Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:46, реферат
1. Состав и структура доходов бюджета.
2. Виды расходов государственного бюджета.
3. Дефицит бюджета, причины его возникновения и источники покрытия.
Доходы | Годы | |||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Текущие налоговые доходы, всего | 76,5 | 76,4 | 72,5 | 75,7 | 73,5 | 74,8 |
В том числе: | ||||||
подоходный налог | 8,7 | 9,3 | 9,0 | 9,1 | 9,5 | 10,2 |
налог на прибыль и доходы | 13,8 | 12,7 | 9,0 | 10,7 | 11,5 | 13,1 |
чрезвычайный налог для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС | 2,3 | 2,7 | 2,5 | 2,5 | 2,6 | – |
налог на добавленную стоимость | 25,7 | 25,2 | 25,1 | 27,8 | 23,6 | 24,5 |
налоги с продаж | 0,8 | 1,3 | 1,3 | 2,2 | 3,3 | 3,0 |
акцизы | 8,0 | 7,7 | 6,9 | 7,1 | 7,4 | 8,0 |
налоги на собственность | 2,9 | 4,1 | 4,5 | 4,9 | 5,6 | 6,1 |
Окончание табл. 4
Доходы | Годы | |||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Доходы
от внешнеэкономической |
4,5 | 5,2 | 6,0 | 7,3 | 8,5 | 8,9 |
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи, всего | 3,5 | 4,3 | 4,4 | 4,6 | 5,0 | 4,9 |
В том числе: | ||||||
доходы
от государственной соб- ственности и предприниматель- ской деятельности |
0,9 | 0,9 | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 1,2 |
административные сборы и платежи | 1,2 | 1,3 | 1,6 | 1,6 | 1,9 | 1,8 |
прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи | 1,4 | 2,1 | 1,8 | 1,8 | 1,7 | 1,9 |
Капитальные доходы | 1,1 | 1,0 | 5,2 | 1,7 | 2,1 | 2,0 |
Безвозмездные поступления | – | – | 0,5 | – | 0,5 | – |
Доходы свободных экономических зон | 0,4 | 0,3 | 0,4 | 0,2 | 0,4 | 0,4 |
Доходы
государственных целевых |
18,5 | 18,0 | 17,0 | 17,8 | 18,5 | 17,9 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Примечание.
Таблица составлена без учета данных Фонда
социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь.
Виды расходов
государственного
бюджета
Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.
Структура
расходов государственного бюджета, их
содержание формируются под воздействием
множества факторов, важнейшими из
которых выступают уровень
Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение – обеспечение выполнения государством внутренних и внешних функций.
Основным видом осуществления бюджетных расходов остается бюджетное финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности.
Расходы бюджета – экономические отношения, возникающие при распределении фонда денежных средств государства и его использовании по отраслевому, территориальному и целевому признакам. Расходы классифицируются следующим образом:
1.
По роли в процессе
· связанные с финансированием материального производства;
· связанные с содержанием непроизводственной сферы.
2. По функциональному назначению:
· на финансирование реального сектора экономики;
· на финансирование расходов социально-культурной сферы;
· на содержание аппарата управления;
· на национальную оборону;
· на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;
· на судебную власть;
· на науку;
· на финансирование расходов по обслуживанию государственного долга и т. д.
Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Эта группировка определяется бюджетной классификацией расходов бюджета.
Текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной собственности.
Направления
расходов бюджета Республики Беларусь
представлены в табл. 5.
Таблица 5.
Структура расходов
консолидированного
бюджета
Республики Беларусь
в 2002–2007 гг., % к итогу
Направление расходов | Годы | |||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Государственное управление и местное самоуправление | 2,7 | 2,8 | 2,9 | 3,0 | 3,2 | 3,4 |
Международная деятельность | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 1,2 |
Национальная оборона | 2,8 | 3,1 | 3,0 | 3,2 | 2,8 | 3,5 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 5,1 | 5,5 | 5,3 | 5,2 | 5,5 | 5,4 |
Судебная власть | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 |
Наука | 1,1 | 1,1 | 1,0 | 1,1 | 1,3 | 1,7 |
Расходы на отрасли экономики | 15,0 | 15,1 | 13,7 | 14,2 | 12,0 | 13,4 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | 3,4 | 3,8 | 3,5 | 3,2 | 3,0 | 2,9 |
Расходы на социально-культурные мероприятия и социальную политику | 36,7 | 39,0 | 41,7 | 42,2 | 43,3 | 46,7 |
Прочие расходы | 9,6 | 7,8 | 8,5 | 7,0 | 7,2 | 1,7 |
Капитальные вложения | 5,3 | 4,2 | 3,7 | 3,9 | 4,3 | 4,3 |
Расходы
государственных целевых |
17,2 | 16,5 | 15,6 | 15,9 | 16,2 | 15,5 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Примечание.
Таблица составлена без учета данных Фонда
социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь.
Приоритетными направлениями расходования средств бюджета являются:
· финансирование сфер здравоохранения, культуры, социальной защиты населения;
· стимулирование экспорта;
· финансовая поддержка производителей сельскохозяйственной продукции;
· финансирование строительства жилья;
· финансирование расходов по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В
законе о бюджете ежегодно утверждается
ряд статей текущих расходов, финансируемых
в первоочередном порядке и именуемых
защищенными статьями. В этот перечень
входят заработная плата рабочих
и служащих; начисления на заработную
плату; трансферты населению (стипендии,
пенсии, пособия); продукты питания, медикаменты,
выплаты процентов по государственному
долгу, погашение государственного долга.
Они не подлежат секвестру или блокированию,
т. е. пропорциональному сокращению расходов
по незащищенным статьям бюджета или временной
приостановке финансирования по отдельным
незащищенным статьям расходов бюджета.
Дефицит
бюджета, причины
его возникновения
и источники покрытия
Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов сверх имеющихся у государства и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.
Дефицит бюджета является следствием:
· чрезмерных государственных расходов;
· ограниченности финансовых
возможностей государства мобилизовать
необходимые доходы (сознательное сокращение
налогов в целях стимулирования деятельности
субъектов хозяйствования или
из-за низкой собираемости доходов);
· циклических спадов в экономике.
Существует много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:
Информация о работе Доходы и расходы бюджета. Бюджетный дефицит