Автор: v**********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 17:25, курсовая работа
Предметом исследования данной работы является процесс распределения прибыли на предприятии. Актуальность данного вопроса очевидна, поскольку уровень будущего развития компании, его рыночной стоимости во многом зависит от нахождения оптимального соотношения между капитализируемой и потребляемой прибылью.
Введение
Предметом исследования данной работы является процесс распределения прибыли на предприятии. Актуальность данного вопроса очевидна, поскольку уровень будущего развития компании, его рыночной стоимости во многом зависит от нахождения оптимального соотношения между капитализируемой и потребляемой прибылью.
Упрощенную
схему распределения прибыли
отчетного периода можно
Одной
из основных составляющих распределения
прибыли является выработка дивидендной
политики предприятия. И здесь с
теоретической позиции ее выбор
предполагает решение двух ключевых
вопросов: влияет ли величина дивидендов
на изменение совокупного
Дивидендная
политика и возможность
ее выбора
1
Сущность, значение
и типы дивидендной
политики
Дивиденды – это денежные доходы акционеров, получаемые ими за счет распределяемой прибыли акционерных обществ.
Получение дивидендов и их размер зависят от проводимой акционерной организацией дивидендной политики. Отсюда вытекают роль и значение дивидендной политики в деятельности организации и внимание, которое ей уделяется в предпринимательской деятельности, в финансовом менеджменте и в финансовой науке. Большой вклад в разработку теоретических основ дивидендной политики организаций внесли Ф.Модильяни, М. Миллер, М. Гордон, Дж. Линтнер, Р. Литценбергер.
Дивидендная политика – это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Значение
проводимой руководством акционерной
организации дивидендной
• оказывает влияние на финансовую программу и бюджет капиталовложений организации;
• воздействует на движение денежных средств организации;
• влияет на отношения организации с ее инвесторами. Низкий уровень дивидендов может привести не только к слабой реализации выпускаемых акций, но и их массовой продаже акционерами, к снижению цен на акции и т.д.;
• способствует сокращению или увеличению акционерного капитала [7, c. 158].
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Существуют три принципиальных подхода к формированию дивидендной политики – «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Основные
типы дивидендной политики акционерного
общества
Определяющий подход к формированию дивидендной политики | Варианты используемых типов дивидендной политики |
I. Консервативный подход | 1. Остаточная
политика дивидендных выплат
2. Политика
стабильного размера |
II. Умеренный (компромиссный) подход | 3. Политика минимального
стабильного размера |
III. Агрессивный подход | 4. Политика стабильного
уровня дивидендов
5. Политика
постоянного возрастания |
Источник: Комаров А.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2004
1.
Остаточная политика
фонд выплаты дивидендов образуется после
того, как за счет прибыли удовлетворена
потребность в формировании собственных
финансовых ресурсов, обеспечивающих
в полной мере реализацию инвестиционных
возможностей предприятия. Если по имеющимся
инвестиционным проектам уровень внутренней
ставки доходности превышает средневзвешенную
стоимость капитала (или другой избранный
критерий, например, коэффициент финансовой
рентабельности), то основная часть прибыли
должна быть направлена на реализацию
таких проектов, так как она обеспечит
высокий темп роста капитала (отложенного
дохода) собственников. Преимуществом
политики этого типа является обеспечение
высоких темпов развития предприятия,
повышение его финансовой устойчивости.
Недостаток же этой политики заключается
в нестабильности размеров дивидендных
выплат, полной непредсказуемости формируемых
их размеров в предстоящем периоде и даже
отказ от их выплат в период высоких инвестиционных
возможностей, что отрицательно сказывается
на формировании уровня рыночной цены
акций. Такая дивидендная политика используется
обычно лишь на ранних стадиях жизненного
цикла предприятия, связанных с высоким
уровнем его инвестиционной активности.
2.
Политика стабильного размера
дивидендных выплат
3.
Политика минимального
по весьма распространенному мнению представляет
собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом
является стабильная гарантированная
выплата дивидендов в минимально предусмотренном
размере (как в предыдущем случае) при
высокой связи с финансовыми результатами
деятельности предприятия, позволяющей
увеличивать размер дивидендов в периоды
благоприятной хозяйственной конъюнктуры,
не снижая при этом уровень инвестиционной
активности. Такая дивидендная политика
дает наибольший эффект на предприятиях
с нестабильным в динамике размером формирования
прибыли. Основной недостаток этой политики
заключается в том, что при продолжительной
выплате минимальных размеров дивидендов
инвестиционная привлекательность акций
компании снижается и соответственно
падает их рыночная стоимость.
4.
Политика стабильного уровня
дивидендов предусматривает
5.
Политика постоянного
Различные типы дивидендной политики акционерной компании проиллюстрированы на графике, представленном на рис. 1.1.
Рис. 1.1 Динамика размера дивидендов на одну акцию
При различных типах дивидендной политики
Вывод
по главе: в данной главе мы рассмотрели
основные теоритические и практические
аспекты дивидентной политики предприятий,
которые следует использовать в зависимости
от положения предприятия и его уровней
дохода.
2.Формирование дивидендной политики.
2.1
Этапы формирования
дивидендной политики
АО
Дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам рис. 1.
Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики
Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией акционерного общества
Разработка механизма
распределения прибыли в
Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию
Определение форм выплаты дивидендов
Оценка эффективности дивидендной политики
2
1
3
4
5
6
Рис.
1.2 Последовательность формирования дивидендной
политики
Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:
1.
факторы, характеризующие
а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);