Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:06, курсовая работа
Цель работы: изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики.
Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Виды денежно-кредитной политики 11
1.4 Кейнсианская и монетаристкая денежно-кредитная политика 12
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Анализ денежно-кредитной политики 16
2.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение А Средний официальный курс белорусского рубля за 2009 год 31
Приложение Б Ставка рефинансирования 32
Приложение В Широкая денежная масса по состоянию на 01.10.2007, 01.10.2008, 01.10.2009 33
Приложение Г Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 1 июля 2009 г. и прогнозные значения на 1 января 2010 г. 34
Соответственно, средняя объявленная процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2007 г. сложилась на уровне 13,1 %. Понижение ставки вызвало интерес у заемщиков. Таким образом, требования банков к экономике за 2007 г. выросли на 9,6 трлн. бел. руб., или на 46,3 % и на 1 января 2008 г. составили 30,4 трлн. бел. руб., в том числе в рублях — 18,6 трлн. бел. руб., а в иностранной валюте — 5,5 млрд. долл. США.
При этом в 2007 г. относительно 2006 г. произошла следующая ситуация:
Складывающаяся экономическая и финансовая ситуация потребовала определенной корректировки. В целях стимулирования роста рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц, повышения доходности сбережений с середины 2008 г. Национальный банк начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17 декабря 2008 г. до уровня 12 % годовых, а с 8 января текущего года — до 14 %. Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте в декабре 2008 г. сложилась на уровне 15,2 % годовых, что на 5,1 процентного пункта выше по сравнению с декабрем 2007 г. (10,1 %).
Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2008 г. составила 17,5 % годовых, что на 4,4 процентных пункта выше уровня декабря 2007 г. (13,1 %).
За 2008 г. требования банков к экономике увеличились на 16,6 трлн. бел. руб., или на 54,5 % (при прогнозируемом приросте 36–41 %), в том числе в рублях — рост на 13,3 трлн. бел. руб., или на 70,9 %; в иностранной валюте, в рублевом эквиваленте — рост на 3,3 трлн. бел. руб., или на 28,4 %. И в целом на 1 января 2009 г. составили 47,1 трлн. бел. руб. [14, с. 7].
Вместе с тем по сравнению с 2007 г. за 2008 г. выросла и задолженность по кредитам:
В 2009 г. в условиях неблагоприятной внешнеэкономической ситуации и нарастания трудностей на внутреннем валютном рынке процентная политика была направлена на поддержание реальных ставок на положительном уровне. Тем самым она содействовала обеспечению стабильности финансовой системы, платежного баланса и экономической ситуации.
Увеличение ставки рефинансирования до 14 % повысило среднюю процентную ставку по новым кредитам банков в национальной валюте и в июне 2009 г. ее уровень установился на 20,9 % годовых, что на 3,4 процентных пункта выше уровня декабря 2008 г. (17,5 % годовых) [19, с. 8]
В течение первого полугодия 2009 г. были выданы кредиты на сумму 56,8 трлн. бел. руб., из них в рублях 37,7 трлн. бел. руб., а в иностранной валюте – 6,74 млрд. долл. США. Это сумма возросла на 20,6 % при запланированном приросте 36–44 %. Задолженность по кредитам на 1 июля 2009 г. выглядит следующим образом:
Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте в июне 2009 г. сложилась на уровне 17,3 % годовых, что на 2,1 процентный пункт выше по сравнению с декабрем 2008 г. (15,2 % годовых).
На 1 июля 2009 г. банками привлечено ресурсов в объеме 72,8 трлн. бел. руб. За полугодие сумма привлеченных ресурсов по номиналу увеличилась на 9,4 трлн. бел. руб., или на 14,9 %. На 1 января 2008 г. банками страны было привлечено ресурсов в объеме 41,7 трлн. бел. руб., т.е. за 2007 год их сумма увеличилась на 12,7 трлн. бел. руб., или на 43,8 %. За 2008 год сумма привлеченных ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. бел. руб. и была равна 63,1 трлн. бел. руб., или на 51,3 %, что в 1,4 раза выше прогнозной оценки (37 %).
Как правило, основными источниками пополнения ресурсной базы банков являются:
Изменение ставки рефинансирования повлекло за собой не только изменение ставок по кредитам и депозитам, но также вызвало соответствующее изменение структуры денежной массы, наглядное представление которой приведено в приложении В.
Объем широкой денежной массы в Республике Беларусь на 1 октября 2009 г. составил 34254,5 млрд. бел. руб., увеличившись на 4334,9 млрд. бел. руб. по сравнению с 1 октября 2008 года (29919,6 млрд. бел. руб.) и на 13982,7 млрд. бел. руб. по сравнению с 1 октября 2007 г. (20271,8 млрд. бел. руб.).
