Денежно-кредитная политика Центрального банка России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть основные функции и операции ЦБ РФ, роль банка в в денежно-кредитном регулировании экономики;
Изучить понятие и цели кредитной политики;
Провести анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Центральный банк Российской Федерации и денежно-кредитная политика 4
1.1 Основные функции ЦБ РФ и его роль в денежно-кредитном регулировании экономики 4
1.2 Понятие и цели денежно-кредитной политики 10
1.3 Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики 18
Глава 2. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ 34
2.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики на 2012-2013 гг. 34
2.2 Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ 2008-2013 гг. 37
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Денежно-кредитная политика центрального банка рф на современном этапе (1).doc

— 658.50 Кб (Скачать)

Поскольку воздействие стабилизационной политики происходит в краткосрочном периоде, то графически влияние стимулирующей монетарной политики на экономику можно изобразить следующим образом (рис. 1):

Рис. 1 Механизм денежной трансмиссии  при стимулирующей монетарной политике

Источник: []

 

Эта политика, используемая в период спада, носит название политики «дешевых денег».

Соответственно политика, проводимая центральным банком в период бума («перегрева») и нацеленная на снижение деловой активности, называется «политикой дорогих денег» и может быть представлена следующей цепочкой событий:

Центральный банк продает государственные  ценные бумаги → кредитные возможности  коммерческих банков уменьшаются →  предложение денег мультипликативно сокращается → ставка процента (цена кредита) растет → спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает → инвестиционные расходы сокращаются → совокупный спрос уменьшается → объем производства падает. 
И в том, и в другом случае экономика стабилизируется.

К преимуществам монетарной политики можно отнести:

  • Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг представляет собой период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению. Решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг центральным банком принимается быстро, а поскольку эти бумаги в развитых странах высоколиквидны, высоконадежны и безрисковы, то проблем с их продажей населению и банкам не возникает.
  • Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций и других чувствительных к изменению ставки процента автономных расходов и к мультипликативному росту выпуска.
  • Эффект мультипликатора. Монетарная политика, как и фискальная политика, имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику, причем действуют два мультипликатора. Банковский мультипликатор обеспечивает процесс депозитного расширения, т.е. мультипликативное увеличение денежной массы, а рост автономных расходов в результате снижения ставки процента в условиях роста предложения денег мультипликативно (с эффектом мультипликатора автономных расходов) увеличивает величину совокупного выпуска.

Недостатки монетарной политики следующие:

  • Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде. Поэтому представители кейнсианского направления утверждают, что монетарная политика может использоваться лишь при перегреве (инфляционном разрыве) экономики, т.е. рассматривают возможность проведения только сдерживающей монетарной политики, а при рецессии, по их мнению, должна использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика.
  • Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (который выражается в изменении величины выпуска). Покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро, т.е. быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков. Однако механизм денежной трансмиссии долгий и состоит из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой.

Политика «дешевых денег», проводимая центральным банком, может обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные возможности банков, однако такая возможность может не превратиться в действительность. Нет никакой гарантии, что при увеличении резервов произойдет соответствующее увеличение объема кредитов, выдаваемых коммерческими банками. Кроме того, население может решить не брать кредиты. В результате денежная масса не увеличится.

Реакция денежного рынка на рост предложения зависит от вида кривой спроса на деньги. Серьезное падение ставки процента произойдет только в случае, если кривая спроса на деньги крутая, т.е. если чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента невелика. Если спрос на деньги очень чувствителен к изменению ставки процента (кривая спроса на деньги пологая), то увеличение предложения денег не приведет к значительному снижению ставки процента (рис. 2.(а)).

Существенное снижение ставки процента в результате роста предложения  денег может не привести к серьезному увеличению инвестиционных расходов, если их чувствительность к изменению ставки процента низка (кривая инвестиций крутая) (рис. 2.(б)).

 

Рис. 2 Возможные сбои в действии механизма денежной трансмиссии

 

Если чувствительность инвестиционного  спроса к динамике ставки процента высока, и инвестиционные расходы  увеличились в результате падения  ставки процента, то рост совокупных расходов может не привести к увеличению реального выпуска, если экономика находится в состоянии полной занятости (на уровне потенциального объема производства), что соответствует вертикальной кривой совокупного предложения (рис. 2.(в)).

Таким образом, нарушение в любом  звене передаточного механизма могут свести на нет или существенно ослабить воздействие монетарной политики на экономику.

Кроме того, монетарная политика центрального банка не может быть независимой, а предложение денег экзогенной величиной в открытой экономике  при режиме фиксированных валютных курсов, поскольку изменение предложения национальной валюты (валютные интервенции ЦБ), особенно в условиях абсолютной мобильности капитала, подчинено цели поддержания на неизменном уровне валютного курса национальной денежной единицы.

Проанализируем,  каким  является механизм реализации политики дорогих денег и политики дешевых денег.

К примеру, экономика столкнулась  с безработицей и со снижением  цен. Следовательно, необходимо увеличить  предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах:

  1. Центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков.
  2. Необходимо провести понижение учетной ставки.
  3. Изменить нормативы по резервным отчислениям.

В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы  являются основой увеличения  денежного  предложения коммерческими банками  путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта.

Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, необходимо понизить общие расходы путем ограничения  или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков.

Это осуществляется следующим образом:

  1. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков.
  2. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов.
  3. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка.

Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы  удовлетворить предписываемой законом  резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию.

Цель политики заключается в  ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и  слабые стороны использования методов  денежно-кредитного регулирования  при оказании воздействия на экономику  страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы:

  1. Быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой.

Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных  органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк  и другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.

2. Немаловажный аспект связан  с тем, что в развитых странах  данная политика изолирована  от политического давления, кроме  того, она по своей природе  мягче, чем фискальная политика  и действует тоньше и потому  представляется более приемлемой  в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы  коммерческих банков до точки, в которой  банки вынуждены ограничить объем  кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

 

 

Глава 2. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ

2.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики на 2012-2013 гг.

 

Банк России принимает решения в области денежно-кредитной политики на основе анализа внешних и внутренних макроэкономических условий и перспектив экономического развития, а также инфляционных шоков и рисков их распространения на инфляционные ожидания. При этом учитывается необходимость достижения целевых ориентиров по инфляции в среднесрочной перспективе.

В 2012 г. сохранились неблагоприятные  тенденции развития мировой экономической  конъюнктуры. Рецессия в еврозоне и  в целом слабое состояние спроса в экономиках, которые вносят наибольший вклад в мировое потребление, обусловили замедление роста ВВП стран с формирующимися рынками. Все это привело к снижению скорости роста глобального потребления, включая использование первичных ресурсов. Вместе с тем в IV квартале 2012 г. наблюдались признаки того, что спад деловой активности в мире не углубляется. Более устойчивой стала ситуация нафинансовых рынках. Этому способствовали стимулирующие меры монетарной политики в США и принятые в еврозоне решения о реагировании на кризисные явления и снижении рисков для финансовой системы валютного союза в долгосрочной перспективе.

Ситуация в реальном секторе российской экономики во второй половине 2012 г. характеризовалась некоторым замедлением темпов роста. Основным фактором экономического роста оставался внутренний спрос, однако в III–IV кварталах темпы роста потребительского и инвестиционного спроса были ниже, чем в соответствующий период 2011 года. Фактический выпуск товаров и услуг, по оценкам, близок к своему потенциальному уровню. Таким образом, состояние спроса в2012г. неоказывало повышательного давления на инфляцию.

В IV квартале 2012 г. наблюдалась стабилизация инфляции (в скользящем годовом выражении) после ее повышения в III квартале. В конце года темпы прироста потребительских цен превышали целевой диапазон 5–6% и были выше, чем в 2011 г., в связи с динамикой волатильных факторов (цен на плодоовощную продукцию). При этом базовая инфляция снизилась.

По оценкам, в 2013 г. низкий уровень деловой активности в мире будет по-прежнему держивать рост российской экономики. Кроме того, не исключены еще более пессимистичные сценарии во внешнем секторе. Риски обусловлены неурегулированными до конца проблемами веврозоне, ростом государственного долга США и изменениями бюджетной политики этой страны. Однако если финансовые рынки не подвергнутся вновь сильным стрессам, апозитивное влияние принимаемых в зарубежных экономиках стабилизационных мер будет в зависимости отобстоятельств подкреплено дополнительными стимулами, глобальная конъюнктура в целом не будет ухудшаться по сравнению с 2012 годом.

Высокая неопределенность внешних перспектив подразумевает возможность корректировок экономических прогнозов для России на 2013 г. и прогнозов платежного баланса, в том числе в отношении потоков частного капитала.

Совокупный спрос, как ожидается, и в 2013 г. не будет оказывать повышательного давления на инфляцию. Сдерживающее влияние на темпы роста внутреннего спроса могут оказать: слабая динамика инвестиций в основной капитал, замедление темпов увеличения спроса на кредитные ресурсы, снижение роста реальных доходов и потребительской уверенности населения.

Воздействие на инфляцию со стороны денежно-кредитных условий, вероятно, будет носить умеренно сдерживающий характер. Замедление темпов роста денежной массы в 2012 г. может сказаться на снижении темпов роста цен во второй половине 2013 года.

Текущая динамика кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам в целом свидетельствует о переходе к более умеренным темпам роста, хотя темпы роста кредитов населению остаются на достаточно высоком уровне.

В течение 2013 г., в отсутствие дополнительных ценовых шоков, возможно возвращение темпов роста цен к целевым показателям.

Риск превышения целевых диапазонов, связанный с динамикой продовольственных цен, в настоящее время оценивается как умеренный.

Исходя из приведенных выше оценок, в IVквартале 2012г. иянваре 2013г. Банк России не изменял ставки по основным инструментам, определяющим стоимость заимствований для банков. При этом в декабре 2012 г. были снижены на 0,25 процентного пункта ставки по рублевой части сделок «валютный своп» и повышены на 0,25 процентного пункта ставки по депозитным операциям Банка России на фиксированных условиях. Ширина процентного коридора сократилась до 200 базисных пунктов, его границы стали симметричными относительно минимальной ставки по аукционам краткосрочного предоставления ликвидности. Сужение процентного коридора Банка России направлено на ограничение волатильности ставок денежного рынка.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка России на современном этапе