Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа
Объект исследования – доходы населения и принципы их распределения.
Предмет исследования – государственное регулирование распределительных отношений по поводу доходов различных слоев населения
Цель работы – изучение и анализ доходов и принципов их распределения в современных условиях.
.Введение.................................................................................................................4
1 Доходы населения, их виды..............................................................................6
1.1 Понятие дохода и его виды............................................................................6
1.2 Рента.................................................................................................................7
1.3 Процент............................................................................................................8
1.4 Прибыль...........................................................................................................9
1.5 Заработная плата.............................................................................................9
1.6 Показатели дохода........................................................................................10
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини...........................................................................................14
2.1 Сущность и необходимость распределения и дифференциации доходов.................................................................................................................14
2.2 Кривая Лоренца и коэффициент Джини.....................................................15
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности их регулирования в Республике Беларусь.............................................................18
3.1 Сущность государственной политики по перераспределению доходов.................................................................................................................18
3.2 Особенности регулирования доходов в Республике Беларусь.................20
Заключение..........................................................................................................23
Список использованных источников................................................................25
Приложение
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.
Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.
Несмотря
на разнообразие источников поступления
доходов все же главными составляющими
денежных доходов населения являются
оплата труда, доходы от предпринимательской
деятельности и собственности, а также
социальные трансферты.
2 Проблема неравенства
в распределении доходов.
Кривая Лоренца и коэффициент
Джини
2.1
Сущность и необходимость
распределения и дифференциации
доходов
Рыночная система – это беспристрастный механизм. Она не имеет совести, не приспосабливается к моральным нормам, определяющим, что есть беспристрастное и справедливое распределение дохода. Действительно, исключительно индивидуалистический характер капиталистической экономики вполне допускает высокую степень неравенство доходов. Однако есть и более специфические факторы, которые способствуют этому неравенству
1. Различия в способностях. У людей разные интеллектуальные, физические эстетические способности.
2. Образование и обучение. Люди существенно отличаются друг от друга по уровню полученного образования и профессиональной подготовки, а, следовательно, и по своим возможностям зарабатывать. Отчасти эти различия являются результатом свободного выбора.
3. Профессиональные вкусы и риск. У людей различные профессиональные вкусы и готовность рисковать.
4. Владение собственностью. Между лицами, владеющими собственностью, а, следовательно, и получающими от нее доход, существует значительное
неравенство.
5. Господство на рынке. Способность «искусственно вздувать цены на рынке» в своих интересах, безусловно, является главным фактором, определяющим неравенство доходов.
6. Удача, связи, несчастья и дискриминация.
«Разумное» неравенство в доходах позволяет стимулировать предприимчивых и энергичных людей и на основе возросшего дохода оказывать поддержку социально незащищенным слоям общества. Причины неравенства в распределении доходов:
Что касается самих путей распределения доходов населения, то существуют четыре основных принципа.
Уравнительное распределение. Оно имеет место, когда все члены общества (или его определённая часть) получают равные доходы или блага. Такой принцип характерен для первобытных социумов, а также для стран с режимом, который Маркс и Энгельс определили как «казарменный коммунизм».
Рыночное распределение предполагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (рабочей силы, предпринимательских способностей, земли, капитала) получает разный доход – в соответствии с хозяйственной полезностью продуктивностью своего фактора.
Распределение по накопленному имуществу. Он проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передаёт по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).
Привилегированное
распределение особенно характерно
для стран с неразвитой демократией и
граждански пассивным обществом. Там правители
самоуправно перераспределяют общественные
блага в свою пользу, устраивая для себя
повышенные оклады и пенсии, улучшенные
условия жизни, труда, лечения, отдыха
и другие льготы. [5]
2.2 Кривая Лоренца и коэффициент Джини
Для измерения фактического распределения доходов используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране.
«Кривая Лоренца» — это метод графического изображения уровня концентрации явления. Для ее построения на обе оси координат наносят процентную масштабную шкалу (от 0 до 100 %). Для точек кривой абсциссами служат единицы совокупности, а ординатами — значения признака. Равномерное распределение признака будет представлено в таком случае диагональю, называемой «линией равномерного распределения», а неравномерное — «линией Лоренца», отклонение которой от диагонали и характеризует степень.
Таким
образом, если принять величину дохода
и численность населения за 100
%, то прямая ОА покажет абсолютно
равномерное распределение
Рисунок 2 – Кривая Лоренца
Примечание
– Источник: [7]
Для
расчета конкретного уровня неравенства
в распределении доходов
Размер дохода сопровождается опережающим увеличением его «сберегаемой» части.
Исключительная сложность рыночной экономики состоит в том, что пропорция между «потреблением» и «сбережением» доходов предопределяет величины совокупных расходов и совокупных сбережений в обществе (со всеми вытекающими отсюда последствиями для макроэкономических процессов), и в то же время эта пропорция сама отражает степень сбалансированности макроэкономических процессов. Вот почему искусство регулирования рыночной экономики заключается не в нахождении неких универсальных «рецептов» управления ею, а в умении определить доминирующий фактор в данной рыночной ситуации. И подчас оказывается, что таким фактором является пропорция, в которой рядовой доходополучатель решает разделить свой доход между потреблением и сбережением. Склонить его к принятию оптимального для общества решения — такова порой «сверхзадача» механизма регулирования рыночной экономики в конкретной ситуации. [7]
Для
характеристики дифференциации доходов
часто используют разрыв между крайними
децильными группами (10% самого богатого
населения и 10% самого бедного населения).
Отношение уровня дохода лиц, находящихся
в верхнем дециле, к уровню дохода лиц
из низшего дециля показывает коэффициент
дифференциации доходов.
Экономической науке известны три современные
модели распределения доходов. Первая
из них описывает распределение населения
по доходам в развитых странах. Это модель
демократического рыночного общества,
поддерживается мощной социальной группой;
обычно называемой средним классом. Графически
она напоминает черты одногорбого арабского
верблюда: большинство населения имеет
средние доходы, а доли бедных и богатых
незначительны и равномерно снижаются
при удалении от средней. Общество подобного
типа хорошо приспособлено для достижения
общественных компромиссов с помощью
демократических институтов.
Другая модель схематично отражает социальное
расслоение в странах слаборазвитого
капитализма (с диктатурой или неустойчивой
демократией). Она имеет вид островерхого
треугольника с вогнутыми сторонами, имеющего
мощное основание. Ключевая проблема такого
общества состоит в трудности создания
стабильного механизма выработки общественного
согласия. Средний класс там слишком слаб
для того, чтобы навязывать всем своё понимание
консенсуса, в то время как наиболее бедные
слои, хотя и многочисленные, не в состоянии
сформировать достаточную политическую
силу, способную придать направленность
ожидаемым преобразованиям.
Слабость среднего класса приводит к возникновению препятствий для демократических процессов. Выработка общественного консенсуса между богатыми и бедными почти невозможна. Подобная ситуация рождает две объективные тенденции:
1)
тенденцию к возникновению диктатуры
военного типа, стремящейся реализовать
преимущественно интересы высших слоев;
2) тенденцию
к революционной диктатуре, реализующей
интересы беднейших слоев.
3.
Государственная политика перераспределения
доходов и особенности регулирования
их в Республике Беларусь
3.1
Сущность государственной политики по
перераспределению доходов
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.
Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:
- трансфертные платежи, то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;
- регулирование цен на социально важную продукцию;
- индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;
- обязательный минимум зарплаты как базы оплаты труда на всех предприятиях;
- прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.
Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или и прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство,
организуя через бюджет перераспределение
доходов, решает проблему повышения доходов
малоимущих слоев населения, создает условия
для нормального воспроизводства рабочей
силы, способствует ослаблению социальной
напряженности и т. д. Степень воздействия
государства на процесс перераспределения
доходов можно измерить объемом и динамикой
расходов на социальные цели за счет центрального
и местных бюджетов, а также размером налогообложения
доходов. Возможности государства в перераспределении
доходов во многом ограничиваются бюджетными
поступлениями. Наращивание социальных
расходов сверх налоговых поступлений
ведет к превращению их в мощный фактор
роста бюджетного дефицита и инфляции.
Увеличение социальных расходов госбюджета
даже в пределах полученных доходов ведет
к чрезмерному росту налогов, способному
подорвать рыночные стимулы. Механизм
социальных трансфертов включает изъятие
в форме налогов части доходов у средне-
и высокодоходных слоев населения и выплату
пособий наиболее нуждающимся и инвалидам,
а также пособий по безработице. Государство
перераспределяет доходы также путем
изменения цен, устанавливаемых рыночным
путем, например гарантированием цен фермерам
и введением минимальных ставок заработной
платы. Само устройство рыночной экономики
делает неизбежным вмешательство государства
в сферу доходов с целью их перераспределения.
Благодаря этому правительство получает
средства, необходимые для удовлетворения
общих потребностей (оборона, экология,
развитие производственной и социальной
инфраструктуры), материальной поддержки
временно незанятых в производстве, нетрудоспособных
(престарелых и молодежи), а также малообеспеченных
групп работников.
Кроме того, общество ответственно за
уровень доходов работников, занятых в
«общественном» секторе экономики (бюджетных
отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование)
носят фиксированный характер. Обычно
это достигается законодательным установлением
минимального уровня зарплаты как обязательной
базы оплаты труда во всех сферах экономики.
Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать
минимальный стандарт благосостояния.
Информация о работе Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике