Доходы населения и их структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Важное значение для характеристики благосостояния населения имеют совокупные доходы всего населения, семьи, отдельного человека. Рост совокупных доходов при неизменных ценах и налогах свидетельствует о повышении возможностей населения для удовлетворения своих потребностей. Совокупными доходами называется весь объём жизненных средств, который поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильные доходы, которые составляют совокупные доходы без учёта услуг из общественных фондов потребления.

Содержание

Введение.
Структура и динамика доходов населения
Состав и структура доходов
Функциональное и личное распределение доходов
Динамика доходов населения
Виды доходов.
Заработная плата.
Определение заработной платы.
Функции заработной платы.
Государственное регулирование заработной платы.
Минимальная заработная плата.
Заработная плата в РФ.
Безденежные доходы населения.
Доходы неформального сектора экономики.
Дифференциация доходов.
Причины.
Плюсы и минусы неравенства доходов населения.
Дифференциация доходов РФ.
Государственная политика доходов.
Государственное регулирование доходов.
Государственная политика доходов РФ.
Антикризисные меры.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!!!!!!!!!! с таблицами.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Одним из важнейших  показателей уровня жизни является покупательская способность среднедушевых денежных доходов населения (покупательская способность населения). С учетом значительных сумм в иностранной валюте, остающихся на руках у населения, покупательская способность среднедушевых денежных доходов более точно характеризует уровень жизни населения по сравнению с покупательской способностью потребительских расходов населения.

Она показывает условное количество наборов прожиточного минимума, которое население могло  бы приобрести на свои номинальные  денежные доходы. Соотнесение покупательной способности денежных доходов сравниваемых периодов характеризует изменение реальных доходов населения.

Достоинством  такого подхода пересчета номинальных  денежных доходов является то, что  он обеспечивает прямую взаимоувязку параметров, входящих в систему показателей уровня жизни, а именно, увязывает изменение денежных доходов населения с изменением величины прожиточного минимума. Иначе говоря, при таком подходе в показателе реальных доходов населения четко отражаются тенденции, присущие как числителю (номинальные денежные доходы населения), так и знаменателю (величина прожиточного минимума).

Соотношение покупательской способности населения экономического района и покупательской способности  по России в целом в 1999 - 2002 годах  характеризуется таблицей 4.

Таблица 4

Соотношение покупательной способности денежных доходов населения 

экономических районов и России в целом (в  разовых величинах)

 
Регионы Российской Федерации 1999 г. 2002 г.  
Северный  район 0,91 0,96  
Северо - Западный район 0,99 0,89  
В т.ч. без г. Санкт - Петербург 0,75 0,7  
Центральный район 1,62 1,51  
В т.ч. без г. Москва 0,72 0,7  
Волго - Вятский район 0,73 0,62  
Центрально - Черноземный район 0,78 0,77  
Поволжский  район 0,82 0,81  
Северо - Кавказский район 0,72 0,72  
Уральский район 0,86 0,82  
Западно - Сибирский район 1,13 1,01  
Восточно - Сибирский район 0,76 0,88  
Дальневосточный район 0,68 0,79  
г. Санкт - Петербург 1,15 1,01  
г. Москва 3,43 2,91  
       

Из данных таблицы 4 очевидно, что по уровню покупательской способности на протяжении рассматриваемого периода устойчиво лидирует город - мегаполис Москва. Наиболее низкий уровень покупательной способности населения наблюдается в Волго - Вятском, Центральном (без Москвы) и Северо - Западном (без Санкт - Петербурга) районах. 
 

2. Виды доходов.

2.1 Заработная плата.

Заработная плата, или ставка заработной платы, - это  цена, выплачиваемая за использование  труда. Термин «труд» часто применяется  экономистами в широком смысле, т. е. включает в себя оплату труда:

- рабочих и служащих самых разных профессий;

- разнопрофильных специалистов - юристов, врачей, стоматологов, преподавателей и т. д.

- владельцев мелких предприятий - парикмахеров, водопроводчиков, мастеров по ремонту телевизоров и множество различных торговцев, предоставляющих услуги в процессе хозяйственной деятельности.

Хотя на практике заработная плата может принимать различную форму премий, гонораров, комиссионных вознаграждений, месячных окладов, мы обозначим все это одним термином «заработная плата», который будет означать ставки заработной платы в единицу времени - за час, день и т. д. Такое обозначение имеет определенные преимущество, потому что напоминает о том, что ставка заработной платы - это цена, выплачиваемая за ис-пользование единицы услуг труда.

Необходимо также различать денежную, или номинальную, и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата-это сумма денег, полученная работником за определённый промежуток времени (час, день, неделю и т. д.). Располагаемая заработная плата - это сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в Пенсионный фонд. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату; реальная заработная плата - это покупательная способность номинальной заработной платы. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 9% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 4%. Отметим также, что номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одну и ту же сторону. К примеру, номинальная заработная плата может увеличиться, а реальная заработная плата в то же самое время - уменьшиться, если цены на товары растут быстрее, чем номинальная заработная плата.  

Функции заработной платы.

Заработная плата  выполняет насколько функций, самые  главные из них - воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая, производственно-долевая.

Воспроизводственная функция состоит в определении такого абсолютного размера заработной платы, который позволяет осуществить нормальное воспроизводство рабочей силы. Поэтому эта функция выполняет определяющую роль по отношению к другим. Это стало особенно актуально в конце 90-х годов, когда все вопросы, касающиеся оплаты труда сводятся к возможностям обеспечения достойного уровня жизни. В случае, когда заработная плата по основному месту работы не обеспечивает работнику и его семье нормальное воспроизводство, возникает проблема дополнительных заработков. А они не всегда вызывают позитивные последствия. Дополнительная работа приводит к истощению трудового потенциала, снижению профессионализма, ухудшению трудовой и производственной дисциплины.

Статусная функция заработной платы предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Трудовой статус - это место работника по отношению к другим работникам. Поэтому размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его соответствие с трудовыми усилиями работника позволяет судить о справедливости размера его заработной платы. Статусная функция важна, прежде всего, для самих работников с точки зрения их притязаний на заработную плату и для своей реализации требует материальной базы.

Стимулирующая функция заработной платы предполагает побуждение работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера вознаграждения за труд в зависимости от достигнутых работником результатов. Если же заработная плата не будет зависеть от личных усилий работника, то это приведёт к ослаблению стимулирующей функции и, следовательно, к снижению инициативы и трудовой активности. Реализация этой функции осуществляется руководством фирмы посредством различных систем оплаты труда.

Регулирующая  функция заработной платы воздействует на соотношение спроса и предложения рабочей силы, на формирование персонала и степень его занятости. Эта функция выступает балансом между работниками и работодателем. Основа реализации функции - дифференциация в оплате труда по группам работников.

Производственно-долевая  функция заработной платы определяет меру участия живого труда в образовании цены товара, его долю в совокупных издержках производства и издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить величину стоимости рабочей силы, её конкурентно способность на рынке труда. Эта функция важна не только для работодателя, но и для работника. Некоторые системы бестарифной оплаты труда и другие предполагают тесную связь заработной платы и фонда оплаты труда, личного вклада работника.

Государственное регулирование заработной платы.

Реформы 90-х годов  показали неэффективность либеральных  методов, т. е. методов, которые предполагают уход государства из экономики. Переход  от социалистической модели экономики к капиталистической без государственного управления невозможен, потому что одна модель не содержит элементов другой модели. Поэтому усиленное вмешательство государства необходимо во всех сферах социально-экономической жизни, не исключая и оплаты труда.

Усиление государственного регулирования оплаты труда может  осуществиться только путём вмешательства  государства в преобразование сложившейся  в советское время системы  в рыночную. Необходимо выяснить характер такого вмешательства. В прежней  экономической модели государственное регулирование оплаты труда было основным принципом организации заработной платы. Фонд заработной платы являлся частью национального дохода, которая ежегодно предусматривалась в бюджете отдельной строкой. У государства находились все рычаги управления заработной платой: тарифная система, дифференцированная по отраслям экономики; правила выплаты премий, доплат и надбавок за особые условия труда; лимит штатной численности персонала на предприятиях. В результате же реформ решение вопросов по оплате труда переместилось на уровень предприятий. Они самостоятельно стали решать вопросы организации заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда. Государство ограничилось установлением минимума заработной платы, осуществлением регулирования условий оплаты труда для работников бюджетной сферы. Это нормально для моделей рыночной экономики, но обычно работники и работодатели развитых стран договариваются по вопросам тарифных ставок как минимум на отраслевом и территориальном уровнях. Рамки отдельного предприятия для организации заработной платы слишком узки. В развитых странах этим занимаются специальные фирмы. Но коль скоро, в России таких фирм нет, то логично было бы заниматься разработкой этих проблем на государственном уровне.

В современной  рыночной экономике предприятия  самостоятельны в выборе формы и  системы оплаты труда. Работодатель сам заботится о связи заработной платы с конечными результатами труда, устанавливая системы оплаты так, чтобы они позволяли каждому  работнику хорошо зарабатывать, а работодателю приносили желаемый результат. Государство не вмешивается непосредственно в организацию заработной платы, но в то же время принимает в ней активное участие. Оно поддерживает покупательную способность заработной платы и других денежных доходов населения посредством защиты от инфляции. Оно реализует права работников на оплату труда со стороны неплатёжеспособного работодателя. Эти вопросы решаются на законодательном уровне.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно установить три направления усиления государственного воздействия на организацию оплаты труда в современных российских условиях.

Первое - это  активное блокирующее вмешательство  государства в процесс снижения покупательной способности заработной платы.

Второе - это содействие государства выполнению заработной платой стимулирующей функции.

Третье направление  состоит в усилении государственного регулирования макроэкономических процессов, прежде всего динамики соотношения  денежной заработной платы и цен.

Минимальная заработная плата.

Наиболее эффективным  средством государственного регулирования  заработной платы является определение  гарантированного минимума оплаты труда.

Минимальная заработная плата - это социальная норма, она представляет собой низшую границу стоимости рабочей силы самого простого труда в нормальных условиях производства. Она устанавливается государственными законами. Основными критериями минимума заработной платы являются:

потребности работника  и его семьи с учётом общего уровня заработной платы в стране, социальных выплат;

факторы экономического характера (уровень и темпы роста  национального дохода, уровень занятости, платёжеспособный баланс страны).

Введение минимума заработной платы преследовало насколько  целей. Первая - это устранение чрезмерной эксплуатации низкоквалифицированных работников. Вторая - повышение самых низких уровней заработной платы с целью повышения общего уровня оплаты труда. И третья - поддержка социальной политики в области перераспределения национального дохода.

Системы минимальной заработной платы разнообразны, наиболее распространённые из них следующие:

защита социально  уязвимых групп населения, которые  имеют низкие заработки и неконкурентоспособны на ранке труда;

установление  справедливого уровня заработной платы (такие системы характерны для определённых отраслей и профессий);

установление  базы структуры заработной платы;

установление  минимума заработной платы в качестве инструмента макроэкономической политики для достижения крупных национальных целей: регулирования экономического роста, улучшение распределения доходов.

Информация о работе Доходы населения и их структура