Автор: Козлов Владислав, 22 Ноября 2010 в 12:45, курсовая работа
Цель работы - изучить механизм действия денежно-кредитной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь
Задачи работы - изучить основные цели и инструменты денежно-кредитной политики, оценить основные преимущества и недостатки денежно-кредитной политики и ее эффективность в Республике Беларусь .
При выполнении работы использован метод сравнений, аналитический, системный, диалектический и графический методы.
В результате работы определены основные проблемы денежно-кредитной политики и методы их решения.
Введение 4
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики 5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики и её цели …5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики. 6
2. Виды денежно-кредитной политики.особенности кейнсианской и монетаристской денежно-кредитной политики 14
2.1 Особенности кейнсианского и монетаристского передаточного механизма денежно-кредитной политики 14
2.2 Виды денежно-кредитной политики …16
3. Эффективность денежно-кредитной политики и её особенности в Республике Беларусь … ……………..…21
3.1 Эффективность денежно-кредитной политики 21
3.2 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 25
Заключение 30
Литература 31
1. Центральный
банк должен начать покупку
ценные бумаги на открытом
рынке. Эта покупка облигаций
будет оплачена увеличением
2. Должна
быть понижена резервная норма,
3. Учетная
ставка должна быть уменьшена,
с тем чтобы побудить
В результате всех этих действий можно ожидать возрастание избыточных резервов коммерческих банков и как следствие увеличение предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.[5, с.305]
Центральные банки различных государств
выбирают те или иные виды кредитно денежной
политики исходя из экономической ситуации
в стране. В Республике Беларусь политика
«дорогих денег» проводилась с конца 1994
года до начала 1997 года для сдерживания
инфляции. С 1997 года и по настоящий момент
Национальный банк проводит политику
дешевых денег для стимулирования экономического
роста.
3.
Эффективность денежно-
3.1 Эффективность
кредитно-денежной политики
Насколько успешна кредитно-денежная политика? В настоящее время эффективность кредитно-денежной политики – предмет больших споров. Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части нашей национальной стабилизационной политики. Общепризнанно, что денежно-кредитная политика обладает рядом достоинств. Действительно, в пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько конкретных доводов.
Сильными сторонами денежно-кредитной политики являются:
1. Быстрота. Денежно-кредитная политика обладает сравнительно коротким временным внутренним лагом – периодом времени между изменением экономической ситуации (моментом экономического шока) и принятием ответных мер монетарной политики. Мы знаем , что применение соответствующей фискальной политики может быть надолго отсрочено из-за обсуждений в конгрессе. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной политикой. Решение принимает центральный банк, что не требует дополнительных согласований . Он буквально ежедневно принимает решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение и процентную ставку.
2. Гибкость
По сравнению с фискальной
политикой кредитно-денежная
3. Изоляция от политического давления
Следует учитывать, что центральный банк более независим, чем большинство правительственных учреждений, что позволяет ему проводить политику твердого курса. Центральный банк, таким образом, может осуществлять некоторые политически непопулярные мероприятия, которые необходимы для оздоровления экономики в длительной перспективе. Он четко придерживается установленных параметров, не нарушает их при изменении экономической конъюнктуры. Имеющийся опыт свидетельствует о том, что политика твердого курса снижает влияние политических бизнес-циклов на динамику уровней занятости, инфляции, темпов роста ВВП и другие процессы.. [2, с.148]
Кроме того, по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.[5, с.310]
4. Изменение структуры совокупного спроса
Денежно-кредитная
политика способна воздействовать на
структуру совокупного спроса (соотношение
потребления, инвестиций и государственных
закупок в общем объеме совокупного спроса).
Например, политика «дешевых денег» увеличивает
денежную массу в стране, в результате
чего предложение денег начинает превышать
спрос. Ставка ссудного процента понижается,
что вызывает увеличение инвестиционных
расходов. В совокупном спросе, а значит
и в ВВП, возрастает доля инвестиций, что
позволит в будущем расширить производство
и обеспечит более высокий уровень занятости.
При проведении политики «дорогих денег»
их предложение снижается и процентная
ставка возрастает, что приводит к сокращению
частных инвестиций. Структура совокупного
спроса изменяется: уменьшается доля инвестиций
и возрастает доля государственных и потребительских
расходов. В результате сокращается удельный
вес инвестиций в ВВП и его рост начинает
замедляться. [2, с.148]
Однако необходимо признать, что кредитно-денежная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей. Наиболее распространенными ее недостатками являются:
1. Циклическая асимметрия. Политика дорогих денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Это означает ограничение предложения денег. Но политика дешевых денег сталкивается с проблемой, выраженной пословицей: «Вы можете подвести коня к воде, но не можете заставить его пить». Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды. Однако она не в состоянии гарантировать, что банк действительно выдадут ссуды и предложение денег увеличится. Если стремящиеся к обладанию ликвидностью коммерческие банки не желают предоставлять кредит, усилия центрального банка по проведению политики дешевых денег окажутся малоэффективными. Население тоже может сорвать намерения центрального банка, решив не брать избыточные резервы в ссуду. Кроме того, деньги, которые центральный банк направляет в экономику, покупая у населения облигации, могут использоваться населением для погашения имеющихся ссуд. Следует, однако, отметить, что циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политике лишь во время глубокой депрессии. В более нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.
