Денежно-кредитная политика

Автор: l*****@bk.ru, 25 Ноября 2011 в 15:30, реферат

Описание работы

Совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленные на изменение денежного кредита, называются денежно-кредитной политикой. Денежно-кредитная политика рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.
В ее основе лежит теория денег, изучающая помимо всего прочего процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Среди экономистов существует два различных подхода к теории денег:
модернизированная кейнсианская теория денег;
современная количественная теория денег(монетаризм).

Содержание

1. Денежно-кредитная политика…………………………………..3
2. Цели и задачи денежно – кредитной политики………………..3
3. Инструменты денежно – кредитной политики………………...4
3.1. Политика обязательных резервов ………………………..4
3.2. Рефинансирование коммерческих банков………………..6
3.3. Операции на открытом рынке ………………………..8
3.4. Некоторые прочие методы регулирования
денежно – кредитной политики ………………………..9
Список использованной литературы………………………….....11

Работа содержит 1 файл

ДКП.docx

— 29.65 Кб (Скачать)

      Центральный банк  проводит  политику учетной  ставки (которую еще   называют    иногда    дисконтной   политикой), выступая   в  роли "заимодателя  в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым   в    финансовом   отношении    банкам,    испытывающим временные  трудности. Федеральная резервная  система (ФРС) США иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это   могут   быть   ссуды   мелким   банкам  для   удовлетворения   их   сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда   также  ссуды предоставляются   банкам,  оказавшимся  в  сложном  финансовом положении  и  нуждающимся  в помощи для приведения в порядок  своего баланса.

  Когда банк берет ссуду, он переводит ФРС выписанное на себя долговое   обязательство,   обычно   обеспеченное  государственными ценными   бумагами.  При    возвращении   ссуды   ФРС   взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой.

Давая   ссуду, ФРС увеличивает   резервы  коммерческого банка, причем для  ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает   избыточные   резервы     банка,  его    способность  к кредитованию.

      Если  ФРС   уменьшает   учетную   ставку,  то   это   поощряет  банки   к  приобретению дополнительных резервов путем заимствования у  ФРС. В  этом   случае    можно  ожидать   увеличения денежной массы.  Напротив,   повышение   учетной   ставки    соответствует   стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение  денег.

      Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать  соответствующих действий банков.  Нельзя   заставить   банки   взять кредит   на сумму, необходимую  государству.  В своей дисконтной политике Центральный банк  может  играть лишь пассивную роль. Только   в   операциях   на открытом рынке Центральный банк может  играть активную роль. Но никогда не стоит   недооценивать    роль учетной   ставки:  изменяя  ее,  Центральный банк имеет    большую   силу   для того,  чтобы   оказать ограничивающее   влияние   на   банки. И  все    же   по эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке. 
 

                   3.3. ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

      Постепенно   два   вышеописанных   метода  денежно-кредитного регулирования  (рефинансирование   и   обязательное   резервирование) утратили   свое   первостепенное   по    важности   значение, и   главным инструментом    денежно-кредитной    политики   стали    интервенции Центрального  банка,  получившие   название    операций   на   открытом рынке.

      Этот   метод   заключается    в   том, что    Центральный     банк осуществляет   операции  купли-продажи   ценных  бумаг  в  банковской системе. Приобретение    ценных   бумаг    у    коммерческих     банков увеличивает  ресурсы  последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот,   Центральные   банки   периодически   вносят изменения   в   указанный    метод  кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

      Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании   в   связи  с   наличием в  этих странах  развитого   рынка    ценных   бумаг.   Позднее   этот   метод   кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.

      По  форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными   бумагами   могут   быть   прямыми  либо  обратными. Прямая операция представляет собой обычную  покупку или продажу. Обратная заключается   в    купле-продаже     ценных    бумаг    с    обязательным совершением   обратной    сделки    по   заранее  установленному курсу. Гибкость   обратных   операций,   более   мягкий  эффект их воздействия, придают  популярность данному  инструменту  регулирования. Так  доля обратных   операций   Центральных  банков  ведущих   промышленно-развитых   стран  на  открытом  рынке  достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться,   то   можно   увидеть,   что   по   своей   сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг.  Центральный  банк  предлагает   коммерчески   банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством   их   обратной   продажи   через   4-8 недель. Причем процентные   платежи, "набегающие"   по   данным   ценным  бумагам  в  период  их  нахождения  в  собственности  Центрального банка,  будут принадлежать коммерческим банкам.

      Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного   регулирования,  значительно     отличаются    от     двух предыдущих.   Главное    отличие - это использование  более гибкого регулирования,   поскольку    объем    покупки   ценных   бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут  изменяться ежедневно в    соответствии    с    направлением    политики    Центрального    банка. Коммерческие  банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. 

   3.4. НЕКОТОРЫЕ ПРОЧИЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ 

                          ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

      Наряду    с   экономическими   методами, посредством   которых Центральный   банк   регулирует   деятельность   коммерческих   банков, им   могут  использоваться  в    этой   области    и   административные

методы  воздействия.   К   ним   относится,  например,   использование  количественных кредитных ограничений.

      Этот   метод   кредитного   регулирования  представляет  собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных   выше   методов   регулирования,   контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также   кредитные   ограничения    приводят   к    тому, что  предприятия  заемщики   попадают   в   неодинаковое    положение.  Банки  стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

 Нужно   отметить, что   добиваясь   при   помощи   указанной   политики сдерживания  банковской  деятельности   и  умеренного  роста денежной массы,   государство    способствует   снижению    деловой   активности. Поэтому  метод количественных ограничений  стал использоваться не так  активно, как раньше, а в некоторых  странах вообще отменён.

      Также   Центральный     банк   может     различные    нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом   уровне.   К   ним   относятся   нормативы   достаточности капитала   коммерческого    банка,   нормативы    ликвидности   баланса, нормативы   максимального   размера   риска   на   одного   заемщика   и некоторые     дополняющие   нормативы.    Перечисленные   нормативы обязательны    для    выполнения    коммерческими   банками.    Также Центральный    банк    может    устанавливать    необязательные,    так называемые    оценочные   нормативы,    которые   коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

При нарушении  коммерческими банками банковского  законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных  недостатках в    работе,   что   ведет  к   ущемлению  прав их акционеров, вкладчиков, клиентов   Центральный   банк   может   применять  к ним самые жесткие  меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

      Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться  в  порядке  исключительно вынужденных мер.

      Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной  политики,   государство    также   иногда   использует   второстепенное селективное   регулирование,   которое    касается  фондовой   биржи,  потребительского кредита  и увещеваний.

      Дабы   избежать   излишней    спекуляции   на   фондовой   бирже, государство    устанавливает   предписываемую   законом «маржу», т.е. процент   от   продажной    цены    ценной   бумаги,    который    должен быть   оплачен при покупке  либо наличными либо  ценными  бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка.  Маржу повышают при  желании  ограничить спекулятивную  скупку акций и понижают при желании  оживить фондовый рынок.

      Если    государство  хочет  не допустить   увеличения    денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать  потребительский  кредит:  повысит  ставку процента по нему или предпишет   делать    беспроцентный   вклад   в    Центральный  банк при  покупке  кредитной карточки.

      Государство в лице Центрального  банка  может  влиять  на  банки путем    словесного    убеждения.  Могут   быть политические заявления, общие  решения, просто призывы к тому или  иному действию.

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Ивашковский С.Н. Макроэкономика [Текст]/С.Н. Ивашковский.-М.:Дело,2000.
  2. Антонов Н.Г., Пессель М.А. “Денежное обращение, кредит и банки”.[Текст]/ Н.Г. Антонов,М.А.Пессель.-М.: Финстатинформ, 1997.
  3. Долан Э.Дж. "Деньги, банки и денежно-кредитная политика" [Текст]/ Э.Дж.Долан.- Санкт-Петербург :Оркестр", 1994 г.
  4. Казаков А.А., Минаев Н.В. «Экономика» [Текст]/А.А.Казаков,Н.В.Минаев.- М.: «Тендем», 1998 г.
  5. Камаева В.Д. Экономическая теория [Текст]/ В.Д.Камаева.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
  6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс[Текст]/К.Р. Макконелл,С.Л. Брю- М. :ЭКСМО,1996

Информация о работе Денежно-кредитная политика