Денежно-кредитная политика в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ влияния денежно-кредитной политики на экономику и развитие страны. В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы будут:
1. Закрепление теоретических основ денежно-кредитной политики.
2. Анализ роли денежно-кредитной политики в развитии белорусской национальной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1. Денежная система 5
2. Банковская система и её структура 9
3. Сущность денежно-кредитной политики 12
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 18
2.1 Политика обязательных резервов 18
2.2 Политика рефинансирования 20
2.3 Операции на открытом рынке 22
2.4 Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы 23
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Если  государство  хочет  не допустить  увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными способами отбивать желание брать потребительский  кредит:  повысит  ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при  покупке  кредитной карточки.

     Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания  оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие. 
 

 

Глава 3

ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ В РБ 

     В формировании денежно кредитной  политики Беларуси как суверенного  государства есть основание выделять несколько основных этапов.

      Начало  первому этапу было положено принятием  Верховным Советом РБ 12-го созыва в октябре 1994 года стратегического решения о признании «белорусского расчётного билета» в качестве национальной валюты. Национальному банку было поручено отвечать за дальнейшее состояние белорусской денежной единицы как символа суверенного государства.

      Начало  второго этапа пришлось на 1997 год, когда в ДКП стали преобладать идеи монетизации ВВП и целесообразности форсирования кредитной экспансии.

      Начало  третьего этапа приходится на 2001 год, когда в стратегии и тактике Национального банка Республики Беларусь произошли некоторые позитивные изменения [2. C. 467].

     Несмотря на динамичное развитие экономики и денежно-кредитной сферы, в настоящее время имеется ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора.

     Вот некоторые из них:

1) все  еще напряженное финансовое состояние значительного числа предприятий реального сектора экономики, обусловливающее высокие кредитные риски банков и ограничивающее возможности роста их ресурсной базы, а также увеличение ставки процента по кредитам и снижение объемов кредитования.

     Это негативно влияет на структуру активов и пассивов банков, на распределение денежных доходов населения по социальным группам и регионам, долю неофициальных доходов, величину и направленность социальных трансфертов, как в целом, так и предоставленных с участием банковской системы [10];

2) сохраняющаяся  в стране высокая налоговая нагрузка (при ее незначительном снижении) ограничивает финансовые средства субъектов хозяйствования, и соответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность, развитие частного сектора и конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках;

3) недостаточная  эффективность общественного производства  вследствие его невысокого технологического уровня, характеризующегося, в частности, значительным износом активной части основных фондов. Это является одним из основных факторов, ограничивающих конкурентоспособность отечественной продукции и обусловливающих низкую долю добавленной стоимости в цене на нее, и выражается в высокой затрато- и энергоемкости производства продукции, низком уровне производительности труда, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на финансовое положение отечественных производителей;

4) высокая  материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, что негативно отражается на состоянии платежного баланса страны;

5) ограниченность  инвестиционных ресурсов для  обновления основных фондов;

6) недостаточная  инновационная активность, отсутствие  механизма трансферта новых знаний и технологий из-за рубежа, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций.

     Денежно-кредитная  политика в Республике Беларусь направлена на выполнение прогнозируемых социально-экономических показателей, и в первую очередь, на обеспечение устойчивого долгосрочного экономического роста [10].    

     В условиях кризиса это особенно актуально. Так, со 2 января 2009г. произошла девальвация белорусского рубля на 20.5%. Также Национальный банк Республики Беларусь переходит теперь к использованию механизма привязки белорусского рубля к корзине иностранных валют, в которую входят доллар, евро и российский рубль [11] .        Следующим шагом использования методов денежно-кредитной политики для воздействия на экономику является увеличение ставки рефинансирования. С 8 января 2009г. произошло увеличение ставки рефинансирования с 12% до 14% годовых.            Таким образом, увеличивая ставку рефинансирования, государство ставит своей целью уменьшить количество денег в обращении, сократить выдачу кредитов населению, что является необходимым условием при инфляции.   С другой стороны, рост процентных ставок приведет к привлечению вкладов населения в банки, так как по ним будет более высокий процент. В свою очередь, это положительно скажется на расширении ресурсной базы банков для последующего удовлетворения спроса населения и предприятий на банковские услуги.           Главный вклад денежно-кредитной политики в решение этой задачи состоит в достижении и поддержании низких темпов инфляции и относительной стабильности обменного курса национальной валюты. Низкая инфляция является ключевым условием для обеспечения надежного функционирования и развития всей финансовой системы, выполнения национальной денежной единицей своих базовых функций (средство расчета, средство сбережения, мера стоимости), эффективного перераспределения финансовых и материальных ресурсов, формирования базы для активизации сбережений с их последующей трансформацией в инвестиции. В совокупности это создает предпосылки для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.

     Процентная  ставка приобретает статус основного инструмента денежно-

кредитной политики. Ужесточение либо смягчение  денежно-кредитной политики принципиально станет реализовываться, в первую очередь, посредством изменения ее уровня, приводящего к изменению стоимости ресурсов на денежном рынке. Роль других инструментов, прежде всего норматива отчислений в фонд обязательного резервирования, будет снижаться [10].

     Национальный  банк и Правительство предусматривают  совершенствование механизма регулирования процентных ставок банков по их активным и пассивным операциям. Это позволит избежать искажений в учете банками рыночных рисков, повысит информативность процентных ставок на кредитном и депозитном рынках как индикаторов стоимости финансовых ресурсов в экономике, а также влияние процентной политики на ставки денежного рынка.

     Изменение официальной ставки будет оказывать  воздействие на рыночные процентные ставки, такие, например, как ставки межбанковского рынка, по кредитам и депозитам банков, изменения которых, в свою очередь, повлияют на ожидания экономических субъектов относительно будущего развития экономики и через них на обменный курс и цены на активы, а также на решения, принимаемые предприятиями и населением относительно совокупных расходов на потребление, сбережения и инвестиции.

     Важным  условием роста эффективности денежно-кредитной  политики является повышение ее прозрачности, доведение до всех участников рынка информации о ситуации в экономике, прогнозе инфляции, наличии и источниках рисков для ценовой стабильности в будущем, действиях Национального банка, направленных на достижение конечной цели по инфляции.

     Эффективное внедрение элементов режима прямого  инфляционного таргетирования потребует выполнения также ряда других условий. Правительство и Национальный банк примут меры по усилению взаимодействия в сферах, способных оказывать существенное влияние на эффективность проведения денежно-кредитной политики [10].

     Так, предполагается усиление взаимосвязи  налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Прежде всего, это коснется обмена информацией с Министерством финансов о прогнозе расходов и доходов государственного бюджета и связанных с этим изменениях объема депозитов Правительства в банках и Национальном банке, а также о прогнозировании Национальным банком операций на финансовом рынке, что позволит повысить качество управления ликвидностью и эффективность применения инструментов денежно-кредитной политики.

     Главную роль в системе инструментов Национального  банка продолжат играть регулярно проводимые аукционные операции. Их использование в качестве основного средства управления ликвидностью позволит наиболее эффективно реализовывать задачу достижения операционных целей.

     Поддержка ликвидности банковской системы  на открытом рынке будет осуществляться в основном посредством ломбардного кредита, операций прямого РЕПО, а связывание структурного избытка ликвидности – за счет эмиссии краткосрочных облигаций Национального банка, проведения операций обратного РЕПО с ценными бумагами, находящимися в портфеле Национального банка. Для усиления воздействия на уровень текущей ликвидности и процентной ставки межбанковского рынка аукционные операции по изъятию ликвидности предполагается дополнить депозитными аукционами.

     Основным  каналом поступления денег в экономику станут операции Национального банка по рефинансированию банков [10].

     Совершенствование раскрытия информации о монетарных инструментах и факторах ликвидности банковской системы, расширение публикуемой информации о совершенных и планируемых операциях будут способствовать улучшению прогнозирования банками своей ликвидности, повысят прозрачность и предсказуемость финансового рынка.

     Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь в 2009 году, как и в предыдущие годы, направлена на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально- экономического развития страны и повышение благосостояния населения, прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы [10].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Деньги  являются неотъемлемой частью развитого  товарного хозяйства, оказывающей существенное и постоянное воздействие на состояние хозяйственной жизни и все экономические процессы.

     Существует  два экономических течения, которые  по-разному определяют роль денег  в рыночной экономике – это денежная и банковская школы.

     Банковская  система является ключевым звеном кредитной системы, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций. Банковскую систему страны в совокупности образуют центральный и коммерческие банки.

     При решении фундаментальных вопросов денежно-кредитной политики в экономической теории обозначились два основных подхода: кейнсианский и монетаристский.

     Анализ  применяемых методов денежно-кредитного регулирования  позволяет сделать вывод о той роли, которую оно может играть в экономической  политике правительства.

     Выбор инструментов денежно-кредитной политики в значительной мере определяется составом и структурными  характеристиками денежно-кредитной системы, которую они призваны регулировать.

     Денежно-кредитная  политика является составной частью экономической

политики Республики Беларусь и ориентирована на реализацию её основных целей и задач.

     Основные  задачи денежно-кредитной политики определяются приоритетами, предусмотренными проектом прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.

     Национальный банк в своей деятельности исходит из необходимости поддержки предусмотренных на год и последующие годы Президентом и Правительством Республики Беларусь подходов к ускорению рыночных реформ, сужению государственного вмешательства в экономику, освобождению цен от государственного регулирования (кроме цен естественных монополий), уменьшению дефицита государственного бюджета и расширению покрытия его на основе государственных ценных бумаг, либерализации внешнеэкономической деятельности, развитию приватизационных процессов с целью финансового оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для поступательного её развития.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Базылев, Н. И. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. – Минск: БГЭУ,1997. – 550 с.
  2. Лемешевский, И. М. Макроэкономика: соц.-экон. аспект: курс лекций/ И. М. Лемешевский. – 2-е изд. перераб. и доп. – Минск: ФУАинформ, 2006. – 544 с.
  3. Муталимов, М. Г. Основы экономической теории: Учеб.-метод. пособие. – Минск: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. – 464 с.
  4. Новикова, И. В. Макроэкономика: учеб. пособие. – Минск: Акад. управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 343 с.
  5. Плотницкий, М. И. Курс экономической теории: учебник/ М. И. Плотницкий, Э. И Лобкович, М. Г. Муталимов и др. – Минск: Книжный Дом; Мисанта, 2005 – 496 с.
  6. Плотницкий, М. И. Макроэкономика: Учеб. Пособие. – Москва: Новое знание, 2002. – 462 с.
  7. Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие/ В. И. Тарасов. – 2-е изд., стереотип. – Минск: Книжный Дом, Мисанта, 2005. – 512 с.
  8. Черныш, Л. Г. Экономика Беларуси. – Минск, 2005. – 323 с.
  9. Шимов, Б. Г. Национальная экономика Беларуси. – БГЭУ, 2005. – 744 с.
  10. Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 годы. – Минск, 2006.
  11. Ковалёв, В. И. Ставка рефинансирования повышена. [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://forbes.by/content/stavka-refinansirovaniya-povyshena. Дата доступа: 10.04.2009.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в республике Беларусь