Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:04, реферат
Несмотря на то, что большинство исследователей видит за понятием “модернизация” процесс трансформации традиционного общества в общество, характеризующееся применением машинной технологии, рациональными и секулярными жизненными установками, а также высоким уровнем дифференциации социальной структуры, существует множество нюансов в понимании содержания и масштабов самого этого процесса.
Модернизация стала сегодня ключевым термином дня, главным словом эпохи. Однако, единого понимания модернизации нет.
В своей работе “Динамика модернизации”, впервые изданной в 1966 г., С.Блэк писал: “Современная литература по проблемам модернизации ... еще находится в процессе определения своего предмета и установления фундаментальных различий между универсальными характеристиками современности и специфическими институтами конкретных обществ и культур. Целью этого относительного нового подхода является междисциплинарное изучение человечества посредством описания и объяснения во всей их сложности процессов изменения, которым сегодня приписывается мировое значение”.
Данное
утверждение в известном смысле
справедливо по сей день. Несмотря
на то, что большинство исследователей
видит за понятием “модернизация”
процесс трансформации
Можно
привести несколько различных
Так, исследователь Рейнхард Бендикс понимал под модернизацией “тип социальных перемен, имеющий корни в английской индустриальной и политической французской революциях. Он заключается в экономическом и политическом прогрессе отдельных обществ-первопроходцев и последующих переменах у отстающих”.
“Модернизация, - считает известный специалист в области проблем развития Сирил Блэк, - может быть определена как процесс, посредством которого исторически эволюционировавшие институты адаптируются к быстро меняющимся функциям, что отражает беспрецедентное расширение человеческих знаний, позволяющее осуществлять контроль над своим окружением, которое сопровождало научную революцию. Этот процесс адаптации имел свои корни и первоначальное влияние в обществах Западной Европы, но в XIX–XX вв. данные изменения распространились на другие общества и результировались в мировой трансформации, затронувшей все человеческие отношения”.
В своей работе в 1966 г. Шмоэль Эйзенштадт определил модернизацию как “процесс изменения в направлении тех типов социальных, экономических и политических систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XIX век и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX веках - на южноамериканский, азиатский и африканский континенты”.
По мнению Роберта Уорда, “модернизация ... опирается на “систематическое”, непрерывное и целевое применение человеческой энергии для “рационального” контроля над природным и социальным окружением человека”. В работе Р.Уорда и Р.Макридиса модернизированное общество характеризуется далеко идущими возможностями контролировать (или влиять на) природное и социальное окружение, а также ценностной системой, принципиально оптимистичной относительно желания и последствий таких возможностей.
Модернизация влечет “
“Модернизация влечет за собой диффузию того, что один эксперт определил как “мировая культура” - основанная на передовой технологии и духе научности, на рациональном взгляде на жизнь, светском подходе к социальным отношениям, чувстве справедливости в общественных делах и, кроме всего прочего, признании в качестве главной единицы в политической реальности национального государства”, - пишет Люциан Пай.
Модернизированному обществу
Согласно социологу Мариону Леви, общество является “более или менее модернизированным в зависимости от того, как широко его члены используют неодушевленные источники энергии и/или применяют машины, чтобы умножить эффект собственных усилий”.
Фрэнк Тэчау пишет, что модернизация невообразима без технологического развития и экономического роста. Подобное мнение разделяет Питер Бергер, полагающий, что модернизация включает рост и диффузию институтов, связанных с трансформацией экономики посредством технологий.
Роль индустриализации в ходе модернизации подчеркивает Дэвид Эптер, связывающий ее осуществление с распространением и использованием ролей индустриального типа в неиндустриальном окружении. В своей монографии “Политика модернизации” Д.Эптер вновь обращается к вопросу о значении индустриализации в процессе модернизации. Индустриализация, отмечает автор, меняет дисфункциональные институты и обычаи, создавая новые роли и социальные институты на основе использования машин. По его мнению, индустриализация, мощный аспект модернизации, более динамична и последовательна в своем осуществлении по сравнению с модернизацией.
Рейнхард Бендикс также тесно увязывал процессы модернизации и индустриализации. Если термин индустриализация он использовал для объяснения экономических сдвигов, вызванных новыми технологиями, основанными на использовании неодушевленных источников энергии, и непрерывным совершенствованием прикладных научных исследований, то посредством термина модернизация он считал возможным объяснять широкий спектр социальных и политических изменений, сопровождавших индустриализацию в большинстве стран Западной цивилизации.
“Модернизация - пишет Стивен Ваго, - это процесс, посредством которого аграрные общества трансформируются в индустриальные. Данный переход влечет развитие передовой индустриальной технологии и политических, культурных, социальных механизмов, адекватных задачам поддержания, руководства и использования данной технологии”.
