Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:36, реферат
Нефтедобывающие страны по доле выручки от продажи нефти в составе валового внутреннего продукта (ВВП) можно разделить на четыре группы: высокая доля (43—49%) – Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Нигерия; средняя (17—27%) – Норвегия, Алжир, Венесуэла, Иран; небольшая (до 10%) – Мексика, Индонезия, Малайзия, Китай; малая – США (0,5%), Великобритания (1,5%), Австралия (1,5%), Канада (3,4%). Безусловно, наибольшее значение доходы от нефти имеют в станах ОПЕК (составляют до 60% всех доходов от экспорта). Данные о годовых доходах от экспорта нефти ряда нефтедобывающих стран в период 1980—2005гг. приведены в табл.1. Для определения и оценки роли нефти в экономическом развитии нефтедобывающих стран показателя выручки от продажи нефти к ВВП недостаточно, чтобы сделать вывод о значении нефтяного сектора для экономического роста. Часто используют среднедушевые добычи нефти и увязывают их с показателями ВВП на душу населения.
Цены на нефть: история, прогноз, влияние на экономику
Экономический рост в странах - экспортерах нефти
Цены на природный газ в Украине и в мире в 2011 г.
Выводы
Список литературы
РЕФЕРАТ
по международной экономике
на тему: «Динамика цен на энергоресурсы и перспективы экономического развития стран экспортеров нефти»
План
Выводы
Список литературы
1. Цены на нефть: история, прогноз, влияние на экономику
Все страны в той или иной мере являются потребителями нефти нефтепродуктов. В «нефтяной клуб» - сообщество стран, добывающих нефть, входят уже почти 100 государств. Как производителей, так и потребителей чрезвычайно волнуют цены на нефть: для производителей это мощная статья дохода, для потребителей, соответственно, расхода.
Нефтедобывающие страны по доле выручки от продажи нефти в составе валового внутреннего продукта (ВВП) можно разделить на четыре группы: высокая доля (43—49%) – Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Нигерия; средняя (17—27%) – Норвегия, Алжир, Венесуэла, Иран; небольшая (до 10%) – Мексика, Индонезия, Малайзия, Китай; малая – США (0,5%), Великобритания (1,5%), Австралия (1,5%), Канада (3,4%). Безусловно, наибольшее значение доходы от нефти имеют в станах ОПЕК (составляют до 60% всех доходов от экспорта). Данные о годовых доходах от экспорта нефти ряда нефтедобывающих стран в период 1980—2005гг. приведены в табл.1. Для определения и оценки роли нефти в экономическом развитии нефтедобывающих стран показателя выручки от продажи нефти к ВВП недостаточно, чтобы сделать вывод о значении нефтяного сектора для экономического роста. Часто используют среднедушевые добычи нефти и увязывают их с показателями ВВП на душу населения.
Таблица 1
Сравнение доходов стран ОПЕК, России и независимых производителей от экспорта нефти, млрд. долл.
Страны |
1980г. |
1998г. |
2002г. |
2004г. |
2005г. |
2007г. |
Алжир |
28,5 |
6,8 |
11,8 |
17,8 |
29,6 |
51,0 |
Иран |
26,1 |
11,7 |
18,0 |
31,9 |
41,1 |
87,0 |
Ирак |
53,8 |
7,5 |
12,3 |
24,8 |
37,0 | |
Кувейт |
37,3 |
7,8 |
11,5 |
26,2 |
33,1 |
54,0 |
Ливия |
44,3 |
6,6 |
11,0 |
18,7 |
23,3 |
41,0 |
Нигерия |
47,5 |
9,8 |
17,2 |
34,1 |
39,3 |
58,0 |
Катар |
10,7 |
3,8 |
6,7 |
10,2 |
16,4 |
27,0 |
Саудовская Аравия |
207,8 |
37,9 |
52,6 |
105,1 |
142,7 |
194,0 |
ОАЭ |
37,5 |
11,2 |
17,3 |
27,2 |
38,2 |
63,0 |
Венесуэла |
36,2 |
12,2 |
18,5 |
35,4 |
37,9 |
48,0 |
Итог по ОПЕК |
529,7 |
115,3 |
167,3 |
307,5 |
426,4 |
675,0 |
Норвегия |
9,3 |
15,0 |
27,3 |
39,4 |
53,5 |
Нет данных |
Мексика |
20,6 |
6,0 |
18,7 |
3,0 |
25,7 |
Нет данных |
Россия |
268,9 (СССР) |
17,0 |
23,7 |
51,5 |
106,5 |
121,9 |
Используя среднедушевое показатели, нефтедобывающих стран можно разделить на четыре группы:
Таким образом, всего несколько государств в мире с небольшим населением способны решать социально-экономические задачи исключительно за счет нефтегазового экспорта.
Проблема многих стран, богатых природными ресурсами, в частностью нефтью (Венесуэла, Нигерия, ряд других стран-членов ОПЕК), состоит в том, что, используя эти ресурсы, правительство этих стран так и не смогли обеспечить долговременный экономический рост и высокий уровень жизни населения. Это явление получило в мировой литературе название «проклятие природных ресурсов». Сущность этого явления заключается в том, что имеются определенные корреляционные зависимости между обеспеченностью природными ресурсами и темпами экономического роста. Подробно явление «ресурсного проклятия» изучено акад. В.М. Полтеровичем с коллегами по работе, где на основе анализа многочисленных литературных данных выявлены механизмы этого явления и показано его влияние на экономическую политику нефтедобывающих стран. В частности, исследованы «ловушка сырьевой специализации», теория «голландской болезни» и другие теории и гипотезы, показывающие негативное влияние сырьевой ориентации экономики. С другой стороны, авторы исследовали и противоположные точки зрения и показали, что если ресурсное проклятие и существует, то происходит оно не от изобилия ресурсов, а от неправильного использования доходов от их добычи.
С проблемой ресурсного
обеспечения стран связано
В некотором смысле ресурсных национализм явился ответом на глобализацию мировых энергетических рынков. Ряд национальных компаний и некоторые нефтеперерабатывающие страны все больше склоняются к идеям собственного превосходства и исключительности на почве обладания энергоресурсами – будь то идея «энергетической сверхдержавы» России или «нефтяного меча» Саудовской Аравии.
Политика ресурсного национализма наряду с положительными может иметь и отрицательные последствия, такие как: потеря стимулов для технологического развития, снижение качества менеджмента и транспарентности национальных нефтяных компаний, неэффективное использование получаемых доходов.
«Голландская болезнь» поразила в свое время Нидерланды, Великобританию, Австралию, Мексику и ряд других стран, где велась разработка новых месторождений. Некоторые исследователи не без основания отмечают, что Россия также приобрела «голландскую болезнь», экспортируя преимущественно сырьевые ресурсы.
При таком положении вещей весьма вероятна деградация не сырьевых отраслей промышленности, затухают инновационные процессы. Поскольку вопросы энергообеспечения имеют глобальный характер, требует объединение усилий многих стран, следует разумно сочетать политику ресурсного национализма с тенденциями развития мировой торговли и интеграционными процессами в мировой экономике. Тогда эта политика может стать одним из важных конкурентов преимуществ российской нефтяной промышленности, серьезным козырем в ведении энергодиалога.
Вопросы ресурсного потенциала, ценообразования, поставок энергоносителей входят в обязательный «набор» повестки дня на переговорах, в т.ч. и на высшем уровне.
Разбалансированность рынка энергоносителей, в первую очередь нефти, предоставляет большую опасность для мировой экономики. Отсутствие ясности в отношении цен на нефть может отрицательно влиять на планы экономического развития. Ясно, что запредельные цены на нефть, так же и очень низкие, невыгодны как производителю, так и потребителю.
Цены на нефть влияют на экономические и политические процессы, которые определяют стоимость акций нефтяных компаний, скорость их экономического роста и уровень инфляции в странах-импортерах нефти, а также на интенсивность процессов централизации и концентрации производства. Следует также отметить, что цены на нефть служат ориентиром при формировании цен на другие энергоносители.
Весьма существенно мировые цены на нефть влияют на экономику России. Цена российской экспортной нефти Urals определяет на основе цена на европейскую нефть Brent, правда в последнее время из-за падения добычи на месторождении Брент цена европейской нефти определяется на основе цены нефти трех месторождений (Брент, Фортис, Осберг) – нефть BFO. Разница в цене колеблется от 0,6 до 3,3 долл./барр. В 2005—2007гг. цены возросли и несколько увеличилась разница цен Brent и Ural.
В России доля выручки от продажи нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке и на экспорт составляла в 2005г. 22% ВВП, 30% реального сектора экономики. 22% всех налоговых поступлений, а доля доходов в суммарных экспортных доходах страны превысила 52%.
Как для добывающей страны, для России доходы от экспорта нефти зависят от уровня мировых цен и являются важным составным элементом бюджетной политики. Высокой уровень мировых цен в 2004—2007гг. позволил России создать стабилизационный фонд, увеличить бюджет, осуществить, хотя и незначительные, но важные структурные сдвиги и начать реализации ряда социально значимых национальных проектов.
Согласно современной экономической теории, независимый шок в условиях торговли оказывает прямое воздействие на уровень благосостояния в государствах, вовлеченных во внешнюю торговлю. Это наглядно показывает динамика развития стран, которым экспорт нефти приносит основной доход в условиях повышения мировых цен на этот ресурс. Благоприятные условия торговли дали значительный импульс к экономическому росту в этих странах. В период низких цен на энергоресурсы в 1990-1999 гг. ВВП у них в основном сокращался - в среднем на 0, 2%. Начиная с 2000 г., с повышением цен на энергоносители, в этой группе стран наблюдается экономический рост: в 2000-2007 гг. он составлял от 4, 3 до 7, 7%, а в 2008-2009 гг. прогнозируется на уровне 5, 9-6, 7%.
Рост потребительских цен в этих странах существенно замедлился: его темпы снизились с 76% в среднем по группе в 1990-1999 гг. до 9, 8% в 2007 г. Причем инфляция последовательно снижалась с 2000 г., когда она составляла 14, 4%, вплоть до 2006 г. - 8, 5% в среднем по группе. В 2007 г. повышение темпов роста цен в развивающихся странах и странах с переходной экономикой до 6, 4% сопровождалось повышением ценового уровня в странах - экспортерах нефти до 9, 8%. В 2008 г. инфляция как в развивающихся, так и в развитых странах ожидается максимальной за последние годы - 15, 2%.
Рост цен на нефть положительно отразился на платежных балансах стран - экспортеров нефти. Счет текущих операций за 2000 - 2008 гг. по этой группе стран увеличился почти в 5 раз и в 2008 г. оценивается в 711 млрд. долл. Значительный приток валютных доходов в страны - экспортеры нефти, сопровождающийся увеличением иностранных инвестиций, привел к быстрому росту их международных резервов, которые за этот период увеличились почти в 9 раз и, по оценкам МВФ, в 2008 г. достигнут 1, 7 трлн. долл.
Без преувеличения можно сказать, что экспортеры нефти переживали экономический бум, основной причиной которого были чрезвычайно благоприятные условия торговли. Среди стран, экспортирующих нефть на мировой рынок, есть также развитые экономики, обладающие наиболее высоким уровнем конкурентных преимуществ, которые получили выгоды от благоприятной конъюнктуры рынка энергоносителей. Таким образом, в большинстве стран - экспортеров нефти условия для среднесрочного и долгосрочного экономического роста и процветания значительно улучшились.
Заключение харьковских соглашений в апреле и скидка в $100 за 1 тыс. куб м к обусловленной контрактом 2009 г. цене на российский газ позволили относительно благополучно вывести украинскую газовую отрасль из кризиса. Его итогом могло бы стать либо банкротство "Нафтогаза Украины", либо резкое повышение цен на газ для промышленных потребителей и населения. Однако сам контракт остался в силе, и изменение его условий, в частности "базовой" цены в $450 за 1 тыс. куб м, не соответствующей рыночным реалиям, стало одной из приоритетных задач украинского правительства.
К концу текущего года она так и не была решена. Точку в переговорах, продолжавшихся несколько месяцев, поставил в начале декабря заместитель главы "Газпрома" Александр Медведев. Он заявил, что корпорация не видит оснований для пересмотра контрактов с Украиной и Беларусью. Ничего нового в отношении цен не было сказано и при заключении транзитного договора между "Газпромом" и "Нафтогазом".
В результате, как прогнозирует "Нафтогаз" в проекте финансового плана, средняя стоимость российского газа в 2011 г. составит $269 за 1 тыс куб м. Ранее российские и украинские специалисты прогнозировали ее на уровне около $250 за 1 тыс. куб м, но к концу года на мировых биржах пошли вверх нефтяные котировки, к которым привязана цена газа. В частности, в начале декабря стоимость сырой нефти в Нью-Йорке впервые более чем за два года превысила отметку $90 за бар, тогда как до этого цены, в основном, колебались в интервале $75-85 за бар.
Благодаря тому, что ценовая
формула учитывает эти