Доходы и расходы бюджета. Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:46, реферат

Описание работы

1. Состав и структура доходов бюджета.
2. Виды расходов государственного бюджета.
3. Дефицит бюджета, причины его возникновения и источники покрытия.

Работа содержит 1 файл

эконом 3..doc

— 126.50 Кб (Скачать)

              Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

         Тульский Государственный Педагогический  Университет 

                                   имени Л.Н. Толстого

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: Доходы и расходы бюджета. Бюджетный дефицит. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                             Выполнила: студентка 3 курса 

                                                         Факультета ИСиГН   

                                                                 специальности искусство 

                                                                  Каменева Юлия Павловна                                                                            
     
     
     
     
     
     
     

                                            Тула,

                                            2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ДОХОДЫ  И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА. 
    БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
     

  1. Состав и структура доходов  бюджета.

  2. Виды расходов государственного  бюджета.

  3. Дефицит бюджета, причины его  возникновения и источники покрытия. 

    Состав и структура  доходов бюджета 

  Для выполнения своих функций государственный  бюджет должен располагать устойчивой базой. С этой целью часть чистого  дохода, формируемого в обществе, изымается в бюджет и образует его доходы.

  Доходы  бюджета по экономическому признаку – это часть национального дохода государства. Размер распределяемого и перераспределяемого через бюджетную систему национального дохода зависит от многих факторов. Среди них особое влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений и финансовой науки.

  Основными источниками формирования бюджета  являются:

  · государственное имущество, общегосударственные ресурсы, за использование которыми могут взиматься, вноситься определенные взносы;

  · обязательные платежи физических и юридических лиц в виде различных налоговых платежей и сборов;

  · привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг, лотереи, части вкладов в государственные банки и др.

  Доходы  бюджета являются экономической  категорией, которая выражает экономические отношения, возникающие в процессе формирования бюджетного фонда страны.

  Принято классифицировать доходы бюджета всех уровней по трем признакам: социально-экономическому, порядку и условиям зачисления и  юридическим формам.

  По  социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности; доходы от граждан; доходы от внешнеэкономической деятельности; пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.

  По порядку и условиям зачисления доходы бюджетной системы классифицируются следующим образом: закрепленные, регулирующие, собственные и заемные. Такая классификация закреплена Законом Республики Беларусь «О бюджетной системе». Закрепленные доходы – это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципа подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств. Правовой основой включения в бюджеты закрепленных доходов является бюджетное и налоговое законодательство Республики Беларусь.

  Под регулирующими доходами понимают доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти распределяются между выше- и нижестоящими бюджетами. В Республике Беларусь распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и города Минска. Величина и принципы определения нормативов постоянно меняются, что обусловлено необходимостью выравнивания уровней бюджетной обеспеченности территорий. Формами регулирования являются также дотации, субвенции и субсидии.

  Закрепленные  и регулирующие доходы определяются как собственные средства бюджета, они установлены законами.

  В случае временной недостаточности  собственных средств для финансирования запланированных расходов могут привлекаться заемные средства. Это процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные и муниципальные займы. Отношения по поводу заемных средств регулируются законами о бюджетной системе, государственном внутреннем и внешнем долге, о местном управлении и самоуправлении, подзаконными актами Правительства Республики Беларусь и исполкомами местных Советов депутатов.

  По  юридическим формам доходы бюджетной системы подразделяются на налоговые и неналоговые.

  Налоговые доходы – поступления в виде налогов, установленных законами. Неналоговые доходы имеют различную природу, но в основном они возникают как плата за оказанные государством услуги по продаже государственной собственности. Сфера применения неналоговых поступлений регулируется пошлинным, таможенным и другим законодательством. Источники поступления доходов в бюджет Республики Беларусь представлены в табл. 3. 

      Таблица 3. Доходы консолидированного бюджета в 2002–2007 гг. 
      с учетом целевых бюджетных фондов, % к итогу

Виды  доходов Годы
2002 2003 2004 2005 2006 2007
Доходы, всего  100 100 100 100 100 100
В том  числе:            
налоговые поступления 76,5 76,4 72,5 75,7 73,5 74,8
неналоговые поступления 3,5 4,3 4,4 4,6 5,0 4,9
капитальные доходы 1,1 1,0 5,2 1,7 2,1 2,0
доходы  свободных экономических зон 0,4 0,3 0,4 0,2 0,4 0,4
доходы  целевых бюджетных фондов 18,5 18,0 17,0 17,8 18,5 17,9
безвозмездные поступления 0,5 0,5

  Примечание. Доходы рассчитаны без учета данных Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. 

  Под налогами понимаются обязательные, безвозмездные и невозвратные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управления в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь. Поступления от налогов включают также любое взимание с физических и юридических лиц в индивидуальном порядке сборов (пошлин) в связи с оказанием государственными органами юридических услуг (действий).

  Получение налоговых доходов отражает односторонние  безвозмездные операции сектора  государственного управления. В процессе таких операций между обязательством налогоплательщика (или суммой налога, подлежащей уплате в бюджет) и получением им товаров и услуг от государства прямой зависимости не существует.

  Налоговые платежи классифицируют следующим  оброазом:

  · прямые налоги на доходы, прибыль и прирост капитала;

  · налоги, взимаемые с фонда оплаты труда;

  · внутренние налоги на товары и услуги;

  · налоги на собственность (налоги на имущество);

  · доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций;

  · прочие налоги, сборы и пошлины.

  Прямые  налоги включают в себя налоги, непосредственно уменьшающие доходы физических или юридических лиц, поскольку ими облагаются доходы (прибыль, капитал, заработная плата). При этом налоги взимаются с фактического или предполагаемого чистого дохода отдельных физических лиц, а также с прибыли (дохода) юридических лиц в результате осуществления экономической (хозяйственной) деятельности. Особенностью налогов этой группы является вычет из валового дохода от реализации товаров (работ, услуг) юридического лица затрат, связанных с получением этого дохода, и соответствующих сумм из доходов физических лиц.

  В законодательстве Республики Беларусь налоги представлены подоходным налогом  с граждан, налогом на прибыль (доход), фиксированными суммами налога на прибыль, отчислениями от доходов по эксплуатации автотранспорта.

  Налоги, взимаемые с фонда  оплаты труда, включают налоги, уплачиваемые юридическими лицами, в том числе иностранными, их филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями, независимо от форм собственности осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами. Объектом обложения этими налогами и отчислениями является фонд заработной платы всех категорий работников. Исчисленные суммы налогов относятся на себестоимость продукции (работ, услуг). Сюда включаются отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; прочие налоги и отчисления, взимаемые с фонда заработной платы.

  Внутренние  налоги на товары и  услуги включают платежи с выручки от реализуемой продукции, работ, услуг.

  К ним относятся поступления от всех налогов и сборов, которыми облагаются производство, добыча, продажа, аренда, передача, лизинг и поставка товаров, оказание отдельных видов  услуг; налоги и сборы, взимаемые  в связи с приобретением автотранспортных средств, их использованием, занятием определенными видами деятельности (лицензионные и регистрационные сборы).

  Кроме того, к таким налогам относятся  налоги и сборы, взимаемые на автотранспортные средства (в том числе поступающие  в республиканский дорожный фонд), и прочие налоги на товары и услуги (включая налоги за использование природных ресурсов, пользование лесными фондами и отчисления в государственные целевые фонды для финансирования расходов на содержание ведомственного жилищного фонда и фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия).

  Налоги  на собственность представляют собой периодические налоги на имущество или чистую стоимость имущества, находящегося в собственности юридических и физических лиц (владельцев и пользователей основных фондов и строений). Периодическими налогами на недвижимое имущество облагаются и земельные участки, которые в установленном порядке предоставлены во владение, пользование или собственность.

  К доходам от внешней торговли и внешнеэкономических операций относятся доходы на товары, взимаемые с целью оказания влияния на внешнеторговые операции и защиты внутреннего рынка по установленным в процентах ставкам к контрактной стоимости товаров в национальной валюте или валюте контракта при ввозе и вывозе с таможенной территории Республики Беларусь.

  К текущим неналоговым доходам относятся возмездные, невозвратные платежи в бюджет. Данная группа учитывает поступления доходов от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, штрафы, пени, иные административные санкции и прочие неналоговые доходы.

  К группе капитальных доходов относятся доходы от реализации основных фондов – материальных и нематериальных (патентов, лицензий, авторских прав, товарных знаков).

  Структура источников поступления доходов  консолидированного бюджета Республики Беларусь приведена в табл. 4. 

      Таблица 4. Структура доходов консолидированного бюджета 
      Республики Беларусь в 2002–2007 гг., % к итогу

Информация о работе Доходы и расходы бюджета. Бюджетный дефицит