Денежный рынок и денежно - кредитная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:19, реферат

Описание работы

Рынок в простейшем понятии - это система экономических отношений со связями купли-продажи товаров и услуг. Он есть совокупность товарного и денежного оборота.
Современный рынок-понятие более глубокое многофункциональное, комплексное, которое представляет собой систему рынков, среди которых главная роль принадлежит денежному рынку.

Содержание

1. Понятие и структура денежного рынка страны...……………………… ..….3
2.Принципы денежно-кредитного регулирования в контексте эволюции экономических школ……………………………………………………………...8
3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики страны……………….13
4. Характеристика денежно-кредитной политики РФ……….………………...16
Список использованной литературы………………………...…………….….22

Работа содержит 1 файл

ReferatDenezhnyy_rynok_i_denezhno-kreditnaya_polit.docx

— 51.76 Кб (Скачать)

[3, с. 32].

          Наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику стала книга Дж. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел настоящую революцию в макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.

Новая экономическая теория исходила из того, что современная  рыночная экономика, автоматически  стремясь к равновесию, может попасть  в состояние равенства совокупного  спроса и совокупного предложения, при котором фактический выпуск продукции оказывается гораздо  ниже потенциального и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

В отличие от классиков  Дж. Кейнс считал, что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей [3, с. 28].

Причину попадания экономики  в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса [3, с. 30].

В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вследствие действия эффекта мультипликатора вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку, поскольку она представляет собой издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а, следовательно, будут падать объем производства и занятость.

Поздние кейнсианцы отдавали предпочтение  смешанной монетарно-фискальной политике. Они считали, что денежно-кредитная политика необходима для того, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении государственных расходов.

 Послевоенный период вплоть до конца 60-х - начала 70-х гг. отмечен самыми благоприятными процессами социально-экономического развития ведущих западных стран за все предшествующие 100 лет. Однако на рубеже 60-70-х гг. обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования. Они состоят в недооценке опасности развития инфляции, преувеличении роли прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования конъюнктуры, переоценке реального эффекта дефицитного финансирования.

Дискредитация и кризис кейнсианства способствовали реабилитации роли денег  в экономике и реанимированию на время забытых монетарных теорий. М. Фридмен и его последователи, известные в экономическом мире как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег, которая стала чрезвычайно популярной в 70-е гг.

Монетаризм - школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег в обращении как определяющей функции цен, доходов и занятости.

Монетаристы расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но, и прежде всего, в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. Они считают, что рыночная экономика довольно устойчива и рыночный механизм способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государства в экономику, отстаивают принципы свободной конкуренции вообще и в денежной сфере в особенности. Деньги рассматриваются монетаристами как решающий фактор развития производства. Чрезмерное государственное регулирование денежно-кредитной сферы может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис. Доказательство этому они находили не только в кризисах середины 70-х - начала 80-х гг.

Недооценка роли денег, и  денежного обращения в частности, неспособность Федеральной резервной  системы (ФРС) США предотвратить  резкое сокращение количества денег  в обращении в конце 20-х гг. существенно усилили, по мнению М. Фридмена, негативные стороны экономического спада. М. Фридмен был убежден, что деньги и денежное обращение всегда имели очень большое значение для развития экономики и игнорирование монетарной теории или неправильное использование ее постулатов в ходе чрезмерного государственного регулирования способно нанести общественному хозяйству огромный вред [4, с. 735].

Анализ деловых циклов и денежного обращения позволил М. Фридмену и его единомышленникам существенно модернизировать классическую количественную теорию денежного обращения, особенно для краткосрочных временных интервалов. Так, монетаристы, рассматривая скорость обращения денег как переменную величину, считают, что предлагаемая ими теория позволяет предсказать поведение этой переменной. В качестве основных факторов, определяющих скорость обращения денег, они выделяют ожидаемый уровень инфляции и процентную ставку. Новые исследования представителей монетаристского направления дали ключи к пониманию влияния денежной политики государства на состояние экономики, позволили объяснить такое ранее не наблюдавшееся экономическое явление, как стагфляция, или одновременное существование высокой безработицы и высокой инфляции, что совершенно противоречило кейнсианской теории, и, наконец предложить соответствующие рекомендации по денежно-кредитной политике государства.

В 70-е - начале 80-х гг. практическое применение монетаристских положений позволило выработать довольно эффективные меры борьбы с инфляцией. В то же время стабилизация инфляционных процессов, изменения финансовых институтов и переход к новому качеству экономического роста в 80-е гг. значительно снизили актуальность монетаристских рецептов денежной политики, разработанных в инфляционный период предыдущего десятилетия. Однако во многом благодаря научным достижениям монетаристов экономисты навсегда распрощались с утверждением "деньги не имеют значения".

Итак, мы видим, что точки зрения, касающиеся денежно-кредитной политики,  представителей классической, кейнсианской, монетаристской школ расходятся.  Можно сделать вывод, что современная денежно-кредитная политика всё более приобретает синтетические формы моделей, включающие элементы кейнсианства и монетаризма.

 

3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики

 

Совокупность мероприятий денежной политики (регулирует изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики государства

[9, с. 112].

         Она направлена на обеспечение устойчивости экономического роста путём воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важные макроэкономические последствия [7, с. 302].

         Цели кредитно–денежной политики:

1)      устойчивые темпы роста национального производства;

2)      стабильные цены;

3)      высокий уровень занятости населения;

4)      равновесие платежного баланса.

Промежуточными целями денежно-кредитного регулирования выступает процентная ставка, либо денежная масса [8, с. 64].

В зависимости от цели денежно-кредитной  политики выделяют два её типа:

  1. Политика «дешёвых денег» - политика, направленная на преодоление экономического спада или на стимулирование экономического подъёма в стране.
  2. Политика «дорогих денег» - политика, направленная на предотвращение излишнего «перегрева» экономики в период экономического подъёма [8, с. 65].

Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством страны, ее проводником является Центральный  банк. Он располагает набором средств, которые называются инструментами  денежно-кредитной политики. Эти  инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом  в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки.

Инструменты денежно-кредитной политики не обязательно используются по отдельности, а наоборот, обычно используется сразу  два инструмента и более, чтобы  их эффекты взаимно усиливали  друг друга. Мероприятия подобного  рода называются комплексной политикой.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты  различаются:

1. По непосредственным объектам  воздействия. В зависимости от  конкретных целей денежно-кредитная  политика направлена либо на  стимулирование кредитной эмиссии  (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия проводится для увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция, чтобы предотвратить «перегрев» экономики или чтобы понизить темпы инфляции.

2. По форме инструменты денежно-кредитной  политики разделяются на прямые (административные), которые имеют вид директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и рыночные (косвенные), под которыми подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке.

3. По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования делят на количественные, с помощью которых оказывается влияние на состояние кредитных возможностей коммерческих банков, и качественные, которые представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

4. По срокам воздействия инструменты  денежно-кредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в стране)

 [9, с. 112].

Рассмотрим теперь инструменты  денежно-кредитной политики.

1. Политика обязательных резервов. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия. 
Минимальные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные  резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Во-вторых, минимальные резервы  являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования  объема денежной массы в стране.

2. Рефинансирование коммерческих банков. Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

3. Операции на открытом рынке.  Этот метод заключается в том,  что центральный банк осуществляет  операции купли-продажи ценных  бумаг в банковской системе.  Приобретение ценных бумаг у  коммерческих банков увеличивает  ресурсы последних, соответственно  повышая их кредитные возможности,  и наоборот.

4. Некоторые административные методы  регулирования денежно-кредитной  сферы. Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. 
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

Итак, параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

 

4. Характеристика денежно-кредитной  политики РФ

 

Денежно-кредитная политика государства  осуществляется через Центральный  Банк РФ, как правило, по двум направлениям:

- проведение экспансионистской  или расширительной политики, направленной  на стимулирование масштабов  кредитования и увеличение количества  денег. В зависимости от экономической  ситуации Центральный Банк осуществляет  удорожание или удешевление кредитов  для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными.

- проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки [2, с. 112].

Информация о работе Денежный рынок и денежно - кредитная политика государства