Дискреционная и автоматическая фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение фискальной политики государства. Для того чтобы достичь поставленной цели курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1) изучение фискальной политики, её целей и инструментов;
2) рассмотрение воздействия инструментов фискальной политики на совокупный спрос;
3) изучение видов фискальной политики;
4) анализ воздействия инструментов фискальной политики на совокупное предложение;
5) выявление достоинств и недостатков фискальной политики;
6) проанализировать фискальную политику на современном этапе в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Фискальная политика: цели и инструменты 5
1.1. Фискальная политика, ее цели и инструменты 5
1.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос 5
Глава 2. Виды фискальной политики 8
2.1. Виды фискальной политики 8
2.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение 11
Глава 3. Анализ фискальной политики на современном этапе 19
3.1. Особенности налоговой политики в России и сравнение ее с другими странами 19
3.2. Обзор основных налогов 23
3.3. Проблемы налогового администрирования и их снижение 28
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

БАСАНГОВ ПЕРЕД.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

     Понимая необходимость упрощения процедуры налогового учета для предприятий в последние годы правительство приняло ряд мер по решению этой проблемы -   в т.ч. развивается система налоговых платежей через Интернет, совершенствуется механизм расчета налоговых льгот, амортизационная политика.

     С точки зрения налоговых органов  главную проблему составляет высокая  доля теневого сектора экономики  и, как следствие, значительный процент  уклонения от налогообложения. Согласно последним исследованиям масштаб  теневого сектора российской экономики очень высок - порядка 41%, что существенно превышает показатели других сопоставимых с Россией стран. Так, в Бразилии этот показатель составляет 37%, в Турции -29%, в Индии – около 20%. (Schneider F и др. 2010)

     Снижения  размеров теневого сектора экономики и повышение качества налогового администрирования являются приоритетными задачами программы комплексной модернизации российской экономики. Разрабатываются новые меры по совершенствованию рыночных и демократических институтов, борьбе с трансфертным ценообразованием и выводом прибыли в оффшоры.

     На  текущий момент развитие налоговой  политики в России предполагает переход  от антикризисной политики стимулирования к посткризисной политике бюджетной консолидации. Задача повышения уровня доходов бюджетной системы выступает на первый план в связи с ростом принятых долгосрочных расходных обязательств (в т.ч. социальных).

     Второй  источник - повышение налоговой нагрузки на сырьевой газовый сектор. Сейчас обсуждается повышение ставок НДПИ на газ для выравнивания налоговой нагрузки в газовом и нефтяном секторе.

     Третьим источник увеличения доходов бюджетной  системы может стать новый налог на недвижимость, который заменит существующие сейчас имущественные налоги. Одновременно с этим правительство ставит перед налоговой системой и другую важную задача - стимулирование инновационного экономического роста. В рамках решения этой задачи предполагается предпринять ряд мер, направленных на налоговое стимулирование инноваций. Обсуждается расширение такой практики, как налоговые вычеты (уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль корпораций на суммы расходов на НИОКР и других аналогичных расходов), ускоренная амортизация по инновационному оборудованию (вплоть до единовременного отнесения всей стоимости оборудования на затраты), налоговые каникулы (определенный законодательством срок, в течение которого инновационные предприятия могут не платить один или несколько налогов), а также создание системы «налоговых кредитов» и «инвестиционных налоговых кредитов».

 

    Заключение

       По  проделанной курсовой работе можно  сделать следующее заключение.

       Фискальная  политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство  с целью стабилизации экономики  с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

       К достоинствам фискальной политики следует  отнести: Эффект мультипликатора. Все  инструменты фискальной политики, как  мы видели, имеют мультипликативный  эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

       Недостатки  фискальной политики: Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение  доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Наличие внутреннего лага.  Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении.  Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики.

     Налоговая система, таким образом, выступает инструментом поддержания необходимого уровня доходов бюджетной системы. В этом контексте, правительство работает над созданием условий для повышения доходов и стремится достичь этого без увеличения номинальной налоговой нагрузки на не сырьевой сектор экономики. В качестве основных источников дополнительных доходов рассматривается снижение размеров теневого сектора, как наиболее существенного фактора, сдерживающего экономический рост и налоговые поступления.

     Таким образом, в ближайшее время налоговая политика в России будет развиваться в сторону снижения налоговой нагрузки на инновационные и перспективные отрасли и повышения нагрузки на сырьевой добывающий сектор. Такой сдвиг в налоговой нагрузке должен помочь диверсифицировать экономику России и снизить ее зависимость от мировых цен на энергоносители. 
 
 
 

 

    Список использованной литературы

  1. Абрамова  М. А., Александрова Л. С. Экономическая  теория: Учеб. пособие. — М.: Юриспруденция, 2002. — 387 с.
  2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 6-е изд., стереотип. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.
  3. Баликоев В. З. Общая экономическая теория: Учеб. пособие /Новосибир. гос. архитект. -строит. ун–т — 5–е изд., перераб. и доп.. — Новосибирск: Издат. компания «Лада», 2003.
  4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юристъ, 2003.
  5. Бугаян И. Р. Макроэкономика: Учеб. пособие для экон. спец. вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 348 с.
  6. Бутук А. И. Экономическая теория: Учеб. пособие. — Киев: Вiкар, 2003. — 644 с.
  7. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика: Энцикл. словарь. - СПб., 2002. - 351с.
  8. Гальперин В.М., Гребенников П.И. Макроэкономика. – СПб., 2002
  9. Гурвич Е. , Суслина А.  Российская налоговая система – общие и особенные черты. Экономическая экспертная группа. Март 2011 . http://www.eeg.ru
  10. Ивашевский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр., доп. – М.:Дело, 2002. – 472 с.
  11. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник /Моск. гос. ун–т коммерции. — М.: Юристъ, 2003. — 861 с.
  12. Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию: Учебник для студентов пед. Университов / Гос. унив. Высшая школа экономики. — В 2-х книгах. Кн. 2. - М.: Бита-Пресс, 2005. - 368 с
  13. Макроэкономика: Учеб. Пособие/Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244с.
  14. Нуриев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. -2-е изд., изм. –М.: Норма, 2005.
  15. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов /И. П. Николаева, В. В. Клочков, В. Г. Ефимов и др. ; Под ред. И. П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 231 с.
  16. Экономика: Учебник. 10-е издание, перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А. С. Булатова. – М.: Юрист, 2010
  17. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлёва, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2008. –714 с.

Информация о работе Дискреционная и автоматическая фискальная политика