Денежно-кредитная политика Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение

Необходимость государственного регулирования экономики

I . Кредитная система и денежно-кредитная политика
государства

II . Основные инструменты денежно-кредитной политики
Денежно - кредитная и валютная политика в Республике
Казахстан по Национальному банку.
Инструменты денежно - кредитной политики
3.2. Денежные агрегаты
3.3 Валютное регулирование и контроль
3.4. Управление золотовалютными активами
Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Денежнокредитная политика Республики Казахстан.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

          Для  сглаживания резких краткосрочных  колебаний обменного курса тенге  и предотвращения чрезмерного  укрепления курса тенге проводились  операции на внутреннем валютном  рынке (покупка и продажа иностранной  валюты).

Биржевой курс тенге по отношению к доллару США понизился за год на 5,2% (в 1999 году - 64,6%) и составил на конец года 145,40 тенге за 1 доллар США (рис. 2.1).

 

 

Рисунок 2.1

Динамика изменения  биржевого обменного курса тенге  к доллару США.

 

 

          Официальный  курс тенге по отношению к  доллару составил на конец  2000 года 144,50 тенге, к российскому  рублю - 5,16 тенге, к евро - 136,21 тенге (рис.2.2).

 

 

Рисунок 2.2

Официальные курсы тенге к иностранным валютам, на конец периода

 

 

          Сохранение  умеренных темпов девальвации  тенге способствовало дальнейшему  восстановлению ценовых паритетов по отношению к странам - основным торговым партнерам. Относительно стран СНГ индекс реального эффективного обменного курса тенге (REER) снизился с начала года на 7,6%, что было связано с реальным укреплением российского рубля на 8,5%. В целом за год тенге реально укрепился по отношению к корзине валют остальных стран на 16% (в основном по причине девальвации евро на 11,3% в среднем за год). В итоге за 2000 год по группе 20 стран - торговых партнеров индекс REER повысился всего на 2,8%. Динамика изменения индексов реального эффективного обменного курса в 1998-2000 гг. приведена на рис. 2.3.

 

 

 

Рисунок 2.3.

Динамика реального  эффективного обменного курса тенге (1996=100%)

 

 

3.1. Инструменты денежно  - кредитной политики

 

           Официальные ставки. С целью ориентации банков второго уровня на снижение ставок по кредитам Национальный Банк в течение года поддерживал ставку рефинансирования слабо положительной в реальном выражении и понижал официальные ставки. За год ставка рефинансирования снизилась с 18% до 14%, ставка по кредитам "овернайт" - с 27 до 21%, ставка по операциям "репо" - с 23 до 19% (рис.2.4).

Для осуществления Национальным Банком операций по переучету векселей с 20 июня 2000 года была введена и установлена на уровне 12,5% официальная учетная (дисконтная) ставка.

 

 

Рисунок 2.4.

Официальные ставки Национального  Банка

 

 

             Минимальные резервные требования. Для обеспечения равновесия денежного рынка и регулирования ликвидности банков с 01.05.00 г. норма обязательных резервов банков была снижена с 10 до 8% от общих депозитных обязательств банка перед небанковскими юридическими и физическими лицами.

            Снижение минимальных резервных  требований не привело к ослаблению  защиты интересов вкладчиков  и кредиторов банков, а напротив, позволило банкам более эффективно распоряжаться привлеченными средствами и увеличить кредитование реального сектора экономики.

            Операции на открытом рынке. С целью регулирования ликвидности в банковской системе и стерилизации денежной массы в 2000 году Национальным Банком проводились на открытом рынке операции по покупке и продаже ценных бумаг, операции РЕПО и обратного РЕПО (табл. 2.1).

 

 

Таблица 2.1.

Операции Национального  Банка на открытом рынке

 

Операции

объем, млрд. тенге

доходность, %

дюрация, дней

Покупка ГЦБ

16,2

10,78

954,08

Продажа ГЦБ

18,0

13,33

34,51

РЕПО

 

5,61

14,84

открытие

52,4

закрытие

51,4

обратное РЕПО

 

8,51

7,12

открытие

10,4

закрытие

4,4


 

 

 

Займы Национального  Банка. В 2000 году Национальный Банк предоставил займы на 1401 млн. тенге, из них банкам второго уровня - 1311,2 млн. тенге, организациям - 89,8 млн. тенге.

