Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:46, реферат
1. Состав и структура доходов бюджета.
2. Виды расходов государственного бюджета.
3. Дефицит бюджета, причины его возникновения и источники покрытия.
Федеральное агентство по
Тульский Государственный
Реферат
на тему: Доходы и расходы бюджета.
Бюджетный дефицит.
2011
ДОХОДЫ
И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА.
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
1. Состав и структура доходов бюджета.
2.
Виды расходов
3.
Дефицит бюджета, причины его
возникновения и источники
Состав и структура
доходов бюджета
Для выполнения своих функций государственный бюджет должен располагать устойчивой базой. С этой целью часть чистого дохода, формируемого в обществе, изымается в бюджет и образует его доходы.
Доходы бюджета по экономическому признаку – это часть национального дохода государства. Размер распределяемого и перераспределяемого через бюджетную систему национального дохода зависит от многих факторов. Среди них особое влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений и финансовой науки.
Основными источниками формирования бюджета являются:
· государственное имущество, общегосударственные ресурсы, за использование которыми могут взиматься, вноситься определенные взносы;
· обязательные платежи физических и юридических лиц в виде различных налоговых платежей и сборов;
· привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг, лотереи, части вкладов в государственные банки и др.
Доходы бюджета являются экономической категорией, которая выражает экономические отношения, возникающие в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Принято классифицировать доходы бюджета всех уровней по трем признакам: социально-экономическому, порядку и условиям зачисления и юридическим формам.
По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности; доходы от граждан; доходы от внешнеэкономической деятельности; пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.
По порядку и условиям зачисления доходы бюджетной системы классифицируются следующим образом: закрепленные, регулирующие, собственные и заемные. Такая классификация закреплена Законом Республики Беларусь «О бюджетной системе». Закрепленные доходы – это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципа подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств. Правовой основой включения в бюджеты закрепленных доходов является бюджетное и налоговое законодательство Республики Беларусь.
Под регулирующими доходами понимают доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти распределяются между выше- и нижестоящими бюджетами. В Республике Беларусь распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и города Минска. Величина и принципы определения нормативов постоянно меняются, что обусловлено необходимостью выравнивания уровней бюджетной обеспеченности территорий. Формами регулирования являются также дотации, субвенции и субсидии.
Закрепленные и регулирующие доходы определяются как собственные средства бюджета, они установлены законами.
В случае временной недостаточности собственных средств для финансирования запланированных расходов могут привлекаться заемные средства. Это процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные и муниципальные займы. Отношения по поводу заемных средств регулируются законами о бюджетной системе, государственном внутреннем и внешнем долге, о местном управлении и самоуправлении, подзаконными актами Правительства Республики Беларусь и исполкомами местных Советов депутатов.
По юридическим формам доходы бюджетной системы подразделяются на налоговые и неналоговые.
Налоговые
доходы – поступления в виде налогов,
установленных законами. Неналоговые
доходы имеют различную природу, но
в основном они возникают как плата за
оказанные государством услуги по продаже
государственной собственности. Сфера
применения неналоговых поступлений регулируется
пошлинным, таможенным и другим законодательством.
Источники поступления доходов в бюджет
Республики Беларусь представлены в табл.
3.
Таблица 3.
Доходы консолидированного
бюджета в 2002–2007 гг.
с учетом целевых бюджетных
фондов, % к итогу
Виды доходов | Годы | |||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Доходы, всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе: | ||||||
налоговые поступления | 76,5 | 76,4 | 72,5 | 75,7 | 73,5 | 74,8 |
неналоговые поступления | 3,5 | 4,3 | 4,4 | 4,6 | 5,0 | 4,9 |
капитальные доходы | 1,1 | 1,0 | 5,2 | 1,7 | 2,1 | 2,0 |
доходы свободных экономических зон | 0,4 | 0,3 | 0,4 | 0,2 | 0,4 | 0,4 |
доходы целевых бюджетных фондов | 18,5 | 18,0 | 17,0 | 17,8 | 18,5 | 17,9 |
безвозмездные поступления | – | – | 0,5 | – | 0,5 | – |
Примечание.
Доходы рассчитаны без учета данных Фонда
социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь.
Под налогами понимаются обязательные, безвозмездные и невозвратные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управления в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь. Поступления от налогов включают также любое взимание с физических и юридических лиц в индивидуальном порядке сборов (пошлин) в связи с оказанием государственными органами юридических услуг (действий).
Получение налоговых доходов отражает односторонние безвозмездные операции сектора государственного управления. В процессе таких операций между обязательством налогоплательщика (или суммой налога, подлежащей уплате в бюджет) и получением им товаров и услуг от государства прямой зависимости не существует.
Налоговые платежи классифицируют следующим оброазом:
· прямые налоги на доходы, прибыль и прирост капитала;
· налоги, взимаемые с фонда оплаты труда;
· внутренние налоги на товары и услуги;
· налоги на собственность (налоги на имущество);
· доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций;
· прочие налоги, сборы и пошлины.
Прямые налоги включают в себя налоги, непосредственно уменьшающие доходы физических или юридических лиц, поскольку ими облагаются доходы (прибыль, капитал, заработная плата). При этом налоги взимаются с фактического или предполагаемого чистого дохода отдельных физических лиц, а также с прибыли (дохода) юридических лиц в результате осуществления экономической (хозяйственной) деятельности. Особенностью налогов этой группы является вычет из валового дохода от реализации товаров (работ, услуг) юридического лица затрат, связанных с получением этого дохода, и соответствующих сумм из доходов физических лиц.
В законодательстве Республики Беларусь налоги представлены подоходным налогом с граждан, налогом на прибыль (доход), фиксированными суммами налога на прибыль, отчислениями от доходов по эксплуатации автотранспорта.
Налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, включают налоги, уплачиваемые юридическими лицами, в том числе иностранными, их филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями, независимо от форм собственности осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами. Объектом обложения этими налогами и отчислениями является фонд заработной платы всех категорий работников. Исчисленные суммы налогов относятся на себестоимость продукции (работ, услуг). Сюда включаются отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; прочие налоги и отчисления, взимаемые с фонда заработной платы.
Внутренние налоги на товары и услуги включают платежи с выручки от реализуемой продукции, работ, услуг.
К
ним относятся поступления от
всех налогов и сборов, которыми
облагаются производство, добыча, продажа,
аренда, передача, лизинг и поставка
товаров, оказание отдельных видов
услуг; налоги и сборы, взимаемые
в связи с приобретением
Кроме того, к таким налогам относятся налоги и сборы, взимаемые на автотранспортные средства (в том числе поступающие в республиканский дорожный фонд), и прочие налоги на товары и услуги (включая налоги за использование природных ресурсов, пользование лесными фондами и отчисления в государственные целевые фонды для финансирования расходов на содержание ведомственного жилищного фонда и фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия).
Налоги на собственность представляют собой периодические налоги на имущество или чистую стоимость имущества, находящегося в собственности юридических и физических лиц (владельцев и пользователей основных фондов и строений). Периодическими налогами на недвижимое имущество облагаются и земельные участки, которые в установленном порядке предоставлены во владение, пользование или собственность.
К доходам от внешней торговли и внешнеэкономических операций относятся доходы на товары, взимаемые с целью оказания влияния на внешнеторговые операции и защиты внутреннего рынка по установленным в процентах ставкам к контрактной стоимости товаров в национальной валюте или валюте контракта при ввозе и вывозе с таможенной территории Республики Беларусь.
К текущим неналоговым доходам относятся возмездные, невозвратные платежи в бюджет. Данная группа учитывает поступления доходов от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, штрафы, пени, иные административные санкции и прочие неналоговые доходы.
К группе капитальных доходов относятся доходы от реализации основных фондов – материальных и нематериальных (патентов, лицензий, авторских прав, товарных знаков).
Структура
источников поступления доходов
консолидированного бюджета Республики
Беларусь приведена в табл. 4.
Таблица 4.
Структура доходов консолидированного
бюджета
Республики Беларусь
в 2002–2007 гг., % к итогу
Информация о работе Доходы и расходы бюджета. Бюджетный дефицит