Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики.

Содержание

Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Виды денежно-кредитной политики 11
1.4 Кейнсианская и монетаристкая денежно-кредитная политика 12
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Анализ денежно-кредитной политики 16
2.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение А Средний официальный курс белорусского рубля за 2009 год 31
Приложение Б Ставка рефинансирования 32
Приложение В Широкая денежная масса по состоянию на 01.10.2007, 01.10.2008, 01.10.2009 33
Приложение Г Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 1 июля 2009 г. и прогнозные значения на 1 января 2010 г. 34

Работа содержит 1 файл

ДКП.doc

— 351.00 Кб (Скачать)

    Соответственно, средняя объявленная процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2007 г. сложилась на уровне 13,1 %. Понижение ставки вызвало интерес у заемщиков. Таким образом, требования банков к экономике за 2007 г. выросли на 9,6 трлн. бел. руб., или на 46,3 % и на 1 января 2008 г. составили 30,4 трлн. бел. руб., в том числе в рублях — 18,6 трлн. бел. руб., а в иностранной валюте — 5,5 млрд. долл. США.

    При этом в 2007 г. относительно 2006 г. произошла следующая ситуация:

  • льготных кредитов банков на строительство жилья выдано в 1,3 раза больше;
  • задолженность физических лиц по кредитам на финансирование жилья, выданным на общих основаниях, возросла в 1,46 раза;
  • задолженность физических лиц по кредитам на потребительские цели увеличилась почти в 1,5 раза;
  • задолженность по кредитам индивидуальным предпринимателям возросла в 1,12 раза;
  • требования банков к Правительству Республики Беларусь, выраженные в ценных бумагах, в течение года поддерживались на высоком уровне и на 1 января 2008 г. составляли 2,5 трлн. бел. руб. [15, с. 6–7].

    Складывающаяся  экономическая и финансовая ситуация потребовала определенной корректировки. В целях стимулирования роста рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц, повышения доходности сбережений с середины 2008 г. Национальный банк начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17 декабря 2008 г. до уровня 12 % годовых, а с 8 января текущего года — до 14 %. Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте в декабре 2008 г. сложилась на уровне 15,2 % годовых, что на 5,1 процентного пункта выше по сравнению с декабрем 2007 г. (10,1 %).

    Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2008 г. составила 17,5 % годовых, что на 4,4 процентных пункта выше уровня декабря 2007 г. (13,1 %).

    За 2008 г. требования банков к экономике  увеличились на 16,6 трлн. бел. руб., или на 54,5 % (при прогнозируемом приросте 36–41 %), в том числе в рублях — рост на 13,3 трлн. бел. руб., или на 70,9 %; в иностранной валюте, в рублевом эквиваленте — рост на 3,3 трлн. бел. руб., или на 28,4 %. И в целом на 1 января 2009 г. составили 47,1 трлн. бел. руб. [14, с. 7].

    Вместе  с тем по сравнению с 2007 г. за 2008 г. выросла и задолженность по кредитам:

  • задолженность физических лиц по льготным кредитам на строительство и приобретение жилья увеличилась в 1,5 раза и составила почти 4,7 трлн. бел. руб.;
  • задолженность физических лиц по кредитам на строительство и приобретение жилья, выданным на общих основаниях, возросла в 1,6 раза, достигнув 2 трлн. бел. руб.;
  • задолженность физических лиц по потребительским кредитам достигла 5,76 трлн. бел. руб., что в 1,66 раза больше, чем на сопоставимую дату прошлого года;
  • требования банков к Правительству Республики Беларусь, выраженные в ценных бумагах, увеличились на 1,8 трлн. бел. руб. по балансовой стоимости, или на 73,3 %, и к началу 2009 г. достигли почти 4,4 трлн. бел. руб. [14, с. 7–8].

    В 2009 г. в условиях неблагоприятной внешнеэкономической ситуации и нарастания трудностей на внутреннем валютном рынке процентная политика была направлена на поддержание реальных ставок на положительном уровне. Тем самым она содействовала обеспечению стабильности финансовой системы, платежного баланса и экономической ситуации.

    Увеличение  ставки рефинансирования до 14 % повысило среднюю процентную ставку по новым  кредитам банков в национальной валюте и в июне 2009 г. ее уровень установился  на 20,9 % годовых, что на 3,4 процентных пункта выше уровня декабря 2008 г. (17,5 % годовых) [19, с. 8]

    В течение первого полугодия 2009 г. были выданы кредиты на сумму 56,8 трлн. бел. руб., из них в рублях 37,7 трлн. бел. руб., а в иностранной валюте – 6,74 млрд. долл. США. Это сумма возросла на 20,6 % при запланированном приросте 36–44 %. Задолженность по кредитам на 1 июля 2009 г. выглядит следующим образом:

  • задолженность по льготным кредитом физическим лицам и сельскохозяйственным организациям почти в 1,7 раза превышает объем выдачи льготных кредитов на цели жилищного строительства за тот же период прошлого года и составляет около 2 трлн. бел. руб.;
  • задолженность физических лиц по кредитам на строительство и приобретение жилья, выданным на общих основаниях, достигла 2,4 трлн. бел. руб., что в 1,6 раза больше, чем на сопоставимую дату прошлого года.
  • задолженность физических лиц по потребительским кредитам составила почти 5,8 трлн. бел. руб., увеличившись в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. [19, с. 7].

    Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте в июне 2009 г. сложилась на уровне 17,3 % годовых, что на 2,1 процентный пункт выше по сравнению с декабрем 2008 г. (15,2 % годовых).

    На 1 июля 2009 г. банками привлечено ресурсов в объеме 72,8 трлн. бел. руб. За полугодие сумма привлеченных ресурсов по номиналу увеличилась на 9,4 трлн. бел. руб., или на 14,9 %. На 1 января 2008 г. банками страны было привлечено ресурсов в объеме 41,7 трлн. бел. руб., т.е. за 2007 год их сумма увеличилась на 12,7 трлн. бел. руб., или на 43,8 %. За 2008 год сумма привлеченных ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. бел. руб. и была равна 63,1 трлн. бел. руб., или на 51,3 %, что в 1,4 раза выше прогнозной оценки (37 %).

    Как правило, основными источниками пополнения ресурсной базы банков являются:

  1. средства физических лиц — 16,3 трлн. бел. руб. на 1 июля 2009 г. За указанное полугодие прирост привлеченных средств физических лиц составил почти 3 трлн. бел. руб. [19, с. 8]. Для сравнения, объем привлеченных денежных средств населения в 2007 г. увеличился на 2,7 трлн. бел. руб. и к 1 января 2008 г. достиг 10,7 трлн. бел. руб. И с 2008 г. по 2009 г. прирост денежных средств составил 2,9 трлн. бел. руб. Нетрудно заметить, что за 6 месяцев в 2009 г. привлечено практически столько же средств физических лиц, сколько за весь предыдущий год;
  2. средства субъектов хозяйствования. На 1 июля 2009 г. их сумма составила 12,4 трлн. бел. руб., за полугодие привлеченные средства субъектов хозяйствования снизились на 770 млрд. бел. руб. На конец 2007 г. их величина составляла 9,5 трлн. бел. руб., на конец 2008 г. – 13 трлн. бел. руб. [14, с. 9];
  3. средства нерезидентов. За 2007 год они достигли суммы в 5,3 трлн. бел. руб., к концу 2008 г. возросли до 6,8 трлн. бел. руб., несмотря на замедление темпов их привлечения, и в первом полугодии 2009 года они соответственно равны 8,9 трлн. бел. руб. Заметны положительные тенденции в привлечении средств нерезидентов.
  4. банковская прибыль. Прибыль, полученная банками за 2008 г., составила почти 730 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем за предыдущий год. Прибыль, полученная банками за полугодие 2009 г., составила 592,3 млрд. бел. руб. — это в 1,5 раза больше, чем за сопоставимый. период 2008 г.

    Изменение ставки рефинансирования повлекло за собой не только изменение ставок по кредитам и депозитам, но также  вызвало соответствующее изменение структуры денежной массы, наглядное представление которой приведено в приложении В.

    Объем широкой денежной массы в Республике Беларусь на 1 октября   2009 г. составил 34254,5 млрд. бел. руб., увеличившись на 4334,9 млрд. бел. руб. по сравнению с 1 октября 2008 года (29919,6 млрд. бел. руб.) и на 13982,7 млрд. бел. руб. по сравнению с 1 октября 2007 г. (20271,8 млрд. бел. руб.).

    В октябре 2007 г. из общего размера денежной массы объем наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) составлял 3149,1 млрд. бел. руб., затем на 1 октября 2008 г. сумма данного агрегата увеличилась до 4249,8 млрд. бел. руб. и, как видно, к октябрю 2009 г. произошло его уменьшение на 734,2 млрд. бел. руб. до 3515,8 млрд. бел. руб.

    Активная  рублевая денежная масса – денежный агрегат M1, который включает наличные деньги и текущие рублевые вклады в банках, на 1 октября 2009 г. составил 8914,8 млрд. бел. руб., сократившись на 1630,9 млрд. бел. руб. по сравнению с 1 октября 2008 г. Для сравнения, значение денежного агрегата в октябре 2007 г. составляло 7155,4 млрд. бел. руб.

    Рублевая  денежная масса (денежный агрегат М2), которая кроме агрегата М1 включает срочные рублевые депозиты и средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах, за период с 1 октября 2008 г. сократилась с суммы 20536,2 млрд. бел. руб. до 17782,6 млрд. бел. руб. на 1 октября 2009 г. В октябре 2007 г. объем рублевой денежной массы составлял 13537,1 млрд. бел. руб.

    Денежный  агрегат М2 – денежная масса в национальном определении (из которого исключены средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах) – на 1 октября 2009 г. составил 16959,7 млрд. бел. руб. Если сравнивать ее изменение с 1 октября 2007 г. по 1 октября 2008 г., то ее прирост составил 5893,5 млрд. бел. руб., и следовательно в октябре 2008 г. сумма денежного агрегат М2 достигла 19430,8 млрд. бел. руб. С конца 2008 г. произошло сокращение денежной массы на 2472,9 млрд. бел. руб.

    Также одним из важнейших показателей насыщенности экономики деньгами, ее монетизации, является коэффициент монетизации (отношение среднегодовой денежной массы к ВВП в текущих ценах). Коэффициент монетизации экономики по широкой денежной массе возрос с 18,5 % на начало 2007 г. до 19,9 % на начало 2008 г., по рублевой денежной массе – с 12,9 до 13,5% соответственно. На конец 2008 г. коэффициент монетизации экономики по широкой денежной массе составил 21,3 %, а по рублевой денежной массе – 14,4 %. Планируется, что реализация мер монетарной и экономической политики позволит в 2009 г. увеличить коэффициент монетизации экономики по широкой денежной массе до 24,5 %, по рублевой денежной массе – до 16,5% [19, с. 4].

    Основные  показатели деятельности Национального банка и банков, которые были достигнуты на 1 июля 2009 год и их прогнозные показатели на 1 января 2010 года указаны в приложении Г.

    Таким образом, по совокупности признаков, отражающих ситуацию в денежно-кредитной сфере, внешней торговле и на валютном рынке, можно сделать вывод, политика, проводимая в 2007 году, направленная на стимулирование совокупного спроса, привела к «перегреву» экономики в 2008 году. Ситуацию усугубил мировой финансовый криз и рост цен на энергоносители и продовольствие. В 2009 г. в сложившейся ситуации приоритетом денежно-кредитной политики стала борьба с инфляцией, поскольку нарастание ее темпов смогли бы негативно отразиться на экономическом росте. Поэтому политика Национального банка была направлена на снижение темпов совокупного спроса за счет повышения ставки рефинансирования, сокращения денежного предложения, и на поддержание стабильности обменного курса белорусского рубля к доллару США, причем реализация последнего не удалась. Также попытки сокращения льготного кредитования, меры по сокращению задолженности перед банками и сокращению государственных расходов также оказались безуспешными. 
 
 

    2.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь 

    Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь имеет свои особенности, которые во многом определяются реализуемой в стране моделью экономического развития. Данные особенности характеризуются:

  • наличием значительной доли государственной собственности как в целом в экономике, так и в банковском секторе в частности;
  • использованием административных методов управления экономикой и банковской системой;
  • высоким уровнем монополизации экономики;
  • отсутствием развитого финансового рынка;
  • отсутствием масштабных трансграничных перемещений капитала;

    На  механизм осуществления денежно-кредитной  политики оказывает влияние структура  экономики, развитость финансового  рынка, состояние банковской системы, степень долларизации, неоднородность платежного баланса, макроэкономические показатели. Значимое воздействие оказывает также степень вмешательства государства в работу финансовых рынков, которое обычно направлено на контролирование процентных ставок, объема или условий банковского кредитования.

    Механизм  денежно-кредитной политики очень чувствителен к долларизации. Ориентация на иностранную валюту вызывает изменения в структуре цен, статьях платежного баланса, технологиях финансового и банковского сектора, ожиданиях субъектов хозяйствования, а также негативно влияет на динамику и направленность экономики. Масштабное использование в экономике иностранных валют как средства сбережения и проведения сделок деформирует стратегию и тактику монетарной политики. Долларизация сокращает влияние Национального банка на денежные агрегаты, искажает связь между денежной массой и инфляцией, повышает уязвимость финансового и реального сектора экономики к изменениям валютного курса.

    Долларизация  также не позволяет в должной мере регулировать процентные ставки и объемы банковского кредитования. В долларизированной экономике высок уровень оттока капитала, что не позволяет наращивать объемы кредитования и сохранять банковскую ликвидность на высоком уровне.

    Канал кредитования также имеет особое значение. По причине регулирования процентной ставки национальным банком и доминирования на рынке государства, следует неуклонно сокращать административное вмешательство на кредитный рынок, влияние не рыночных инструментов регулирования [3, с. 422].

Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь