Денежно-кредитная политика

Автор: l*****@bk.ru, 25 Ноября 2011 в 15:30, реферат

Описание работы

Совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленные на изменение денежного кредита, называются денежно-кредитной политикой. Денежно-кредитная политика рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.
В ее основе лежит теория денег, изучающая помимо всего прочего процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Среди экономистов существует два различных подхода к теории денег:
модернизированная кейнсианская теория денег;
современная количественная теория денег(монетаризм).

Содержание

1. Денежно-кредитная политика…………………………………..3
2. Цели и задачи денежно – кредитной политики………………..3
3. Инструменты денежно – кредитной политики………………...4
3.1. Политика обязательных резервов ………………………..4
3.2. Рефинансирование коммерческих банков………………..6
3.3. Операции на открытом рынке ………………………..8
3.4. Некоторые прочие методы регулирования
денежно – кредитной политики ………………………..9
Список использованной литературы………………………….....11

Работа содержит 1 файл

ДКП.docx

— 29.65 Кб (Скачать)

                                   Оглавление

1. Денежно-кредитная  политика…………………………………..3

2. Цели и задачи  денежно – кредитной политики………………..3  

3. Инструменты  денежно – кредитной политики………………...4  

     3.1. Политика обязательных резервов ………………………..4   

     3.2. Рефинансирование коммерческих  банков………………..6 

     3.3. Операции на открытом рынке ………………………..8 

     3.4. Некоторые прочие методы регулирования 

        денежно – кредитной политики ………………………..9   

Список использованной литературы………………………….....11         

 

 

       

1. Денежно-кредитная  политика

      Совокупность  мероприятий в области денежного  обращения, направленные на изменение  денежного кредита, называются денежно-кредитной  политикой. Денежно-кредитная политика  рассматривается как важнейшее  направление государственного регулирования  экономики.

      В ее основе лежит теория денег, изучающая  помимо всего прочего процесс  воздействия денег и денежно-кредитной  политики на состояние экономики  в целом. Среди экономистов существует два различных подхода к теории денег:

  • модернизированная кейнсианская теория денег;
  • современная количественная теория денег(монетаризм).

Как кейнсианцы, так и монетаристы признают, что  изменение 

денежного предложения влияет на номинальный   объем  ВНП., но расходятся  в  значении этого влияния и самом его  механизме. Если первые  в  основу  своей  денежно-кредитной  политики   положили определенный   уровень   процентной  ставки,   то вторые-  само предложение денег. 

     

         2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ 

                                          ПОЛИТИКИ

      Задача  денежно-кредитной политики состоит  в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению  деловой активности, снижению инфляции, поддержанию платежного баланса  и т.д.

      Хотя  денежно-кредитная политика определяется правительством страны, ее  проводником  является Центральный банк. Он   располагает набором  средств,  которые   называются   инструментами   денежно-кредитной  политики. Эти  инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом  в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки.

      Инструменты денежно-кредитной политики не обязательно  используются по отдельности, а наоборот, обычно используется сразу два инструмента  и более, чтобы их эффекты взаимно  усиливали друг друга. Мероприятия  подобного рода называются комплексной  политикой.

      Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются.

  1. По непосредственным объектам воздействия . В зависимости от конкретных целей целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии(кредитная экспансия), либо на ее ограничение(кредитная рестрикция). Кредитная экспансия проводится для увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция, чтобы предотвратить «перегрев» экономики или чтобы понизить темпы инфляции.
  2. По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на прямые  (административные),   которые  имеют   вид    директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и рыночные (косвенные), под   которыми    подразумеваются    способы    воздействия  ЦБ  на денежно-кредитную    сферу     посредством     формирования определенных   условий   на    денежном   рынке.
  3. По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования делят на количественные, с помощью которых оказывается влияние на состояние кредитных возможностей коммерческих банков, и качественные, которые представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.
  4. По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долго-и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в стране, как это было в России в 1998 году).

    

      3. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ 

      Выше  нами были изложены цели задачи денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью которых  Центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. В первую очередь это изменение  ставки рефинансирования, изменение  норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также  некоторые меры, носящие жесткий  административный характер. 

                3.1. ПОЛИТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ

      В   настоящее  время  минимальные   резервы –  это   наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в Центральном банке или в  иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком. Норматив резервных  требований представляет   собой   установленное   в   законодательном   порядке процентное отношение суммы  минимальных   резервов  к  абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.

      Использование  нормативов   может   иметь   как    тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

      Минимальные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых,  они   как   ликвидные   резервы   служат   обеспечением обязательств   коммерческих   банков   по   депозитам   их   клиентов.  Периодическим   изменением   нормы    обязательных    резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков   на   минимально    допустимом    уровне   в    зависимости  от экономической ситуации.

