,6 %. [4]

     Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников. 

     В связи с утверждением постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2010 г. № 127 бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения в ценах декабря 2009 г. в размере 271 450 руб. 

     Предметом особой заботы государства является защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, инвалидов).  
В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. человек, или каждый четвертый житель, – пенсионеры. Из них более 1,9 млн. человек являются получателями пенсии по возрасту, 281,7 тыс. – по инвалидности, 138,2 тыс. – по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия. В настоящее время ее получают свыше 50 тыс. человек.  
На выплату пенсий расходуется около 11 % валового внутреннего продукта страны. Это – одни из самых высоких показателей среди государств – участников СНГ. 

     В Беларуси повышение уровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом роста средней заработной платы и изменения бюджета прожиточного минимума. 

     В январе-октябре 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года: среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 8,5 % и составил 767,1 тыс. рублей, что в 2,1  раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 795,2  тыс. рублей,  по инвалидности – 706,2  тыс. рублей,  по случаю потери кормильца – 511,3 тыс. рублей, социальных пенсий – 411,6 тыс. рублей.

     Осуществляются меры по усилению государственной поддержки семей с детьми. 

     В январе 2010 года среднемесячный размер пособия на детей в возрасте до 3-х лет 227 430 рублей; среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет – 312 070 рублей. 

     В целях развития системы государственной адресной социальной помощи принят Указ Президента Республики Беларусь «О государственной адресной социальной помощи», которым с 1 января 2010 г. предусматривается: 

     1) повышение критерия нуждаемости при оказании единовременного социального пособия малообеспеченным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, до 150 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения; 

     2) увеличение периода назначения государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия; 

     3) введение нового вида государственной адресной социальной помощи – социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации;

     4) объединение в единую систему адресной социальной помощи двух видов государственной поддержки – государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. Это означает, что адресная социальная помощь может быть направлена на оплату жилищно-коммунальных услуг.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

     При написании данной курсовой работы рассмотрены все поставленные задачи. 

     Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. 

     Для определения степени неравенства в распределении доходов демонстрирует кривая Лоренца. Коэффициент концентрации, или коэффициент Джини рассчитывается как отношение площади сегмента, образованного кривой Лоренца и линией равномерного распределения доходов, к половине площади всего квадрата. Чем больше коэффициент, тем больше неравенство. 

     Для характеристики дифференциации доходов часто используют разрыв между крайними децильными группами (10% самого богатого населения и 10 % самого бедного населения). Отношение уровня дохода лиц, находящихся в верхнем дециле, к уровню дохода лиц из низшего дециля показывает коэффициент дифференциации доходов. 

     Политика распределения доходов населения должна быть направлена, прежде всего, на восстановление роли оплаты труда, как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности граждан. 

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что для Республики Беларусь, свойственно сочетание государственного и договорного регулирования, которые базируются на определённых принципах. Определённые правила регулирования заработной платы устанавливает государство, государственное и коллективно- договорное регулирование заработной платы дополняется и индивидуально – договорным, при помощи которого работник и наниматель конкретизируют условия оплаты труда, закреплённые в действующем законодательстве, в коллективном договоре, соглашении. 

     В этих целях первоочередное значение приобретает поэтапное доведение минимальных и других фиксированных доходов населения до величины прожиточного минимума. Необходимо также принять экстренные правовые, экономические и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках с выплатой заработной платы. 

     В Республике Беларусь в последнее десятилетие происходят процессы социально-экономического расслоения населения по доходам. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими трансфертные платежи, регулирование цен на социально важную продукцию, индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом инфляции и др. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Белова, Т. Межотраслевая дифференциация доходов населения и их динамика. / Т. Белова // Экономист. - 2008. - №4. - С. 62-66.

2 Верещагина, А.Л., Франческо, П., Темичев, А.М., Роль человеческого капитала в формировании доходов населения / РБ / А.Л. Верещагина, П. Франческо, А.М.Темичев // Бел. эк. журнал. - 2005. - № 3. - С. 101-110.

3 Динамика номинальной и реальной среднемесячной заработной платы за 2010-2011 г. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://belstat.gov.by/homep/ru/specst/labortab.php. - Дата доступа: 16.11.2011.

4 Доходы и расходы населения за январь-октябрь 2011 г. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2011_10/14.pdf. - Дата доступа: 15.11.2011.

5 Доходы населения, их распределение. Социальная политика государства и ее роль в развитии экономики [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://finashka.com/gosy/353. - Дата доступа: 08.11.2011.

6 Заико, Л. Что долг грядущий нам готовит? / Л. Заико // Дело. - 2007. - № 6. – С. 7,10,11.

7 Кривая Лоренца и коэффициент Джини [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economics.wideworld.ru/macroeconomics/regulation_mechanism/market_incomings/2/. - Дата доступа: 11.11.2011.

Информация о работе Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике