Дискреционная и автоматическая фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение фискальной политики государства. Для того чтобы достичь поставленной цели курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1) изучение фискальной политики, её целей и инструментов;
2) рассмотрение воздействия инструментов фискальной политики на совокупный спрос;
3) изучение видов фискальной политики;
4) анализ воздействия инструментов фискальной политики на совокупное предложение;
5) выявление достоинств и недостатков фискальной политики;
6) проанализировать фискальную политику на современном этапе в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Фискальная политика: цели и инструменты 5
1.1. Фискальная политика, ее цели и инструменты 5
1.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос 5
Глава 2. Виды фискальной политики 8
2.1. Виды фискальной политики 8
2.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение 11
Глава 3. Анализ фискальной политики на современном этапе 19
3.1. Особенности налоговой политики в России и сравнение ее с другими странами 19
3.2. Обзор основных налогов 23
3.3. Проблемы налогового администрирования и их снижение 28
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

БАСАНГОВ ПЕРЕД.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

     При сопоставлении российской налоговой  системы с другими странами (представленном в таблице 1) необходимо принимать  по внимание ее важные отличительные  черты. Главная особенность состоит  в том, что значительная часть  налоговых доходов представляет собой инструмент изъятия государством природной ренты, получаемой при добыче полезных ископаемых (прежде всего углеводородов). Если в большинстве нефтедобывающих стран добычу ведут в основном государственные компании и таким образом бюджет получает природную ренту в основном через прибыль таких компаний, то в России природная рента изымается государством (как собственником   полезных   ископаемых)   главным   образом   с   помощью   налогов.   Эту функцию выполняют два инструмента: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины. Использование экспортных пошлин представляет собой выборочное налогообложение экспортных поставок, т.е. направлено на формирование относительно низких внутренних цен на энергоносители. В сумме НДПИ и экспортные пошлины обеспечивают почти 30% всех доходов бюджетной системы.

     На  рис. 6 видно, что c точки зрения структуры налоговой нагрузки (2010) первыми по значимости являются поступления НДС и экспортных пошлин – вклад каждого в доходы бюджетной системы составляет более 5,5% ВВП. Затем следуют поступления по социальным взносам – около 5,2% ВВП, затем налоги на прибыль и доход, каждый из которых обеспечивает по 4% ВВП.

Рис. 6. Поступления основных видов доходов (2010)

     Структура налоговой нагрузки в России, таким образом, существенно отличается от налоговой   структуры   европейских   стран -  в   России   вклад   рентной   составляющей составляет порядка 27% налоговой нагрузки. На долю налогов на прибыль и доход приходится около четверти совокупной налоговой нагрузки – в среднем по странам ОЭСР этот показатель находится на уровне 36%. Налоги на потребление в России составляют 21% налоговой нагрузки, в странах ОЭСР - 30%. Социальные взносы имеют около 16%, что на 9 п.п. ниже, чем в странах ОЭСР.

Рис. 7. Структура налоговой нагрузки по видам налогов (2010)11

     Основная  часть налогов, изымающих природную  ренту, поступает, естественно, из нефтегазового  сектора. Для того чтобы отделить изъятие ренты от налогообложения  доходов и экономической деятельности, можно рассчитать налоговую нагрузку в остальной экономике. По нашим оценкам налоговая нагрузка на «ненефтегазовый» сектор экономики колебалась в последние годы в диапазоне 26-29% и находилась на уровне 27% в 2010 году (рис. 8).

Рис. 8. Налоговая нагрузка по секторам экономики, в % от добавленной стоимости

     Таким образом, налоговая нагрузка в не сырьевом секторе экономики сближает ее с рядом «формирующихся рынков», имеющих сравнительно низкую налоговую  нагрузку (как Турция или Ю.Корея, где этот показатель составляет около 25%).

3.2. Обзор основных налогов

     Налог на прибыль  организаций (наряду с подоходным налогом) представляет собой основу субфедеральных бюджетов. Действующая ставка составляет 20%, из которых 18% поступают в бюджет регионов. Региональное правительство вправе снижать «свою» часть ставки для определенных компаний, но не ниже, чем до 13,5%. Обычно такие льготы распространяются на организации, осуществляющие инвестиционные проекты регионального значения, товарищества собственников жилья и пр.

     До  недавнего времени ставка налога на прибыль составляла 24%, однако в конце 2008 года в рамках антикризисного пакета мер она была снижена на 4 п.п. за счет федеральной части. Кроме того, в рамках того же пакета мер был введен ряд стимулирующих льгот по этому налогу, среди которых - введение амортизационной премии. С 1 января 2011 года увеличена с 20 000 до 40 000 руб. первоначальная стоимость амортизируемого имущества, что должно ускорить модернизацию и инновационное обновление производства. С 1 января 2012 г. у организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность, появится право применять нулевую ставку по налогу на прибыль.

     Особые  ставки действуют при налогообложении  доходов от ценных бумаг. Ставка 9% действует  при налогообложении доходов, полученных в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями. Ставкой 15% облагаются доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам (выпущенным после 1997 года). Поступления налога от дивидендов и ценных бумаг зачисляются целиком в федеральный бюджет.

     Налог на доходы физических лиц имеет редкую для такого вида налога плоскую шкалу  с низкой ставкой в 13%. Однако не все  доходы облагаются по этой ставке. Ставкой 35% облагаются проценты по вкладам, ставка по которым превышает ставку рефинансирования ЦБ, выигрыши и призы, и т.п. При налогообложении доходов в виде дивидендов действует ставка в 9%.

     НДФЛ  полностью поступает в региональные бюджеты и является вторым важнейшим  налогом для субфедеральных бюджетов. По данному налогу существует большой перечень льгот и вычетов из налогооблагаемой базы (расходы на лечение и обучение, вычеты на детей, суммы на строительство или покупку жилья и т.д.).

     НДС является одним из наиболее важных налогов в России – удельный вес этого налога в доходах федерального бюджета составляет более 30%. Этот налог имеет три основных режима: основной со ставкой 18%, льготный со ставкой 10%1, а также режим нулевой ставки, под который попадают экспортные операции. НДС является федеральным налогом - ставка устанавливается на федеральном уровне, и весь объем полученного НДС зачисляется в федеральный бюджет. В России действует механизм заявительного порядка возмещения уплаченного входящего НДС при осуществлении экспортных операций, в соответствии с которым налоговые органы обязаны произвести возмещение не позднее 11-го дня с момента подачи налогоплательщиком соответствующего заявления.

     Перечень  подакцизной продукции в России достаточно широк и включает в  себя спиртосодержащую и алкогольную  продукцию, табак, автомобили и нефтепродукты. Ставки акцизов правительство устанавливает ежегодно, индексируя их на темпы роста потребительских цен. Некоторые виды акцизов - на алкоголь и табак - индексируются опережающими темпами, при этом стоит отметить, что абсолютный уровень этих ставок все еще существенно ниже, чем в странах Западной Европы и Турции.

     Решение о поднятии ставок акцизов принимается  федеральным правительством и объявляется  заранее на весь период бюджетного планирования (три года), что позволяет предпринимателям лучше ориентироваться в меняющейся бизнес среде.

     В 2010-2011 гг. в России прошла реформа социальных платежей, в результате которой существовавший ранее Единый социальный налог (ЕСН) был заменен на социальные взносы. При этом совокупная ставка социальных взносов была повышена на 8 п.п. - с 26% до 34%. Предельная сумма, на которую начисляются социальные взносы, на текущий момент составляет 164% от средней зарплаты, предусмотрена также ежегодная индексация этого порога на темп рост заработной платы. Для некоторых секторов (например, сельского хозяйства), ранее уплачивавших социальные налоги по льготной ставке, установлен переходный период (3-8 лет), по окончании которого ставка будет увеличена до общего уровня.3

     Последними изменениями законодательства по социальным взносам является временное (на 2012-2013 год) снижение совокупной ставки до 30% с одновременном введением дополнительной ставки в 10%, взимаемых с денежных доходов, превышающих установленный порог ( в 2012 году - 512 тыс. руб.). Данный шаг является результатом политического диалога между властью и бизнесом, считавшим повышение ставки сразу на 8 п.п. слишком резким.

     Рентные платежи представляют собой в  некотором смысле основу бюджетной  системы в России – они составляют 45-55% доходов федерального бюджета и 25-30% доходов бюджетной системы в целом.

     Ключевой  особенностью рентных платежей из нефтяного  сектора в России является система  «встроенных стабилизаторов», которая  позволяет автоматически менять уровень налоговой нагрузки на нефтяную отрасль при изменении мировых цен на нефть. Механизм расчета ставок НДПИ и экспортной пошлины на нефть учитывает изменение таких макроэкономических условий, как мировые цены на нефть и курс национальной валюты. Это позволяет изменять размеры изымаемой природной ренты в соответствии с колебаниями размеров самой ренты.

     Расчет  ставки НДПИ на нефть происходит по следующей формуле и обновляется  ежемесячно постановлением Правительства  РФ:

     ставка  за тонну добытой нефти = 419 руб./т.* (Цена на нефть, $/бар – 15) Курс доллара, руб./$ / 261.

     Расчет  ставки экспортной пошлины на нефть  происходит по прогрессивной шкале: при цене на нефть менее 15$/бар, ставка пошлины равна 0%, при цене на нефть  менее 20$/бар - ставка пошлины равна 35% с цены, превышающей 15$/бар, при цене на нефть менее 25$/бар - ставка пошлины равна 45% с цены, превышающей 20$/бар, при цене на нефть более 25$/бар - ставка пошлины равна 65% с цены, превышающей 25$/бар. Например, при цене нефти 100 долларов за баррель, ставка экспортной пошлины составит: (20-15)*0,35+(25-20)*0,45+(100-25)*0,65 = 8+48,75=56,75 долларов за баррель (или 56,75*7,3=414,275 долларов за тонну)

     Ставки  других рентных платежей, в том  числе и на газ, определяются простой  адвалорной или специфической ставкой. Ставка НДПИ на газ составляет с 2011 года 237 руб. за тыс. куб. метров, а экспортная пошлина на газ составляет 30% от стоимости экспортируемой нефти. Политика максимально возможной налоговой нагрузки на рентные отрасли позволяет правительству удерживать относительно низкие ставки на другие - не рентные - налоги.

     Рентные нефтегазовые платежи зачисляются  полностью в федеральный бюджет, поступления прочих рентных платежей распределяются между федеральным  и региональными бюджетами.

     На  сегодняшний день российским налоговым законодательством предусмотрено три имущественных налога. Первый – налог на имущество организаций. Плательщиками налога являются организации, имеющие на балансе движимое и недвижимое имущество, учитываемое в составе основных средств. В качестве налоговой базы выступает среднегодовая стоимость основных средств, учитываемых по остаточной стоимости. Ставки устанавливаются законами субъектов РФ, но не могут превышать максимальной ставки в 2,2 %, установленной НК РФ. Получателями налога являются региональные бюджеты.

     Второй  действующий сегодня налог, базой  для начисления которого является имущество  налогоплательщика, – земельный. Его платят организации и физические лица, владельцы земельных участков. Налоговая база равна кадастровой стоимости участков, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается по ставкам не выше 0,3% в отношении сельскохозяйственных земель, земель, занятых жилыми строениями, а также дачных участков. В отношении остальных земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5%. Налог пополняет бюджет на местном уровне.

     Третий  – налог на имущество физических лиц. Физическое лицо, имеющее в собственности жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж или иное строение, помещение и сооружение, является плательщиком налога. Базой является инвентаризационная стоимость объектов4. Ставки дифференцированы и устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Максимальная ставка – 2%. Поступления от уплаты налога пополняют местные бюджеты.

     Налогообложение импорта в России происходит согласно принципу «эскалации тарифа», т.е. ставки тарифа увеличиваются по мере повышения степени обработки возимых товаров. Однако для некоторых категорий товаров, например, для инвестиционного импорта (станки, оборудование и тп.), действуют специальные пониженные ставки. Средневзвешенная ставка импортных пошлин составляет около 11%

3.3. Проблемы налогового администрирования и их снижение

     Несмотря  на относительно низкий абсолютный уровень  налоговой нагрузки, административное бремя по сбору налогов достаточно высоко. Это относится и ко времени, затрачиваемым плательщиками для уплаты налогов, и к усилиям, прилагаемым налоговыми органами для сбора налогов.12

     Международные исследования, проведенные Всемирным  банком в рамках проекта Doing business, показывают, что существует огромный потенциал улучшения условий ведения бизнеса в России. Согласно последней оценке в среднем по показателю «Простота ведения бизнеса» Россия занимает 123 место из 183 стран. (Doing Business 2011). Показатели простоты уплаты налогов немного лучше - 105-е место из 183. Одной из основных проблем российской налоговой системы с точки зрения налогоплательщика является время, затрачиваемое на оформление документов для уплаты налогов и получения соответствующих льгот. В России это показатель составляет 320 часов год.

Информация о работе Дискреционная и автоматическая фискальная политика