Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:08, доклад
По данным информационно-аналитического агентства "Союз-Информ", объем украинского рынка кондитерских изделий в целом составляет 1-2 млн т, или $ 2-3 млрд в денежном выражении. Рынок шоколада, а также продукции из него составляет 10-20% от общего рынка сладостей (а это около 200-400 тыс т).
Динамика производства шоколада в Украине
По данным информационно-аналитического агентства "Союз-Информ", объем украинского рынка кондитерских изделий в целом составляет 1-2 млн т, или $ 2-3 млрд в денежном выражении. Рынок шоколада, а также продукции из него составляет 10-20% от общего рынка сладостей (а это около 200-400 тыс т).
Лидерами отрасли являются пять производителей: ЗАО " Крафт Фудз Украина", корпорация «Рошен» (ТМ «Roshen», «Чайка» и «Аленушка»), ТПФ «Свиточ» (ТМ «Свиточ», «Nestle»), ЗАО «Малби» (ТМ «Millenium», «Любимов», «фуршетивська» ТМ «Премия», «Rainford») и ЗАО ПО «КОНТИ» (ТМ «Dolci»). Суммарно на этих производителей приходится более 93% выпуска шоколада. В десятку ведущих производителей шоколадных плиток также входят ОАО «Полтавакондитер» (ТМ «Доминик»), ЗАО «АВК» (ТМ «Persona», «DOMIOR») и «Корпорация «БисквитШоколад»(ТМ« Old collection »). В последние годы наблюдалась тенденция к увеличению производства шоколадных изделий. Крупные предприятия постепенно наращивают обороты и выходят из кризиса, переориентировав свои мощности на продукцию, имеющую спрос у покупателя на данном этапе.
Кроме упомянутых выше лидеров, нужно отметить компанию "Крафт Фудз Украина", которая, по мнению ряда маркетологов, держит первенство в производстве плиточного шоколада. Наиболее активным из крупнейших производителей в прошлом году многие считали компанию "Киев-Конти", увеличившую реализацию почти в полтора раза (до показателя свыше 0,9 млрд. грн.) и на 20% по объемам. Заметна активизация сбытовой политики компаний "Світоч" и "Крафт Фудз Украина", а также "Харків'янка/ХБФ", "Полтавакондитер", "Житомирські ласощі" — их доли оценивают в 3—5%.
Производство шоколада в Украине в 2007 году выросло на 8,8% – до 327 тыс. тонн, кондитерских изделий – на 6,1%, до 253 тыс. тонн.
В 2008 году производство шоколада в Украине увеличилось на 5,3% – до 345 тыс. тонн, кондитерских изделий – сократилось на 2%, до 249 тыс. тонн.
В
Украине в январе-октябре 2009 года
производство шоколада и продуктов,
содержащих какао, сократилось на 10,4%
по сравнению с аналогичным
Согласно сообщению, при этом
производство кондитерских
В октябре т.г. производство шоколада с содержанием какао составило 36,4 тыс. тонн, что на 3,5% больше, чем в сентябре 2009 года, и на 5,1% меньше, чем в октябре 2008 года.
Производство кондитерских
В
2009 году, в связи с экономическим
кризисом и уменьшением доходов
потребителей, производство шоколада
резко упало и за первые три
квартала снизилось на 11,3%, к концу
года положение слегка улучшилось (падение
— 9,5%). Следует отметить, что падение
рынка шоколада в текущем году,
как и рост в предыдущие годы,
произошло стремительнее, чем в
других сегментах рынка кондитерских
изделий. Но в январе – октябре 2010
года производство шоколада и продуктов,
содержащих какао, выросло на 6,2% по
сравнению с аналогичным
В Украине в январе-декабре 2010 года производство шоколада и продуктов, содержащих какао, выросло на 6,2% по сравнению с 2009 годом и составило 349 тыс. тонн. Об этом УНИАН сообщили в Государственном комитете статистики Украины.
В декабре 2010 года производство шоколада составило 40,3 тыс. тонн, что на 6,5% больше, чем в ноябре 2010 года, и на 8,1% больше, чем в декабре 2009 года.
Производство кондитерских изделий из сахара, включая белый шоколад, в январе-декабре 2010 года снизилось на 5,6% по сравнению с 2009 годом – до 249 тыс. тонн.
В декабре 2010 года производство кондитерских изделий составило 21,1 тыс. тонн, что на 2,2% меньше, чем в ноябре 2010 года, и на 1,8% меньше, чем в декабре 2009 года.