В октябре 2007 г. из общего размера денежной массы объем наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) составлял 3149,1 млрд. бел. руб., затем на 1 октября 2008 г. сумма данного агрегата увеличилась до 4249,8 млрд. бел. руб. и, как видно, к октябрю 2009 г. произошло его уменьшение на 734,2 млрд. бел. руб. до 3515,8 млрд. бел. руб.
Активная рублевая денежная масса – денежный агрегат M1, который включает наличные деньги и текущие рублевые вклады в банках, на 1 октября 2009 г. составил 8914,8 млрд. бел. руб., сократившись на 1630,9 млрд. бел. руб. по сравнению с 1 октября 2008 г. Для сравнения, значение денежного агрегата в октябре 2007 г. составляло 7155,4 млрд. бел. руб.
Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2), которая кроме агрегата М1 включает срочные рублевые депозиты и средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах, за период с 1 октября 2008 г. сократилась с суммы 20536,2 млрд. бел. руб. до 17782,6 млрд. бел. руб. на 1 октября 2009 г. В октябре 2007 г. объем рублевой денежной массы составлял 13537,1 млрд. бел. руб.
Денежный агрегат М2 – денежная масса в национальном определении (из которого исключены средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах) – на 1 октября 2009 г. составил 16959,7 млрд. бел. руб. Если сравнивать ее изменение с 1 октября 2007 г. по 1 октября 2008 г., то ее прирост составил 5893,5 млрд. бел. руб., и следовательно в октябре 2008 г. сумма денежного агрегат М2 достигла 19430,8 млрд. бел. руб. С конца 2008 г. произошло сокращение денежной массы на 2472,9 млрд. бел. руб.
Также одним из важнейших показателей насыщенности экономики деньгами, ее монетизации, является коэффициент монетизации (отношение среднегодовой денежной массы к ВВП в текущих ценах). Коэффициент монетизации экономики по широкой денежной массе возрос с 18,5 % на начало 2007 г. до 19,9 % на начало 2008 г., по рублевой денежной массе – с 12,9 до 13,5% соответственно. На конец 2008 г. коэффициент монетизации экономики по широкой денежной массе составил 21,3 %, а по рублевой денежной массе – 14,4 %. Планируется, что реализация мер монетарной и экономической политики позволит в 2009 г. увеличить коэффициент монетизации экономики по широкой денежной массе до 24,5 %, по рублевой денежной массе – до 16,5% [19, с. 4].
Основные показатели деятельности Национального банка и банков, которые были достигнуты на 1 июля 2009 год и их прогнозные показатели на 1 января 2010 года указаны в приложении Г.
Таким
образом, по совокупности признаков, отражающих
ситуацию в денежно-кредитной сфере,
внешней торговле и на валютном рынке,
можно сделать вывод, политика, проводимая
в 2007 году, направленная на стимулирование
совокупного спроса, привела к «перегреву»
экономики в 2008 году. Ситуацию усугубил
мировой финансовый криз и рост цен на
энергоносители и продовольствие. В 2009
г. в сложившейся ситуации приоритетом
денежно-кредитной политики стала борьба
с инфляцией, поскольку нарастание ее
темпов смогли бы негативно отразиться
на экономическом росте. Поэтому политика
Национального банка была направлена
на снижение темпов совокупного спроса
за счет повышения ставки рефинансирования,
сокращения денежного предложения, и на
поддержание стабильности обменного курса
белорусского рубля к доллару США, причем
реализация последнего не удалась. Также
попытки сокращения льготного кредитования,
меры по сокращению задолженности перед
банками и сокращению государственных
расходов также оказались безуспешными.
2.2
Актуальные вопросы
денежно-кредитной политики
Республики Беларусь
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь имеет свои особенности, которые во многом определяются реализуемой в стране моделью экономического развития. Данные особенности характеризуются:
На
механизм осуществления денежно-
Механизм денежно-кредитной политики очень чувствителен к долларизации. Ориентация на иностранную валюту вызывает изменения в структуре цен, статьях платежного баланса, технологиях финансового и банковского сектора, ожиданиях субъектов хозяйствования, а также негативно влияет на динамику и направленность экономики. Масштабное использование в экономике иностранных валют как средства сбережения и проведения сделок деформирует стратегию и тактику монетарной политики. Долларизация сокращает влияние Национального банка на денежные агрегаты, искажает связь между денежной массой и инфляцией, повышает уязвимость финансового и реального сектора экономики к изменениям валютного курса.
Долларизация также не позволяет в должной мере регулировать процентные ставки и объемы банковского кредитования. В долларизированной экономике высок уровень оттока капитала, что не позволяет наращивать объемы кредитования и сохранять банковскую ликвидность на высоком уровне.
Канал кредитования также имеет особое значение. По причине регулирования процентной ставки национальным банком и доминирования на рынке государства, следует неуклонно сокращать административное вмешательство на кредитный рынок, влияние не рыночных инструментов регулирования [3, с. 422].
Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь