Динамика производства и потребления шоколада в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:08, доклад

Описание работы

По данным информационно-аналитического агентства "Союз-Информ", объем украинского рынка кондитерских изделий в целом составляет 1-2 млн т, или $ 2-3 млрд в денежном выражении. Рынок шоколада, а также продукции из него составляет 10-20% от общего рынка сладостей (а это около 200-400 тыс т).

Работа содержит 1 файл

Шоколадная жизнь ВЭД.docx

— 336.38 Кб (Скачать)
 

  Динамика  производства шоколада в Украине

  По  данным информационно-аналитического агентства "Союз-Информ", объем  украинского рынка кондитерских изделий в целом составляет 1-2 млн т, или $ 2-3 млрд в денежном выражении. Рынок шоколада, а также продукции  из него составляет 10-20% от общего рынка  сладостей (а это около 200-400 тыс  т).

  Лидерами  отрасли являются пять производителей: ЗАО " Крафт Фудз Украина", корпорация «Рошен» (ТМ «Roshen», «Чайка» и «Аленушка»), ТПФ «Свиточ» (ТМ «Свиточ», «Nestle»), ЗАО «Малби» (ТМ «Millenium», «Любимов», «фуршетивська» ТМ «Премия», «Rainford») и ЗАО ПО «КОНТИ» (ТМ «Dolci»). Суммарно на этих производителей приходится более 93% выпуска шоколада. В десятку ведущих производителей шоколадных плиток также входят ОАО «Полтавакондитер» (ТМ «Доминик»), ЗАО «АВК» (ТМ «Persona», «DOMIOR») и «Корпорация «БисквитШоколад»(ТМ« Old collection »). В последние годы наблюдалась тенденция к увеличению производства шоколадных изделий. Крупные предприятия постепенно наращивают обороты и выходят из кризиса, переориентировав свои мощности на продукцию, имеющую спрос у покупателя на данном этапе.

  Кроме упомянутых выше лидеров, нужно отметить компанию "Крафт Фудз Украина", которая, по мнению ряда маркетологов, держит первенство в производстве плиточного шоколада. Наиболее активным из крупнейших производителей в прошлом году многие считали компанию "Киев-Конти", увеличившую реализацию почти в  полтора раза (до показателя свыше 0,9 млрд. грн.) и на 20% по объемам. Заметна  активизация сбытовой политики компаний "Світоч" и "Крафт Фудз Украина", а также "Харків'янка/ХБФ", "Полтавакондитер", "Житомирські ласощі" — их доли оценивают в 3—5%.

  Производство  шоколада в Украине в 2007 году выросло  на 8,8% – до 327 тыс. тонн, кондитерских изделий – на 6,1%, до 253 тыс. тонн.

  В 2008 году производство шоколада в Украине  увеличилось на 5,3% – до 345 тыс. тонн, кондитерских изделий – сократилось  на 2%, до 249 тыс. тонн.

  В Украине в январе-октябре 2009 года производство шоколада и продуктов, содержащих какао, сократилось на 10,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составило 255 тыс. тонн.

    Согласно сообщению, при этом  производство кондитерских изделий  из сахара, включая белый шоколад,  за отчетный период увеличилось  на 5,7% по сравнению с январем-октябрем 2008 года – до 221 тыс. тонн.

    В октябре т.г. производство  шоколада с содержанием какао  составило 36,4 тыс. тонн, что на 3,5% больше, чем в сентябре 2009 года, и на 5,1% меньше, чем в октябре  2008 года.

    Производство кондитерских изделий  в октябре т.г. составило 25,1 тыс. тонн, что на 11,6% больше, чем  в сентябре 2009 года, и на 11% больше, чем в октябре 2008 года.

  В 2009 году, в связи с экономическим  кризисом и уменьшением доходов  потребителей, производство шоколада резко упало и за первые три  квартала снизилось на 11,3%, к концу  года положение слегка улучшилось (падение  — 9,5%). Следует отметить, что падение  рынка шоколада в текущем году, как и рост в предыдущие годы, произошло стремительнее, чем в  других сегментах рынка кондитерских изделий. Но в январе – октябре 2010 года производство шоколада и продуктов, содержащих какао, выросло на 6,2% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составило 271 тыс. т. Производство кондитерских изделий из сахара, включая  белый шоколад, за этот период снизилось  на 6,5% по сравнению с январем –  октябрем 2009 года — до 207 тыс. т.

  

  В Украине в январе-декабре 2010 года производство шоколада и продуктов, содержащих какао, выросло на 6,2% по сравнению с 2009 годом и составило 349 тыс. тонн. Об этом УНИАН сообщили в Государственном комитете статистики Украины.

    В декабре 2010 года производство  шоколада составило 40,3 тыс. тонн, что на 6,5% больше, чем в ноябре 2010 года, и на 8,1% больше, чем в декабре  2009 года.

  Производство  кондитерских изделий из сахара, включая  белый шоколад, в январе-декабре 2010 года снизилось на 5,6% по сравнению  с 2009 годом – до 249 тыс. тонн.

