Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:14, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Введение
Необходимость государственного регулирования экономики
I . Кредитная система и денежно-кредитная политика
государства
II . Основные инструменты денежно-кредитной политики
Денежно - кредитная и валютная политика в Республике
Казахстан по Национальному банку.
Инструменты денежно - кредитной политики
3.2. Денежные агрегаты
3.3 Валютное регулирование и контроль
3.4. Управление золотовалютными активами
Заключение
Список использованной литературы
Необходимость унификации требований по вывозу наличной иностранной валюты в странах-участниках Таможенного союза потребовала внесения изменений в требования по представлению физическими лицами документов о легальности происхождения валюты при ее вывозе из Республики Казахстан. Если ранее требовалось предоставление в таможенные органы документов на всю сумму вывозимой валюты, то теперь представляются документы только на сумму, превышающую установленный лимит. В Республике Казахстан норма вывоза наличной иностранной валюты составляет эквивалент 3 тыс. долл. США.
Одной из основных форм валютного контроля была проверка соблюдения норм валютного законодательства субъектами валютного рынка. Проведено 15 проверок банков, 3 проверки юридических лиц, рассмотрено 461 материалов проверок уполномоченных организаций и 10 материалов проверок уполномоченных банков, проведенных областными филиалами Национального Банка.
Увеличилось количество юридических
лиц, обратившихся в Национальный Банк
за лицензией на проведение операций,
связанных с движением
В 2000 году на проведение обменных операций с наличной иностранной валютой было выдано 497 лицензий с учетом проведенной перерегистрации уполномоченных организаций, общее количество их обменных пунктов изменилось незначительно (1066 - на 01.01.01 г. по сравнению с 1137 на начало 2000 года). Общее количество банковских и небанковских обменных пунктов соответственно составило 2485 и 2402. В общем объеме проводимых обменных операций с наличной иностранной валютой преобладает доля банковских обменных пунктов (более 80% оборота).
3.4. Управление золотовалютными активами
Валовые золотовалютные активы Национального Банка в 2000 году увеличились на 4,6% (или на 92,6 млн. долл.) до 2,096 млрд. долл., чистые золотовалютные активы - на 37,6% (или на 572,7 млн. долл.) до 2,094 млрд. долл. (табл.2.2).
Таблица 2.2.
млн. долл.
01.01.00 |
01.04.00 |
01.07.00 |
01.10.00 |
01.01.01 | ||
Валовые ЗВА |
2 003,237 |
1 872,693 |
1 911,101 |
2 189,828 |
2 095,849 | |
активы в СКВ и СДР |
1 480,460 |
1 375,620 |
1 386,943 |
1 685,483 |
1 594,308 | |
активы в драгоценных металлах |
522,777 |
497,073 |
524,158 |
504,345 |
501,541 | |
Внешние обязательства (СКВ) |
482,057 |
423,522 |
3,289 |
1,935 |
1,975 | |
Чистые золотовалютные активы |
1 521,180 |
1 449,171 |
1 907,812 |
2 187,894 |
2 093,873 |
Динамика валовых
покупками Национальным Банком иностранной валюты на внутреннем рынке;
поступлением валютных средств на счета Министерства финансов (в т.ч. от размещения Казахстаном 3-й эмиссии еврооблигаций на международных рынках капитала, от приватизации государственной собственности и арендной платы России за космодром "Байконур", оплатой налогов иностранными инвесторами, работающими в нефтегазовом секторе).
Чистые золотовалютные активы имели более динамичный рост, что объясняется досрочным погашением Национальным Банком обязательств перед МВФ (рис.2.7).
Рисунок 2.7.
В структуре портфеля золотовалютных активов в 2000 году произошел значительный рост доли валютного компонента (с 62,43 до 76,10%) и одновременное снижение доли золота (с 26,21 до 23,89%) (табл.2.3). Снижение доли золота связано со снижением цен под влиянием укрепления доллара США против основных мировых валют. Укрепление доллара оказало значительное давление на рынок металлов, вызвав волну хеджинговых продаж золота производителями и продаж металла крупными центральными банками. Доля СДР уменьшилась с 11,35 до 0,01%.
Таблица 2.3.
Структура золотовалютных активов
в % от общей суммы
Вид актива |
01.01.00 |
01.01.01 |
СКВ |
62,43 |
76,10 |
Золото |
26,21 |
23,89 |
СДР |
11,35 |
0,01 |
Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно - кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.
Центральным звеном денежной политики государства является центральный банк (ФРС - в США, НБ - в РК). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов. Также Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.
Банк Казахстана сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства. на предстоящие 2003 - 2005 годы снижение инфляции при обеспечении роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.
При проведении денежно-кредитной политики Банк Казахстана предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.
2. Э.Дж.Долан "Деньги, банки и денежно-кредитная политика" "Санкт-Петербург Оркестр", С-Пб, 1994 г.
3. Э.Дж.Долан "Макроэкономика" "Санкт-Петербург Оркестр", С-Пб, 1994 г.
4. Казаков А.А.,
Минаев Н.В. «Экономика»
5. В.Д.Камаев и др."Учебник по основам экономической теории" "Владос", М. 1994 г.
6. Куликов А.Г. и др. "Кредиты и инвестиции" "Приор", М.1994 г.
7. Лебедев О.Г., Филиппов Г.Ф., «Основы экономики» Учебное пособие, С-Петербург «МиМ» 1998 г.
8. К.Р.Макконелл, С.Л.Брю "Экономикс" "Республика", М. 1993 г.
9. П.Самуэльсон "Экономика" , М. 1992 г.
10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М. «Дело» 1993 г.
11. «Экономическая
теория» Учебник, п/р И.П.
12. «Экономическая
теория национальной экономики
и мирового хозяйства (
13. Интернет-ресурсы
официального сайта НБ РК www.
14. Интернет-ресурсы официального сайта Российской газеты www.rg.ru
1 “Some Monetary Facts” by G.T.McCandless Jr., Warren E. Weber..