Доходы бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму обра-зования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и го-сударственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Содержание

Глава 1. Экономическое содержание доходов бюджета государства, трансформация их содержания в условиях рыночных отношений

Глава 2. Роль и значение налоговых и неналоговых методов формирования доходов бюджета

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Доходы бюджета.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

Данные таблицы 1.1. свидетельствуют, что к 2003 г. налоговые доходы распределялись между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ примерно поровну. Начиная с 2004 г. доля федерального бюджета возрастает. В федеральном бюджете на 2005 г. нашли отражение принятые меры по централизации бюджетных средств, прежде всего 100%-ное зачисление НДС. Эта мера была направлена на ликвидацию так называемых нефинансируемых мандатов, т.е. с 2005 г. отдельные социально ориентированные федеральные законы финансировались из федерального бюджета.

Таблица 1.1

Распределение налоговых  платежей между звеньями бюджетной  системы

в 1999-2006гг., %

Годы

Консолидированный бюджет РФ

Федеральный бюджет

Бюджеты

субъектов РФ

1999

100

42,8

57,2

2000

100

43,9

56,1

2001

100

41,9

58,1

2002

100

52,2

47,8

2003

100

49,9

50,1

2004

100

55,5

44,5

2005

100

58,1

41,9

             2006

)

100

62,2

37,8


Источник: Составлено по данным Минфина РФ.

Пропорции распределения  налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в 2005 г. составили соответственно 58,1 и 41,9%. Однако действие ч. 3 ст. 48 БК РФ, устанавливающей паритетное распределение налоговых доходов, было приостановлено на 2005 г. согласно Федеральному закону от 27 декабря 2004 г. № 150-ФЗ. Как видим, в 2006 г. уровень централизации еще более возрастает.

В этой связи, с нашей  точки зрения, несколько обнадеживающе  звучат слова доктора экономических  наук Л.И. Прониной: «Оптимальное распределение налоговых доходов между бюджетами всех уровней, преимущественно путем использования принципа распределения ставок налогов и законодательного закрепления на постоянной (долговременной) основе нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами разного уровня, позволит сократить дотационность в бюджетной системе РФ, повысит заинтересованность, а также ответственность на каждом уровне этой системы за собираемость налогов, рост налогового потенциала, обозначит сужение сферы перераспределительных процессов, уменьшит необходимость оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам ».

«Оптимальное распределение» требует единственного критерия, но такого всеми признанного критерия пока нет и выработать его весьма сложно. Очевидно, что в России нет двух бюджетов, похожих друг на друга по условиям формирования и исполнения. Поэтому введение принципа разделения ставок налогов и законодательного закрепления на постоянной (долговременной) основе нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами разного уровня будет иметь, по нашему мнению, все-таки паллиативный характер, так как будет осуществляться по системе критериев, направленных на решение задач определенного текущего или среднесрочного периода.

 

Доходы федерального бюджета

Бюджетным кодексом РФ состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ. К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы (в том числе в соответствии с законодательством РФ таможенные платежи и государственная пошлина), перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции распределения налогов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательства РФ.

Установление новых налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ (далее — НК). Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с НК. В ст. 5 НК установлено, что:

  • акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
  • акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее, чем по 
    истечении одного месяца со дня их официального опубликования;
  • федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Как установлено в БК РФ, внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Право предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек принадлежит федеральным органам исполнительной власти в пределах лимитов, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

К неналоговым доходам федерального бюджета кроме общего перечня неналоговых доходов также относятся:

  • прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

Федеральные органы власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие только путем внесения изменений в Бюджетном кодексе.

Учет доходов целевых бюджетных фондов должен вестись обособленно в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ. Распределение доходов между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами производится по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Рассмотрим его структуру, чтобы составить представление об экономических особенностях доходов федерального бюджета (табл.1.1).

Анализ данных таблицы 1.1 показывает, что налоговые доходы занимают лидирующее место в доходах федерального бюджета, их доля к 2003 г. составила более 78,27%. Основную массу налоговых доходов образуют косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы, лицензионные платежи. Особое внимание следует обратить на удельный вес НДС - 43,27 % в 2001 г. Удельный вес НДС в 2001 г. также вырос на 8,46 пункта по сравнению с 2000 г., что было вызвано 100%-ной централизацией этого налога в федеральном бюджете (до 2001 г. 15% НДС в порядке бюджетного регулирования передавалось бюджетам субъектов РФ). В 2003 г. НДС составил 39,13% в общей сумме доходов федерального бюджета, с ростом по сравнению с 2002 г. на 2,74%.

В неналоговых доходах  существенную роль играют доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций.

С 2005 г. упразднено большинство  федеральных целевых бюджетных фондов. В составе доходов и расходов федерального бюджета на 2005 г. учтено функционирование только Фонда Министерства РФ по атомной энергии в сумме 13,9 млрд руб. Зачисляемые ранее в целевые бюджетные фонды налоговые и неналоговые платежи предусматриваются в доходах федерального бюджета по соответствующим статьям классификации доходов бюджетов РФ, а не как самостоятельная группа доходов.

Относительное (в процентах к ВВП) снижение уровня налоговых доходов федерального бюджета в 2006г. против ожидаемой оценки в 2005 г. на 0,3% предусматривалось за счет следующих основных факторов (табл. 1.2.).

Как видно из таблицы 1.2. причина значительного снижения относительного уровня налоговых доходов федерального бюджета — принятие и введение с 1 января 2006 г. гл. 25 НК РФ, предусматривающей изменение налогообложения прибыли юридических лиц и снижение федеральной части ставки этого налога с 11 до 7,5%.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.2.

 

Факторы изменения налоговых доходов

  Сумма, млрд руб.

   %кВВП

1. Изменение  в законодательстве по НДС,  вводимое

+8,8

+0,09

с 1 января 2006 г.

   

2. Переход  на уплату НДС по стране  назначения

-2,1

-0,02

3. Снижение  экспортных пошлин на нефть,  нефтепро-  

дукты и газ  с учетом прогнозируемого снижения цен

-23,3

-0,24

4. Поэтапное  снижение экспортных пошлин на  все

товары (кроме  нефти, нефтепродуктов и газа)

-9,2

-0,09

5. Уменьшение  поступлений акцизов в связи  со сниже-

нием экспортных цен на природный газ

-18,0

-0,17

6. Применение  ставок акцизов на автомобильный

бензин и  дизельное топливо в течение  всего года

+15,9

+0,15

7. Снижение  относительного уровня налоговых  доходов

от внешнеэкономической  деятельности за счет

отставания  темпов роста курса рубля по отношению

к доллару  по сравнению с темпами роста  ВВП

-57,2

-0,54

8. Внесение  изменений в налоговое законодательство, всего

+53,6

+0,51

В том числе:

   

по налогу на прибыль предприятий

-57,4

-0,54

отмена платы  за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть

введение  налога на добычу полезных ископаемых

-60,0

-0,57

+ 169,3

+1,6

отмена льготы по акцизу на сухой отбензиненный  газ

+9,1

+0,09

снижение  ставки экспортной пошлины на газ в связи

с отменой  льготы по акцизу на сухой отбензиненный газ

-2,1

-0,02

изменение нормативов зачисления в федеральный

бюджет налога на доходы физических лиц, платежей

за пользование водными  ресурсами и лесным фондом

-5,3

-0,05


 

Новацией 2006 г. стало включение  в состав доходов федерального бюджета  части единого социального налога, что связано с радикальной  пенсионной реформой, начавшейся в этом же году.

Порядок формирования доходов  федерального бюджета оказывает  определяющее влияние на доходную базу бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

 

Глава 2. Роль и  значение налоговых  и неналоговых  методов формирования доходов бюджета

Состав неналоговых  доходов

Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых  и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливаются в соответствующих бюджетах.

Неналоговые доходы, как  и налоговые, устанавливаются законодательными актами РФ и субъектов РФ для физических и юридических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. В нормативно-правовых актах указывается также на возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых доходов характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в соответствующих правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа. В соответствии с БК РФ к неналоговым доходом бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнитель- ной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещении вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредиток;
  • иные неналоговые доходы.

Развернутый перечень неналоговых  доходов бюджетов определяется бюджетной классификацией РФ. Однако следует отметить, что в законодательных актах приводится различный состав неналоговых доходов. Так, в классификации доходов бюджетов РФ финансовая помощь отнесена не к группе «неналоговые доходы», а к «безвозмездным перечислениям», которые в свою очередь выделяются в отдельную группу доходов. В БК РФ и финансовая помощь и безвозмездные перечисления отнесены к неналоговым доходам. Состав неналоговых доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ достаточно подвижен и имеет свои особенности. Рассмотрим состав и структуру неналоговых доходов федерального бюджета (табл. 2.1).

Информация о работе Доходы бюджета