Дивидендная политика

Автор: v**********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования данной работы является процесс распределения прибыли на предприятии. Актуальность данного вопроса очевидна, поскольку уровень будущего развития компании, его рыночной стоимости во многом зависит от нахождения оптимального соотношения между капитализируемой и потребляемой прибылью.

Работа содержит 1 файл

Маша-Курс.docx

— 203.90 Кб (Скачать)

Введение 

       Предметом исследования данной работы является процесс распределения прибыли  на предприятии. Актуальность данного  вопроса очевидна, поскольку уровень  будущего развития компании, его рыночной стоимости во многом зависит от нахождения оптимального соотношения между  капитализируемой и потребляемой прибылью.

       Упрощенную  схему распределения прибыли  отчетного периода можно представить  следующим образом: часть прибыли  выплачивается в виде дивидендов, оставшаяся часть реинвестируется  в активы предприятия. Реинвестированная  часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности предприятия и это - наиболее приемлемая и относительно дешевая форма  финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность. В частности, в  этом состоит одна из причин ее широкого распространения. Реинвестирование прибыли  позволяет избежать дополнительных расходов, которые имеют место  при выпуске новых акций. Другим существенным преимуществом является сохранение сложившейся системы  контроля за деятельностью предприятия, поскольку в этом случае количество акционеров практически не меняется.

       Одной из основных составляющих распределения  прибыли является выработка дивидендной  политики предприятия. И здесь с  теоретической позиции ее выбор  предполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства  акционеров, если да, то какова должна быть оптимальная их величина? В  данной работе мы будем рассматривать  основные факторы, которые должен учитывать  финансовый управляющий при принятии решения о том, какая часть  прибыли должна быть выплачена акционерам в форме дивидендов, а также альтернативы их распределения. 

     Дивидендная политика и возможность  ее выбора 

     1 Сущность, значение  и типы дивидендной  политики 

     Дивиденды – это денежные доходы акционеров, получаемые ими за счет распределяемой прибыли акционерных обществ.

     Получение дивидендов и их размер зависят от проводимой акционерной организацией дивидендной политики. Отсюда вытекают роль и значение дивидендной политики в деятельности организации и внимание, которое ей уделяется в предпринимательской деятельности, в финансовом менеджменте и в финансовой науке. Большой вклад в разработку теоретических основ дивидендной политики организаций внесли Ф.Модильяни, М. Миллер, М. Гордон, Дж. Линтнер, Р. Литценбергер.

     Дивидендная политика – это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его  вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

     Значение  проводимой руководством акционерной  организации дивидендной политики заключается в том, что эта  политика:

     • оказывает влияние на финансовую программу и бюджет капиталовложений организации;

     • воздействует на движение денежных средств  организации;

     • влияет на отношения организации  с ее инвесторами. Низкий уровень  дивидендов может привести не только к слабой реализации выпускаемых  акций, но и их массовой продаже акционерами, к снижению цен на акции и т.д.;

     • способствует сокращению или увеличению акционерного капитала [7, c. 158].

     Основной  целью разработки дивидендной политики является установление необходимой  пропорциональности между текущим  потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

     Исходя  из этой цели понятие дивидендной  политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная  политика представляет собой составную  часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации  пропорций между потребляемой и  капитализируемой ее частями с целью  максимизации рыночной стоимости предприятия.

     Существуют  три принципиальных подхода к  формированию дивидендной политики – «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (табл. 1.1).

     Таблица 1.1

     Основные  типы дивидендной политики акционерного общества 

Определяющий  подход к формированию дивидендной  политики Варианты используемых типов дивидендной политики
I. Консервативный подход 1. Остаточная  политика дивидендных выплат

2. Политика  стабильного размера дивидендных  выплат 

II. Умеренный (компромиссный) подход 3. Политика минимального  стабильного размера дивидендов  с надбавкой в отдельные периоды
III. Агрессивный подход 4. Политика стабильного  уровня дивидендов

5. Политика  постоянного возрастания размера  дивидендов

     Источник: Комаров А.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2004

     1. Остаточная политика дивидендных  выплат предполагает, что  
фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, например, коэффициент финансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.

     2. Политика стабильного размера  дивидендных выплат предполагает  выплату неизменной их суммы  на протяжении продолжительного  периода (при высоких темпах  инфляции сумма дивидендных выплат  корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики  является ее надежность, которая  создает чувство уверенности  у акционеров в неизменности  размера текущего дохода вне  зависимости от различных обстоятельств,  определяет стабильность котировки  акций на фондовом рынке. Недостатком  же этой политики является  ее слабая связь с финансовыми  результатами деятельности предприятия,  в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.

     3. Политика минимального стабильного  размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика «экстра-дивиденда»)  
по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

     4. Политика стабильного уровня  дивидендов предусматривает установление  долгосрочного нормативного коэффициента  дивидендных выплат по отношению  к сумме прибыли (или норматива  распределения прибыли на потребляемую  и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики  является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она сигнализирует о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данного предприятия). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.

     5. Политика постоянного возрастания  размера дивидендов (осуществляемая  под девизом — «никогда не  снижай годовой дивиденд») предусматривает  стабильное возрастание уровня  дивидендных выплат в расчете  на одну акцию. Возрастание  дивидендов при осуществлении  такой политики происходит, как  правило, в твердо установленном  проценте прироста к их размеру  в предшествующем периоде (на  этом принципе построена Модель Гордона”, определяющая рыночную стоимость акций таких компаний). Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятии сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании – если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству [1, c. 318-320].

     Различные типы дивидендной политики акционерной  компании проиллюстрированы на графике, представленном на рис. 1.1.

     

     Рис. 1.1 Динамика размера дивидендов на одну акцию

     При различных типах дивидендной  политики

     Вывод по главе: в данной главе мы рассмотрели  основные теоритические  и практические аспекты дивидентной политики предприятий, которые следует использовать в зависимости от положения предприятия и его уровней дохода. 
 

     2.Формирование  дивидендной политики.

     2.1 Этапы формирования дивидендной политики АО 

     Дивидендная политика акционерного общества формируется  по следующим основным этапам рис. 1.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ  ФОРМИРОВАНИЯ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Учет основных факторов, определяющих предпосылки  формирования дивидендной политики

Выбор типа дивидендной  политики в соответствии с финансовой стратегией акционерного общества

Разработка механизма  распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной  политики

Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию

Определение форм выплаты дивидендов

Оценка эффективности  дивидендной политики

2

1

3

4

5

6

     Рис. 1.2 Последовательность формирования дивидендной  политики 

     Первоначальным  этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти  факторы принято подразделять на четыре группы:

     1. факторы, характеризующие инвестиционные  возможности предприятия. К числу  основных факторов этой группы  относятся; 

     а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла  акционерная компания вынуждена  больше средств инвестировать в  свое развитие, ограничивая выплату  дивидендов);

Информация о работе Дивидендная политика