Согласно Даниэлю Лернеру, модернизация - это своего рода ментальный сдвиг, достижение особого состояния раccудка, которое характеризуется верой в прогресс, склонностью к экономическому росту, готовностью адаптироваться к изменениям. Анализируя на эмпирическом материале модернизацию стилей жизни, Д.Лернер наибольшее внимание уделял росту мобильности населения, распространению грамотности и средств массовой информации.
Джеймс О’Коннел также видит сущность модернизации в трансформации ментальных установок. Комбинируя концепты инновации и порядка, он определяет модернизацию как утверждение креативной рациональности. Последняя предполагает наличие трех взаимосвязанных и взаимодействующих измерений:
1)
твердая убежденность в
2)
мультипликация инструментов и
технологий, вызываемая первым аспектом
и одновременно поощряющая его;
3)
готовность принимать
Широко понимает модернизацию Вольфганг Цапф, рассматривающий ее в трехмерном плане: 1) как секулярный процесс, начатый индустриальной революцией, в ходе которой больших успехов в развитии достигла небольшая группа сегодня модернизированных обществ; 2) как многовариантный процесс, в ходе которого отставшие догоняют ушедших вперед; 3) как реакции модернизированных обществ на новые вызовы на пути инноваций и реформ.
Согласно
определению известного английского
специалиста в области
Профессор социологии Мюнхенского университета У. Бек полагает, что «модернизация ведет не только к образованию централизованной государственной власти, к концентрации капитала и все более утонченному переплетению разделений труда и рыночных отношений, к мобильности, массовому потреблению и т. д., но и – тут мы подходим к обобщенной модели – к тройной «индивидуализации»: освобождению от исторически заданных социальных форм и связей в смысле традиционных обстоятельств господства и обеспечения («аспект освобождения»), утрате традиционной стабильности с точки зрения действенного знания, веры и принятых норм («аспект разволшебствления») и – что как бы инвертирует смысл понятия – к новому виду социокультурной интеграции («аспект контроля и реинтеграции»)».
Ректор Академии народного хозяйства, известный русский экономист Владимир Мау в своей статье «Логика российской модернизации: исторические тренды и современные вызовы» пишет «Сутью модернизации является формирование сильной в экономическом, политическом, военном, научном и иных отношениях страны при росте благосостояния ее населения. Модернизация предполагает комплексное обновление общества, когда трансформация различных его секторов осуществляется во взаимосвязи. Если отбросить политкорректные условности, то модернизация представляет собой достижение уровня технологий и институтов, характерных для современных западных демократий. Можно сколько угодно говорить о ценности различных цивилизаций и уважении к ним, о важности сохранения национальной идентичности, но непреложным фактом является то, что лидерами современного экономического роста являются западные страны».
Итак,
модернизация, по мнению большинства
исследователей, подразумевает рациональный
контроль над природным и социальным
окружением человека, тесную интеграцию
в мировую культуру, осуществление
научной революции, распространение
рационального взгляда на жизнь,
строительство либерально-
В
общем модернизацию можно охарактеризовать
как процесс, посредством которого
традиционные, аграрные общества трансформируются
в современные, индустриальные. Данный
переход приводит к появлению
и развитию передовых индустриальных
технологий, а также соответствующих
им политических, культурных, социальных
механизмов, позволяющих указанные
технологии поддерживать, использовать
и управлять ими. Модернизационный
переход редко протекает
Что
касается специфики российской специфики
модернизации, то с уверенностью можно
утверждать, что Россия действительно
движется в направлении модернизации.
Особенно важно, что вокруг самого этого
требования, требования модернизации
как центральной задачи экономической
политики, в обществе уже сложился
консенсус. Однако остаются острейшие
противоречия о принципиальных механизмах
осуществления этого курса. А
ведь последнее и является сегодня
главным. Но общественные противоречия
пока слишком серьезны, чтобы выйти
на согласованную экономическую
политику. В результате экономические
агенты получают от властей противоречивые
сигналы, что никак не способствует
предпринимательской и
Можно перечислить ряд важных направлений деятельности властей, важных для консолидации экономического роста.
Прежде всего необходимо четко осознать, что именно ускоренная модернизация (или, если угодно, догоняющее постиндустриальное развитие) является целевым ориентиром развития страны, деятельности всех ветвей власти. Это идея прорыва, резкого сокращения и преодоления разрыва с наиболее развитыми странами мира. Решение этой задачи сложно, но возможно. Тем более что у современной России есть ряд сравнительных преимуществ, главное из которых – достаточно высокий уровень образования.
1)
Решение этой задачи требует
выработки национальной