Автор: Козлов Владислав, 22 Ноября 2010 в 12:45, курсовая работа
Цель работы - изучить механизм действия денежно-кредитной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь
Задачи работы - изучить основные цели и инструменты денежно-кредитной политики, оценить основные преимущества и недостатки денежно-кредитной политики и ее эффективность в Республике Беларусь .
При выполнении работы использован метод сравнений, аналитический, системный, диалектический и графический методы.
В результате работы определены основные проблемы денежно-кредитной политики и методы их решения.
Введение 4
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики 5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики и её цели …5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики. 6
2. Виды денежно-кредитной политики.особенности кейнсианской и монетаристской денежно-кредитной политики 14
2.1 Особенности кейнсианского и монетаристского передаточного механизма денежно-кредитной политики 14
2.2 Виды денежно-кредитной политики …16
3. Эффективность денежно-кредитной политики и её особенности в Республике Беларусь … ……………..…21
3.1 Эффективность денежно-кредитной политики 21
3.2 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 25
Заключение 30
Литература 31
В стране проводилась работа по обеспечению стабильности цен, для чего использовались как монетарные, так и немонетарные средства. Однако под влиянием неблагоприятных внешнеэкономических факторов рост потребительских цен относительно 2007 г. ускорился. Прирост индекса потребительских цен в 2008 г. составил 13,3%, что в 1,1 раза больше, чем в 2007 г. (12,1%). Ускорение инфляционных процессов было обусловлено преимущественно ростом цен на энергоносители и другие импортируемые товары
Банки принимали активное участие в функционировании внутреннего валютного рынка, обеспечивая его ликвидность и движение валютных ресурсов между различными сегментами валютного рынка. Тем самым они способствовали формированию курсов на рыночных принципах и в экономически обоснованных пределах. Как результат, на рынке не возникли существенные дисбалансы.
Кредитная политика, осуществляемая национальной банковской системой, направлена на максимально допустимое удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах.Объем банковских кредитов за 2008 год увеличился более чем в 1,5 раза, а темп наращивания кредитования опережал темп роста ВВП. Так, прирост требований банков к экономике в белорусских рублях и в иностранной валюте в реальном выражении за истекший год относительно 2007 г. составил 24,5% при увеличении реального ВВП на 10%, то есть темп наращивания кредитования превышал темп роста ВВП почти в 2,5 раза
Доля долгосрочных кредитов в кредитных вложениях банков на 1 января 2009 г. составила 72,8%.[10,c.]
Основными направлениями кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год были : выдача инвестиционных и потребительских кредитов. За 2008 год банки выдали инвестиционные кредиты на сумму 9,53 трлн. руб., или 173,3% от задания (5,5 трлн. руб.), установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2008 г. № 178.
Высокую активность проявляли банки в сфере потребительского кредитования. На 1 января 2009 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам достигла 5,76 трлн. руб., что в 1,66 раза больше, чем на сопоставимую дату прошлого года.
Работа банков с государственными ценными бумагами также поддерживалась на высоком уровне. Требования банков к Правительству Республики Беларусь, выраженные в ценных бумагах, за 2008 г. увеличились на 1,8 трлн. руб. по балансовой стоимости, или на 73,3%, и к началу 2009 г. достигли почти 4,4 трлн. руб.
Складывающаяся экономическая и финансовая ситуация потребовала определенной корректировки процентной политики. Учитывая более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства с середины 2008 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17 декабря 2008 г. до уровня 12% годовых, а с 8 января текущего года — до 14%. Параллельно росли ставки депозитно-кредитного рынка (см.Приложение,рис.1).
Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте в декабре 2008 г. сложилась на уровне 15,2% годовых, что на 5,1 процентного пункта выше по сравнению с декабрем 2007 г. (10,1%).
Средняя процентная ставка по новым кредитам банков2 в национальной валюте в декабре 2008 г. составила 17,5% годовых, что на 4,4 процентного пункта выше уровня декабря 2007 г. (13,1%).[6]
Важный параметр потенциала банковской системы — ресурсная база. На 1 января 2009 г. банками страны было привлечено ресурсов в объеме 63,1 трлн.руб. За 2008 г. сумма привлеченных ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. руб., или на 51,3%, что в 1,4 раза выше прогнозной оценки (37%).
Средства физических лиц — основной привлеченный ресурс белорусских банков. На 1 января 2009 г. их объем достиг 13,6 трлн. руб., или 21% от всех пассивов банков. За 2008 г. сумма вкладов в расчете на одного жителя республики возросла в эквиваленте белорусских рублей в 1,25 раза .Вторым по объему ресурсом банков являются средства субъектов хозяйствования. Их величина к началу текущего года составила почти 13 трлн. руб., или 20,5% от пассивов банков.
Надо сказать, что успехи прошлого года в экономике связаны в том числе и с тем, что Беларусь в значительной мере использовала внешнее кредитование и золотовалютные резервы. Так, золотовалютные резервы в 2008 году сократились на $1,33 млрд. Эти средства были направлены на обеспечение эффективной работы реального сектора экономики и достижение запланированных темпов экономического роста. Поэтому в текущем году Беларусь должна максимально работать над тем, чтобы привлечь внешние ресурсы для поддержания реального сектора экономики и с минимальными потерями выйти из сложной ситуации, в которой находится весь мир. [12, c.28]
В связи с этим с конца прошлого года Беларусь вела активные переговоры с Международным валютным фондом по привлечению кредитных ресурсов. В конце 2008 года МВФ дал предварительное согласие на предоставление нашей стране кредита в размере $2,5 млрд. Но в ходе переговоров острая дискуссия развернулась по поводу необходимости девальвации белорусского рубля.В условиях всемирного кризиса Беларуси не оставалось ничего другого, как принимать своевременные, хоть и непопулярные меры, которые бы максимально стимулировали развитие нашей экономики, экспортеров, производителей. С этой точки зрения наиболее эффективной была разовая девальвация. Постепенная девальвация не имеет такой эффективности. Что касается объема девальвации (20%), то здесь у Национального банка разногласий с МВФ не было.
Итоги работы экономики в первые дни 2009 года говорят о том, что решение о проведении разовой девальвации было правильным. Ситуация на валютном рынке в части работы банков с населением за первые дни нового года по сравнению с декабрем 2008 года не ухудшилась. Несмотря на повышенный спрос на валюту, в целом он оставался на уровне декабря. Определенные трудности с приобретением валюты возникали в связи с тем, что банки своевременно не могли справиться с одномоментным высоким спросом на валюту. В настоящее время валюта завезена в банки в необходимом объеме.
Национальный банк Беларуси будет проводить курсовую политику в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики. Со 2 января 2009 года Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. Стоимость корзины валют будет оставаться практически неизменной. В 2009 году допускаются ее колебания в пределах +/-5% в зависимости от соотношения спроса и предложения валюты на внутреннем рынке и иных факторов.
Как доложил 19 ноября 2009 года Президенту Беларуси Александру Лукашенко председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович: “Все показатели Основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси в январе-октябре 2009 года выполнены. Стабильным остается курс национальной валюты, который по отношению к корзине иностранных валют колеблется в пределах объявленного коридора +/-10%. За последнее время Национальный банк Беларуси значительно нарастил золотовалютные резервы. За 10 месяцев текущего года международные резервные активы Беларуси, рассчитанные в соответствии с методологией МВФ, увеличились более чем в 1,4 раза - с $3,1 млрд. на 1 января до $4,43 млрд. на 1 ноября.Нацбанком проводится работа по совершенствованию процентной политики.Достигнуто соглашение с МВФ о том, что мы можем начинать процесс снижения процентных ставок. Мы планируем, что уже с 1 декабря 2009 года ставка
рефинансирования
будет уменьшена на 0,5 процентного
пункта - с нынешних 14% годовых до 13%
годовых .Мы планируем,что уже в первом
полугодии 2010 года процентные ставки на
белорусском рынке выйдут на докризисный
уровень.” [10]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, кредитно-денежная политика предоставляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, воздействующих на денежное массу, денежное обращение и вследствие этого на экономику в целом.
Проводит денежно-кредитную политику центральный банк. Основными целями кредитно денежной политики является следующие смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляционных процессов, регулирование темпов экономического роста, обеспечение полной занятости.
Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики являются: операции на открытом рынке, изменение учетной вставки, изменение норм обязательных резервов. Каждый из этих инструментов имеет свои преимущества и недостатки. Самый популярный на данный момент метод - операции на открытом рынке; среди его преимуществ – простота использования и возможность точно предсказать влияние таких операций на денежную базу. В последние годы в Республике Беларусь этот инструмент стал активно использоваться. Изменения учетной вставки и норм обязательных резервов в последнее используются реже. Это связано с такими недостатками эти
Передаточный механизм денежно-
Существуют два подхода к его определению: кейнсианский и монетаристский. Главное отличие двух подходов – выделение кейнсианцами дополнительных ступеней механизма, таких как реакция инвестиционных расходов на изменение ставки процента и реакция совокупного дохода на изменения в инвестициях.
Эффективность денежно-кредитной политики – один спорных вопросов. Большинство экономистов считают ее наиболее действенным инструментом макроэкономического регулирования, другие же выделяют в ней ряд недостатков. Однако все признают монетарную политику необходимым элементом стабилизационной политики государства.
В Республике Беларусь денежно-
ЛИТЕРАТУРА
1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник – М: «Дело и сервис»,2001г.,403с.
2. Макроэкономика:
учебное пособие А.В.Бондарь,
3.Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник – М.: Дело,2002.- 472 с.
4.Галаева Е.В., Корсакова А.А., Марыганова Е.А., Назарова Е.В., Юрьева Т.В. Макроэкономика. Учебное пособие. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, - М., 2003. - 267 с.
5.К.Р.Макконелл, С.Л.Брю Экономикс: принципы, проблемы и политика/Том 1 – Таллин,1995г., 400c.
6. Указ Президента Республики Беларусь № 460 от 29 августа 2008 г.
Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год
7. Бункина М.К., Семенов А.М, Семенов В.А. Макроэкономика: Учебник – М:Издательство «Дело и сервис»,2000г.,512с.
8. П.П.Прокопович «Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2008 год.»// Банкаўскі веснік. – 2009.- №3.- с.5-12
9. Сайт Национального Банка Республики Беларусь
www.nbrb.by
10.http://www.belta.by/ru/
11. www.bankir.ru/slovar
12.Алымов, Ю.Денежно-кредитная
политика и развитие банковского сектора:
итоги и перспективы/Ю.Алымов// Вестник
Ассоциации белорусских банков.-2008.-№9.-
с.25-33
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1. Динамика
ставки рефинансирования в Республике
Беларусь за 2001-2009[9]
Дата начала действия учетной ставки, в % годовых | Размер базовой ставки рефинансирования |
21.02.2001 | 75 |
21.03.2001 | 70 |
21.04.2001 | 68 |
21.05.2001 | 64 |
04.06.2001 | 60 |
21.06.2001 | 55 |
09.07.2001 | 50 |
21.09.2001 | 48 |
15.01.2002 | 66 |
15.03.2002 | 60 |
15.04.2002 | 55 |
21.05.2002 | 50 |
17.06.2002 | 46 |
19.07.2002 | 44 |
19.08.2002 | 42 |
19.09.2002 | 40 |
21.10.2002 | 39 |
21.11.2002 | 38 |
21.0.2003 | 37 |
21.04.2003 | 35 |
21.05.2003 | 34 |
23.06.2003 | 33 |
17.07.2003 | 31 |
18.08.2003 | 30 |
22.09.2003 | 29 |
22.10.2003 | 28 |
17.02.2004 | 27 |
17.03.2004 | 25 |
17.04.2004 | 23 |
17.05.2004 | 22 |
17.06.2004 | 20 |
19.07.2004 | 19 |
23.08.2004 | 18 |
20.09.2004 | 17 |
10.03.2005 | 16 |
06.04.2005 | 15 |
05.05.2005 | 14 |
01.06.2005 | 13 |
20.07.2005 | 12 |
25.11.2005 | 11 |
01.06.2006 | 10.5 |
01.12.2006 | 10 |
01.02.2007 | 11 |
01.07.2007 | 10.75 |
01.08.2007 | 10.5 |
01.09.2007 | 10.25 |
01.10.2007 | 11 |
01.07.2008 | 10.25 |
13.08.2008 | 10.5 |
15.10.2008 | 10.75 |
12.11.2008 | 11 |
17.12.2008 | 12 |
08.01.2009 | 14(действует до наст.вр.) |
Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь