Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявить проблемы и пути решения денежно-кредитной политики России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-Раскрыть сущность денежно-кредитной политики;
-Выявить цели, задачи и функции кредитно-денежной политики;
-Показать основные инструменты кредитно-денежной политики;
-Дать общую характеристику кредитно – денежной политики РФ;
-Рассмотреть реализацию денежно – кредитной политики в 2011 году;
-Показать количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа на 2012-2014 год;
-Выявить непреодолимые противоречия денежно – кредитной политики России;
-Показать проблемы денежно-кредитной политики.

Работа содержит 1 файл

Kreditno_denezhnaya_politika_RF.doc

— 962.00 Кб (Скачать)

Изменение динамики денежной базы по сравнению с предыдущим годом было обусловлено главным  образом ускорением роста международных  резервов органов денежно-кредитного регулирования. За январь - сентябрь 2011 года объем чистых международных резервов в долларовом эквиваленте, рассчитанный по фиксированным курсам валют к доллару США, повысился на 14,4% (на 0,7% за тот же период 2010 года). Общий объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке в январе - сентябре 2011 года составил 44,5 млрд. долларов США, в результате чего в банковский сектор поступила ликвидность в объеме 1,3 трлн. рублей. При этом бюджетный канал в текущем году оказывал сдерживающее влияние на рост денежной базы вследствие формирования профицита расширенного бюджета (в январе - августе текущего года его величина по отношению к ВВП составила 0,9% по сравнению с дефицитом в размере 2,3% ВВП в январе - августе 2010 года). В этих условиях чистый кредит расширенному правительству со стороны органов денежно-кредитного регулирования за январь - сентябрь 2011 года сократился на 129,0 млрд. рублей.

С учетом фактически складывающихся тенденций Банк России уточнил параметры денежной программы  на 2011 год. В целом, ожидаемые на конец года показатели близки к значениям параметров денежной программы по IV варианту, представленному в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2011 и 2012 годов" и соответствующему среднегодовой цене на нефть сорта "Юралс" 80 долларов США за баррель. Прирост денежной базы в узком определении в 2011 году оценивается в 26%, и на конец 2011 года ее объем может составить 5,9 трлн. рублей (в IV варианте программы - тот же объем). Прирост чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования в 2011 году в соответствии с прогнозом платежного баланса может составить 1,9 трлн. рублей (2,0 трлн. рублей исходя из IV варианта денежной программы на 2011 год). Прирост чистого кредита расширенному правительству со стороны Банка России в 2011 году оценивается в 0,8 трлн. рублей (в IV варианте денежной программы на 2011 год - 0,9 трлн. Рублей) [3, С. 14-15].

Таким образом, в 2011 году реализация денежно-кредитной политики происходит в условиях, когда основные последствия наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса преодолены, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста. Масштабные антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008 - 2009 годах, позволили преодолеть дефицит ликвидности и не допустить дестабилизации функционирования банковской системы. Наметившееся улучшение основных макроэкономических показателей и индикаторов финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному сворачиванию мер, которые были введены им в острую фазу кризиса. Вместе с тем неустойчивое восстановление экономической активности и медленный рост банковского кредитования определяют задачу поддержания и расширения совокупного спроса.

2.2 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа на 2012-2014 год

 

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации  и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 6 - 7%, в 2013 году - до 5 - 6%, в 2014 году - до 4,5 - 5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5 - 6,5% в 2012 году, 4,5 - 5,5% в 2013 году и 4 - 5% в 2014 году.

Расчеты по денежной программе на 2012 - 2014 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации ожидается, что в 2012 году экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних, включая рост внутреннего спроса и постепенное восстановление кредитования банками реального сектора российской экономики. Тем не менее в соответствии с прогнозными оценками в 2012 - 2014 годах не ожидается существенного увеличения темпов экономического роста по сравнению с 2011 годом. При снижающейся инфляции это обусловит замедление роста трансакционной составляющей спроса на деньги. В то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения. В зависимости от вариантов прогноза прирост денежного агрегата М2 в 2012 году может составить 11 - 23%, в 2013 году - 14 - 20% и в 2014 году - 13 – 17%.

Банк России разработал три варианта денежной программы  в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012 - 2014 годов. При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2012 году 8 - 19%, в 2013 году - 11 - 16%, в 2014 году - 9 – 13%.

При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2012 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2013 - 2014 годах - за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.

Планируемое в 2012 - 2014 годах сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе монетарных источников его финансирования, будет способствовать ограничению воздействия бюджетного канала на рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соответствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения.

В рамках первого  варианта денежной программы, рассчитанного  исходя из значительного снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2012 году, 0,7 трлн. рублей в 2013 году и 1,4 трлн. рублей в 2014 году.

Для обеспечения  роста денежной базы на уровне, соответствующем  параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2012 году 0,7 трлн. рублей, в 2013 и 2014 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.

Как предусмотрено "Основными направлениями бюджетной  и налоговой политики на 2012 год  и плановый период 2013 - 2014 годов", в случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования бюджетного дефицита возможно использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального бюджета. Данный сценарий может быть реализован в рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как в 2012 году, так и в 2013 году и на 1,2 трлн. рублей - в 2014 году. Согласно расчетам по программе, в 2012 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2013 и 2014 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2014 году - также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. Рублей.

Во втором варианте денежной программы, предполагающем умеренный  рост цен на нефть в рамках прогнозного периода, соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2012 году 1,4 трлн. рублей, в 2013 году - 1,0 трлн. рублей, а в 2014 году он будет близок к нулевому.

В 2012 и 2013 годах  указанный прирост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно.

В условиях предполагаемого  по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2012 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2013 и 2014 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.

При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству  в 2012 году сокращение ЧВА будет обеспечено за счет изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2013 и 2014 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.

В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2012 году прогнозируется увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2013 и 2014 годах - на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2012 году 1,5 трлн. рублей, в 2013 году - 1,1 трлн. рублей. В 2014 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. Рублей [3, C. 30]. 
 С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2012 году, на 0,9 трлн. рублей в 2013 году и на 0,8 трлн. рублей в 2014 году. При этом согласно прогнозу в 2012 году уменьшение чистого кредита банкам может составить около 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году ожидается его незначительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2014 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора [3, С. 22-23].

Таким образом, основные параметры денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением между уровнем ставок на внутреннем и внешнем рынках, степенью жесткости бюджетной политики и ходом реализации экономических реформ. Показатели денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении [3, C. 23-24].

 

3.Проблемы и пути решения денежно-кредитной политики  России

 

Денежно-кредитная политика всегда и везде сталкивается с  тремя противоречиями, которые она не в состоянии преодолеть. Эти противоречия взаимообусловлены и порождаются коммерческим интересом, являясь его родимыми пятнами.

Во-первых, основная проблема денежно-кредитного регулирования  в том, что оно может осуществляться лишь при наличии на рынке выбора потребительских товаров. А влияет оно на производство товаров лишь постольку, поскольку в них заинтересован коммерческий капитал, поскольку он готов участвовать в инвестировании производства этих товаров. Коммерческий же капитал по своей сути живет непрерывным поиском сиюминутной прибыли в рыночной стихии товарно-денежных отношений. Сам по себе он не способен на планирование долгосрочных капиталовложений и соответствующее кредитование и не ищет возможностей участия в инвестировании промышленного и сельскохозяйственного производства, потому что такое производство может развиваться только при долгосрочном кредитовании под низкий процент и не дает дивиденда, который дают спекулятивные сделки.

Поэтому денежно-кредитная  политика, оказываясь главным средством  влияния правительства на рыночные отношения при политическом господстве, при диктатуре коммерческого интереса, коммерческого капитализма неизбежно ведет к деградации производства.

Во-вторых, бумажные денежные знаки, электронные деньги, ценные бумаги, которые в современной экономике являются основными средствами обращения на рынке, в отличие от золота и серебра сами по себе не могут выступать в качестве товара, способного быть универсальным товаром. Их появление - прямое следствие бурного развития промышленного производства, которое стало настолько капиталоемким, выпускает такое количество продукции, что золота и серебра просто не хватит для обслуживания рыночных обменов и сделок, всевозможных кредитных операций. Бумажные дензнаки, электронные деньги, ценные бумаги выполняют функцию денег лишь потому, что государственная власть заставляет их признать таковыми и выступает гарантом, который незримо, присутствует при любых сделках, связанных с этими деньгами. Иначе говоря, эти виды денег способны выполнять свою функцию универсального товара благодаря государственной власти и тем действеннее, чем такая власть сильнее. Но это противоречит идеологическим целям либерализма в отношении государства, согласно либерализму влияние государства на рыночные отношения должно ослабевать и в идеале исчезнуть.

В-третьих, денежно-кредитная  политика, которая обосновывается теоретической концепцией непрерывного уменьшения вмешательства правительства в рыночные отношения, при логическом развитии неотвратимо ведет к тому, что рыночные отношения выходят из-под всякого контроля исполнительной власти. Тогда стихия спекулятивно-коммерческого интереса превращается в самодовлеющую силу, которая подрывает сами политические основания, на которых денежно-кредитная политика только и может осуществляться [7, С. 168].

Информация о работе Денежно-кредитная политика