Денежно-кредитная политика в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ эффективности денежно-кредитной политики в России на современном этапе. Для достижения данной цели необходимо проанализировать деятельность ЦБ, выявить недостатки современной денежно-кредитной политики и при ее сравнении с политикой более развитых стран определить эффективность методов и инструментов регулирования.
Так же денежно-кредитная политика влияет на такие макроэкономические процессы как инфляция, экономический рост, безработица. Поэтому основными целями этой политики являются: обеспечения стабильности цен, роста реального объема производства и полной занятости населения.

Содержание

Введение 3
Цели денежно-кредитной политики России 5
Отличия целей денежно-кредитной политики в России и Великобритании 7
Отличия объектов денежно-кредитной и монетарной политик 9
Инструменты денежно-кредитной политики России 10
Изменение норматива обязательных резервных требований. 11
Процентная политика центрального банка 13
Операции центрального банка на открытом рынке. 15
Инструменты других стран по борьбе с экономическим кризисом 2007-2010гг. и их отличия от российских. 18
Оценка денежно-кредитной политики России. 19
Двойные задачи денежно-кредитной политики 22
Денежно-кредитная политика в условиях сырьевой зависимости 24
«Голландская болезнь»: симптомы и методы противодействия 27
Перспективы развития денежно кредитной политики в России. 29
Заключение 32
Список Используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 89.22 Кб (Скачать)

Режим таргетирования инфляции был опробован  уже во многих странах: Канада, Великобритания, Австрия, Норвегия,  Исландия, Новая Зеландия и другие страны. 
 
 
 

Рисунок 7.Динамика таргетируемого показателя инфляции и динамика целевого диапазона.

 

Источник: «Деньги и кредит»/2010/2/Денежно-кредитная политика в Новой Зеландии. 

Укрепление  рубля, теоретически является инструментом снижения инфляции, но на практике приводит к удорожанию экспорта и снижению конкурентоспособности отечественных  компаний.

Эти две  цели, а точнее способ их решения  противоречат друг другу. Так снижение темпов инфляции приводит к повышению  процентных ставок, а значит и уменьшает  денежное предложение, в то время  как сдерживание курса рубля  приводит к тому, что ЦБ покупает валюту на рынке, тем самым увеличивая денежное предложение и стимулируя рост цен. Некоторые эксперты, такие  как В. Пачицки, Ю. Ревданович и М. Дабровски считают что на данном этапе Россия не готова перейти к  режиму таргетирования инфляции, но имеет  все шансы относительно легко  реализовать политику денежного  таргетирования, в силу того что  эта политика имеет некоторые  корни в политике банка РФ.7  
 

 

Денежно-кредитная политика в условиях сырьевой зависимости

Еще одним  недостатком является очень высокая  чувствительность Российской экономики  к ценам на нефть. То есть, в зависимости от этого показателя разрабатываются различные меры по регулированию денежно-кредитной политики. Так в Банк России разработал четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики.

Первый  вариант предполагает снижение средней  стоимости российской нефти на мировом  рынке до 45 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал – на 2,5%. Объем ВВП увеличится на 0,2%.

Второй  вариант предполагает, что цена на российскую нефть может составить 58 долларов США за баррель. В таком случае будет наблюдаться оживление экономики, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4 и 1,0% соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6%.

Согласно  третьему варианту в 2010 году предусматривается  повышение цены

на российскую нефть до 68 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые  денежные доходы населения могут  увеличиться на 1,4%. Инвестиции в  основной капитал ожидаются выше уровня 2009 года на 4,5%. Объем ВВП в  этом случае может возрасти на 3,0%.

Что касается четвертого варианта, то тут специалисты  ЦБ не исключают возможного повышения  цены на нефть до 80 долларов США за баррель. В таких условиях темпы прироста основных показателей ожидаются еще выше, чем в третьем варианте. Так прирост реальных располагаемых денежных доходов населения может составить 2,4%, инвестиций в основной капитал – 8,0%. Прирост ВВП в этом случае ожидается на уровне 4,4%.

В условиях первого варианта прогноза в 2011 году предполагается небольшое увеличение валютных резервов – на 3,7 млрд. долларов США. Согласно второму и третьему вариантам профицит текущего счета  существенно превысит дефицит финансового  счета, что приведет к росту резервов на 21,6‑51,2 млрд. долларов США. В четвертом варианте положительные сальдо счета текущих операций и финансового счета обеспечат рост резервов на 88,9 млрд. долларов США. В 2012 году кумулятивный эффект положительного сальдо счета текущих операций и финансового счета обусловит устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом и соответствующее увеличение резервных активов на 10,2‑106,7 млрд. долларов США. В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 годах ожидается в диапазоне 2,4‑5,5%.8

  2009 год (оценка) 2010 год 
(оценка)
2011 год 
(оценка)
2012 год 
(оценка)
59,5 доллара США за баррель I вариант (45 долларов США за баррель II вариант (58 долларов США за баррель) III вариант (68 долларов США за баррель) IV вариант (80 долларов США за баррель) I вариант (45 долларов США за баррель II вариант (59 долларов США за баррель) III вариант (74 долларов США за баррель) IV вариант (87 долларов США за баррель) I вариант (45 долларов США за баррель II вариант (60 долларов США за баррель) III вариант (81 долларов США за баррель)
Счет  текущих операций 34,2 21,6 40,1 58,7 84,2 13,8 26,6 51,3 83,9 1,8 16,9 48
Баланс  товаров и услуг 71,8 53 77,2 98,3 128,5 46,4 67,4 95,5 131,6 35,6 57,9 92,8
Экспорт товаров и услуг 332,9 305,9 348,5 384 425,5 308,5 359,6 418,3 470,3 313,8 374,2 461
Импорт  товаров и услуг -261,1 -252,9 -271,3 -285,7 -297 -262 -292,3 -322,8 -338,7 -278,1 -316,3 -368,2
Баланс  доходов и текущих трансфертов -37,6 -31,4 -37,1 -39,6 -44,3 -32,6 -40,8 -44,2 -47,7 -33,8 -41,1 -44,7
Счет  операций с капиталом  и финансовыми  инструментами -32 -29,6 -24,6 -19,6 -14,5 -10 -5 -0,1 5 8,4 13,4 18,4
Финансовый  счет (кроме резервных  активов) -32,6 -29,9 -24,9 -19,9 -14,8 -10,3 -5,3 -0,4 4,7 8,1 13,1 18,1
Сектор  государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования 7,3 -4,9 -4,9 -4,9 -4,9 -5,3 -5,3 -5,3 -5,3 -1,9 -1,9 -1,9
Частный сектор (включая ошибки и пропуски) -40 -25 -20 -15 -10 -5 0 5 10 10 15 20
Изменение валютных резервов("+"-снижение,"-"-рост) -2,2 8 -15,5 -39,2 -69,7 -3,7 -21,6 -51,2 -88,9 -10,2 -30,3 -66,5
                         

Рисунок 6. Прогноз платежного баланса Российской федерации на 2010-2012 годы (млрд. долларов США)

Источник: ЦБ России.

 

«Голландская болезнь»: симптомы и методы противодействия

Возникновение термина голландская болезнь (эффект Гронингена) связано с открытием в конце 1950-х — начале 1960-х годов XX века месторождений природного газа в принадлежащей Нидерландам части Северного моря.

Последовавший за этим рост экспорта природного газа повлёк за собой существенное удорожание национальной валюты, что негативным образом сказалось на других экспортно-ориентированных  отраслях. Поэтому, когда речь идёт о «голландской болезни», в первую очередь подразумевается рост реального  обменного курса за счёт увеличения объёмов экспорта одних отраслей, что оказывает негативное воздействие  на другие отрасли и на экономику  в целом. То есть голландская болезнь  — это перетекание производственных ресурсов из промышленности в сырьевой сектор, а также сектор услуг.

Россию  считают одной из стран, на которые распространяется так называемое «ресурсное проклятье». Согласно этой гипотезе, экономическое развитие стран, имеющих большие запасы природных ресурсов, в среднем происходит медленнее, чем стран, не обладающих этими запасами. Такой парадокс объяснятся следующим образом :

  1. Наличие больших запасов природных ресурсов в стране стимулирует борьбу за контроль над ними, а это, в свою очередь, негативно влияет на институциональное развитие и темпы экономического роста.
  2. Нестабильность цен на сырьевые товары отрицательно сказывается на темпах экономического роста и, в конечном счете, приводящих к завышению стоимости капитала, падению объемов инвестиций и снижению уровня благосостояния.
  3. Повышение цен на сырье и увеличение объемов производства в добывающих отраслях приводит к повышению реального валютного курса и снижению темпов роста обрабатывающей промышленности. В конечном счете, это ведет к снижению темпов экономического роста в долгосрочном периоде.

Всё это  свидетельствует о том, что экономика  России подверглась такому феномену как «голландская болезнь»

Основными симптомами этой болезни являются:

  • Укрепление реального валютного курса;
  • Замедление темпов промышленного роста;
  • Ускорение темпов развития сферы услуг;
  • Повышение заработной платы.

В некоторых  отраслях объемы импорта превышают  объемы производства. Некоторые ученые считают эту тенденцию следствием «голландской болезни». Однако возможно, что замедление темпов роста обрабатывающей промышленности является следствием завышения курса рубля, тогда в таком случае, нужно принимать соответствующие меры по ограничению укрепления курса рубля.

Многие  эксперты спорят о степени проникновения  «голландской болезни» в экономику  России, так как те или иные ее особенности могут быть вызваны  разными причинами.

В долгосрочной перспективе «голландская болезнь» приводит к перемещению ресурсов из обрабатывающего сектора в  добывающий, который создает меньшую  величину добавленной стоимости. Кроме  того, длительная зависимость экономики  от экспорта природных ресурсов ослабляет  стимулы для развития обрабатывающих отраслей и создания новых технологий. При том, что именно технический  прогресс, а не накопление факторов производства, является источником долгосрочного  роста.

 

Перспективы развития денежно кредитной политики в России.

В настоящее  время, существует большое количество мнений на перспективы развития денежно-кредитной политики России.

В будущем, задачи денежно-кредитной политики останутся прежними, однако будут изменены инструменты и методы их достижения. По мнению некоторых экспертов, Россия на некоторое время откажется от перехода в режим таргетирования инфляции.

Так же, нынешние инструменты регулирования нельзя назвать достаточно эффективными, так например невмешательство регулятора в курсообразование позволило инфляции снизится значительней, чем ожидали власти. В результате выросли процентные ставки, что привело к оживлению экономической активности в России и способствовало притоку капитала и повышению курса рубля. Кроме того, в денежно-кредитной политике России наблюдается тенденция к тому, что регулирование процентных ставок станет основным инструментов регулирования денежно-кредитной политики России.

Главными  мероприятиями в перспективе  станут:

  • внесение изменений в нормативные акты для допуска государственных ценных бумаг ко вторичному обращению на российских фондовых биржах;
  • продолжение работы по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность по организации торговли для повышения степени защиты прав и интересов инвесторов;
  • содействие совершенствованию системы индикаторов рыночных процентных ставок в целях развития денежного рынка и механизма управления процентным риском;
  • оценка банками кредитного риска;
  • анализ состояния ликвидности в кредитных организациях и используемых методов оценки и инструментов управления риском потери ликвидности;
  • закрепление за Банком России права на обработку персональных данных, полученных Банком России в рамках выполнения возложенных на него функций;
  • внедрение механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе под завершение расчетов в целях повышения устойчивости финансовых рынков и их ликвидности;
  • выявлению сомнительных операций, в том числе на предмет наличия многоступенчатых схем проведения расчетов, направленных на увеличение собственных средств (капитала) кредитных организаций за счет ненадлежащих активов в целях «регулирования» величины капитала и значений обязательных нормативов;
  • соблюдению требований законодательства и нормативно-правовых актов в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Инфляцию  планируется снизить до 9-10% в 2010 году, 7-8% в 2011, 5-7% в 2012. Для снижения инфляции ЦБ планирует использовать все имеющиеся  в его распоряжении инструменты.

Политика  валютного курса Банка России в 2010‑2012 годах будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют.

Банк  России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. В настоящее время нормы обязательных резервов составляют:

  • перед юридическими лицами  2,5%
  • перед физическими лицами  2,5%
  • по иным обязательствам  2,5%

Рефинансирование  банков продолжится. Для обеспечения  соответствия объема денежной массы  спросу на деньги ЦБ продолжит активно  использовать операции по рефинансированию банков. Это даст возможность более  эффективно контролировать динамику денежного  предложения, а также будет способствовать повышению роли процентной политики ЦБ в снижении инфляции, формировании монетарных условий функционирования экономики и инфляционных ожиданий экономических агентов. Ставка рефинансирования на сегодняшний день составляет 8%. 

Заключение

Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. В России этими задачами являются: укрепление национальной валюты и переход к режиму таргетирования инфляции. Эти задачи стали базовыми условиями повышения доверия к национальной валюте и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях по сравнению с активами в иностранной валюте.

На сегодняшний  день направления денежно-кредитной  политики России зависят от цен на нефть. К сожалению, в виду этой проблемы, нельзя разработать более совершенных планов по регулированию денежно-кредитной политики, поэтому остается только следить за изменениями цен на ресурсы и действовать в соответствии с разработанными планами.

Банковская  система России должна совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь  необходимо по линии банковского  надзора, по повышению достоверности  банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций  к кредитным организациям, прибегающим  к намеренному искажению своей  отчетности. Однако нельзя допускать чрезмерного переплетения банковского сектора и фондового рынка, широкого использования финансовых инструментов в качестве банковского залога, а также уменьшать возможности центральных банков контролировать формирование ликвидности.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в условиях кризиса