Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является глубокий анализ дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России. В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи: раскрыты причины и истоки региональной дифференциации российских регионов, рассмотрены основные социально-экономические показатели развития регионов, а также изучено появление депрессивных регионов.
Введение.
Глава 1. Анализ социально-экономического неравенства регионов России.
Причины и истоки дифференциации уровня развития регионов.
Основные социально-экономические показатели развития регионов России.
Возникновение депрессивных регионов как следствие социально-экономического расслоения.
Глава 2. Региональная политика в выравнивании уровня социально-экономического развития регионов.
Необходимость сглаживания неравенства развития регионов.
Формирование региональной политики в условиях дифференциации российского пространства.
Принципы и методы государственной политики в отношении депрессивных регионов.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Отдельные
вопросы определения
государственного регулирования развития депрессивных и отсталых
регионов представлены в трудах как отечественных, так и зарубежных
исследователей: АЛ. Гогиели, A.M. Александрова, В.П.Дьяченко, Б.Г.
Болдырева, Ю.А. Козак, Э.А. Вознесенского, Д.С. Молякова, И.Г. Фен
Тюнена, В. Лаунхардта, А. Вебера, А. Пределя, А. Леша, Р. Гроца и
других.
Таким
образом, можно констатировать, что
отсутствие четких научных определений
категории "депрессивный регион"
объясняется ее сложностью и противоречивостью.
В этом направлении необходимы дальнейшие
исследования, которые позволили бы доказать
целесообразность введения указанной
категории, снять существующие нестыковки
с однозначно трактуемыми экономическими
терминами и определить возможности ее
практического применения. До проведения
подобных исследований широкое использование
указанной категории представляется довольно
рискованным.
Глава 2. Региональная политика в выравнивании уровня социально-экономического развития регионов.
2.1. Формирование региональной политики в условиях дифференциации российского пространства
Выход
из данной ситуации, заключается в
необходимости
С
одной стороны, предоставление регионам
и муниципальным образованиям в
последнее время большей
Это
вовсе не означает, что нужно отказаться
от дальнейших системных преобразований.
Необходимо совершенствовать государственную
политику выравнивания регионов по экономическим
показателям. По мнению многих специалистов,
значительная роль здесь отводится
системе государственных
Региональная
политика должна учитывать растущие
проблемы депопуляции, формирование обширной
зоны естественной убыли населения,
его концентрацию в освоенных
регионах европейской части страны
и в крупных городах. Следует
отметить, что территориальные
Кроме
этого, необходимо усиление заинтересованности
органов местного самоуправления в
саморазвитии территорий, использовании
внутреннего потенциала: не все решает
финансовая помощь свыше. Конечно, на современном
этапе полностью отказаться от перераспределения
финансовых ресурсов между регионами
и муниципальными образованиями
невозможно. Но эта система должна
быть более гибкой. Государственная
власть должна создавать и регулировать
основные направления и условия
развития экономики, а непосредственные
меры должны исходить от муниципалитетов.
Привлечение инвестиций в развитие
инфраструктуры муниципальных образований,
в создание новых рабочих мест,
и как следствие, в повышение
уровня жизни населения позволит
не только поднять экономику
Итак,
можно выделить следующие механизмы
по преодолению социально-
а)
государственной поддержки
б) создания условий предоставления максимальных льгот для социальных инвестиций;
в) развития на федеральном и региональном уровнях законодательной базы, гарантирующей сохранность и обеспечивающей эффективное вовлечение и использование инвестиционных ресурсов;
г)
выделения зон опережающего развития
с определением их основных направлений
развития (специализации) и наиболее
перспективных проектов в производственно-
В
условиях мирового финансового кризиса
в более сложном положении
окажутся экономически развитые регионы.
Субъекты РФ, имеющие значительный
экономический потенциал, при росте
национальной экономики характеризуются
более высокими темпами развития,
но в условиях ухудшения ее динамики
сильнее ощущают эти
2.3. Принципы
и методы государственной политики
в отношении депрессивных регионов
В отношении депрессивных регионов государство должно проводить особую политику, направленную на их поддержку. Существуют определенные принципы государственной политики в отношении депрессивных регионов.
1. Принцип целенаправленности. Преодоление неблагоприятного социально-экономического состояния на депрессивных территориях возможно лишь на основе целевых государственных программ. Эта проблема в большинстве случаев не может быть решена органами местного самоуправления самостоятельно. В зависимости от специфики территории, ее масштабов и комплекса антидепрессивных мер программы могут быть как федеральными, так и региональными (субъектов РФ) или межрегиональными.
2. Принцип единства территории. Депрессивная территория должна рассматриваться в качестве единого социально-хозяйственного комплекса во взаимосвязи социальной, производственной и экологической сфер жизнедеятельности населения при условии приоритетности решения определяющей задачи - обеспечения устойчивого повышения качества жизни людей. При этом должен соблюдаться принцип согласования интересов указанных сфер.
3. Принцип дифференциации. Государственная политика в отношении депрессивных территорий должна быть дифференцированной, предельно конкретизированной, базирующейся на объективной, широкой качественно-количественной диагностике состояния локальной территории. При этом особое значение имеет оценка сложившегося в результате реформ производственно-экономического состояния предприятий.
4. Принцип обоснованности. Формированию государственной политики должен предшествовать научно обоснованный долгосрочный прогноз функционирования экономики и социальной сферы региона и концепция его развития на срок не менее 5-10 лет. Эти материалы могут быть разработаны лишь после уяснения перспектив основных градообразующих предприятий.
5. Принцип согласованности интересов. Условием реализации политики государства в депрессивных регионах является социальное партнерство, для достижения которого должна быть отработана процедура согласования интересов всех участников процесса реализации государственной политики, обеспечена обоснованность и прозрачность намечаемых мероприятий, предусмотрены механизмы корректировки политики в случае непонимания ее населением.
Кроме того, существует несколько форм федеральной поддержки депрессивных регионов:
Первоначально основной формой поддержки может быть концентрация уже предусмотренных нормативно-законодательными актами рычагов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в т.ч. иностранных) инвестиций, содействия инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров и др. В дальнейшем в составе федерального бюджета может быть создан целевой бюджетный фонд поддержки депрессивных регионов, средства которого предполагается использовать для долевого (с участием негосударственных структур и региональных органов власти и управления) финансирования мероприятий на территории депрессивных регионов и для прямого предоставления помощи (инвестиционных субсидий и т.п.) предприятиям депрессивных регионов.
Наряду с оказанием финансовой помощи при поддержке депрессивных регионов должны использоваться организационно-правовые меры: введение особого (более жесткого) режима ликвидации государственных (казенных) предприятий, приоритет при распределении государственных заказов (особенно оборонных), оказание помощи предприятиям в проведении инвестиционных торгов и организации новых эмиссий акций и т.д.
И, наконец, необходимо перечислить инструменты санации депрессивных территории. Санация – это система мер по финансовому оздоровлению региона, и основными ее инструментами являются временная консервация, реструктуризация территориальной системы и тотальная санация.
Информация о работе Дифференциация социально-экономического развития регионов России