Денежный рынок и денежно - кредитная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:19, реферат

Описание работы

Рынок в простейшем понятии - это система экономических отношений со связями купли-продажи товаров и услуг. Он есть совокупность товарного и денежного оборота.
Современный рынок-понятие более глубокое многофункциональное, комплексное, которое представляет собой систему рынков, среди которых главная роль принадлежит денежному рынку.

Содержание

1. Понятие и структура денежного рынка страны...……………………… ..….3
2.Принципы денежно-кредитного регулирования в контексте эволюции экономических школ……………………………………………………………...8
3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики страны……………….13
4. Характеристика денежно-кредитной политики РФ……….………………...16
Список использованной литературы………………………...…………….….22

Работа содержит 1 файл

ReferatDenezhnyy_rynok_i_denezhno-kreditnaya_polit.docx

— 51.76 Кб (Скачать)

            С 1995 г. существенным моментом денежно-кредитной политики ЦБ РФ является требование жесткой централизации контроля за предложением денег экономике. Правительство отказалось от использования кредитов Банка России для покрытия дефицита федерального бюджета как основного фактора инфляции. Предусмотрено 57% дефицита покрывать доходами от операций с государственными ценными бумагами на внутреннем рынке, 47% - за счет внешних заимствований [10].

Конечной целью единой государственной  денежно-кредитной политики, проводимой Банком России во взаимодействии с  Правительством Российской Федерации, остается снижение инфляции и поддержание  ее на низком уровне. На ближайшие три  года ставится задача снизить инфляцию до уровня ниже 8%. Постепенное снижение уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации в стране капиталов, необходимых  для модернизации основных фондов и  закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста. Установление цели денежно-кредитной политики в  виде интервала темпов инфляции позволит более гибко учесть влияние на инфляцию структурных факторов.

Банк России, как и любой другой центральный банк, не имеет возможности  корректировать методами денежно-кредитной  политики динамику потребительских  цен, на которую значительное влияние  оказывают структурные и волатильные факторы, в течение короткого промежутка времени. Рост цен и тарифов на платные услуги населению, происходящий в результате их административного регулирования, в первую очередь на услуги жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта, немедленно сказывается на динамике индекса потребительских цен. В то же время изменения в денежно-кредитной политике, необходимые для подавления возникшего инфляционного всплеска, скажутся на динамике цен лишь с определенным, достаточно длительным, лагом. В настоящее время фактически сложившиеся лаги воздействия мер денежно-кредитной политики на уровень инфляции уже выходят за пределы полугодия [1, с. 32].

Набор инструментов денежно-кредитного регулирования, которые реально используются сегодня Банком России, недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора, и потребуется некоторое время для его совершенствования и внедрения в практику денежно-кредитного регулирования.

          В настоящее время главными инструментами контроля над денежными показателями служат: со стороны Банка России - интервенции на валютном рынке и депозитные операции по привлечению средств банков на счета в Банке России по фиксированным процентным ставкам на различные сроки, со стороны Правительства Российской Федерации - изменение величины остатков средств расширенного правительства на счетах в Банке России.

Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования Банк России в дальнейшем намерен перейти к воздействию  на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных  резервов банков, за счет активного  использования рыночных методов  ее корректировки, учитывающих как  внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на резервы. С этой целью Банк России планирует использовать по мере необходимости все имеющиеся в его распоряжении инструменты воздействия на кратко-, средне- и долгосрочную ликвидность банковской системы - от окон постоянного доступа и операций на открытом рынке до регулирования норм обязательных резервов.

Предполагается, что по мере практического  распространения этих инструментов регулирования денежного предложения роль процентной ставки будет возрастать.

На сегодняшний день направления  денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть, а при  относительно высоких ценах на нефть (которые мы и имеем на сегодняшний  день) Россия не только не выиграет, а  столкнется с весьма трудно разрешимыми  проблемами. ЦБ не сможет скупить всю  дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато  ростом процентной ставки, что в  свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля, причем цифры по укреплению рубля называются до 14%, далее может последовать кризисная ситуация.

Однако явных свидетельств того, что банковская система справляется  или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.

Что нужно, для того чтобы лучше  вписаться в международную систему  расчетов, в международные финансовые потоки? Банковская система России должна совершенствоваться. Совершенствование  в первую очередь необходимо по линии  банковского надзора, по повышению  достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным  организациям, прибегающим к намеренному  искажению своей отчетности.

