Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:37, курсовая работа
Целью работы является анализ эффективности денежно-кредитной политики в России на современном этапе. Для достижения данной цели необходимо проанализировать деятельность ЦБ, выявить недостатки современной денежно-кредитной политики и при ее сравнении с политикой более развитых стран определить эффективность методов и инструментов регулирования.
Так же денежно-кредитная политика влияет на такие макроэкономические процессы как инфляция, экономический рост, безработица. Поэтому основными целями этой политики являются: обеспечения стабильности цен, роста реального объема производства и полной занятости населения.
Введение 3
Цели денежно-кредитной политики России 5
Отличия целей денежно-кредитной политики в России и Великобритании 7
Отличия объектов денежно-кредитной и монетарной политик 9
Инструменты денежно-кредитной политики России 10
Изменение норматива обязательных резервных требований. 11
Процентная политика центрального банка 13
Операции центрального банка на открытом рынке. 15
Инструменты других стран по борьбе с экономическим кризисом 2007-2010гг. и их отличия от российских. 18
Оценка денежно-кредитной политики России. 19
Двойные задачи денежно-кредитной политики 22
Денежно-кредитная политика в условиях сырьевой зависимости 24
«Голландская болезнь»: симптомы и методы противодействия 27
Перспективы развития денежно кредитной политики в России. 29
Заключение 32
Список Используемой литературы 34
Режим
таргетирования инфляции был опробован
уже во многих странах: Канада, Великобритания,
Австрия, Норвегия, Исландия, Новая
Зеландия и другие страны.
Рисунок 7.Динамика таргетируемого показателя инфляции и динамика целевого диапазона.
Источник:
«Деньги и кредит»/2010/2/Денежно-
Укрепление
рубля, теоретически является инструментом
снижения инфляции, но на практике приводит
к удорожанию экспорта и снижению
конкурентоспособности
Эти две
цели, а точнее способ их решения
противоречат друг другу. Так снижение
темпов инфляции приводит к повышению
процентных ставок, а значит и уменьшает
денежное предложение, в то время
как сдерживание курса рубля
приводит к тому, что ЦБ покупает
валюту на рынке, тем самым увеличивая
денежное предложение и стимулируя
рост цен. Некоторые эксперты, такие
как В. Пачицки, Ю. Ревданович и М.
Дабровски считают что на данном
этапе Россия не готова перейти к
режиму таргетирования инфляции, но имеет
все шансы относительно легко
реализовать политику денежного
таргетирования, в силу того что
эта политика имеет некоторые
корни в политике банка РФ.7
Денежно-кредитная политика в условиях сырьевой зависимости
Еще одним недостатком является очень высокая чувствительность Российской экономики к ценам на нефть. То есть, в зависимости от этого показателя разрабатываются различные меры по регулированию денежно-кредитной политики. Так в Банк России разработал четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики.
Первый вариант предполагает снижение средней стоимости российской нефти на мировом рынке до 45 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал – на 2,5%. Объем ВВП увеличится на 0,2%.
Второй вариант предполагает, что цена на российскую нефть может составить 58 долларов США за баррель. В таком случае будет наблюдаться оживление экономики, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4 и 1,0% соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6%.
Согласно третьему варианту в 2010 году предусматривается повышение цены
на российскую нефть до 68 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 1,4%. Инвестиции в основной капитал ожидаются выше уровня 2009 года на 4,5%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 3,0%.
Что касается четвертого варианта, то тут специалисты ЦБ не исключают возможного повышения цены на нефть до 80 долларов США за баррель. В таких условиях темпы прироста основных показателей ожидаются еще выше, чем в третьем варианте. Так прирост реальных располагаемых денежных доходов населения может составить 2,4%, инвестиций в основной капитал – 8,0%. Прирост ВВП в этом случае ожидается на уровне 4,4%.
В условиях первого варианта прогноза в 2011 году предполагается небольшое увеличение валютных резервов – на 3,7 млрд. долларов США. Согласно второму и третьему вариантам профицит текущего счета существенно превысит дефицит финансового счета, что приведет к росту резервов на 21,6‑51,2 млрд. долларов США. В четвертом варианте положительные сальдо счета текущих операций и финансового счета обеспечат рост резервов на 88,9 млрд. долларов США. В 2012 году кумулятивный эффект положительного сальдо счета текущих операций и финансового счета обусловит устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом и соответствующее увеличение резервных активов на 10,2‑106,7 млрд. долларов США. В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 годах ожидается в диапазоне 2,4‑5,5%.8
2009 год (оценка) | 2010 год (оценка) |
2011 год (оценка) |
2012 год (оценка) | |||||||||
59,5 доллара США за баррель | I вариант (45 долларов США за баррель | II вариант (58 долларов США за баррель) | III вариант (68 долларов США за баррель) | IV вариант (80 долларов США за баррель) | I вариант (45 долларов США за баррель | II вариант (59 долларов США за баррель) | III вариант (74 долларов США за баррель) | IV вариант (87 долларов США за баррель) | I вариант (45 долларов США за баррель | II вариант (60 долларов США за баррель) | III вариант (81 долларов США за баррель) | |
Счет текущих операций | 34,2 | 21,6 | 40,1 | 58,7 | 84,2 | 13,8 | 26,6 | 51,3 | 83,9 | 1,8 | 16,9 | 48 |
Баланс товаров и услуг | 71,8 | 53 | 77,2 | 98,3 | 128,5 | 46,4 | 67,4 | 95,5 | 131,6 | 35,6 | 57,9 | 92,8 |
Экспорт товаров и услуг | 332,9 | 305,9 | 348,5 | 384 | 425,5 | 308,5 | 359,6 | 418,3 | 470,3 | 313,8 | 374,2 | 461 |
Импорт товаров и услуг | -261,1 | -252,9 | -271,3 | -285,7 | -297 | -262 | -292,3 | -322,8 | -338,7 | -278,1 | -316,3 | -368,2 |
Баланс доходов и текущих трансфертов | -37,6 | -31,4 | -37,1 | -39,6 | -44,3 | -32,6 | -40,8 | -44,2 | -47,7 | -33,8 | -41,1 | -44,7 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами | -32 | -29,6 | -24,6 | -19,6 | -14,5 | -10 | -5 | -0,1 | 5 | 8,4 | 13,4 | 18,4 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) | -32,6 | -29,9 | -24,9 | -19,9 | -14,8 | -10,3 | -5,3 | -0,4 | 4,7 | 8,1 | 13,1 | 18,1 |
Сектор государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования | 7,3 | -4,9 | -4,9 | -4,9 | -4,9 | -5,3 | -5,3 | -5,3 | -5,3 | -1,9 | -1,9 | -1,9 |
Частный сектор (включая ошибки и пропуски) | -40 | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | 0 | 5 | 10 | 10 | 15 | 20 |
Изменение
валютных резервов("+"-снижение,"-"- |
-2,2 | 8 | -15,5 | -39,2 | -69,7 | -3,7 | -21,6 | -51,2 | -88,9 | -10,2 | -30,3 | -66,5 |
Рисунок 6. Прогноз платежного баланса Российской федерации на 2010-2012 годы (млрд. долларов США)
Источник: ЦБ России.
«Голландская болезнь»: симптомы и методы противодействия
Возникновение термина голландская болезнь (эффект Гронингена) связано с открытием в конце 1950-х — начале 1960-х годов XX века месторождений природного газа в принадлежащей Нидерландам части Северного моря.
Последовавший
за этим рост экспорта природного газа
повлёк за собой существенное удорожание
национальной валюты, что негативным
образом сказалось на других экспортно-ориентированных
отраслях. Поэтому, когда речь идёт
о «голландской болезни», в первую
очередь подразумевается рост реального
обменного курса за счёт увеличения
объёмов экспорта одних отраслей,
что оказывает негативное воздействие
на другие отрасли и на экономику
в целом. То есть голландская болезнь
— это перетекание
Россию считают одной из стран, на которые распространяется так называемое «ресурсное проклятье». Согласно этой гипотезе, экономическое развитие стран, имеющих большие запасы природных ресурсов, в среднем происходит медленнее, чем стран, не обладающих этими запасами. Такой парадокс объяснятся следующим образом :
Всё это свидетельствует о том, что экономика России подверглась такому феномену как «голландская болезнь»
Основными симптомами этой болезни являются:
В некоторых
отраслях объемы импорта превышают
объемы производства. Некоторые ученые
считают эту тенденцию
Многие эксперты спорят о степени проникновения «голландской болезни» в экономику России, так как те или иные ее особенности могут быть вызваны разными причинами.
В долгосрочной перспективе «голландская болезнь» приводит к перемещению ресурсов из обрабатывающего сектора в добывающий, который создает меньшую величину добавленной стоимости. Кроме того, длительная зависимость экономики от экспорта природных ресурсов ослабляет стимулы для развития обрабатывающих отраслей и создания новых технологий. При том, что именно технический прогресс, а не накопление факторов производства, является источником долгосрочного роста.
Перспективы развития денежно кредитной политики в России.
В настоящее время, существует большое количество мнений на перспективы развития денежно-кредитной политики России.
В будущем, задачи денежно-кредитной политики останутся прежними, однако будут изменены инструменты и методы их достижения. По мнению некоторых экспертов, Россия на некоторое время откажется от перехода в режим таргетирования инфляции.
Так же, нынешние инструменты регулирования нельзя назвать достаточно эффективными, так например невмешательство регулятора в курсообразование позволило инфляции снизится значительней, чем ожидали власти. В результате выросли процентные ставки, что привело к оживлению экономической активности в России и способствовало притоку капитала и повышению курса рубля. Кроме того, в денежно-кредитной политике России наблюдается тенденция к тому, что регулирование процентных ставок станет основным инструментов регулирования денежно-кредитной политики России.
Главными мероприятиями в перспективе станут:
Инфляцию планируется снизить до 9-10% в 2010 году, 7-8% в 2011, 5-7% в 2012. Для снижения инфляции ЦБ планирует использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты.
Политика валютного курса Банка России в 2010‑2012 годах будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют.
Банк России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. В настоящее время нормы обязательных резервов составляют:
Рефинансирование
банков продолжится. Для обеспечения
соответствия объема денежной массы
спросу на деньги ЦБ продолжит активно
использовать операции по рефинансированию
банков. Это даст возможность более
эффективно контролировать динамику денежного
предложения, а также будет способствовать
повышению роли процентной политики
ЦБ в снижении инфляции, формировании
монетарных условий функционирования
экономики и инфляционных ожиданий
экономических агентов. Ставка рефинансирования
на сегодняшний день составляет 8%.
Заключение
Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. В России этими задачами являются: укрепление национальной валюты и переход к режиму таргетирования инфляции. Эти задачи стали базовыми условиями повышения доверия к национальной валюте и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях по сравнению с активами в иностранной валюте.
На сегодняшний день направления денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть. К сожалению, в виду этой проблемы, нельзя разработать более совершенных планов по регулированию денежно-кредитной политики, поэтому остается только следить за изменениями цен на ресурсы и действовать в соответствии с разработанными планами.
Банковская система России должна совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным организациям, прибегающим к намеренному искажению своей отчетности. Однако нельзя допускать чрезмерного переплетения банковского сектора и фондового рынка, широкого использования финансовых инструментов в качестве банковского залога, а также уменьшать возможности центральных банков контролировать формирование ликвидности.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в условиях кризиса