Что касается отдельных производителей, у них обстоит такая ситуация:
В
2010 году кондитерская корпорация "Roshen"
реализовала свою продукцию более
чем на $1 млрд., таким образом увеличив
на 32% показатели продаж предыдущего
года. В 2010 году на кондитерских фабриках
корпорации "Roshen" суммарно было произведено
около 410 000 тонн продукции, что на 12,7%
превышает аналогичные
Кондитерская группа "КОНТИ" в 2010 году увеличила объем реализации продукции на 27% - до 4,2 млрд. грн. (по предварительным итогам). Объем производства "КОНТИ" в 2010 году составил 238 тыс. тонн, что на 8,4% больше, чем в 2009 году.
Корпорация
"Бисквит-Шоколад" в 2010 году увеличила
свой чистый доход на 25,5%, доведя его
до 860,2 млн. грн. В целом за 2010 год
предприятия корпорации произвели
64,1 тыс. т кондитерских изделий, что
на 8% превысило аналогичный
Характеристика
потребления шоколада
в Украине
По данным международной исследовательской компании TNS, каждый украинец съедает примерно 2 кг шоколада. Эта цифра меньше восточноевропейского уровня ежегодного потребления в 4-5 кг шоколада на душу населения. Для примера, в России этот показатель выше - 5 кг. В Западной Европе и США - 5-6 кг шоколада в год. Среднестатистический житель Швейцарии потребляет более 13 кг шоколадной продукции в год.
В Украине объем потребления шоколада составляет от 7,5% до 13% рынка кондитерских изделий.
По результатам исследований компании TNS значительным спросом среди потребителей пользуется молочный шоколад, его доля составляет 43%. Значительно растет доля черного шоколада - примерно треть всего рынка потребления шоколада. На белый шоколад приходится примерно 5% потребителей. Почти 20-ти % потребителей безразлично какой тип шоколада выбирать.
Ценители шоколада без добавок в явном меньшинстве — их лишь 22%. Столько же покупателей предпочитают шоколад с твердыми включениями (орехи, изюм и др.), еще до 7,5% — с кремовыми и мягкими начинками. Остальным — все равно.
В своем большинстве (84%) украинцы покупают шоколад известных им марок: 58% доверяют 23 маркам, еще 26% — одной. При этом женщины чаще выбирают шоколад с наполнителями, мужчины — черный, без добавок, молодежь — новые марки, пожилые — старые. Не очень прижились на рынке пористые шоколады. Чтобы вывести свой шоколад на рынок, производители, как правило, сначала раскручивают одну марку, потом дополняют ее новыми брендами. В результате обширна коллекция «Короны», «Світоча», целый ряд разновидностей имеет «Миллениум» и др.
Отдельно стоит сказать о качестве. Черный шоколад всех основных производителей, часто поступающий в продажу, был исследован «Тестом» по калорийности, доле маслакакао и другим параметрам. В связи с чем были сделаны приятные для потребителя выводы — в основном массовый шоколад у нас хороший. Важно, что в нем нет многих вредных элементов, поступающих с импортируемым из Африки и Азии сырьем — например, кадмия.
Самый бурный рост потребления шоколада (2535%) приходится на начало 2000х годов, когда население после голодных 1990х имело возможность потреблять продукт с «элементом счастья». С 2003 до кризисного 2008 года рынок стабилизировался и показывал небольшой рост. Но в эти годы меняется сам потребитель. Его уже больше интересует продукция премиумсегмента или, по меньшей мере, «средний плюс», огромное внимание он уделяет качеству и внешнему виду изделия, появляется интерес к нестандартному шоколаду, с различными добавками. В Украине объем потребления шоколада, по разным данным, составляет от 7,5% до 13% рынка кондитерской продукции. «По данным исследования в городской розничной торговле «АСНильсен Юкрейн», объем производства шоколадной плитки снизился на 8,3%, — говорит Светлана Данилова, менеджер по маркетингу, категория кондитерских изделий, ЗАО «Крафт Фудз Украина». — Ключевыми причинами падения рынка было значительное повышение цен на кондитерские изделия. Например, средняя цена за упаковку шоколадной плитки в 2009 году выросла на 31,5% по сравнению с 2008 годом».
Что касается отдельных шоколадных позиций, то в периоде с 2005 по 2008 в стране была такая ситуация:
Плитка – благодаря многообразию ситуаций потребления шоколадные плитки занимают лидирующие позиции в структуре розничных продаж.
Наиболее часто украинцы потребляют шоколад в плитках несколько раз в месяц — 34,4%. Самая малочисленная группа (1%) потребляет его ежедневно.
Эту продукцию приобретают как в качестве подарка, так и для индивидуального потреблении.
Удобные батончики. Мелкоштучные шоколадные изделия – шоколадные, шоколадно-вафельные батончики – удобны с позиций индивидуального потребления на ходу и часто служат в качестве небольшого десерта или перекуса в паузах между основным питанием. По сравнению с шоколадом в плитках, потребление в данной продуктовой группе ниже — 57% респондентов. В динамике за три года произошло снижение потребления мелкоштучной шоколадной продукции на 7%: зимой 2005 г. оно составляло 64%. Низкое их потребление связано с ценовым фактором.
Праздник в коробке. Структура покупательской мотивации шоколадных конфет в коробках в динамике за три года практически не изменилась. Колебания долей вышеуказанных групп, также как и в рассмотренных структурах плиточного шоколада и мелкоштучных изделий, имеют плавную кривую сезонности. Единственной группой, где колебания покупок шоколадных конфет в коробках не связано с сезонным фактором, является приобретение для различных инстанций. В этом вопросе приобретение продукции обусловлено другими причинами. Среди факторов, влияющих на выбор марки фасованных шоколадных конфет, в динамике за три года наибольшая доля приходится на вкус изделий — руководствуясь этим критерием, 68,3% респондентов покупали конфеты зимой 2008 г. Однако по сравнению с зимой 2005 г. этот показатель снизился на 8,4%. Критерий цены важен для 44,6% респондентов. А вот качество продукции, как основной критерий выбора, приоритетен для 47,8% опрошенных покупателей.
28,5% респондентов
ориентируются при покупке
Мнения экспертов:
Ольга Гарыгина, менеджер-аналитик департамента постоянных и медиа исследований компании «ТНС Украина». Данные репрезентативной выборки показывают, что основными любителями шоколада в плитках остаются женщины — 79% (в 2005 г. количество потребителей среди женщин составляло 85% ). Регулярно употребляют шоколад 10% женщин (в 2005 г. таковых было 13%). Также популярен шоколад в плитках и среди подростков: 74% респондентов 12-19 лет потребляют шоколад в плитках, 13% едят его регулярно (87% и 18% соответственно в 2005 г.). Особое предпочтение подростки отдают молочному шоколаду — 58% среди подростков и 44% среди потребителей в целом. В 2005 г. соотношение было похожим: 56% любителей молочного шоколада среди подростков и 44 % среди потребителей в целом).
Именно
подростки обеспечивают самый высокий
уровень потребления шоколадных
батончиков — 76% среди респондентов
12-19 лет ( в 2005 г. в этой возрастной группе
зафиксировано 82% потребителей). При
этом в 2008 г. 31% данной группы являлся
регулярными потребителями
Александр Гриненко, Руководитель информационно-аналитического отдела ООО Ренесанс Кепитал Инвест». По данным ЗАО «Укркондитер» среднее снижение объемов производства и соответственно объемов продаж шоколадных конфет на украинском рынке за 5 месяцев 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составило около 30%.
Основные отрицательные факторы, оказывающие негативное влияние на уровни потребления, следующие: сырье для производства шоколадной продукции в основном импортное, поэтому присутствует стоимостная зависимость от колебаний курса; средняя цена шоколадной продукции значительно выше средней цены других кондитерских изделий. Среди положительных факторов следует выделить такие: хотя уровень продаж показателей 2008 г., однако дальнейшего падения не наблюдается; поиск производителями новых, более выгодных для покупателя форматов и видов шоколадной продукции.
Пресс-служба ЗАО «ПО «Конти»
Одним из основных факторов, влияющих на кондитерский рынок, является уровень доходов населения. За первое полугодие текущего года доходы потребителей сократились на 10%, что отрицательно повлияло на динамику кондитерского рынка в целом, и шоколадных изделий в особенности. Цена на шоколадные изделия выше среднерыночной, а в условиях уменьшения реальных доходов потребитель переключается на более дешевые виды продукции. Кроме того, шоколадные изделия находятся в большей зависимости, чем другие сегменты, от импортного сырья (какао-бобов), не имеющего украинских аналогов. Значительное подорожание какао-бобов на мировых рынках и девальвация украинской гривны привели к росту цен на шоколадные изделия.
Информация о работе Динамика производства и потребления шоколада в Украине