Деньги, банковская система, кредитно-денежное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:05, реферат

Описание работы

В данной контрольной работе рассматривается тема: “Деньги, банковская система, кредитно-денежное регулирование”.
Деньги – историческая категория, присущая товарному производству. До появления денег имел место натуральный обмен.
К древнейшим видам денег относятся товары, которые использовались повседневно, а при обмене служили всеобщим эквивалентом: продовольственные, меховые, орудия труда, украшения. Постепенно роль денег перешла к металлам, сначала в виде слитков разной формы, а с 7 в. до н.э. в виде чеканных монет. До капитализма роль денег выполняли медь, бронза, серебро, золото. С развитием товарного производства золото и серебро стали денежными товарами.

Содержание

Деньги, функции и способы измерения. Финансовые рынки.

Федеральная резервная система США, структура, методы контроля и управления, опыт работы.

Центральный Банк России, функции, методы контроля и управления.

Министерство финансов России, его функции.

Кредитно-денежная политика: свод регламентирующих правил. Цели кредитно-денежной политики.

Коммерческие банки и их классификация. Роль коммерческих банков. Финансовые корпорации и компании.

Монетаристская и кейнсианская модели: деньги и экономика.

Работа содержит 1 файл

Сист.гос.рег.эк..doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Двенадцать  федеральных резервных банков являются квазиобщественными. Они отражают симбиоз частной собственности и общественного контроля. Их собственник - коммерческие банки соответствующего округа. Для вступления в Федеральную резервную систему коммерческие банки обязаны приобрести долю участия в акционерном капитале федерального резервного банка своего района. Но принципы политики, проводимой федеральными резервными банками, устанавливаются государственным органом - Советом управляющих. Центральные банки американской капиталистической экономики находятся в частной собственности, но управляются государством. Они руководствуются не стремлением к прибыли, а следуют политике, которая с точки зрения Совета управляющих улучшает состояние экономики в целом.

Федеральные резервные банки делают для депозитных учреждений то же самое, что депозитные учреждения делают для людей. Они  принимают вклады банков и сберегательных учреждении и предоставляют им ссуды. Таким образом, федеральные резервные банки являются «банками банкиров».

Кроме того, у федеральных резервных банков есть функция, которую не выполняют коммерческие банки и сберегательные учреждения: выпуск наличных денег. Конгресс уполномочил их пускать в обращение банкноты федерального резервного банка, которые образуют предложение бумажных денег в экономике.

 

Федеральный Комитет Открытого  Рынка

 

Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) определяет и направляет все процессы купли-продажи ценных бумаг федерального правительства США Федеральными Резервными банками.

Федеральный Комитет Открытого Рынка состоит  из 12 постоянных членов: семь управляющих ФРС и пять президентов Федеральных Резервных банков. Председатель Совета Управляющих ФРС возглавляет этот орган, а президент Федерального Резервного банка поддерживает в нём постоянное членство в качестве вицепредседателя. Все 12 президентов Резервных банков обязаны присутствовать на собраниях Комитета; они принимают участие в обсуждении возникающих проблем, а семь президентов Федеральных Резервных банков (не вошедшие в число постоянных членов ФКОР) обладают правом совещательного голоса.

Федеральный Комитет Открытого Рынка собирается на заседания восемь-девять раз в год для обсуждения экономического положения и принятия решений по вопросам текущей денежно-кредитной политики. На каждой встрече разрабатывается определённая стратегия текущих операций на открытом рынке ценных бумаг и директивой доводится до управляющего Системой текущих операций на открытом рынке, совмещающего этот пост с вице-президентом в Федеральном Резервном банке в Нью-Йорке. После этого Федеральный Резервный банк Нью-Йорка проводит в соответствии с планом реальные закупки, либо продажи ценных бумаг Федерального правительства США через дилеров, специализирующихся в этой области и имеющих свои представительства в Нью-Йорке.

 

Федеральный Консультационный Совет

 

   Федеральный  Консультационный Совет состоит  из двенадцати членов, каждого из которых выдвигает и избирает из своей среды соответствующий Федеральный Резервный банк. Совет собирается 4 раза в год, на совместное заседание с управляющими Федеральной Резервной Системы и обмениваются мнениями о широком спектре финансово-экономических и денежно-кредитных отношений. Члены Федерального Консультационного Совета доводят эту информацию до сведения Резервных банков в своих округах. Совет Управляющих не обязан выполнять рекомендации этого органа.

 

Отчёты Конгрессу США

 

Являясь органом  Конгресса США, Федеральная Резервная Система представляет в Конгресс ежегодный отчёт о своей деятельности, а также, по требованию Конгресса США, передаёт и иную информацию. В 1975 году контроль со стороны Конгресса за деятельностью ФРС был усилен: председатель Совета Управляющих ФРС с этого момента на регулярной основе начал консультации с соответствующими комиссиями Конгресса для обсуждения текущих экономических проблем, тактических и промежуточных целей денежно-кредитной политики и планов её воплощения в жизнь. Эти мероприятия привели к более тесному контакту и сотрудничеству между Конгрессом США и Федеральной Резервной Системой. Закон о реформе Федеральной Резервной Системы 1977 года и Закон Хэмфи-Хоукинса 1978 года (Закон о Полной Занятости и Сбалансированном Росте) обязали ФРС предоставлять отчётные материалы Конгрессу США по ряду основных позиций и параметров денежно-кредитных отношений каждое полугодие.

 

 

 

3.  Центральный Банк России, функции,

методы контроля и управления

Федеральным законом  от 12.04.95г. установлены основные функции и операции ЦБ РФ:

Функция проведения государственной денежно-кредитной  политики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения и покупательной способности национальной денежной единицы. Выполняя эту функцию, Банк принимает участие в разработке основ экономической политики правительства и использует различные методы денежно-кредитного управления банковской системой, входящие в его компетенцию.

Функция эмиссии  денег и организации денежного  обращения. Эмиссия денег является монопольным правом ЦБ и находится только в его компетенции. КБ не имеют права самостоятельно выпускать в обращение денежные средства. Необходимость выпуска новых денег обусловлена реализацией национального дохода или вновь созданной стоимости совокупного общественного продукта.

Функция кредитования коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля их ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что ЦБ как “банк банков” производит кредитование только банковских учреждений. Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Представление кредитов происходит по ставкам рефинансирования, установленным ЦБ.

Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства. При выполнении этой функции “банк банков” устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций.

Функция организации  банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков. В связи с этой функцией Банк создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений.

Функция государственной  регистрации кредитных учреждений. Во исполнение этой функции Банк рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнения возлагаемых на них обязанностей.

Функция организации  государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений. После открытия кредитных учреждений и начала их операций ЦБ осуществляет постоянный контроль за их деятельностью. Эта работа проводится расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов. Анализируя обороты и остатки денежных средств на этих счетах, РКЦ получают необходимую информацию о ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии КБ.

Функция реализации облигаций госзаймов и кредитования расходов федерального бюджета. ЦБ - уполномоченный орган Минфина РФ по продаже облигаций государственных займов. Реализация облигаций этих займов осуществляется банками-диллерами, состав которых формируется Минфином и ЦБ.

Функция регулирования золотовалютных резервов страны. ЦБ РФ является главным депозитарием золотовалютных резервов государства и организует все операции по продаже и покупке золота и иностранных валют. Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках.

Функция составления  платежного баланса страны. В условиях детронизации золота, ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот ЦБ служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства. В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов ЦБ РФ составляет платежный баланс РФ.

 

 

  1. Министерство финансов России,

его функции

 

 

    К основным  функциям Министерства финансов  РФ по регулированию финансовой деятельности в стране следует отнести:

  • разработку необходимых мер по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности в стране, способствующих увеличению национального дохода и поступлений в бюджет;
  • определение потребностей в государственных финансовых централизованных ресурсах;
  • организацию работы по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, составление на основе консолидированных бюджетов субъектов федерации консолидированного бюджета РФ;
  • обеспечение использования федерального бюджета, финансового исполнения государственных внебюджетных фондов; осуществление корректировки бюджетных назначений, осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов, составление отчёта об исполнении бюджета за истёкший год;
  • осуществление методического руководства в области финансово-бюджетного планирования;
  • разработку с участием Государственной налоговой службы РФ, Департамента налоговой полиции РФ и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
  • участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
  • участие совместно с Министерством экономики РФ и Центральным банком РФ в разработке и осуществлении мер по обеспечению товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению состояния расчётов;
  • разработку предложений по выпуску и размещению, а также осуществление выпуска в установленном порядке государственных займов РФ, согласование общего объёма и условий выпуска долговых обязательств республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, осуществление совместно с Центральным банком РФ обслуживания государственного внутреннего долга;
  • разработку предложений о формировании финансового рынка; осуществление регулирования рынка ценных бумаг, осуществление контроля за соблюдением правил их производства, хранения и учета;
  • подготовку предложений о размерах фондов оплаты труда работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • представление на утверждение Правительства РФ предложений об использовании валютных средств, получаемых от экспорта, разработку прогноза платежного баланса, участие в формировании таможенной политики страны, разработку методологий, ставок и порядка взимания таможенных пошлин;
  • разработку проектов программ внешних заимствований России;
  • рассмотрение и анализ сводной бухгалтерской отчётности федеральных органов исполнительной власти, осуществление методического руководства бухгалтерским учётом и отчётностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно- правовых форм и подчинённости;
  • обеспечение изготовления Госзнаком денежных билетов и металлических монет по заявкам Центрального банка РФ, а также орденов, медалей и других знаков отличия, ценных бумаг, знаков почтовой оплаты и бланков строгой отчётности;
  • заключение от имени Правительства РФ соглашений с Центральным банком о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели. 

5. Денежно-кредитная политика.

 

"Политика" - это " то, что относится к государству", "государственные дела ", государственная деятельность. Поэтому денежно- кредитная политика- это особая деятельность государства. Она заключается в разработке и осуществлении системы мероприятий, с помощью которой регулируются денежно- кредитные процессы страны.

Денежно - кредитные отношения занимают особое место в системе рыночных отношений. И это действительно так : без денег и кредита рыночной экономики не существует.

Денежно - кредитные отношения - основа всех рыночных связей, это особые, слишком важные отношения, чтобы их функционирование можно было отдать на " откуп " требованиям только законов спроса и предложения.

Прежде чем анализировать  приемы, с помощью которых осуществляется кредитно-денежная политика , важно четко понять цели кредитно- денежной политики и знать учреждения, ответственные за разработку и проведение в жизнь этой политики.

Центральный банк России  играет ключевую роль и занимает, можно  сказать, монопольное положение  не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения монетарной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами.

Проводя монетарную политику, Центральный банк стремится обеспечить благоприятные условия экономического роста и преследует совершенно конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынках товаров, капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности платежного баланса.

Существенная степень независимости центрального банка от исполнительной власти за рубежом обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно - кредитной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного роста экономики. В связи с этим в Германии, Великобритании, Франции и Швейцарии , а также в Канаде в 1974- 1976 г. г. центральные банки с одобрением правительств начали своего рода эксперимент по применению идей монетаризма для преодоления трудностей в экономике. Априори все согласились с главным тезисом монетаризма, гласящим, что контроль за количеством денег если и не единственный, то, по крайней мере, достаточно реальный способ преодоления хронической инфляции. На вооружение был взят метод "таргетирования" / цель /.

Базисная идея, стоящая за денежным таргетированием, заключается в том, чтобы не только " спланировать ", т.е. определить, количественные параметры денежной массы, к которым она должна стремиться , но сделать этот процесс публичным. Денежные "цели", как и направление денежной политики центрального банка, должны быть ясными и объявлены всем участникам рынка и населению, т.е. тем, кто включает деньги в свои экономические расчеты. Центральный банк должен, используя все находящиеся в его распоряжении средства и методы, стремиться к достижению поставленных целей. Если денежная масса будет расти из года в год темпами, которые были запланированы, то участники рынка в своих " ожиданиях " , т.е. в экономических расчетах, будут также приспосабливаться к этим "целям", способствуя тем самым их достижению. Ответственность центрального банка и других финансовых органов государства, которые причастны к проведению монетарной политики , состоит в правильном, экономически обоснованном определении денежной цели, избежании просчетов и ошибок.

Информация о работе Деньги, банковская система, кредитно-денежное регулирование