Для финансирования золотодобывающей промышленности - предприятия "АБС  Балхаш", создан консорциум банков на принципах синдицированного банковского  кредитования. Национальный Банк принял на себя частичное финансирование данного консорциума (699,2 млн. тенге или 4,9 млн. долл.).

В связи с погашением Национальным Банком задолженности перед ЕБРР, произведено переоформление займа, предоставленного Национальным Банком ОАО "Казкоммерцбанк" в рамках займа ЕБРР по программе развития малых и средних предприятий. На основании Консорциального соглашения данный заем переоформлен в банковский заем на 4,3 млн. долл. (612,0 млн. тенге).

Продолжено предоставление займа  специального назначения для построения резервного центра платежной системы КЦМР. В 2000 году предоставлено КЦМР 89,8 млн. тенге или 573,5 млн. долл. (за 1999-2000 гг. предоставлено 601,5 млн. тенге).

Национальным Банком проведена  работа по практическому внедрению  системы переучета векселей. Определены первоклассные эмитенты векселей - ЗАО "НАК Казатомпром" и ОАО "Казахтелеком", заключены Генеральные соглашения о переучете векселей с 12 банками. Уже в декабре 2000 года к переучету принято 6 векселей ЗАО "НАК Казатомпром" сроком погашения до 6 месяцев на 7,1 млн. тенге.

Национальный Банк заключил договора о предоставлении займа "овернайт" с 17 банками второго уровня. Лимиты получения в Национальном Банке  займа "овернайт" ежемесячно доводились до банков, однако в связи с достаточной  ликвидностью банковской системы в 2000 году банки не обращались за получением займа "овернайт".

Возврат кредитов в 2000 году составил 238,2 млн. тенге.

Ежемесячно проводилась классификация  ссудного портфеля и создавались  провизии. Всего в 2000 году было создано провизий на сумму 7,1 млрд. тенге.

Долг заемщиков по убыточным  банковским займам Национального Банка, предоставленным в 1994-1996 гг., на 01.01.01 г. составил 6,1 млрд. тенге, в т.ч. основной долг - 2,3 млрд. тенге, неуплаченное вознаграждение и неустойка - 3,8 млрд. тенге.

Более 80% заемщиков, имеющих просроченные долги по банковским займам Национального  Банка, в настоящее время находятся  в процедуре ликвидации, или же к ним применена процедура  банкротства. Просроченная задолженность  по ним составила 4,7 млрд. тенге, сумма задолженности по основному долгу - 2,2 млрд. тенге.

Возвращено убыточных банковских займов заемщиками на 2,1 млн. тенге.

В связи с завершением процесса ликвидации аннулирована просроченная задолженность по 9 банкам (0,8 млрд. тенге), имеющим долг по банковским займам Национального Банка. Кроме того, аннулированы долги учреждений Министерства внутренних дел на 71,9 млн. тенге.

По всем заемщикам Национальным Банком проведена претензионно - исковая  работа.

 

3.2. Денежные агрегаты

 

Поведение денежных агрегатов в течение отчетного периода было обусловлено характером сложившихся в прошлом тенденций. Так, в начале года наблюдалось сезонное снижение денежных агрегатов. Денежная база и наличные деньги в обращении продолжали снижаться в течение I квартала и превысили уровень на начало года только в сентябре. Кривые темпов роста денежной базы и денежной массы (рис.2.5, 2.6) показывают, что в течение года наблюдается синхронность в их поведении. Однако, вследствие опережающего темпа роста депозитов в банковской системе, денежная масса, уже в мае превысила уровень на начало года.

 

 

Рисунок.2.5.

Динамика изменения  денежных агрегатов (к пред. месяцу, %)

Рисунок 2.6.

Динамика изменения  агрегатов (номинальное к началу года, %)

 

 

Денежная база. Увеличение поступления иностранной валюты на счета Министерства финансов в Национальном Банке и покупки Национальным Банком валюты на внутреннем валютном рынке способствовали значительному увеличению чистых международных резервов Национального Банка на 37,6% до 2093,9 млн. долл. Однако, денежная база расширилась всего на 5,7% до 134,0 млрд. тенге. Это было связано с тем, что, начиная со второй половины года, Национальный Банк активизировал операции по стерилизации избыточной ликвидности. Рост чистых международных резервов Национального Банка был нейтрализован увеличением объемов краткосрочных нот в обращении в 7,9 раза (или на 43,0 млрд. тенге) и увеличением депозитов Правительства в 2,3 раза (или на 26,8 млрд. тенге) .

Денежная масса. В 2000 году позитивной была и динамика активов банковской системы. Так, чистые внешние активы банковской системы выросли на 15,9% (или на 294,9 млн. долл.), а внутренние активы банковской системы увеличились более чем в 5,2 раза (или на 71,3 млрд. тенге). Рост внутренних активов банковской системы произошел за счет значительного, более чем в 1,8 раза (или на 137 млрд. тенге), увеличения требований к другим секторам экономики (несмотря на снижение чистых требований к Правительству банковской системы на 26,9% и чистых прочих внутренних активов банковской системы - на 30%). Все указанные факторы способствовали увеличению денежной массы на 45,9% до 399,5 млрд. тенге.

В структуре денежной массы сохранилась  позитивная тенденция роста депозитов  в банковской системе - с начала года ее доля выросла с 62,2 до 73,4%, что вызвало  увеличение денежного мультипликатора с 2,16 до 2,98.

Наличные деньги в обращении  выросли незначительно - на 2,8% до 106,4 млрд. тенге, так как на начало года их уровень был высоким за счет выплаты накопленной задолженности  по пенсиям, пособиям и социальным выплатам в декабре 1999 года. В течение I квартала наличные деньги в обращении продолжали снижаться, что объясняется в основном сезонным фактором, а с апреля они начали увеличиваться. Наибольший темп роста наличных денег в обращении был отмечен в декабре (на 9,4%) и в сентябре (на 7,5% до 106,1 млрд. тенге), что также объясняется циклическим характером их поведения.

Значительный рост денежной массы  привел к увеличению уровня монетизации  экономики с 13,6% в 1999 году до 15,4% в 2000 году (самого высокого показателя со дня независимости Казахстана).

 

3.3. Валютное регулирование  и контроль

 

В 2000 году механизм валютного регулирования  и контроля совершенствовался с  учетом ситуации на внешнем и внутреннем валютном рынке, развития новых финансовых инструментов, изменения условий и конъюнктуры инвестирования.

Принятие Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые  законодательные акты РК по вопросам валютного регулирования" создает  возможность выработки более  гибкого механизма регулирования  путей оттока капитала, расширения перечня норм, нарушение которых влечет за собой наказание в соответствии с валютным законодательством. Изъятие субъектов банковской и страховой деятельности из сферы малого предпринимательства позволит усилить надзор за данными организациями, изменить требования к их деятельности с целью укрепления устойчивости финансовой системы и защиты интересов потребителей.

Внесены изменения в нормативную  правовую базу, усиливающие требования к помещениям обменных пунктов, а  также применяемым техническим  средствам определения подлинности денежных знаков. Кроме того, внесенные изменения позволяют автоматизировать работу по учету обменных операций.

Была продолжена работа по совершенствованию  экспортно-импортного валютного контроля. Национальным Банком были разработаны предложения по совершенствованию механизма экспортно-импортного валютного контроля, а также проект новой редакции Инструкции об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан.

В проекте Инструкции нашли отражение  вопросы, ранее не урегулированные законодательством: порядок осуществления валютного контроля по экспортно-импортным сделкам, предусматривающий использование вексельной формы расчетов, основания и порядок закрытия паспортов сделок. Кроме того, разграничены компетенция, функции и полномочия органов и агентов валютного контроля, а также изменены направления информационных потоков между ними.

Практическая реализация внесенных  предложений позволит усилить контроль за поступлением в страну экспортной выручки и товаров в счет погашения платежей по импорту.

Для усиления мониторинга за движением  иностранной валюты по проводимым экспортно-импортным  операциям, введены два новых  вида лицензируемых операций - зачисление иностранной валюты, получаемой резидентом в качестве кредита от нерезидента, на счета третьих лиц, а также получение резидентами экспортной валютной выручки в срок свыше 120 дней.

В целях реализации правительственной  программы развития рынка ценных бумаг, был введен упрощенный порядок  лицензирования таких операций для компаний по управлению пенсионными активами. В 2000 году выдано 6 генеральных лицензий на инвестирование пенсионных активов в ценные бумаги, эмитируемые нерезидентами.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Казахстана