Денежное обращение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение сущности денег, их экономического значения, места в национальной денежной системе государства. Цель исследования определяет постановку следующих основных задач:
- рассмотрение экономической сущности денег и их функций, роли денег в формировании экономической политики;
-определение понятия денежной системы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
4
1.1. Деньги и их функции. Основные денежные агрегаты
4
1.2. Кредитный характер современного денежного обращения
8
2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА
9
2.1. Определение денежной системы и ее элементы
9
2.2. Принципы организации современной денежной системы.
11
2.3. Национальная денежная система Республики Беларусь
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 4 файла

Основная часть.docx

— 40.37 Кб (Скачать)

 

 

2.2. Принципы организации современной денежной системы

 

Любая денежная система основывается на нескольких основных принципах. Под  принципами организации денежной системы  понимаются основные правила, в соответствии с которыми осуществляется функционирование и регулирование денежной системы. Важно рассмотреть основополагающие принципы современной денежной системы, базирующейся на рыночных отношениях.

Одним из основных принципов  является наличие централизованного  регулирования. Регулирование со стороны  государства характерно как для  рыночной, так и для административно-командной  системы. Но при рыночной экономике  помимо административных рычагов система  подвергается воздействиям экономических  реалий, что заставляет все финансовые механизмы оптимизировать вою работу.

Для денежных систем характерно прогнозирование и планирование денежного оборота. Она должна быть гибкой и соответствовать потребностям экономике: при росте объемов товаров и услуг денежная масса должна увеличиваться и наоборот.

Денежная эмиссия в  современных условиях носит кредитный  характер, то есть наличные и безналичные  деньги появляются в обороте только в результате проведения банками  кредитных операций. Кредитный характер денежной эмиссии обеспечивается следующими механизмами: центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, коммерческие банки, в свою очередь, под определенный процент, обеспечивающий прибыль, предоставляют  кредиты предприятиям. Выдача кредитов происходит на условиях платности, срочности  и возвратности предоставляемых  ссуд. Гарантом возврата предоставленного кредита служат активы коммерческих организаций и предприятий. Денежная эмиссия подкреплена золотом, валютой, ценными бумагами и товарами. Таким  образом, эмитированные денежные знаки обеспечены материальными активами.

Национальный банк подотчетен парламенту страны и не подчиняется правительству. Борьба с инфляцией является одной из основных задач национального банка. Правительство, в силу возложенных на него задач, для финансирования различных программ может обращаться к национальному банку за дополнительными денежными средствами, которые не будут иметь материального подкрепления. Поэтому для сохранения стабильности денежной системы роль арбитра в возможных противоречиях национального банка и правительства выполняет парламент государства [3].

Денежные средства предоставляются  правительству только на условиях кредитования. Этот принцип предотвращает попытки  правительства финансировать дефицит  местных бюджетов за счет увеличения денежной массы. Национальный банк должен кредитовать правительство под обеспечение денежных знаков государственными товарно-материальными ценностями, недвижимостью, государственными ценными бумагами и т.д.

Государство обеспечивает постоянный контроль над денежным оборотом и  его элементами: пропорциями между  объемами наличного и безналичного оборота.

На территории государства  допускается функционирование только национальной валюты. Население может  свободно обменивать национальную валюту на валюту других стран, но использовать валюту, полученную при обмене, разрешается  только для платежей за рубежом.

Государством осуществляется регламентация обеспеченности денежных знаков, в частности устанавливается, какие виды товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной  валюты, ценных бумаг и т.п. могут  служить обеспечением денежной эмиссии.

Государством устанавливается  структура денежной массы в обороте. С одной стороны, это достигается  через установление пропорций между  наличным и безналичным оборотом, с другой – через определение  пропорций между денежными знаками  разной купюрности во всем объеме денежной массы.

Важным принципом является обязательность исполнения кассовой дисциплины. Порядок кассовой дисциплины отражает набор общих правил, форм первичных  кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться  предприятия, организации и учреждения всех форм собственности при организации  налично-денежного оборота, проходящего  через их кассы. Контроль над соблюдением  кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы  все большее место в ней  занимают различные формы безналичных  расчетов, что делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные  и материальные затраты.

Государством определяется и порядок установления курса  национальной валюты по отношению к  иностранным валютам [12]

 

2.3. Национальная  денежная система Республики  Беларусь

 

Республика Беларусь –  молодое суверенное государство, образовавшееся на базе Белорусской ССР, входившей  ранее а состав СССР. В период пребывания Белоруссии в составе  СССР на ее территории обращались наличные денежные знаки: билеты Государственного банка СССР, казначейские билеты и  разменная металлическая монета. Управление единой денежной системой осуществлялось централизованно. В  обращение денежные знаки могли  выпускаться только с разрешения центральных союзных органов.

После распада СССР и образования  самостоятельных государств, юридического разделения его денежной системы  не последовало, что еще больше осложнило последствия нарушений сложившихся экономических связей. В этих условиях одни республики стали создавать национальные денежные системы, а другие, в числе которых Республика Беларусь, последовательно выступали за сохранение и укрепление единой валюты – рубля.

В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем – и Центрального банка России. Без изменений проводились  и безналичные расчеты. Однако такое  продолжаться долго не могло, поскольку  стали нарушаться традиционные связи  по взаимным поставкам. Возникли неурегулированные  расчеты, и в безналичном обороте  произошел раскол единой валюты на так называемые белорусские, российские, украинские и т. п. рубли. Под влиянием спроса и предложения на отдельную  валюту стал различным и курс этих рублей.

В Республике Беларусь весьма заметным мероприятием стал выпуск в  обращение с июня 1992 г. Расчетных  билетов Национального банка  Республики Беларусь. Сначала эти  расчетные билеты были задуманы как  многоразовые купоны для защиты потребительского рынка. Действительно, после выпуска  в обращение расчетных билетов  ряд товаров можно было приобрести только с оплатой этими расчетными билетами. Хотя расчетные билеты Национального  банка Республики Беларусь не были объявлены денежными знаками  и выпущены первоначально в дополнение к основной (в то время) единице – рублю, последующие события возвели их в ранг наличных белорусских рублей.

Первым толчком к раздвоению наличного рубля на «белорусский » и «российский» послужило решение  Национального банка Республики Беларусь о выплате более высокого процента по вкладам в расчетных  билетах, а также об установлении повышенного курса при обмене наличных «российских» рублей на расчетные  билеты. Ситуация, однако, менялась быстро. Рыночные отношения стали устанавливать  свои приоритеты. Спрос на безналичные российские рубли привели к росту курса российского безналичного рубля по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для платежей в России и других республиках наличные рубли, спрос на которые поднялся. Российские наличные рубли к середине 1993г. перестали давить на внутренний потребительский рынок и их использование не ограничивалось. Они наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги.

Решение Центрального банка  России об изъятии из обращения в  конце июля 1993 г. денежных знаков образца 1961, 1991-1992 гг. и замене их денежными  знаками образца 1993 г. существенно  повлияло на судьбу денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь. Во-первых, денежных знаков образца 1993 г. было небольшое  количество, а их дальнейшее получение  от Центрального банка России на действовавших  прежде условиях стало невозможным. Во-вторых, денежные знаки выпуска  до 1993 г. были выкуплены у населения  и предприятий Беларуси и переданы Центральному банку России, который  в последующем возместил их номинальную  стоимость Национальному банку  Республики Беларусь.  
В-третьих, отток российских наличных рублей для обслуживания внутреннего оборота без затруднений был компенсирован выпуском расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. В-четвертых, денежные знаки Банка России образца 1993 г. могли обращаться на территории Беларуси, имея законную платежную и покупательную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам.

Таким образом, со второй половины 1993 г. налично-денежном обороте Республики Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национально банка  Республики Беларусь. С одной стороны, это упростило работу с наличными  деньгами, а с другой – еще  больше обострило проблему создания денежной системы, соответствовавшей социально – экономическим отношениям в республике.

Двойственность валют  в налично-денежном обороте продолжала оставаться вплоть до октября 1994 г., так  как принимались попытки объединения  денежных систем Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации. Было выработано и в сентябре 1993 года подписано соответственное  соглашение, предусматривавшее использование  общей денежной единицы – рубля  Российской Федерации в налично-денежных и безналичных расчетах на территории обоих государств и в межгосударственных расчетах. Соглашением предусматривались  изъятия из обращения расчетных  билетов Национального банка  Республики Беларусь и замена их банкнотами Банка России образца 1993 г. На практике мероприятия этого соглашения реализованы  не были, но на какое-то время замедлили  процессы становления национальной денежной системы Республики Беларусь.

В мае 1994 г. Национального  банка Республики Беларусь постановил, что до фактического объединения  денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации единственным платежным средством Республики Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте  – расчетный билет. Расчеты на территории Беларуси должны осуществлять в белорусских рублях. Следует  отметить еще одно мероприятие –  проведенную в августе 1994 г. по постановлению  Кабинета Министров и Национального  банка Республики Беларусь деноминацию  белорусского рубля, в результате которой  все активы и пассивы юридических  лиц, наличность и цены уменьшены  в 10 раз., упростился денежный учет и работа с наличными деньгами.

Поскольку объединение денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации не произошло, то Верховный  Совет Республики Беларусь постановлением от 19. 10. 1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь» объявил единым законным платежным средством Республики Беларусь белорусский рубль, а в наличном обращении – расчетный билет Национального банка Республики Беларусь. Этим постановлением высший законодательный орган власти Республики Беларусь определил национальную денежную единицу Беларуси [8].

Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных  денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.

Национальному банку Республики Беларусь законом предоставлено  монопольное право эмиссии банкнот  и монеты на территории Республики Беларусь в качестве официального платежного средства. Эмитируемая Национальным банком Республики Беларусь национальная денежная единица является единственным законным платежным средством в  любых формах на территории Республики Беларусь, за исключением внешнеэкономических, если иное не предусмотрено законом.

Достоинство (номинал), меры веса, изображение и другие характеристики национальной денежной единицы также  определяется Национальным банком Республики Беларусь. На Национальный банк возложено обеспечение изготовления, хранения, обновления банкнот и монет.

В целях обеспечения единства в организации оборота наличных денег Национальный банк Республики Беларусь разрабатывает и утверждает:

  • порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве;
  • правила перевозки, хранения и инкассации наличных денег, методы и способы их инкассации;
  • правила совершения эмиссионно-кассовых операций;
  • правила признаков платежности денежных законов [3].

Таким образом, становление  денежно-кредитной системы Республики Беларусь началось в 90-е годы с распадом СССР. Однако ликвидация Советского союза не сразу привела к разделению единой денежной системы. Только со второй половины 1993 года в налично-денежном обороте страны начали использоваться только расчетные билеты Национального банка республики. В настоящее время денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования. Для стабильного функционирования денежно-кредитной и валютной политики страны необходимо разрабатывать различные механизмы стабилизации денежной единицы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Деньги представляют собой  важный элемент рыночной системы  хозяйства, а стабильность денежной системы государства – обязательное условие нормального функционирования всей национальной экономики. На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

  • Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Всеобщий эквивалент означает способность товара обмениваться на любой другой товар.
  • Выделяют следующие основные функции денег: средство обращения; мера стоимости; средство платежа; средство накопления; мировые деньги.
  • Одним из важнейших принципов организации денежной системы любого государства является кредитный характер денежной эмиссии.
  • Денежная система представляет собой устройство денежного обращения в государстве, которое сложилось исторически и закреплено национальным законодательством.
  • В зависимости от вида денег различают денежные системы следующих типов: системы металлического обращения и системы обращения денежных знаков. Системы металлического денежного обращения, в свою очередь, делятся на биметаллические и монометаллические системы. 
  • Национальная денежная система любого государства состоит из ряда следующих элементов: наименование денежной единицы и ее частей; виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу; эмиссионный механизм; порядок обеспечения денежных знаков; структура денежного оборота, регламентация безналичного денежного оборота и наличного денежного обращения; порядок установления валютного курса; государственный орган, осуществляющий регулирование денежного обращения. 
  • Любая денежная система основывается на следующих основных принципах: наличие централизованного регулирования; прогнозирование и планирование денежного оборота, кредитный характер денежной эмиссии, предоставление Национальным банком денежных средств правительству только на условиях кредитования, постоянный контроль государства над денежным оборотом и его элементами, функционирование только национальной валюты, обязательность исполнения кассовой дисциплины и др.
  • Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь», которым предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования. Национальному банку Республики Беларусь законом предоставлено монопольное право эмиссии банкнот и монеты на территории Республики Беларусь в качестве официального платежного средства. Эмитируемая Национальным банком Республики Беларусь национальная денежная единица является единственным законным платежным средством в любых формах на территории Республики Беларусь, за исключением внешнеэкономических, если иное не предусмотрено законом.

Содержание.docx

— 13.98 Кб (Открыть, Скачать)

Список используемых источников.docx

— 17.63 Кб (Открыть, Скачать)

Титульный лист.docx

— 11.37 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Денежное обращение