Дифференциация социально-экономического развития регионов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является глубокий анализ дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России. В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи: раскрыты причины и истоки региональной дифференциации российских регионов, рассмотрены основные социально-экономические показатели развития регионов, а также изучено появление депрессивных регионов.

Содержание

Введение.

Глава 1. Анализ социально-экономического неравенства регионов России.

Причины и истоки дифференциации уровня развития регионов.
Основные социально-экономические показатели развития регионов России.
Возникновение депрессивных регионов как следствие социально-экономического расслоения.
Глава 2. Региональная политика в выравнивании уровня социально-экономического развития регионов.

Необходимость сглаживания неравенства развития регионов.
Формирование региональной политики в условиях дифференциации российского пространства.
Принципы и методы государственной политики в отношении депрессивных регионов.
Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Работа содержит 1 файл

Дифференциация социально-экономического развития регионов России.docx

— 48.35 Кб (Скачать)

      Отдельные вопросы определения депрессивности регионов,

государственного  регулирования развития депрессивных и отсталых

регионов  представлены в трудах как отечественных, так и зарубежных

исследователей: АЛ. Гогиели, A.M. Александрова, В.П.Дьяченко, Б.Г.

Болдырева, Ю.А. Козак, Э.А. Вознесенского, Д.С. Молякова, И.Г. Фен

Тюнена, В. Лаунхардта, А. Вебера, А. Пределя, А. Леша, Р. Гроца и

других.

      Таким образом, можно констатировать, что  отсутствие четких научных определений  категории "депрессивный регион" объясняется ее сложностью и противоречивостью. В этом направлении необходимы дальнейшие исследования, которые позволили бы доказать целесообразность введения указанной категории, снять существующие нестыковки с однозначно трактуемыми экономическими терминами и определить возможности ее практического применения. До проведения подобных исследований широкое использование указанной категории представляется довольно рискованным. 

Глава 2. Региональная политика в выравнивании уровня социально-экономического развития регионов.

2.1. Формирование региональной политики в условиях дифференциации российского пространства

      Выход из данной ситуации, заключается в  необходимости совершенствования  государственной политики регулирования, которая на сегодняшний день не является достаточно эффективной. В 2001 году была составлена федеральная  целевая  программа  «Сокращение различий  в  социально-экономическом  развитии   регионов   Российской Федерации  (2002-2010  годы и до 2015 года)». В особенности программа направлена на тех, кто оказался в группе с низким уровнем и крайне низким уровнем развития. Однако судя по статистическим данным, программа является не достаточно эффективной.  В 2005г. на помощь территориям были направлены сотни миллиардов рублей, но 22 региона не только не догнали средний уровень, но еще больше отстали от него. Например, за последние 4 года объем финансовой помощи, направляемой на юг России, вырос почти в 3,5 раза, а разрыв между Северным Кавказом и страной практически не уменьшился. Поэтому люди, живя в одной стране, экономически оказываются в разных государствах. 

      С одной стороны, предоставление регионам и муниципальным образованиям в  последнее время большей самостоятельности  в распоряжении своими ресурсами  создало предпосылки для повышения  эффективности экономического развития территорий, с другой - ослабление роли центра в управлении экономикой привело  к усилению дифференциации экономических  показателей развития.

      Это вовсе не означает, что нужно отказаться от дальнейших системных преобразований. Необходимо совершенствовать государственную  политику выравнивания регионов по экономическим  показателям. По мнению многих специалистов, значительная роль здесь отводится  системе государственных органов  и общественных объединений по координации  межрегионального сотрудничества. Некоторые  экономисты говорят о возможности  создания организации, прототипом которой  будет являться ВТО.

      Региональная  политика должна учитывать растущие проблемы депопуляции, формирование обширной зоны естественной убыли населения, его концентрацию в освоенных  регионах европейской части страны и в крупных городах. Следует  отметить, что территориальные диспропорции в заселенности носят устойчивый и долгосрочный характер, что, естественно, должно приниматься во внимание при  планировании развития инфраструктуры, в том числе социальной. Это  имеет особое значение для развития районов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и других геополитически важных регионов. Таким образом, высокая  социально-экономическая дифференциация регионов страны должна учитываться  в проводимой региональной политике. Необходимы согласованные действия федеральных и региональных органов  государственной власти и местного самоуправления по созданию максимально  благоприятных условий для развития экономики. Это должно происходить  прежде всего путем внедрения  инноваций, привлечения государственных  и частных инвестиций, а также  повышения качества и доступности  бюджетных услуг.

      Кроме этого, необходимо усиление заинтересованности органов местного самоуправления в  саморазвитии территорий, использовании  внутреннего потенциала: не все решает финансовая помощь свыше. Конечно, на современном  этапе полностью отказаться от перераспределения  финансовых ресурсов между регионами  и муниципальными образованиями  невозможно. Но эта система должна быть более гибкой. Государственная  власть должна создавать и регулировать основные направления и условия  развития экономики, а непосредственные меры должны исходить от муниципалитетов. Привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры муниципальных образований, в создание новых рабочих мест, и как следствие, в повышение  уровня жизни населения позволит не только поднять экономику определенного  поселения, но в конечном итоге приведет к сокращению диспропорций развития между регионами.

      Итак, можно выделить следующие механизмы  по преодолению социально-экономической  дифференциации субъектов Российской Федерации:

  • Создание системы мер на федеральном уровне по заинтересованности регионов в саморазвитии;
  • При реализации бюджетной политики учитывать необходимость первоочередного повышения благополучия и благосостояния населения;
  • Разработать и принять долгосрочные программы устойчивого социально-экономического развития  дотационных регионов, в том числе и на муниципальном уровне;
  • Реформирование государственной налоговой системы на федеральном и региональном уровне.
  • Активизация инвестиционной деятельности в депрессивных регионах посредством

          а) государственной поддержки хозяйствующих  субъектов, активно занимающихся инвестиционной деятельностью, особенно направленной на технологическое обновление и  инновационное развитие;

          б) создания условий предоставления максимальных льгот для социальных инвестиций;

          в) развития на федеральном и региональном уровнях законодательной базы, гарантирующей  сохранность и обеспечивающей эффективное  вовлечение и использование инвестиционных ресурсов;

          г) выделения зон опережающего развития с определением их основных направлений  развития (специализации) и наиболее перспективных проектов в производственно-хозяйственном  и социальном секторах, реализация которых будет в интересах  устойчивого социально—экономического развития региона;

  •  Совершенствование бюджетной системы, направленное на поиск дополнительных источников преодоления депрессивности регионов (организации контроля за исполнением и стабильным финансированием федеральных и региональных целевых программ устойчивого СЭР).

      В условиях мирового финансового кризиса  в более сложном положении  окажутся экономически развитые регионы. Субъекты РФ, имеющие значительный экономический потенциал, при росте  национальной экономики характеризуются  более высокими темпами развития, но в условиях ухудшения ее динамики сильнее ощущают эти последствия. Те регионы, у которых доходная часть  в основном формируется за счет финансовой помощи из федерального бюджета, пострадают меньше, поскольку получат ассигнования в объемах, запланированных в  законе о федеральном бюджете.

2.3. Принципы  и методы государственной политики в отношении депрессивных регионов 

      В отношении депрессивных регионов государство  должно проводить особую политику, направленную на их поддержку. Существуют определенные принципы государственной политики в отношении депрессивных регионов.

        1. Принцип целенаправленности. Преодоление неблагоприятного социально-экономического состояния на депрессивных территориях возможно лишь на основе целевых государственных программ. Эта проблема в большинстве случаев не может быть решена органами местного самоуправления самостоятельно. В зависимости от специфики территории, ее масштабов и комплекса антидепрессивных мер программы могут быть как федеральными, так и региональными (субъектов РФ) или межрегиональными.

      2. Принцип единства территории. Депрессивная территория должна рассматриваться в качестве единого социально-хозяйственного комплекса во взаимосвязи социальной, производственной и экологической сфер жизнедеятельности населения при условии приоритетности решения определяющей задачи - обеспечения устойчивого повышения качества жизни людей. При этом должен соблюдаться принцип согласования интересов указанных сфер.

      3. Принцип дифференциации. Государственная политика в отношении депрессивных территорий должна быть дифференцированной, предельно конкретизированной, базирующейся на объективной, широкой качественно-количественной диагностике состояния локальной территории. При этом особое значение имеет оценка сложившегося в результате реформ производственно-экономического состояния предприятий.

      4. Принцип обоснованности. Формированию государственной политики должен предшествовать научно обоснованный долгосрочный прогноз функционирования экономики и социальной сферы региона и концепция его развития на срок не менее 5-10 лет. Эти материалы могут быть разработаны лишь после уяснения перспектив основных градообразующих предприятий.

      5. Принцип согласованности интересов. Условием реализации политики государства в депрессивных регионах является социальное партнерство, для достижения которого должна быть отработана процедура согласования интересов всех участников процесса реализации государственной политики, обеспечена обоснованность и прозрачность намечаемых мероприятий, предусмотрены механизмы корректировки политики в случае непонимания ее населением.

      Кроме того, существует несколько форм федеральной поддержки депрессивных регионов:

  1. финансирование федеральных программ поддержки депрессивных территорий (на возмездной и на безвозмездной основе).
  2. предоставление на определенный срок и на определенных условиях преференций и иных льгот организациям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на депрессивных территориях, содействие реструктуризации этих организаций, переподготовке кадров в целях облегчения доступа организаций и населения этих территорий к действующим или формирующимся направлениям федеральной поддержки, а также первоочередное рассмотрение заявок на получение средств на реконструкцию и санацию производства;
  3. оказание правовой, организационной, финансовой и иной поддержки органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в целях развития депрессивных территорий.
 

     Первоначально основной формой поддержки может  быть концентрация уже предусмотренных  нормативно-законодательными актами рычагов  и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в т.ч. иностранных) инвестиций, содействия инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров и др. В дальнейшем в составе федерального бюджета  может быть создан целевой бюджетный  фонд поддержки депрессивных регионов, средства которого предполагается использовать для долевого (с участием негосударственных  структур и региональных органов  власти и управления) финансирования мероприятий на территории депрессивных регионов и для прямого предоставления помощи (инвестиционных субсидий и  т.п.) предприятиям депрессивных регионов.

     Наряду  с оказанием финансовой помощи при  поддержке депрессивных регионов должны использоваться организационно-правовые меры: введение особого (более жесткого) режима ликвидации государственных (казенных) предприятий, приоритет при распределении  государственных заказов (особенно оборонных), оказание помощи предприятиям в проведении инвестиционных торгов и организации новых эмиссий  акций и т.д.

      И, наконец, необходимо перечислить инструменты санации депрессивных территории. Санация – это система мер по финансовому оздоровлению региона, и основными ее инструментами являются временная консервация, реструктуризация территориальной системы и тотальная санация.

Информация о работе Дифференциация социально-экономического развития регионов России