Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор: Козлов Владислав, 22 Ноября 2010 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить механизм действия денежно-кредитной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Задачи работы - изучить основные цели и инструменты денежно-кредитной политики, оценить основные преимущества и недостатки денежно-кредитной политики и ее эффективность в Республике Беларусь .

При выполнении работы использован метод сравнений, аналитический, системный, диалектический и графический методы.

В результате работы определены основные проблемы денежно-кредитной политики и методы их решения.

Содержание

Введение 4
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики 5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики и её цели …5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики. 6
2. Виды денежно-кредитной политики.особенности кейнсианской и монетаристской денежно-кредитной политики 14
2.1 Особенности кейнсианского и монетаристского передаточного механизма денежно-кредитной политики 14
2.2 Виды денежно-кредитной политики …16
3. Эффективность денежно-кредитной политики и её особенности в Республике Беларусь … ……………..…21
3.1 Эффективность денежно-кредитной политики 21
3.2 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 25
Заключение 30
Литература 31

Работа содержит 1 файл

денежно-кредитная политика.doc

— 404.00 Кб (Скачать)

    В стране проводилась работа по обеспечению стабильности цен, для чего использовались как монетарные, так и немонетарные средства. Однако под влиянием неблагоприятных внешнеэкономических факторов рост потребительских цен относительно 2007 г. ускорился. Прирост индекса потребительских цен в 2008 г. составил 13,3%, что в 1,1 раза больше, чем в 2007 г. (12,1%). Ускорение инфляционных процессов было обусловлено преимущественно ростом цен на энергоносители и другие импортируемые товары

    Банки принимали активное участие в функционировании внутреннего валютного рынка, обеспечивая его ликвидность и движение валютных ресурсов между различными сегментами валютного рынка. Тем самым они способствовали формированию курсов на рыночных принципах и в экономически обоснованных пределах. Как результат, на рынке не возникли существенные дисбалансы.

    Кредитная политика, осуществляемая национальной банковской системой, направлена на максимально допустимое удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах.Объем банковских кредитов за 2008 год увеличился более чем в 1,5 раза, а темп наращивания кредитования опережал темп роста ВВП. Так, прирост требований банков к экономике в белорусских рублях и в иностранной валюте в реальном выражении за истекший год относительно 2007 г. составил 24,5% при увеличении реального ВВП на 10%, то есть темп наращивания кредитования превышал темп роста ВВП почти в 2,5 раза

Доля  долгосрочных кредитов в кредитных  вложениях банков на 1 января 2009 г. составила 72,8%.[10,c.]

    Основными направлениями кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год были : выдача инвестиционных и потребительских кредитов. За 2008 год банки выдали инвестиционные кредиты на сумму 9,53 трлн. руб., или 173,3% от задания (5,5 трлн. руб.), установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2008 г. № 178.

Высокую активность проявляли банки в сфере потребительского кредитования. На 1 января 2009 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам достигла 5,76 трлн. руб., что в 1,66 раза больше, чем на сопоставимую дату прошлого года.

Работа  банков с государственными ценными бумагами также поддерживалась на высоком уровне. Требования банков к Правительству Республики Беларусь, выраженные в ценных бумагах, за 2008 г. увеличились на 1,8 трлн. руб. по балансовой стоимости, или на 73,3%, и к началу 2009 г. достигли почти 4,4 трлн. руб.

    Складывающаяся экономическая и финансовая ситуация потребовала определенной корректировки процентной политики. Учитывая более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства с середины 2008 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17 декабря 2008 г. до уровня 12% годовых, а с 8 января текущего года — до 14%. Параллельно росли ставки депозитно-кредитного рынка (см.Приложение,рис.1).

Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте в декабре 2008 г. сложилась на уровне 15,2% годовых, что на 5,1 процентного пункта выше по сравнению с декабрем 2007 г. (10,1%).

Средняя процентная ставка по новым кредитам банков2 в национальной валюте в декабре 2008 г. составила 17,5% годовых, что на 4,4 процентного пункта выше уровня декабря 2007 г. (13,1%).[6]

     Важный параметр потенциала банковской системы — ресурсная база. На 1 января 2009 г. банками страны было привлечено ресурсов в объеме 63,1 трлн.руб. За 2008 г. сумма привлеченных ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. руб., или на 51,3%, что в 1,4 раза выше прогнозной оценки (37%).

Средства  физических лиц — основной привлеченный ресурс белорусских банков. На 1 января 2009 г. их объем достиг 13,6 трлн. руб., или 21% от всех пассивов банков. За 2008 г. сумма вкладов в расчете на одного жителя республики возросла в эквиваленте белорусских рублей в 1,25 раза .Вторым по объему ресурсом банков являются средства субъектов хозяйствования. Их величина к началу текущего года составила почти 13 трлн. руб., или 20,5% от пассивов банков.

     Надо сказать, что успехи прошлого года в экономике связаны в том числе и с тем, что Беларусь в значительной мере использовала внешнее кредитование и золотовалютные резервы. Так, золотовалютные резервы в 2008 году сократились на $1,33 млрд. Эти средства были направлены на обеспечение эффективной работы реального сектора экономики и достижение запланированных темпов экономического роста. Поэтому в текущем году Беларусь должна максимально работать над тем, чтобы привлечь внешние ресурсы для поддержания реального сектора экономики и с минимальными потерями выйти из сложной ситуации, в которой находится весь мир. [12, c.28]

     В связи с этим с конца прошлого года Беларусь вела активные переговоры с Международным валютным фондом по привлечению кредитных ресурсов. В конце 2008 года МВФ дал предварительное согласие на предоставление нашей стране кредита в размере $2,5 млрд. Но в ходе переговоров острая дискуссия развернулась по поводу необходимости девальвации белорусского рубля.В условиях всемирного кризиса Беларуси не оставалось ничего другого, как принимать своевременные, хоть и непопулярные меры, которые бы максимально стимулировали развитие нашей экономики, экспортеров, производителей. С этой точки зрения наиболее эффективной была разовая девальвация. Постепенная девальвация не имеет такой эффективности. Что касается объема девальвации (20%), то здесь у Национального банка разногласий с МВФ не было.

    Итоги работы экономики в первые дни 2009 года говорят о том, что решение о проведении разовой девальвации было правильным. Ситуация на валютном рынке в части работы банков с населением за первые дни нового года по сравнению с декабрем 2008 года не ухудшилась. Несмотря на повышенный спрос на валюту, в целом он оставался на уровне декабря. Определенные трудности с приобретением валюты возникали в связи с тем, что банки своевременно не могли справиться с одномоментным высоким спросом на валюту. В настоящее время валюта завезена в банки в необходимом объеме.

     Национальный банк Беларуси будет проводить курсовую политику в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики. Со 2 января 2009 года Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. Стоимость корзины валют будет оставаться практически неизменной. В 2009 году допускаются ее колебания в пределах +/-5% в зависимости от соотношения спроса и предложения валюты на внутреннем рынке и иных факторов.

     Как доложил 19 ноября 2009 года  Президенту Беларуси Александру Лукашенко председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович: “Все показатели Основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси в январе-октябре 2009 года выполнены. Стабильным остается курс национальной валюты, который по отношению к корзине иностранных валют колеблется в пределах объявленного коридора +/-10%. За последнее время Национальный банк Беларуси значительно нарастил золотовалютные резервы. За 10 месяцев текущего года международные резервные активы Беларуси, рассчитанные в соответствии с методологией МВФ, увеличились более чем в 1,4 раза - с $3,1 млрд. на 1 января до $4,43 млрд. на 1 ноября.Нацбанком проводится работа по совершенствованию процентной политики.Достигнуто соглашение с МВФ о том, что мы можем начинать процесс снижения процентных ставок. Мы планируем, что уже с 1 декабря 2009 года ставка

рефинансирования  будет уменьшена на 0,5 процентного  пункта - с нынешних 14% годовых до 13% годовых .Мы планируем,что уже в первом полугодии 2010 года процентные ставки на белорусском рынке выйдут на докризисный уровень.” [10] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, кредитно-денежная политика предоставляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, воздействующих на денежное массу, денежное обращение и вследствие этого на экономику в целом.

     Проводит денежно-кредитную политику центральный банк. Основными целями кредитно денежной политики является следующие смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляционных процессов, регулирование темпов экономического роста, обеспечение полной занятости.

      Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики являются: операции на открытом рынке, изменение учетной вставки, изменение норм обязательных резервов. Каждый из этих инструментов имеет свои преимущества и недостатки. Самый популярный на данный момент метод - операции на открытом рынке; среди его преимуществ – простота использования и возможность точно предсказать влияние таких операций на денежную базу. В последние годы в Республике Беларусь этот инструмент стал активно использоваться. Изменения учетной вставки и норм обязательных резервов в последнее используются реже. Это связано с такими недостатками эти

     Передаточный механизм денежно-кредитной  политики – процесс влияния  изменений в монетарной политик  на экономику.

Существуют  два подхода к его определению: кейнсианский и монетаристский. Главное отличие двух подходов – выделение кейнсианцами дополнительных ступеней механизма, таких как реакция инвестиционных расходов на изменение ставки процента и реакция совокупного дохода на изменения в инвестициях.

    Эффективность денежно-кредитной политики – один спорных вопросов. Большинство экономистов считают ее наиболее действенным инструментом макроэкономического регулирования, другие же выделяют в ней ряд недостатков. Однако все признают монетарную политику  необходимым элементом стабилизационной политики государства.

      В Республике Беларусь денежно-кредитную  политику осуществляет Национальный  банк. Он исходит из того, что  оптимальным является такой вариант  денежно-кредитной политики, при  котором не допускается резких  скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты. Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов, таких как значительное уменьшение инфляции и обеспечение стабильного экономического роста. 

ЛИТЕРАТУРА 
 

1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник – М: «Дело и сервис»,2001г.,403с.

2. Макроэкономика: учебное пособие А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Л.Н.Новикова [и др].- Минск : БГЭУ,2007.- 415с.

3.Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник – М.: Дело,2002.- 472 с.

4.Галаева Е.В., Корсакова А.А., Марыганова Е.А., Назарова Е.В., Юрьева Т.В. Макроэкономика. Учебное пособие. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, - М., 2003. - 267 с.

5.К.Р.Макконелл, С.Л.Брю Экономикс: принципы, проблемы и политика/Том 1 – Таллин,1995г., 400c.

6. Указ Президента Республики Беларусь № 460 от 29 августа 2008 г.

Об утверждении  Основных направлений денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2009 год

7. Бункина М.К., Семенов А.М, Семенов В.А. Макроэкономика: Учебник – М:Издательство «Дело и сервис»,2000г.,512с.

8. П.П.Прокопович «Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2008 год.»// Банкаўскі веснік. – 2009.- №3.- с.5-12

9. Сайт Национального Банка Республики Беларусь

www.nbrb.by

10.http://www.belta.by/ru/main_news?id=451279

11. www.bankir.ru/slovar

12.Алымов, Ю.Денежно-кредитная политика и развитие банковского сектора: итоги и перспективы/Ю.Алымов// Вестник Ассоциации белорусских банков.-2008.-№9.- с.25-33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Таблица 1. Динамика ставки рефинансирования в Республике Беларусь за 2001-2009[9] 

Дата  начала действия учетной ставки, в % годовых Размер базовой  ставки рефинансирования
21.02.2001 75
21.03.2001 70
21.04.2001 68
21.05.2001 64
04.06.2001 60
21.06.2001 55
09.07.2001 50
21.09.2001 48
15.01.2002 66
15.03.2002 60
15.04.2002 55
21.05.2002 50
17.06.2002 46
19.07.2002 44
19.08.2002 42
19.09.2002 40
21.10.2002 39
21.11.2002 38
21.0.2003 37
21.04.2003 35
21.05.2003 34
23.06.2003 33
17.07.2003 31
18.08.2003 30
22.09.2003 29
22.10.2003 28
17.02.2004 27
17.03.2004 25
17.04.2004 23
17.05.2004 22
17.06.2004 20
19.07.2004 19
23.08.2004 18
20.09.2004 17
10.03.2005 16
06.04.2005 15
05.05.2005 14
01.06.2005 13
20.07.2005 12
25.11.2005 11
01.06.2006 10.5
01.12.2006 10
01.02.2007 11
01.07.2007 10.75
01.08.2007 10.5
01.09.2007 10.25
01.10.2007 11
01.07.2008 10.25
13.08.2008 10.5
15.10.2008 10.75
12.11.2008 11
17.12.2008 12
08.01.2009 14(действует  до наст.вр.)

Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь