Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 00:18, курсовая работа
Целью данной работы является анализ влияния денежно-кредитной политики на экономику и развитие страны. В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы будут:
1. Закрепление теоретических основ денежно-кредитной политики.
2. Анализ роли денежно-кредитной политики в развитии белорусской национальной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1. Денежная система 5
2. Банковская система и её структура 9
3. Сущность денежно-кредитной политики 12
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 18
2.1 Политика обязательных резервов 18
2.2 Политика рефинансирования 20
2.3 Операции на открытом рынке 22
2.4 Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы 23
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34.
Основными функциями центрального банка являются:
Основные функции коммерческих банков:
Банковская система не существует сама по себе. Она обслуживает потребности экономики и социальной сферы, а поэтому должна быть адекватна им. В условиях экономического роста возрастает потребность в банковских услугах и, наоборот, экономический спад и низкий уровень жизни населения ограничивают потребности в банковских услугах. Банковская система работает неэффективно, когда отсутствуют платежеспособные ссудозаемщики, научно обоснованные инвестиционные проекты для кредитования, несовершенна законодательная база, регулирующая банковскую деятельность. Поэтому банковская система должна быть нацелена на использование интенсивных факторов роста, когда исчерпание резервов экстенсивного роста банковской системы обусловлено усилением дефицита денежных средств, обслуживающих экономику и являющихся ограничителем ресурсного предположения на рынке банковских услуг, а также снижением доходности банковских операций до уровня, соразмерного с другими сферами деятельности, и, следовательно, выравниванием нормы прибыли на вкладываемый капитал [7. C. 245].
Экономическая теория и банковская практика выделяют два основных типа построения банковской системы – одноуровневую и двухуровневую. Одноуровневая банковская система предполагает преобладание горизонтальных связей между банками, а также универсализацию операций банков и их функций.
В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные учреждения, включая центральный банк, находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентов.
В условиях одноуровневой банковской системы мероприятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества платежных средств в экономике сводятся к жестким ограничениям операций с наличностью и централизованному перераспределению через банковскую систему безналичных денежных средств предприятий, организаций и банков в рамках единого государственного ссудного фонда страны. Функций по управлению деятельностью банков как таковых не существует, поскольку все кредитно-финансовые операции концентрируются практически в одном банке с единым центром управления [7. C. 247].
Двухуровневая банковская система включает в себя верхний и нижний уровни. Верхний уровень – это центральный банк, непосредственно кредитованием не занимающийся, а выполняющий функции «банка банков» и являющийся центром денежно-кредитного регулирования. Нижний уровень банковской системы – это коммерческие банки, работающие на принципах рыночной экономики, самостоятельно мобилизирующие и использующие кредитные ресурсы.
В
отличие от одноуровневой двухуровневая
банковская система основывается на построении
взаимоотношений между банками по вертикали
и по горизонтали. Взаимоотношения
по вертикали – это отношения подчинения
между центральным банком как руководящим,
управляющим центром и низовыми звеньями
(коммерческими и специализированными
банками). Взаимоотношения
по горизонтали – это отношения равноправного
партнерства между различными низовыми
звеньями. При таких отношениях происходит
разделение административных и оперативных
функций, связанных с обслуживанием хозяйства.
Центральный банк остается банком в полном
смысле слова только для коммерческих
и специализированных банков, а также
правительственных структур. Для него
преобладающими становятся функции «банка
банков» и управления деятельностью банковских
учреждений в целях регулирования и контроля
за функционированием рынка кредитно-финансовых
услуг [7. C. 248-249].
1.3
Сущность денежно-кредитной
политики.
Под
денежно-кредитной политикой
Денежно-кредитное регулирование осуществляется в два этапа. На первом центральный банк воздействует на объём денежной массы, уровень процентных ставок, на втором сведения об изменениях данных факторов передаются в сферу производства, и тем самым оказывается влияние на объём национального дохода, уровень цен, занятость, темпы экономического развития [5. C. 398].
При
решении фундаментальных
Кейнсианский подход
Современные сторонники Кейнса признают прямую зависимость между изменением уровня процентной ставки, объёмом денежного предложения, инвестиционным спросом и изменением объёма ВВП. Указывается на существование временного лага между денежным воздействием и изменением объёма ВВП. Каждый раз национальная экономика как бы присматривается к ситуации, изменяющейся на рынке ссудного капитала. Причём временной разрыв всегда складывается между объёмом денежного предложения и инвестиционным спросом [4. C.138-141].
Такое отставание реакции со стороны инвестиционного спроса грозит тем, что возросший объём денежного предложения может до минимума понизить уровень процентной ставки. При сложившейся норме дохода по ценным бумагам снижение процентной ставки будет сопровождаться повышением рыночной цены на ценные бумаги. Из-за этого домашние хозяйства ликвидность денежных сбережений начнут предпочитать приобретению подорожавших ценных бумаг, имеющих к тому же свою степень риска.
Поэтому считается, что ДКП не столь уж и эффективна при решении задач стабилизации национальной экономики.
Монетаристская концепция
В данных теоретических построениях отстаивается идея тесной взаимосвязи между динамикой денежной массы (денежного предложения) и номинальным объёмом ВВП. В качестве исходного пункта также выступает уже известное нам денежное уравнение обмена И. Фишера:
M*V = P*Q,
где М – предложение денег, V – скорость обращения денег.
Так
как в среднесрочной
M*V = M*k = P*Q,
где k – некий постоянный коэффициент.
Напрашивается весьма очевидное заключение: изменение количества денег в обращении неизбежно должно вызывать пропорциональное изменение объёма ВВП. Объём производства в денежном выражении определяется количеством денег, находящихся в обращении, при допущении постоянной скорости их обращения.
Но известно, что объём производства всегда предполагает использование соответствующих материальных факторов производства. В условиях «экономики полной занятости», когда дополнительные факторы производства отсутствуют физически, монетарное воздействие на экономику способно отразиться лишь на уровне цен. Последний будет изменяться вслед за изменением количества денег, находящихся в обращении.
Что касается конкретных практических рекомендаций монетаристов, то в качестве нормы достаточным признаётся ежегодный прирост денежной массы на уровне 3-5 %. Такой денежный параметр способен активизировать деловую активность при минимальной инфляции. По сути дела, тогда весь прирост денежной массы способен превратиться в прирост реального ВВП [7. C. 462-463].
На текущий момент в разных странах складывается далеко неоднозначное отношение к тем или иным рычагам денежно-кредитного воздействия на национальную экономику. Тем не менее наличие разных подходов не исключает стремления добиться синтеза идей, опираясь на потенциал теории национальной экономики.
Тем более что на практике приходится разрабатывать не только краткосрочные, но и долгосрочные сценарии экономического развития. Чтобы добиться быстрых оперативных изменений, в краткосрочном периоде активно используется процентная политика центрального банка. В долгосрочной перспективе основное внимание уделяется динамике объёма денежной массы [7. C. 463].
Основополагающей
целью денежно-кредитной
Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.
Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов.
Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной) [7. C. 274-275].
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Для того чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, должны быть сформулированы два аспекта её функции: сама промежуточная цель; признак, показывающий, что проводимая политика соответствует преследуемой цели. Стратегия денежно-кредитной политики может выражаться в двух категориях количественных целей: количестве денег и объеме кредитов. В различных странах отмечается многообразие промежуточных целей. Большинство развитых стран обращаются к целям количественных изменений денежной массы. Круг составляющих понятие "денежная масса" чрезвычайно широк: от непосредственных платежных средств до более широких агрегатов, включающих ликвидные или краткосрочные размещения денег. Целесообразнее принять кредитную цель или иногда денежную цель совмещать с нею. Реализация кредитных целей оказывается тем проще, чем значительнее задолженность экономических агентов перед банками как основным источником финансирования экономики [2. C. 445].
Наряду с конечными и промежуточными целями денежно-кредитная политика может преследовать также и селективные цели, заключающиеся в ориентации кредитного процесса на приоритетные направления. Эти цели в равной степени могут касаться: экономического сектора (жилищное строительство, сельское хозяйство и т.д.); экономической функции (производительные капиталовложения, экспорт и т.д.); экономического агента (мелкие и средние предприятия, кооперативы, предприятия, находящиеся в затруднительных ситуациях); конкретной продукции (автомобили, бытовая техника, зерновые культуры и т.д.); видов кредитов (инвалютные авансы).
Информация о работе Денежно-кредитная политика в республике Беларусь