2.Трудность осуществления контроля над денежной массой. На практике центральному банку иногда бывает трудно осуществлять контроль над денежной массой по ряду причин. Во-первых– невозможность точно рассчитать величину денежного мультипликатора, что может привести к непредсказуемым последствиям для денежного предложения. Это происходит из-за того соотношения между депозитами и наличными деньгами, депозитами и банковскими резервами изменчивы и неподвластны тотальному контролю центрального банка.
Во-вторых - контроль над денежной массой во время инфляции. Этот контроль значительно усложняется, так как увеличение темпов инфляции сопровождается, как правило, быстрым и неравномерным увеличением скорости обращения денег, что снижает эффективность антиинфляционной политики, направленной на ее снижение.
3. Изменение скорости обращения денег. С точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, то есть на такое число раз, которое денежная единица тратиться на товары и услуги в течение года.
Хотя проблема является объектом дискуссии, некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения денег может весьма вероятно упасть.
Скорость обращения денег может вести себя таким образом из-за спроса на деньги со стороны активов. Мы знаем, что политика дешевых денег, например, вызывает увеличение предложения денег по отношению к спросу на них и, таким образом, — понижение процентной ставки. Но теперь, когда процентная ставка — вмененные издержки владения деньгами в качестве активов — понизилась, население будет держать большее количество денежных средств. Это значит, что доллары будут переходить из рук в руки — от домохозяйств к предприятиям и обратно — менее быстро. Используя специальную терминологию, скорость обращения денег понизилась. При обратном ходе событий ни политика дорогих денег вызовет, вероятно, увеличение скорости обращения денег.
4 Нарушения
в передаточном механизме. Очевидно, что
нарушения в любом звене передаточного
механизма могут привести к снижению или
даже отсутствию каких-либо результатов
денежной политики. Например, незначительные
изменения ставки процента на денежном
рынке или отсутствие реакции составляющих
совокупного спроса на динамику ставки
процента разрывают связь между колебаниями
денежной массы и объемом выпуска. Эти
нарушения в работе передаточного механизма
денежной политики особенно сильно проявляются
в странах с переходной экономикой,
когда, например,
инвестиционная активность экономических
агентов связана
не столько со ставкой процента на денежном
рынке, сколько с общей экономической
ситуацией и ожиданиями инвесторов. Например,
политика дорогих денег, направленная
на повышение процентных ставок, может
оказывать слабое воздействие на инвестиционные
расходы, если одновременно кривая спроса
на инвестиции, вследствие делового оптимизма,
технологического прогресса или ожидания
в будущем более высоких цен на капитал,
смещается вправо. В таких условиях для
эффективного сокращения совокупных расходов
кредитно-денежная политика должна поднять
процентные ставки чрезвычайно высоко.
И наоборот, серьезный спад может подорвать
доверие к предпринимательству, резко
сместить кривую спроса на инвестиции
влево и тем самым свести на
нет политику дешевых денег.
3.1 Особенности
кредитно-денежной политики в Республике
Беларусь
С 2000 года и по настоящий момент центральный банк Республики Беларусь проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2009 году, как и в предыдущие годы, направлена на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы. [6]
Экономическое развитие страны в 2008 г. протекало в сложных условиях. Наибольшие трудности в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли во второй половине года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках. Несмотря на неблагоприятные внешнеторговые условия, Республика Беларусь в 2008 г. сохранила высокую динамику экономического роста. Объем валового внутреннего продукта в 2008 г. составил 128,8 трлн. руб. и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2007 г. на 10%.Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 20,5%.Реальные денежные доходы населения в январе — ноябре 2008 г. по сравнению с тем же периодом предыдущего года увеличились на 12,3%.Инвестиции в основной капитал в 2008 г. в сравнении с уровнем предыдущего года возросли на 23,1%.
Свой вклад в социально-экономическое развитие республики внесла банковская система, денежно-кредитная и курсовая политика Национального банка. Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.
Курсовая политика была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости белорусского рубля .Обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2008 г. снизился на 2,3%. На конец 2008 г. он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало прогнозному диапазону. Стабильность национальной валюты к доллару США сохранялась на протяжении четырех последних лет (на 1 января 2005 г. — 2170, на конец 2008 г. — 2200 белорусских рублей за 1 доллар США). Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования. До августа 2008 г. в целях реагирования на повышение инфляции, снижение курса доллара США на мировом рынке, а также недопущения значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран — основных торговых партнеров Национальный банк осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к доллару США в рамках утвержденных параметров. Однако с августа 2008 г. на мировых рынках стал значительно укрепляться курс доллара США к евро и российскому рублю, что могло привести к чрезмерному росту курса белорусского рубля к валютам стран — основных торговых партнеров. Это было нежелательно прежде всего из-за снижения спроса на экспортируемую продукцию и ухудшения условий для внешних заимствований. Исходя из этого, а также для сохранения доверия к проводимой курсовой политике Национальный банк обеспечил постепенное снижение курса белорусского рубля с выходом курса на верхнюю границу установленного коридора — 2200 белорусских рублей за 1 доллар США.
Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь