Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики.

Содержание

Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Виды денежно-кредитной политики 11
1.4 Кейнсианская и монетаристкая денежно-кредитная политика 12
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Анализ денежно-кредитной политики 16
2.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение А Средний официальный курс белорусского рубля за 2009 год 31
Приложение Б Ставка рефинансирования 32
Приложение В Широкая денежная масса по состоянию на 01.10.2007, 01.10.2008, 01.10.2009 33
Приложение Г Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 1 июля 2009 г. и прогнозные значения на 1 января 2010 г. 34

Работа содержит 1 файл

ДКП.doc

— 351.00 Кб (Скачать)

    Но  модель, предложенная Дж. М. Кейнсом  имеет свои недостатки. Во-первых, наличие эффекта обратной связи. Если центральный банк снизил процентную ставку путем вливания дополнительной денежной массы и тем самым стимулировал национальный выпуск, то рост объемов производства в свою очередь вызовет рост спроса на деньги, и, следовательно, повышение ставки процента. В случае если правительство решит стабилизировать ее уровень, то оно будет вынуждено увеличить денежные «вливания». А так как экономика находится на грани инфляционного бума, это еще более усугубит ситуацию. Во-вторых, наличие временных лагов между изменением предложения денег и изменением выпуска национального продукта, которые могут длиться от 6 месяцев до 2 лет, по оценке М. Фридмена [11, с. 142].

    Поэтому центральный банк при проведении монетарной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки, как изменится величина ВВП). В противном случае наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, в так называемую «ликвидную ловушку», изображенную на рисунке 1.1: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности.

    

    Если процентные ставки не снижаются, то товарные рынки перестают ощущать влияние денежного рынка, не получают импульсов от него. Происходит замедление инвестиционного процесса, а значит, нет новых кривых спроса на деньги, нет новых точек равновесия денежного рынка. Налицо, таким образом, инфляция, т.е. разрыв между реальным сектором экономики (товарными рынками) и денежным рынком. Предпочтение ликвидности столь высокое, что люди и фирмы воздерживаются от покупок ценных бумаг (они очень дорогие, поскольку процентные ставки низкие) и товаров и предпочитают держать деньги в ликвидной форме для спекулятивных целей.

    Оказавшись  в ликвидной ловушке, экономика  в ней и остается, так как денежный рынок не имеет собственных механизмов выхода из нее. Более того, ловушка еще сильнее запирается "замком" инфляционных ожиданий, нагнетающим ажиотажным спросом, побуждающий людей избавляться от денег по причине резкого падения их покупательной способности. Поэтому задача состоит в том, чтобы проводить такую денежную политику, которая не приводила бы к попаданию в ликвидную ловушку [4, с. 171].

    В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную политику не столь  эффективным средством стабилизации экономики и отводят ей второстепенную роль. Они считают, что только бюджетно-налоговая политика может удержать экономику от перегрева, путем сокращения государственных расходов и повышения налогов, а также включая в себя повышение процента в целях сдерживания инвестиций.

    В 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма – монетаризм, главным теоретиком которой является известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии, М. Фридмен.

    Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается через количественную теорию денег: 

                                              M x V = P x Y,        (1.2) 

где M – количество денег, находящихся в обращении;

    V – скорость обращения денег;

    P – средний уровень цен;

    Y – реальный объем выпуска.

    Согласно  данной теории, если скорость обращения денег принять в качестве постоянной величины, то общий уровень цен изменяется пропорционально количеству денег, находящихся в обращении. В свою очередь, изменение уровня цен – это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции. Поэтому прирост денежной массы должен быть обоснован, и, чтобы недопустить инфляцию, изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВВП.

    Исходя  из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении в пределах 3–5 % в год. Прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. Тогда весь прирост денежной массы способен превратиться в прирост реального ВВП [7, с. 483]. При неконтролируемом увеличении денежного предложения свыше 3–5 % в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливании в экономику будет ниже 3–5 % годовых, то темп прироста ВВП будет падать.

    Таким образом, причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВВП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию – «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношению наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется, и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВВП, и структура портфеля возвращается к новому оптимальному состоянию.

    Эти и некоторые другие исследования позволили сделать определенные выводы. Во-первых, количество денег является фактором, значительно, влияющим на конъюнктуру. Во-вторых, устойчивые характеристики этого воздействия можно получить лишь в долгосрочном периоде. В-третьих, так как деньги важны и временные лаги непостоянны, необходимо придерживаться стабильного умеренного темпа роста денежной массы, соответствующего долгосрочному росту экономики [6, с. 571].

    Подводя итог, можно сказать, что современные государства обладают целой системой регулирования экономики, причем, составляющие ее инструменты отличаются не только по силе воздействия на кредитный рынок, но и по сферам их применения, что при правильной оценке ситуации позволяет найти оптимальное решение, выводящее страну из вероятного кризиса. В конечном итоге она воздействует на инвестиции и размеры ВВП.

    Современные теоретические модели монетарной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, где учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

    По  сравнению с фискальной политикой она более гибкая и быстрее реагирует на изменение в экономике, на нее не оказывает давление политический фактор. Центральный банк и другие органы, регулирующие денежно-кредитную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. С другой стороны, эффективность монетарной политики может понизить многоэтапный передаточный механизм, так как отсутствие возможности получения полной информации о факторах, влияющих на каждый из этапов, может привести к непредсказуемым конечным результатам.

 

    2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

    РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

    2.1 Анализ денежно-кредитной политики

    Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

    Экономическое развитие страны в 2008 г. протекало в  сложных условиях. Наибольшие трудности  в плане достижения целей денежно-кредитной  политики возникли во второй половине года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках, спровоцированными проблемами в экономике США. Несмотря на неблагоприятные внешнеторговые условия, Республика Беларусь в 2008 г. сохранила высокую динамику экономического роста. Обеспечено достижение большинства важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, за исключением импорта товаров и услуг и сальдо внешней торговли.

    С учетом структуры внутреннего валютного  рынка и сбережений населения  в иностранной валюте, в которой преобладает доллар США, при проведении курсовой политики особое внимание уделялось ограничению колебаний белорусского рубля к доллару США.

    Обменный  курс белорусского рубля к доллару США за 2008 г. снизился на 2,3 %. На конец 2008 г. он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало прогнозному диапазону [14, с. 5]. Для сравнения с докризисным периодом в 2007 г. курс белорусского рубля к доллару США снизился на 0,5 %, но уже в первом полугодии 2009 г. обменный курс снизился на 7,06 %, до 2837 рублей за 1 доллар США [15, с. 6].

    В целом за январь – август 2008 года в результате операций на всех сегментах валютного рынка сложился совокупный чистый спрос иностранной валюты в сумме 415,0 млн. долл. США против 95,3 млн. долл. США за аналогичный период предыдущего года. Определяющим фактором увеличения спроса явилось ухудшение сальдо текущего счета платежного баланса по сравнению с 2007 г. почти на 1 млрд. долл. США. Основной прирост спроса пришелся на оплату внешнего долга и погашение внешних кредитов, на оплату поставляемых в республику нефти, газа и электроэнергии [15, с. 6]. Усугубило положение и сокращение поступлений от экспорта за январь – май 2009 года в 1,77 раз по сравнению с 2008 г., они составили 8,5 млрд. долл. США. В итоге отрицательное сальдо внешней торговли за первые пять месяцев сложилось на уровне 2,5 млрд. долл. США, превысив в 1,7 раза прогнозное значение данного показателя в целом на 2009 г. (1,5 млрд. долл. США) [19, с. 5].

    В целях повышения гибкости курсовой политики Национальный банк перешел к использованию привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, включающей доллар США, евро и российский рубль. В 2008 г. курс белорусского рубля к доллару США поддерживался в диапазоне плюс/минус 2,5 %. Проведение политики стимулирования спроса оказалось опасным в условиях узкого диапазона обменного курса и было чревато нарушением стабильности банковской системы. Поэтому в первом полугодии 2009 г. стоимость корзины находилась в пределах коридора плюс/минус 5 % и ее стоимость составила 1007,75 руб., а с 22 июня 2009 г. данный предел расширился до плюс/минус 10 % [19, с. 6]. Изменение среднего официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США, евро и российскому рублю за 2009 г. указано в приложении А.

    В стране проводилась работа по обеспечению  стабильности цен, для чего использовались как монетарные, так и немонетарные средства. Однако под влиянием неблагоприятных  внешнеэкономических факторов рост потребительских цен относительно 2007 г. ускорился. Прирост индекса потребительских цен в 2008 г. составил 13,3 %, что в 1,1 раза больше, чем в 2007 г. (12,1 %). Ускорение инфляционных процессов было обусловлено преимущественно ростом цен на энергоносители и другие импортируемые товары [14, с. 6]. В апреле — июне текущего года инфляция замедлилась, выйдя по итогам полугодия на уровень 7,3 %. Это соответствует уровню показателя инфляции в Российской Федерации (7,4 %), несколько лучше, чем в Украине (8,6 %), но заметно хуже, чем средний показатель 27 стран Европейского союза (за январь — май — 0,7 %) [19, с. 7].

    Международные резервные активы (золотовалютные резервы) в национальном определении на 1 января 2008 г. составили 4992,7 млн. долл. США и увеличились за 2007 г. в 3 раза, или на 3305,5 млн. долл. США [13,       с. 51]. Под влиянием кризисных процессов в мировой экономике, которые привели к уменьшению поступления в республику валютной выручки и росту валютных интервенций Национального банка, начиная с августа 2008 г. произошло снижение золотовалютных резервов. Международные резервные активы снизились на 1,33 млрд. долл. США, или на 26,6 %, и составили на начало 2009 г. 3,66 млрд. долл. США [14, с. 6]. На 1 июля 2009 г. международные резервные активы составили 3,1 млрд. долл. США, сократившись с начала года на 558 млн. долл. США [19, с. 6].

    Изменение ставки рефинансирования в период 2007–2009 гг., указанное в приложении Б, оказало влияние на формирование процентных ставок по кредитам и депозитам, что в свою очередь отразилось на изменении объемов выданных кредитов и привлеченных депозитов.

    С 1 февраля 2007 г. ставка рефинансирования была повышена с 10 до 11 % годовых. Основными целями повышения явились стимулирование сбережений в национальной валюте, снижение инфляционного и девальвационного давления, вызванного, в основном, неблагоприятными внешнеэкономическими условиями. С 1 июля 2007 г., учитывая замедление инфляции и стабилизацию ситуации на валютном рынке, ставка рефинансирования последовательно была снижена и с 1 октября 2007 г. составила 10 % годовых. За 2007 г. средний уровень ставки составил 10,5 % годовых, снизившись на 0,2 процентных пункта по сравнению с уровнем 2006 г [13, с. 51].

    Соответственно, процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц в декабре 2007 г. составила 10,1 % годовых, что выше уровня декабря 2006 г. на 0,4 процентных пункта. В целом объем привлеченных денежных средств населения увеличился за 2007 г. на 2,7 трлн. бел. руб., или на 34 %, и к 1 января 2008 г. достиг 10,7 трлн. бел. руб.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь