Доходы бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму обра-зования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и го-сударственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Содержание

Глава 1. Экономическое содержание доходов бюджета государства, трансформация их содержания в условиях рыночных отношений

Глава 2. Роль и значение налоговых и неналоговых методов формирования доходов бюджета

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Доходы бюджета.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

Анализ показателей, приведенных в табл. 2.1, свидетельствует о том, что неналоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета снизились с 0,8% в 1999 г. до 6% в 2003 г. За рассматриваемый период в структуре неналоговых доходов федерального бюджета произошли существенные изменения.

Так, удельный вес доходов  от имущества, находящегося в государственной собственности, возрос с 15,01% в 2002 г. до 57,1% в 2006 г. При этом в 2006 г. произошло существенное снижение удельного веса следующих неналоговых доходов: от внешнеэкономической деятельности (с 74,08 до 38%), от сдачи в аренду государственного имущества (с 32,6 до 8,78%), от дивидендов по акциям, принадлежащих государству (с 17,66 до 12,63%). В связи с внесением изменений в бюджетную классификацию РФ начиная с 2006 г., отдельными строками выделяются платежи от государственных предприятий и плата за пользование водными и биологическими ресурсами, в 2006 г. их удельный вес составил 18,52 и 9,38%.

В соответствии со ст. 51 БК РФ доходы от внешнеэкономической деятельности и часть прибыли Банка России (по установленным нормативам) зачисляются исключительно в доходы федерального бюджета. В доходы от внешнеэкономической деятельности включаются: оплата процентов по предоставленным Российской Федерацией кредитам правительствам иностранных государств, поступления от централизованного экспорта, таможенные сборы и др.

Таблица 2.1

Состав и структура  неналоговых доходов федерального бюджета в 2003-2006 гг.

Перечень доходов

2003 г.

2004 г.

200 г.

2006 г.

 

Утверждено, млн

руб.

Утверждено, млн Руб.

Утверждено, млн руб.

Удельный вес по видам, %

Утверждено, млн руб.

Удельный вес по видам, %

1.   Доходы от  имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций, из них:

24731,6

26833,0

50472,5

48,4/100

3158,8

57,1/100

1.1. Дивиденды  по акциям, принадлежащим государству

5061,6

2000,0

7555,0

14,97*

10500,0

12,63

1.2. Доходы  от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности

5967,8

5611,7

8393,4

16,63

7300,0

8,78

1.3. Доходы  от оказания услуг

или компенсации  затрат

1140,0

1880,2

2779,4

5,51

28871,1

34,72

1.4.  Платежи от государственных предприятий

9318,3

9469,7

13972,4

27,68

15402,3

18,52

1.5. Плата за  пользование водными

и биологическими ресурсами

_

5786,7

7000,0

13,87

7800,0

9,38

1.6. Перечисление  прибыли

Центробанка РФ

592,6

4000,0

7,93

9000,0

10,82

1.7. Доходы  от использования

лесного фонда

-

-

1950,0

3,86

 

1.8.  Прочие  поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности

2651,3

2084,7

4822,3

9,55

4285,4

5,15

2.   Доходы  от внешнеэкономической деятельности

34387,2

31498,8

47911,9

45,94

55932,7

38,4

3.    Прочие неналоговые  доходы

4670,6

5929,5

5899,8

5,66

6630,3

4,5

Всего неналоговых доходов

63789,4

64261,3

104284,2

100

145721,8

100

Удельный  вес неналоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета (%)

,78

5,38

5,0

 

6,03

 

 

В состав прочих неналоговых  доходов федерального бюджета входят, в частности, доходы от реализации и (или) использования высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана.

Такие виды неналоговых  доходов, как административные платежи и штрафные санкции, могут зачисляться во все звенья бюджетной системы в зависимости от уровня органа, применяющего данные санкции. Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных ч. 1 НК РФ за налоговые правонарушения и нарушения банками обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах, также подлежат зачислению в соответствующие бюджеты по нормативам и в порядке, принятым федеральным законодательством. В случае если указанные взыскания невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, то они подлежат зачислению в бюджет конкретного уровня бюджетной системы РФ в порядке, определяемом федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год.

К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, и от его продажи; доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие (безвозмездные перечисления и доходы целевых бюджетных фондов). В федеральный бюджет на 2004 г. включены были средства лишь бюджетного фонда Министерства РФ по атомной энергии. С 1 января 2001 г. упразднены действовавшие в 2000 г. следующие целевые бюджетные фонды, средства которых были консолидированы в бюджете 2000 г.: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ. Упразднены также Фонд по охране озера Байкал, Фонд содействия военной реформе.

