Динамика и эффективность развития внешнеэкономических связей России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение внешней торговли нашей страны и ее инвестиционной привлекательности. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть динамику экспорта и импорта Российской Федерации;
Выявить причины низкой интеграции России в мировую торговлю;
Определить основных инвесторов в российскую экономику, наиболее привлекательные для них отрасли, выявить причины столь низкой инвестиционной привлекательности России и ее регионов;
Сделать вывод об эффективности внешнеэкономических связей.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

     Другой  немаловажный момент, который необходимо учитывать, рассматривая пути развития товарной структуры и географической направления экспорта России – это увеличение внимания развитию торговли с развивающимися странами. Дело в том, что основные изменения в географии мировой торговли и ее структуре происходят по линии Север – Юг (развитые и развивающиеся государства) [2, с. 22].

     В 2007 году доля группы развивающихся стран превысила одну треть современной международной торговли, по этой линии формируются глобальные транснациональные производственные цепочки, не участвуя в которых России вряд ли может  рассчитывать на сколько-нибудь существенное увеличение доли промышленных товаров в экспорте. Речь идет об очень широком и глобальном процессе изменения географии мировой торговли и создании нового международного разделения труда (в документах ВТО это получило название «Новая география мировой торговли»), о новом размещении центров производства и появлении «транснациональных товаров», которые не имеют четкой национальной принадлежности. Это меняет привычные подходы к участию России и ее товаропроизводителей в международном разделении труда.

     Реальная  ситуация в экономике России вряд ли позволит в ближайшие годы радикально изменить топливно-сырьевую специализацию страны. Однако она позволяет направить часть доходов из более успешных экспортоориентированных отраслей хозяйства в последовательную диверсификацию экспорта, способствуя как повышению степени обработки вывозимых первичных ресурсов, так и развитию новых, ориентированных на внутренний рынок и экспорт, видов производства промышленных товаров. Этому же может способствовать инвестирование части экспортной выручки в зарубежные перерабатывающие предприятия и их переход в российскую собственность, что могло бы существенно поднять эффективность российского топливного и сырьевого экспорта. Мировая практика дает много примеров этого.

     Диверсификация  экспорта и связанная с ней структурная перестройка всей экономики России должна сопровождаться развитием импортозамещающего производства. Размер и структура импорта в условия почти полного открытия российского внутреннего рынка лимитируется сравнительно низким платежеспособным спросом населения, а также промышленности и сельского хозяйства. Однако импорт будет расти по мере повышения платежеспособного спроса в стране. Это может нанести существенный ущерб отечественному производству и ухудшить внешние валютно-финансовое положение страны. Движение внутренних цен на продовольствие в 2005-2008 отчетливо продемонстрировало опасность складывающейся импортной политики страны.

     С этой точки зрения, заслуживает негативной оценки наметившаяся в последние  десятилетия политика поощрения создания отверточного производства в стране многих важных товаров, от производства которых зависит не только экономическое, но и научно-техническое и оборонная безопасность России (продукты питания, сельхозмашиностроение, автомобильное и электронное промышленности, самолетостроение и ряд других отраслей). Очевидно, что привлечение иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли производства России должно проходить под государственным контролем. В большинстве развитых стран мира размещение иностранных инвестиций – это процесс, регулируемый государством. Также очевидно, что привлечение иностранных инвестиций должно быть соизмеримо с национальными интересами Российской Федерации в целом, а не только с интересами отдельных компаний.

     Еще одна комплексная проблема, которая должна занять одно из центральных мест в развитии экономики России – это создание инфраструктуры для всей экономики и внешней торговли в частности. Хорошо известно, что примерно 30 регионов страны практически не имеют выхода на внешний рынок. Расходы на доставку экспортных и импортных грузов в России из-за плохих дорог и просто их отсутствия во многих районах, а также технической устарелости всех видов транспорта и высоких транспортных тарифов делают экономически не эффективным как экспорт, так и импорт многих товаров, а также и производство конкурентоспособной продукции для внутреннего потребления.

     Проблема  инфраструктуры имеет и другое измерение: неадекватные таможенные формальности, отсутствие электронном системы  оформления грузов, бюрократическая система правоприменения законов, связанных с ввозом и вывозом товаров ведут к большим потерям времени и к снижению экономической эффективности внешнеторговых операций [2, с. 23].

     Как известно, именно сложность пограничных  и таможенных формальностей и не эффективный транспорт тормозят, а если быть более точным – останавливают международный транзит через территорию Российской Федерации. Сегодня Россия реализует примерно 5% своего транзитного потенциала. Сложности транзита через территорию страны уже привели к тому, что значительная часть грузов стран СНГ начинает тяготеть к транзитным коридорам в обход России. Это транзитные коридоры уже обустраиваются. Потеря международного транзита означает потерю доходов сопоставимых по своим размерам со значительной частью доходов от экспорта.

     Как показывает опыт других стран, важным инструментом развития эффективной  внешней торговли является активная внешнеторговая политика. Многие страны, в экономике которых внешняя торговля играет роль соизмеримую с ее ролью в России, давно уже пошли по пути создания специальных государственных учреждений. В функции этих учреждений входят внешнее обеспечение торгово-политических интересов страны, защита внешнеторговых операторов от дискриминационных и иных неблагоприятных мер со стороны иностранных государств, а также осуществление необходимых действий по защите интересов страны в ВТО и в других международных организациях. Учреждения с такими функциями под разными названиями существуют в США, Евросоюзе и странах ЕЭС, Японии, КНР, Индии, Бразилии и в большом числе других стран.

     В России потребность в создании такого учреждения диктуется многими причинами  и, прежде всего, той огромной экономической, социальной и политической ролью, которую  играет в экономике страны внешняя  торговля.

     В этом же направлении действует настоятельная  и растущая необходимость координации  внешнеторговой деятельности регионов, где как известно, создан и функционирует  местные внешнеторговые ведомства.

     И, наконец, не менее важная проблема. Внешнеторговая деятельность – одна из самых массовых видов занятости граждан российской федерации. Во внешней торговли России участвуют тысячи крупных, десятки тысяч средних и сотни тысяч малых компаний. Во многих случаях управленческих персонал этих компаний не обладает достаточной квалификацией и знаниями, которые необходимы, что бы успешно работать в сфере внешней торговли.

     Это ставит вопрос об организации всероссийской  системы подготовки кадров для внешней  торговли и, возможно, о проведении регулярной аттестации таких кадров.

     Экспортная  направленность экономики России последнего десятилетия ставит задачу государственной  поддержки экспорта. Государственная  поддержка, содействие и стимулирование экспорта, включая производство товаров  для экспорта – это важное направление внутренней и внешней экономической политики всех государств мира [2, с. 23-24].  
 

 

       2. Внешняя торговля  России

      2.1 Российский экспорт  и его проблемы 

      Важным  показателем эффективного развития внешней торговли является ее товарная структура, т.е. доля в экспорте и импорте отдельных товарных групп. В связи с этим изучение и анализ товарной структуры имеют важное значение, и проводятся на базе сгруппированных товарных групп по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России.

      Повышение экономической эффективности внешней торговли на основе увеличения в экспорте доли товаров с более глубокой степенью промышленной обработки, прежде всего машиностроительной продукции, и оптимизация импорта является одной из самых актуальных и сложных проблем развития внешнеэкономических связей России.

      Существующая  в настоящее время структура  экспорта Российской Федерации имеет  однобокий характер. Наш экспорт  находится в большой зависимости  от сравнительно узкого круга товаров  – нефти, нефти продуктов, газа, металлов, лесотоваров [Приложение 2].

      Так, в 2008 г. только удельный вес топливно-энергетических товаров (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, электроэнергия) превысил 68%; около 17 % всего экспорта приходится на металлы; продукция химической промышленности занимает 5% в экспорте, лесотовары – свыше 3%. Таким образом, доля топлива, сырья, полуфабрикатов составляет более 90% экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья.

      Доля  машин и оборудования в экспорте в страны дальнего зарубежья значительно  сократилась и составила, даже с учетом военно-технических поставок, лишь 3,4% (доля гражданской машинотехнической продукции – 2%). Удельный вес готовых изделий не достигает даже 10%.

      Такой показатель удельного веса машин  и оборудования недопустимо мал  для развитой страны. В целом в мировом экспорте доля машин и оборудования составляет в настоящее время около 40%.

      Об  имеющихся резервах и возможностях увеличения экспорта Российской Федерацией машин и оборудования говорит  низкий коэффициент структурной  специализации продукции машиностроения, а также тот факт, что на долю России  в 2007 г. приходилось 6% мирового производства стали, тогда как доля России в мировом экспорте машин и оборудования составила лишь 0,3%. Для сравнения можно отметить, что удельный вес Франции в мировом производстве стали 3%, доля же в мировом экспорте машин и оборудования – 5% [5, с. 30-31].

      Структура экспорта РФ в страны ближнего зарубежья (СНГ) в целом носит более прогрессивный  характер по сравнению с торговлей  России со странами дальнего зарубежья [Приложение 3]. Вместе с тем в долгосрочном плане нет предпосылок для увеличения доли готовых изделий в экспорте РФ в страны СНГ. Падают российские поставки военной техники в эти страны.

      Кроме того, там сократился спрос на российскую машинотехническую продукцию гражданского профиля, так как эти страны предпочитают иметь отношения с поставщиками из дальнего зарубежья с их более высокими технологиями и готовностью вкладывать  капиталы в их экономику.

      Следует отметить, что, наряду с негативным изменением структуры внешней торговли России, резко ухудшились показатели внешнеэкономической деятельности страны в целом, в результате этого значительно ослабли позиции России на мировом рынке. Доля России в мировой торговле с 1985-ого по 2008 год сократилась с 3,6 до 2,7%. По объему внешнеторгового оборота Россия в 2008 году занимала 16-е место в мире (в 1990 г. – 10-е).

      Основной  причиной усиления топливно-сырьевой направленности и снижения индустриального  характера структуры внешней  торговли Российской Федерации и ее темпов роста в годы либерализации стало значительное сокращение общеэкономического и производственного потенциала. Промышленное производство РФ в 2000 г. составило 57% от уровня 1990г., т.е сократилось почти в 2 раза; сельскохозяйственное производство за тот же период уменьшилось на одну треть.  Такой спад промышленного и сельскохозяйственного производства не мыслим в мирное время. Даже в период Отечественной войны, когда в нашей стране было разрушено 31850 промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожной колеи, 4100 железнодорожных станций, промышленная продукция СССР сократилась лишь на 10%.

      В настоящее время доля России в  промышленном производстве немного  превышает 2%.

      Важной  причиной усиления топливно-энергетической направленности российского экспорта и снижения его эффективности стала поспешная либерализация внешнеэкономической деятельности, без научно обоснованной концепции и продуманной структурной политики. В начале 1990-х годов была полностью ликвидирована государственная монополия внешней торговли. При этом в стране не было выработано комплексного подхода к решению проблем эффективного управления внешнеэкономическом комплексом [5, с. 33-34].

      Государство практически самоустранилось от регулирования и контроля сферы  внешнеэкономической деятельности. Была ликвидирована государственная поддержка промышленного экспорта. Попытка в дальнейшем создания действенного контроля над функционированием внешнеэкономических связей не дала ожидаемых результатов. По отдельным оценкам, в годы либерализации вывезены за рубеж от 200 до 300 млрд долл., которые обогащают западные банки, вместо того чтобы работать на восстановление российской экономики, повышение экспортного потенциала страны и совершенствование товарной структуры внешней торговли.

      Помимо  внутренних факторов, повлиявших на состояние товарной структуры внешней торговли РФ, имеют серьезные внешние факторы. Прежде всего, это разрыв интеграционных и кооперационных связей между отраслями и предприятиями России с республиками бывшего СССР и бывшими членами СЭВ, обусловивший потерю рынков сбыта российских машин, оборудования, наукоемкой продукции в этих странах. К таким же отрицательным последствиям привел уход с рынков технико-экономического сотрудничества наших традиционных партнеров из развивающихся стран.

Информация о работе Динамика и эффективность развития внешнеэкономических связей России