Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа
Важное значение для характеристики благосостояния населения имеют совокупные доходы всего населения, семьи, отдельного человека. Рост совокупных доходов при неизменных ценах и налогах свидетельствует о повышении возможностей населения для удовлетворения своих потребностей. Совокупными доходами называется весь объём жизненных средств, который поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильные доходы, которые составляют совокупные доходы без учёта услуг из общественных фондов потребления.
Введение.
Структура и динамика доходов населения
Состав и структура доходов
Функциональное и личное распределение доходов
Динамика доходов населения
Виды доходов.
Заработная плата.
Определение заработной платы.
Функции заработной платы.
Государственное регулирование заработной платы.
Минимальная заработная плата.
Заработная плата в РФ.
Безденежные доходы населения.
Доходы неформального сектора экономики.
Дифференциация доходов.
Причины.
Плюсы и минусы неравенства доходов населения.
Дифференциация доходов РФ.
Государственная политика доходов.
Государственное регулирование доходов.
Государственная политика доходов РФ.
Антикризисные меры.
Заключение.
Список используемой литературы.
Две первые системы
связаны с установлением
По заключению
Международной комиссии, созданной
по инициативе ЕС в 1989 году, справедливой
считается минимальная
Таблица 1.
показатели | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Прожиточный минимум, руб. | 20,6 | 86,6 | 264,0 | 369,9 | 423,0 | 555 | 908 | |
Минимальная заработная плата, руб. | 6,1 | 17,6 | 42,6 | 72,2 | 83,5 | 83,5 | 83,5 | |
Отношение минимальной заработной платы к средней заработной плате, %. | 10,3 | 8,1 | 8,8 | 9,0 | 8,4 | 7,6 | 4,7 | |
Минимальная заработная плата в 5 раз ниже прожиточного минимума и составляет всего 8 - 9 % средней зарплаты. Она стала выполнять роль норматива при определении размеров стипендии, пенсии, социальных пособий, применении налогов, штрафов. Своё же истинное назначение как показателя минимально допустимого уровня жизни для трудоспособного населения утратила и перестала выполнять свои основные функции: воспроизводственную и стимулирующую. Как видно из Таблицы 1 такой показатель, как отношение минимальной заработной платы к средней заработной плате, начиная с 1993 года, неумолимо снижался, и если в 93 году данное соотношение составляло 10, 3%, то в 1999 всего 4,3%. Однако после 1999 года наметилось явное изменение ситуации. Отношение минимальной заработной платы к средней заработной плате в 2000 году составило 5,3% Государственный комитет статистики РФ., а в начале 2001 - 7, 3%. При этом произошло увеличение и минимальной заработной платы и средней заработной платы. Они составили соответственно в 2000 году 132 рубля и 2259 рублей, а в 2001 году 200 рублей и 2760 рублей (февраль).
Повышения минимальной заработной платы можно достичь путём постепенного приближения её значения к величине прожиточного минимума или путём снижения норматива потребления. Если повысить уровень минимума зарплаты без увеличения спроса на рынке труда, то это приведёт к снижению численности занятых, к массовым увольнениям, к резкому увеличению безработицы. Другой путь - это развитие производства, инвестирование, структурная перестройка экономики. Это повысит занятость, а, следовательно, и доходы.
Заработная плата в РФ.
Произошедшие
в стране в 90-ые годы социально-экономические
преобразования привели к существенным
переменам в организации
Низкий уровень заработной платы и связанная с этим неудовлетворительная структура расходов населения тормозят проведение реформ в социальной сфере, так как основная часть заработка (70-80%) . Никифоров А., Лубков А. Основные направления реформирования заработной платы.//Экономист. - 1999. - № 4 . - с.40. расходуется на питание и покупку товаров первой необходимости, а оставшаяся часть недостаточна для оплаты жилья, медицинских услуг. Обесценивание рабочей силы имеет негативные последствия для экономики: снижение потребительского спроса, сокращение объёмов производимой продукции, снижение мотивации возможностей заработной платы, рост дифференциации доходов отдельных групп населения, торможение научно-технического прогресса, т. к. дешевизна рабочей силы делает её дополнительное привлечение более выгодным, чем совершенствование технологий.
Важной проблемой, вызывающей социальную напряжённость в обществе, остаётся задолженность по заработной плате. Суммарная задолженность по заработной плате, по данным организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, образования, здравоохранения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, жилищного и коммунального хозяйства, а также организаций социального обеспечения, государственного управления субъектов Российской Федерации и муниципального управления, местной милиции, сообщивших сведения о просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 1 января 2000г., составила 43741 Государственный комитет статистики РФ. млн. рублей (снижение по сравнению с 1 декабря 1999г. на 7128 млн. рублей, или на 14,0%). При этом в производственных отраслях она снизилась на 4557 млн. рублей (12,1%), в отраслях социальной сферы - на 2088 млн. рублей (19,0%), в других отраслях - на 483 млн. рублей (20,8%).
По состоянию на 1 января 2000г. суммарная просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 декабря в 84 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение суммарного объема задолженности по заработной плате отмечено в организациях Республики Татарстан, Мурманской, Псковской, Новгородской, Ярославской, Астраханской, Саратовской, Тверской, Томской, Оренбургской, Калининградской областей, Ставропольского края, Ненецкого автономного округа, где снижение задолженности составило от 23% до 64%.
Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней по состоянию на 1 января 2000г. составила 10165 млн. рублей (снижение по сравнению с 1 декабря 1999г. на 2193 млн. рублей, на 17,7%), или 23,2% общего объема задолженности по заработной плате.
Более 78% общего объема просроченной задолженности из-за недофинансирования из федерального бюджета в организациях науки и научного обслуживания приходится на Москву (135 млн. рублей), Московскую область (36 млн. рублей), Санкт-Петербург (69 млн. рублей), Свердловскую область (40 млн. рублей), Воронежскую область (32 млн. рублей) и Красноярский край (14 млн. рублей).
Таблица
2. Государственный комитет
Млн. рублей | ||||||
всего | в том числе | |||||
из-за
недофинансирования из бюджетов всех уровней |
из них | из-за
отсутствия собственных средств |
||||
федерального бюджета | территориальных бюджетов | |||||
Всего | 43741 | 10165 | 1913 | 8252 | 33576 | |
производственные отрасли |
33032 | 2459 | 1386 | 1073 | 30573 | |
отрасли социальной сферы | 8876 | 6223 | 111 | 6112 | 2653 | |
другие отрасли | 1833 | 1483 | 416 | 1067 | 350 | |
Наибольшая задолженность по заработной у производственных отраслей, причём по всем отраслям основной причиной задолженности является отсутствие собственных средств, что указывает на их низкое развитие.
Неплатежи заработной платы резко повысили значимость других источников доходов для населения страны. 40% всего работающего населения имеют другие источники доходов, из которых на первом месте стоят доходы от личного подсобного хозяйства, на втором месте - пенсии, пособия, дотации и компенсации, на третьем месте - материальная помощь со стороны родственников, на четвёртом месте - дополнительный трудовой доход, т. е. эпизодические заработки и постоянная работа по совместительству.
2.2 Безденежные доходы населения.
Основными источниками безденежных доходов населения являются общественные фонды потребления и личные подсобные хозяйства.
Общественные фонды потребления представляют собой разновидность коллективной формы потребления и образуют материальную базу для функционирования сферы бесплатного обслуживания населения. За счёт таких фондов содержатся больницы, поликлиники, школы, колледжи, вузы, детские сады ясли, учреждения культуры. За счёт бесплатного представления этих услуг обеспечивается более высокий уровень потребления для всех слоёв населения.
Общественные фонды потребления отличаются от распределения доходов через оплату труда и собственность тем, что получаемые блага не переходят в личную собственность, не образуют дохода в прямом смысле этого слова для каждого человека. Эти блага остаются объектами общественной собственности, используются совместно, увеличивают размеры совокупного дохода на душу населения.
В средствах фондов денежные выплаты составляют половину общей суммы фондов потребления, а немного меньше половины этих выплат составляют расходы на предоставление населению на бесплатных или льготных условиях услуг по воспитанию и образованию подрастающего поколения, профессиональной подготовке, охране здоровья. Аналогичные виды услуг предоставляются за счёт местного бюджета для муниципальных учреждений здравоохранения, просвещения, культуры. Разнообразие безденежных вариантов доходов зависит от экономических возможностей регионов. Самыми распространёнными из них - бесплатный проезд для пенсионеров и других групп населения, льготы на коммунальные услуги, дотации на питание. В фирмах предоставляются льготы на содержание детей в детских садах, оздоровительных лагерях, на проезд в общественном транспорте.
Личное подсобное хозяйство в России имеет сложную историю. Были периоды его ограничения и свёртывания, периоды его полного запрещения. В настоящее время политика по отношению к личным подсобным хозяйствам направлена на их развитие. В отношении населения к личным подсобным хозяйствам решающую роль могут играть и неэкономические факторы. Потребность в свободном времени, желание использовать его для удовлетворения культурных, а не материальных потребностей могут привести к отказу населения от ведения подсобного хозяйства. Для того чтобы оценить перспективы развития личных подсобных хозяйств, выявить тенденции изменения доходов из этого источника, необходимо рассмотреть те факторы, которые способствуют росту и сдерживают рост производства продукции в личных подсобных хозяйствах.
Факторы роста:
ухудшение продовольственной
ситуации в стране, возрастание дефицита
на ряд продуктов питания, что
связано с недостаточным
политика государства в отношении развития форм собственности;
выгода от использования
личных подсобных хозяйств: личные
подсобные хозяйства занимают 3%
земельных угодий, а производят 38%
валовой продукции всего
оказание государством конкретной помощи этому сектору;
рост цен на продукцию личных подсобных хозяйств;
перераспределение трудовых ресурсов в результате высвобождения лиц, занятых в отраслях экономики;
Факторы, сдерживающие рост:
уменьшение свободного времени членов семей, владеющих личными подсобными хозяйствами;
непопулярность работы на личных подсобных хозяйствах молодёжи из-за высокой доли ручного, физически тяжёлого труда;
повышение цен на транспорт, топливо, инструменты.
Значимость личных подсобных хозяйств определяется также тем местом, которое они занимают в структуре благосостояния населения, тем, как они влияют на рост доходов и потребления. Они оказывают существенное влияние на уровень жизни различных слоёв населения, так как произведённая в них продукция является доходом в натуральной и денежной форме. Получение доходов от личных подсобных хозяйств является необходимым условием повышения благосостояния значительной части сельских жителей, пенсионеров, безработных и частично занятых работников.