Когда речь идет о выделении надзорных  функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства по контролю над банковской системой.

В настоящее время имеющиеся  различия просто фантастические и порождают  непрозрачность банковской отчетности и недоверие к ней. На официальном  сайте центрального банка РФ могут  быть публикованы взаимоисключающие  данные, что ставит под сомнение достоверность банковской отчетности. Возьмем Внешторгбанк. Первый квартал 2009 года Результат деятельности по российским бухгалтерским стандартам - минус миллиард рублей. Результат  за тот же период, рассчитанный по международным  стандартам бухгалтерской отчетности, - плюс 200 млн., что по существу является правильным. В течение второго  квартала банк имел положительное значение прибыли и по российской системе  бухгалтерского учета.

К сожалению, сохраняется высокий уровень нестабильности движения капитала из страны. Чистый вывоз частного капитала в 2006-08 гг. был отрицательным. В 2009 году, впервые чистый отток частного капитала сменился на небольшой чистый приток в 700 млн. долл. В 2010 г. чистый приток частного капитала составил значительную величину - 41,6 млрд.

 [6, с. 24]. Рост чистого притока капитала связан с высокими доходами от экспорта за счет высоких цен на сырьевые товары и огромных заимствований государственными монополиями и крупнейшими частными российскими компаниями за рубежом.

Основной механизм инфляции - рост денежной массы за счет покупки Банком России иностранной валюты - главный  дестабилизирующий фактор для денежной системы и один из основных факторов, снижающих инвестиционную привлекательность  страны. Банк России пока не нашел безинфляционного механизма увеличения золотовалютных резервов и их эффективного хранения и использования [1, с. 32].

Ежегодно планируемая правительством высокая инфляция  подогревает  инфляционные ожидания, недоверие к  властям и провоцирует ежегодную  инфляцию, выше плановой. Фактически, федеральные власти ежегодно планируют высокий дополнительный инфляционный налог на доходы населения. Инвестиционные кредиты в национальной валюте пока невыгодны для реального сектора экономики. Эквивалентные процентные ставки по ним выше, чем по внутренним кредитам в иностранной валюте и много выше, чем по зарубежным кредитам. В сложившейся ситуации ведущие национальные корпорации и банки, включая Газпром, Сбербанк и Внешторгбанк, кредитуются за рубежом. Основная причина кредитования за рубежом - низкие процентные ставки - ниже 10%.

Это приводит:

- к снижению возможностей для  развития финансовой и банковской  системы РФ. Даже госбанки кредитуются  за границей. При наличии огромных  запасов валюты в стране не  организован кредитный процесс  для целей инвестирования экономики;

- к росту реального совокупного  государственного долга. По обязательствам  госбанков и госмонополий солидарную ответственность несет государство.

Итак, без верной денежно-кредитной  политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Главными задачами, стоящими перед  всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности  национальной денежной единицы и  стабильности кредитно-банковской системы  страны.

Таким образом, денежно-кредитная  политика - чрезвычайно мощный, а  потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная  альтернатива - усугубление сложившихся  в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые  на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной  политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Андрюшин С. Центральный банк как кредитор последней инстанции: новые вопросы теории денежно-кредитной политики//Вопросы экономики. – 2010. - №12. – С.32.

2. Жуков Е. Ф. Деньги, кредит, банки. – М.: Юнити-Дана. – 2007. – С.112.

3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Прогресс, 1978.

         4.Кушлин В. И. Государственное регулирование рыночной

 экономики.- М.: ОАО "НПО  "Экономика", - 2000. – С. 735

        5. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки./ О.И. Лаврушин, Н.М. Ямольский, Ю.П. Савинский, Г.С. Панова.: - К.:-2004.-78-105с

6. Маневич В. О роли монетарной и финансовой политики в России//Вопросы экономики. – 2010. - №12. – С.24.

7. Николаева И. П. Экономическая теория. – М.: Финстатинформ,1997. – С. 302.

8. Феоктистов Д.В. и др. Экономическая теория / Феоктистов Д.В., Худякова М. В., Руденко Д.Ю. – Т.: 2006. – 64-65 с.

          9. Фролова Т. А. Экономическая теория: конспект лекций. – Таганрог.: 2009. – С. 112.

10. Официальный сайт, посвящённый банкам и банковскому делу//www. http://banknor.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Денежный рынок и денежно - кредитная политика государства