Денежный оборот РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является раскрытие основных принципов организации и современного состояния денежного оборота в РБ. Объектом курсовой работы является денежный оборот РБ.

Задачами исследования в данной курсовой работе становятся:

1 Изучение теоретических основ денежного оборота;

2 Рассмотрение наличного и безналичного денежных оборотов, как основных частей денежного оборота;

3 Выявление основных проблем и недостатков организации денежного обращения в РБ.

Работа содержит 1 файл

ВВедение.doc

— 653.50 Кб (Скачать)

     Четвертый поток появляется при использовании  наличных денег, когда платеж осуществляется посредством простой передачи денежного  знака получателю платежа. При этом для двух сторон сделки не требуются  никакие технические средства. Не требуется также уведомлять третью сторону и получать ее подтверждение на право совершения сделки. Получатель платежа, кто бы он ни был, может немедленно потратить полученные деньги.

     В современных условиях данный поток  денежной наличности приводит к возникновению  «теневого» оборота. Огромные суммы наличности, прежде всего в виде денежных купюр крупных номиналов, используются в «теневой» экономике для осуществления противоправных действий: ухода от налогообложения, в операциях с наркотиками и оружием, в игорном бизнесе, в операциях, обслуживающих деятельность преступных группировок и т.д. Вместе с тем практика показывает что, несмотря на уязвимость наличных денег как средства платежа от подделки процент подделок денежных знаков, выявляемых в процессе обработки поступившей из платежного оборота денежной наличности, незначителен.5

     Более точным является следующее определение: “Денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах”. Такое определение соответствует содержанию современного денежного оборота, где движение совершают именно денежные знаки, а не другие виды денег.

     В условиях металлического обращения  денежный оборот, как и товарный оборот, выступает стоимостным оборотом, поскольку металлическая монета (золотая или серебряная) имела собственную стоимость, соответствующую указанному на ней номиналу, поэтому движение стоимости денег происходило одновременно с движением стоимости товаров. Стоимостной оборот объединял как денежный, так и товарный обороты.

     Современный же денежный оборот стоимостным не является, поскольку стоимость денежного знака как наличного, так и безналичного настолько ничтожна по сравнению с номиналом, что ею можно пренебречь. Отсюда стоимостным сейчас можно считать только товарный оборот.

     В экономической литературе часто смешиваются понятия “денежный оборот”, “платежный оборот”, “денежное обращение”, “денежно-платежный оборот”. Между тем все эти понятия различаются между собой. Так, понятие денежный оборот более узкое понятие чем платежный оборот.

     Платежный оборот — процесс непрерывного движения средств платежа, существующих в данной стране. Он включает не только движение денег, но и движение других средств платежа (чеков, депозитных сертификатов, векселей и т. д.). Денежный оборот является, следовательно, составной частью платежного оборота. Денежное обращение, в свою очередь, служит составной частью денежного оборота. Структура денежного оборота показана на рисунке 1, а также в приложении А. Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических или физических лиц к другим. Например, банк выдает денежные знаки институту, которые поступают в кассу банка. Из кассы банка эти денежные знаки поступают студенту в форме стипендии. Студент покупает за эти денежные знаки товары на рынке. Продавец товара за эти денежные знаки приобретает товары в магазине. Магазин инкассирует (сдает) эти денежные знаки в банк. Банк снова предоставляет денежные знаки институту и т. д. Обращаться могут только наличные деньги. Безналичные денежные знаки в виде записей по депозитным банковским счетам не обращаются. Каждая новая товарная или нетоварная сделка или платеж требуют и новой записи по банковским счетам. Одной записью нельзя обслужить несколько товарных сделок. Поэтому понятие “денежное обращение” можно отнести только к части денежного оборота, а именно - к налично-денежному обороту.

     Под денежно-платежным оборотом понимается часть денежного оборота, где деньги функционируют как средство платежа, независимо от того безналичный это оборот или наличный.

     Деньги, находящиеся в обороте, выполняют  три функции:

     платежа, обращения и накопления. Последнюю функцию деньги осуществляют потому, что их движение невозможно без остановок. Когда же они временно прекращают свое движение, они и выполняют функцию накопления.

     Функцию меры стоимости деньги, находящиеся  в денежном обороте, не выполняют. Эту  функцию деньги выполнили до вхождения в денежный оборот, установив цены на товары. Поэтому данная функция влияет только на массу денег, входящих в денежный оборот, следовательно и на величину денежного оборота. Например, когда человек приходит на рынок, перед тем как купить товар и передать деньги продавцу, он торгуется, в результате чего устанавливается цена товара, и только после этого деньги совершают движение - передаются в руки продавца.

     Денежный  оборот складывается из отдельных каналов  движения денег между:

     • центральным банком и коммерческими банками;

     • коммерческими банками;

     • предприятиями и организациями;

     • банками и предприятиями и  организациями;

     • банками и населением;

     • предприятиями, организациями и  населением;

     • физическими лицами;

     • банками и финансовыми институтами различного назначения;

     • финансовыми институтами различного назначения и населением.

     По  каждому из этих каналов деньги совершают  встречное движение. 

     

     Рисунок 1 ─ Структура денежного оборота

     Рассмотрим  принципы, по которым строится современная денежная система рыночного типа:

     - Принцип централизованного управления  денежной системой. Этот принцип  существует и в первом типе  денежной системы, свойственном  административно-распределительной  модели экономики. Однако при  этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах.

     - Принцип прогнозного планирования  денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так  и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться.

     - Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции, с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

     - Принцип кредитного характера  денежной эмиссии. В соответствии  с этим принципом появление  новых денежных знаков (безналичных  и наличных) в хозяйственном обороте  возможно только в результате проведения банками кредитных операций.

     - Принцип обеспеченности выпускаемых  в оборот денежных знаков. В  условиях рыночной модели экономики  денежные знаки обеспечиваются  находящимися в активах банков  товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.

     - Принцип неподчиненности Национального  банка Правительству и подотчетности  его Парламенту страны. Он связан  с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота и борьба с инфляцией являются приоритетной задачей Национального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что Правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства Национального банка и, тем самым, устойчивость денежного оборота будет нарушена.

     - Принцип предоставления Правительству  денежных средств только в  порядке кредитования. Обычно в  законодательствах стран с рыночной  экономикой имеется положение  о том, что Национальный банк не должен финансировать Правительство, а предоставлять ему средства только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству.

     - Принцип комплексного использования  инструментов денежно-кредитного  регулирования. Сущность его заключается  в том, что Национальный банк  не должен ограничиваться каким-либо  одним инструментом денежно-кредитного  регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а может использовать комплекс этих инструментов.

     - Принцип надзора и контроля  за денежным оборотом. Государство  через банковскую и финансовую  систему, налоговые органы должно  обеспечивать постоянный контроль  как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве.

     - Принцип функционирования исключительно  национальной валюты на территории  страны. Законодательство обязывает  платежи за товары и услуги  внутри страны осуществлять исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также для размещения во вклады6. 
 

     2 Организация денежного оборота

     2.1 Регулирование денежного обращения Национальным банком

     Национальный  банк воздействует на денежное обращение  через рынок с помощью рыночного  механизма. Объектом воздействия служат: объем предложения денег в наличной и безналичной формах, объем спроса, цена кредита.

     Возможность воздействия на предложение денег  обеспечивается Национальным банком совмещением  субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия на эмиссию банкнот предоставляет базу контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль Национального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного обращения повышает значение регулирования Национальным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование Национальным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего через регулирование условий предоставления кредитов Национальным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.

     Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности, положения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Адекватность мер по регулированию денежного обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эволюцией. Эволюция инструментов регулирования денежного обращения вслед за изменением, например, объекта регулирования отнюдь не является автоматической, но все тот же механизм эффективности придает ей принудительный характер7.

     Национальный  банк имеет в своем распоряжении комплекс инструментов, используемых для реализации денежно-кредитной  политики. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка Беларуси являются: обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика.

     Для регулирования ликвидности банковской системы Национальный банк активно  использует такой инструмент денежно-кредитной  политики как обязательные резервы. В основе действия этого инструмента лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор. Если Национальный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения, при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

     С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе  допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций8.

     Важным  инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Национальный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Когда Национальный банк старается умерить рост денежной массы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств. Последние перемещаются к частным владельцам, а деньги, вырученные в результате такой операции, извлекаются из обращения.

     Как правило, при продаже государственных  ценных бумаг Национальный банк устанавливает  льготные курсы по цене ниже рыночной, пытаясь привлечь как можно больше желающих приобрести эти бумаги. В свою очередь выкуп этих ценных бумаг может осуществляться государством в заранее установленные сроки по заранее определенной цене или по рыночной цене. Или государство обязуется скупать ранее выпущенные ценные бумаги по договорной цене, но с условием индексации.

     Операции  на открытом рынке, в отличии от других методов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности  банков и динамику денежной массы. Особенность использования данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Национального банка исходя из желаемого прогнозируемого эффекта. Это делает данный инструмент удобным, гибким и оперативным в применении. С помощью операций на открытом рынке Национальный банк осуществляет централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у банков, финансовых и инвестиционных компаний, различных предприятий и у населения9.

Информация о работе Денежный оборот РБ