Во-вторых,   минимальные    резервы    являются    инструментом, используемым Центральным банком   для   регулирования    объема денежной   массы  в    стране.   Посредством    изменения   норматива резервных  средств Центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков  (в  основном объем   выдаваемых   ими кредитов), а   следовательно, и    возможности   осуществления  ими депозитной  эмиссии.   Кредитные институты  могут расширять ссудные операции, если   их    обязательные   резервы   в    Центральном  банке превышают установленный  норматив. Когда масса денег в  обороте (наличных и безналичных) превосходит  необходимую потребность, Центральный  банк   проводит   политику  кредитной  рестрикции  путем  увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств  в Центральном банке. Тем самым  он вынуждает банки сократить  объем активных операций.

      Изменение   нормы   обязательных   резервов  влияет    на рентабельность   кредитных  учреждений. Так,   в   случае   увеличения обязательных резервов происходит как бы    недополучение   прибыли. Поэтому,   по   мнению  многих   западных   экономистов,  данный  метод служит    наиболее   эффективным    антиинфляционным    средством.

Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние  полтора-два десятилетия произошло  уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного  регулирования. Об этом говорит тот  факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы  обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

      Понижение   нормы   денежных   резервов  приведет к увеличению денежного   мультипликатора, а  следовательно, увеличит   объем  той денежной  массы, которую  может поддерживать   некоторое  количество резервов. Если  Центральный банк   увеличивает   норму   обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков  и  к   мультипликационному  уменьшению   денежного  предложения. Этот  процесс   происходит  очень быстро.  Ибо,  как   только   подписывается  решение  об увеличении  резервных   норм, каждый   банк   сразу   же обнаруживает недостаточность своих  резервов. Он срочно продаст часть  своих ценных  бумаг и потребует  возвращения ссуд.

Этот   инструмент   монетарной  политики  является  наиболее  мощным, поскольку   он   затрагивает  основы   всей   банковской   системы.   Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в   несколько   лет, а   не   каждый день, как   в  случае с операциями на открытом рынке. 

    3.2. РЕФИНАНСИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ  БАНКОВ 

      Термин  "рефинансирование"  означает   получение   денежных средств  кредитными учреждениями от Центрального банка.

      Центральный банк   может   выдавать   кредиты  коммерческим банкам, а   также   переучитывать   ценные   бумаги, находящиеся  в их портфелях (как правило, векселя).

      Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики  Центральных  банков  Западной  Европы, которые   предъявляли   определенные  требования   к   учитываемому векселю, главным   из  которых   являлась   надежность   долгового обязательства.

      Векселя   переучитываются  по  ставке  редисконтирования.  Эту ставку называют также официальной  дисконтной ставкой,   обычно  она отличается    от    ставки    по   кредитам   (рефинансирования)   на незначительную   величину   в   меньшую   сторону   (в   Европе   0,5-2,0 процентных   пункта).   Центральный   банк     покупает     долговое обязательство  по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В  случае  повышения  Центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие   банки   будут   стремиться    компенсировать   потери, вызванные   ее  ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым   заемщикам. Т.е.   изменение   учетной (рефинансирования) ставки   прямо   влияет   на   изменение   ставок по кредитам   коммерческих   банков. Последнее  является главной целью данного   метода  денежно-кредитной   политики    Центрального   банка. Например, повышение  официальной учетной ставки в  период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки  по  кредитным  операциям коммерческих   банков, что   приводит   к   их   сокращению,   поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

      Мы   видим, что   изменение   официальной   процентной   ставки оказывает  влияние на кредитную сферу.  Во-первых, затруднение   или облегчение   возможности   коммерческих   банков   получить   кредит  в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение   официальной   ставки   означает   удорожание  или удешевление   кредита   коммерческих   банков  для  клиентуры, так  как происходит   изменение  процентных   ставок   по   активным кредитным операциям.

      Также   изменение   официальной   ставки   Центрального  банка означает переход  к новой денежно-кредитной политике, что  заставляет коммерческие    банки    вносить    необходимые  коррективы   в   свою деятельность.

      Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что  этот  метод  затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование  используется мало или осуществляется не в Центральном  банке, то указанный метод почти  полностью теряет свою эффективность.

      Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования Центральный  банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам,  выдаваемым  под какой-либо залог, в качестве  которого  выступают  обычно   ценные бумаги. Следует  учесть, что  в  залог   могут  быть   приняты   только  те   ценные   бумаги, качество которых  не вызывает сомнения.  В практике зарубежных банков в    качестве     таких    ценных   бумаг   используются   обращающиеся государственные  ценные бумаги,  первоклассные торговые  векселя  и   банковские   акцепты  (их  стоимость   должна    быть   выражена   в национальной валюте, а срок погашения - не   более  трех месяцев), а также   некоторые   другие   виды долговых обязательств, определяемые Центральными банками.

Информация о работе Денежно-кредитная политика