  В декабре 2010 года производство кондитерских изделий составило 21,1 тыс. тонн, что  на 2,2% меньше, чем в ноябре 2010 года, и на 1,8% меньше, чем в декабре 2009 года.

  Что касается отдельных производителей, у них обстоит такая ситуация:

  В 2010 году кондитерская корпорация "Roshen" реализовала свою продукцию более  чем на $1 млрд., таким образом увеличив на 32% показатели продаж предыдущего  года. В 2010 году на кондитерских фабриках корпорации "Roshen" суммарно было произведено  около 410 000 тонн продукции, что на 12,7% превышает аналогичные показатели 2009 года.

  Кондитерская  группа "КОНТИ" в 2010 году увеличила  объем реализации продукции на 27% - до 4,2 млрд. грн. (по предварительным  итогам). Объем производства "КОНТИ" в 2010 году составил 238 тыс. тонн, что  на 8,4% больше, чем в 2009 году.

  Корпорация "Бисквит-Шоколад" в 2010 году увеличила  свой чистый доход на 25,5%, доведя его  до 860,2 млн. грн. В целом за 2010 год  предприятия корпорации произвели 64,1 тыс. т кондитерских изделий, что  на 8% превысило аналогичный показатель 2009 года. В 2010 году корпорация "Бисквит-Шоколад" увеличила объемы экспорта на 30% - почти 25 тыс. т кондитерских изделий. В  денежном выражении объем экспорта вырос почти в полтора раза. 

  Характеристика  потребления шоколада в Украине 

  По  данным международной  исследовательской  компании TNS, каждый украинец съедает  примерно 2 кг шоколада. Эта цифра меньше восточноевропейского уровня ежегодного потребления  в 4-5 кг шоколада на душу населения. Для примера, в России этот показатель выше - 5 кг. В Западной Европе и США - 5-6 кг шоколада в год. Среднестатистический житель Швейцарии потребляет более 13 кг шоколадной продукции в год.

  В Украине объем  потребления шоколада составляет от 7,5% до 13% рынка кондитерских изделий.

  По  результатам исследований компании TNS значительным спросом среди  потребителей пользуется молочный шоколад, его  доля составляет 43%. Значительно растет доля черного шоколада - примерно треть всего  рынка потребления  шоколада. На белый  шоколад приходится примерно 5% потребителей. Почти 20-ти % потребителей безразлично какой  тип шоколада выбирать.

  Ценители  шоколада без добавок  в явном меньшинстве  — их лишь 22%. Столько  же покупателей предпочитают шоколад с твердыми включениями (орехи, изюм и др.), еще  до 7,5% — с кремовыми  и мягкими начинками. Остальным — все  равно.

  В своем большинстве (84%) украинцы покупают шоколад  известных им марок: 58% доверяют 23 маркам, еще 26% — одной. При этом женщины чаще выбирают шоколад с наполнителями, мужчины — черный, без добавок, молодежь — новые марки, пожилые — старые. Не очень прижились  на рынке пористые шоколады. Чтобы вывести  свой шоколад на рынок, производители, как  правило, сначала  раскручивают одну марку, потом дополняют  ее новыми брендами. В результате обширна  коллекция «Короны», «Світоча», целый  ряд разновидностей имеет «Миллениум»  и др.

  Отдельно  стоит сказать  о качестве. Черный шоколад всех основных производителей, часто  поступающий в  продажу, был исследован «Тестом» по калорийности, доле маслакакао и  другим параметрам. В связи с чем  были сделаны приятные для потребителя  выводы — в основном массовый шоколад  у нас хороший. Важно, что в нем  нет многих вредных  элементов, поступающих  с импортируемым  из Африки и Азии сырьем — например, кадмия.

  Самый бурный рост потребления шоколада (2535%) приходится на начало 2000х годов, когда  население после голодных 1990х  имело возможность потреблять продукт  с «элементом счастья». С 2003 до кризисного 2008 года рынок стабилизировался и показывал небольшой рост. Но в эти годы меняется сам потребитель. Его уже больше интересует продукция премиумсегмента или, по меньшей мере, «средний плюс», огромное внимание он уделяет качеству и внешнему виду изделия, появляется интерес к нестандартному шоколаду, с различными добавками. В Украине объем потребления шоколада, по разным данным, составляет от 7,5% до 13% рынка кондитерской продукции. «По данным исследования в городской розничной торговле «АСНильсен Юкрейн», объем производства шоколадной плитки снизился на 8,3%, — говорит Светлана Данилова, менеджер по маркетингу, категория кондитерских изделий, ЗАО «Крафт Фудз Украина». — Ключевыми причинами падения рынка было значительное повышение цен на кондитерские изделия. Например, средняя цена за упаковку шоколадной плитки в 2009 году выросла на 31,5% по сравнению с 2008 годом».

  Что касается отдельных шоколадных позиций, то в периоде с 2005 по 2008 в стране была такая ситуация:

Плитка  – благодаря многообразию ситуаций потребления шоколадные плитки занимают лидирующие позиции в структуре  розничных продаж.

Наиболее  часто украинцы потребляют шоколад  в плитках несколько раз в  месяц — 34,4%. Самая малочисленная  группа (1%) потребляет его ежедневно.

Эту продукцию  приобретают как в качестве подарка, так и для индивидуального  потреблении.

Удобные батончики. Мелкоштучные шоколадные изделия  – шоколадные, шоколадно-вафельные  батончики – удобны с позиций  индивидуального потребления на ходу и часто служат в качестве небольшого десерта или перекуса в паузах между основным питанием. По сравнению с шоколадом в  плитках, потребление в данной продуктовой  группе ниже — 57% респондентов. В динамике за три года произошло снижение потребления  мелкоштучной шоколадной продукции  на 7%: зимой 2005 г. оно составляло 64%. Низкое их потребление связано с ценовым  фактором.

Праздник  в коробке. Структура покупательской мотивации шоколадных конфет в коробках в динамике за три года практически не изменилась. Колебания долей вышеуказанных групп, также как и в рассмотренных структурах плиточного шоколада и мелкоштучных изделий, имеют плавную кривую сезонности. Единственной группой, где колебания покупок шоколадных конфет в коробках не связано с сезонным фактором, является приобретение для различных инстанций. В этом вопросе приобретение продукции обусловлено другими причинами. Среди факторов, влияющих на выбор марки фасованных шоколадных конфет, в динамике за три года наибольшая доля приходится на вкус изделий — руководствуясь этим критерием,  68,3%  респондентов покупали конфеты зимой 2008 г. Однако по сравнению с зимой 2005 г. этот показатель снизился на 8,4%. Критерий цены важен для 44,6% респондентов. А вот качество продукции, как основной критерий выбора, приоритетен для 47,8% опрошенных покупателей.

28,5% респондентов  ориентируются при покупке шоколадных  конфет в коробках на внешний  вид упаковки, а 27,4% — на известность  торговой марки.

  Мнения  экспертов:

  Ольга Гарыгина, менеджер-аналитик департамента постоянных и медиа исследований компании «ТНС Украина». Данные репрезентативной выборки показывают, что основными  любителями шоколада в плитках остаются женщины — 79% (в 2005 г. количество потребителей среди женщин  составляло 85% ). Регулярно  употребляют шоколад 10% женщин (в 2005 г. таковых было 13%). Также популярен  шоколад в плитках и среди  подростков: 74% респондентов 12-19 лет  потребляют шоколад в плитках, 13% едят его регулярно (87% и 18% соответственно в 2005 г.). Особое предпочтение подростки  отдают молочному шоколаду — 58% среди  подростков и 44% среди потребителей в целом. В 2005 г.  соотношение было похожим: 56% любителей молочного  шоколада среди подростков и 44 % среди  потребителей в целом).

  Именно  подростки обеспечивают самый высокий  уровень потребления шоколадных батончиков — 76% среди респондентов 12-19 лет ( в 2005 г. в этой возрастной группе зафиксировано 82% потребителей). При  этом в 2008 г. 31% данной группы являлся  регулярными потребителями шоколадных батончиков (в 2005 г. — 36%).  

  Александр Гриненко, Руководитель информационно-аналитического отдела ООО Ренесанс Кепитал Инвест». По данным ЗАО «Укркондитер» среднее  снижение объемов производства и  соответственно объемов продаж шоколадных конфет на украинском рынке за 5 месяцев 2009 г. по сравнению с аналогичным  периодом 2008 г. составило около 30%.

Основные  отрицательные факторы, оказывающие  негативное влияние на уровни потребления, следующие: сырье для производства шоколадной продукции в основном импортное, поэтому присутствует стоимостная  зависимость от колебаний курса; средняя цена шоколадной продукции  значительно выше средней цены других кондитерских изделий. Среди положительных  факторов следует выделить такие: хотя уровень продаж  показателей 2008 г., однако дальнейшего падения не наблюдается; поиск производителями новых, более  выгодных для покупателя форматов и  видов шоколадной продукции.

  Пресс-служба ЗАО «ПО «Конти» 

Одним из основных факторов, влияющих на кондитерский рынок, является уровень доходов  населения. За первое полугодие текущего года доходы потребителей сократились  на 10%, что отрицательно повлияло на динамику кондитерского рынка в  целом, и шоколадных изделий в  особенности. Цена на шоколадные изделия  выше среднерыночной, а в условиях уменьшения реальных доходов потребитель  переключается на более дешевые  виды продукции. Кроме того, шоколадные изделия находятся в большей  зависимости, чем другие сегменты, от импортного сырья (какао-бобов), не имеющего украинских аналогов. Значительное подорожание  какао-бобов на мировых рынках и  девальвация украинской гривны привели  к росту цен на шоколадные изделия.

Информация о работе Динамика производства и потребления шоколада в Украине