Таким образом, неналоговые  доходы являются достаточно весомым  источником доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

 

 Доходы  бюджета от государственного  имущества

Основным источником неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ являются доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. К ним относятся:

  • средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах кредитных организаций; 

—средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог в доверительное управление;

— плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетами, иностранными государствами или юридическими лицами на возвратной и платной основах;

  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 42 БК РФ доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в сметах доходов и расходов бюджетных учреждений и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Состав доходов от имущества бюджетов разных уровней  имеет определенные особенности. В поступлениях федерального бюджета от этих доходов в 2006 г. значительный удельный вес составляют доходы от оказания услуг или компенсации затрат — 34,72% , которые складываются из консульского сбора, платы за выдаваемые паспорта, пробирной платы, платы за заимствование материальных ценностей из государственного материального запаса и др. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24 декабря 2005 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» все указанные доходы зачисляются в федеральный бюджет в размере 100%. Вторым по значимости источником являются платежи от государственных предприятий (18,52%), которые представляют собой перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, унитарными предприятиями, созданными Российской Федерацией. Важную роль в составе доходов от имущества играют поступления в виде дивидендов по акциям, принадлежащим государству (12,63%), но, к сожалению, Удельный вес этого источника снизился с 17,66% в 1999 г. до 12,63% в 2006 г.

Исключительно в доходы федерального бюджета зачисляются  также плата за пользование водными ресурсами и часть прибыли Банка России (по установленным нормативам).

В составе доходов  от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, учитываются также доходы:

  • от продажи квартир;
  • от государственных производственных и непроизводственных фондов, иного оборудования и материальных ценностей;
  • от реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества, перешедшего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.

     Существенно пополняются доходы бюджетов всех уровней проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета. Право распоряжаться свободными средствами позволяет субъектам РФ поддерживать промышленные и сельскохозяйственные предприятия путем временного кредитования под определенные проценты.

Таким образом, доходы от имущества — это важнейший  потенциальный источник пополнения доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, который, к сожалению, еще не занял подобающего ему места, что свидетельствует о неэффективности управления государственной и муниципальной собственности до последнего времени. В целях устранения этих недостатков Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № Ю24 принята Концепция управления государственным имуществом и приватизацией в Российской Федерации. В этой Концепции признавался факт неэффективного управления государственным имуществом, чрезвычайно низкий уровень поступлений в форме дивидендов и отчислений от прибыли государственных унитарных предприятий в бюджеты всех уровней и намечался ряд мер, направленных на изменение такого состояния. В частности, предполагалось резко увеличить ответственность директоров этих предприятий, которые должны ежегодно подписывать контракты, содержащие обязательства по выполнению важнейших оценочных показателей — объемов реализации, прибыли, рентабельности, состояния чистых активов и др. Неэффективно работающие государственные унитарные предприятия, в которых государству нецелесообразно присутствовать, должны быть приватизированы. При этом обязательно должна производиться независимая оценка имущества этих предприятий.

В развитие упомянутого  Постановления было принято Постановление Правительства РФ от 29 января 2000 г. № 81 «Об аудиторских проверках деятельности государственных унитарных предприятий». В соответствии с ним аудиторская проверка всех государственных унитарных предприятий стала обязательной, при этом аудиторская фирма при проведении проверок должна не только подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности, но и по специальному техническому заданию провести анализ качества управления на проверяемом объекте и дать рекомендации по повышению эффективности управления либо преобразовать предприятие в другую форму собственности. Тем не менее, было бы слишком оптимистичным считать, что только аудиторские проверки позволят повысить эффективность управления государственным имуществом. Необходимо направить усилия на возрождение государственного финансового контроля за состоянием и использованием государственного имущества, что, в том числе, будет способствовать и росту неналоговых доходов бюджета.

 

       Анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов

Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в  их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные  налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  кодексом РФ.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.

В перечень этих налогов входят:

1) Налог на добавленную стоимость

2) Акцизы

3) Налог на прибыль организации

4) Налог на доходы физических  лиц

5) Государственная пошлина

6) Водный налог

7) Сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами

8) Единый социальный налог

9) Налог на добычу полезных  ископаемых

10) Налоги, предусмотренные специальными  налоговыми режимами

Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляются в федеральный бюджет при соблюдении следующих нормативов:

- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

- налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;

- налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

Информация о работе Доходы бюджета