Денежно - кредитная политика России в 90х годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народно¬го хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Работа содержит 1 файл

Анализ денежно - кредитной политики 90х.docx

— 42.61 Кб (Скачать)

 

Таким образом финансовая политика последнего десятилетия XX в. либо не имеет четкой целевой ориентации в отношении развития экономики, либо камуфлирует эти цели. Цели построения рыночной экономики, приватизации государственного имущества, реструктуризации экономики не связаны с глобальными целями развития самой экономики. Они не согласованы между собой и не ориентированы на достижение определенного результата – рост ВВП, рост доходов населения и т.д.

Финансовая  политика России включает следующие  звенья финансовых отношений: государственный  бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, страхование, финансы предприятий  различных форм собственности.

Существенным  элементом финансовой политики является страхование, которое представляет собой отношения, возникающие между  государством и субъектами для предотвращения ущерба от несчастных случаев, стихийных  бедствий и т.д. Основную часть доходов  госбюджета (до 90%) составляют налоги. Налогами называют обязательные платежи, которые  население и предприятие ежегодно вносят государству.

Проведенный анализ формирования финансовой политики РФ в 90-х годах XX столетия позволил выявить ряд проблем финансовой несостоятельности: некомплексность целей и индикаторов финансовой политики; нарастание внутреннего долга и его неблагоприятная структура, преобладание «коротких» денег; неподготовленность в 1996–1997 г. условий для широкого допуска нерезидентов на рынок ценных бумаг; ухудшение в 1997–1998 г. платежного баланса и его основы – торгового баланса из-за снижения цен на нефть и газ; недостаточность золотовалютных резервов для предотвращения системного кризиса; кризис ликвидности коммерческих банков, недоверие вкладчиков в способность коммерческих банков сохранить их средства; деноминация рубля, подготовка и реализация которой породили инфляционные ожидания.

Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должно стать укрепление рубля, повышение  доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Требуется  разработка национальной программы  расширения экспорта продукции с  соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки  экспорта. Обеспечить высокое качество разработки бюджета, расширить количество товаров, производство и реализация которых даст наибольшие доходы. 

Бюджетно-налоговая  политика 90-х гг.

Во  второй половине 80-х годов прошлого века происходит нарастание кризисных  явлений во всех сферах экономики  СССР. Существовавшая в планово – директивной системе нормативная система распределения и перераспределения доходов оказалась не адекватной изменениям, происходившим в экономике страны. После распада СССР решение этой задачи стало еще более актуальным. 

В рыночной экономике проблемы налогообложения  и влияния налогов на динамику социально-экономического развития относятся  к числу наиболее актуальных. Причем спектр вопросов, которые затрагивает  налогообложение,  лежит не только в сфере экономических, но и социальных, политических и других интересов. Государство  вмешивается в процесс воспроизводства  валового внутреннего продукта,  изымая на покрытие общегосударственных  потребностей часть доходов, образующихся на отдельных воспроизводственных  стадиях. Основным инструментом аккумуляции  государственных финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней являются налоги. Таким образом, в начале 1990-х  годов в России возникла необходимость  создания новых финансовых механизмов, с помощью которых будет проводиться  государственная финансовая политика,  что в свою очередь потребовало  организации единой налоговой системы.

Основы  существующей в России налоговой  системы были заложены в 1991 г. принятием  закона «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации»  и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые  вступили в силу с 1 января 1992 г. Была создана налоговая система,  нацеленная,  прежде всего,  на выполнение своей  основной, фискальной функции. По мере развития в России рыночных отношений  несовершенство действующей в те годы налоговой системы становилось  заметнее. Их старались ликвидировать  путем постоянно вносимых, нередко  «задним числом», изменений  (поправок)  в налоговые законы.  Такие действия в состоянии оказать положительный эффект лишь в случае,  когда происходит корректировка уже существующих основополагающих положений, лежащих в основе построения налоговой системы. Решение отдель-2. Анализ формирования финансовой политики Российской Федерации в 90-х годах XX в.

Налоговая  система  в  Российской Федерации практически  была создана в 1991 г., когда в декабре  этого года был  принят  пакет  законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой  системы  в  Российской  Федерации»,  «О налоге на прибыль предприятий  и организаций», «О налоге на добавленную  стоимость» и другие (введён с 01.01.92 г.). Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

Кроме того, в 1992 г. было создано  Главное управление налоговых расследований  при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное  через год в самостоятельный  правоохранительный орган в сфере  налогообложения - Федеральную службу налоговой полиции России.

Налоговая система Российской Федерации в 1992 - 1994 гг. по сравнению  с советской налоговой системой претерпела существенные изменения, т.к. смена командно-административной системы  управления на рыночную потребовала  пересмотра всей существующей налоговой  политики. Но налоговая реформа не была доведена до конца, и в существующей налоговой системе сохранились  ряд пережитков советской эпохи.

Главным изменением налоговой  системы стало то, что основными  налогами, обеспечивающими основную часть доходов бюджета, стали  налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства  стран мира. Эти налоги в 1998 г. обеспечили 86,7% от всех налоговых поступлений. Наиболее важным достижением реформы стала замена налога с оборота на налог на добавленную стоимость и акцизы.

  Однако, изменив состав  и структуру налоговых доходов,  налоговая реформа начала 1990-х  гг. не смогла коренным образом  изменить порядок взимания, а  также принципы начисления многих  налогов, во многих случаях  сохранив практику советских  времен. В основе этой практики  осталась ориентация налоговой  системы страны на ее пополнение  за счет государственных или  приватизированных предприятий  (в отличие от развитых стран,  где основу налоговых поступлений  составляет подоходный налог  и доходы по социальному страхованию). Т.о., для России характерен перекос  в сторону корпоративных доходов  (прежде всего налога на прибыль)  в ущерб налогам на доходы  физических лиц и конечное  потребление. Этот перекос связан  прежде всего с тем, что достигнутый  в России уровень налогообложения  прибыли и доходов от капитала  является экономически завышенным  и не стимулирует экономическое  развитие предприятий.

В условиях быстрого роста  частного сектора сохранение прежней  налоговой практики взимания налогов  неизбежно повлекло за собой снижение сбора по налогам «рыночного»  типа и уменьшение их доли в бюджетных  доходах. Половинчатость реформ породила кризис бюджетных поступлений, который  особенно остро проявился в 1993 г., когда в бюджетную систему  России было собрано всего 24,7% ВВП.

Второй серьезный шаг  в реформировании налоговой системы  страны был сделан в 1995 г., когда были ликвидированы либо включены в федеральный  бюджет все внебюджетные фонды (включая  Федеральный дорожный фонд), за исключением  четырех внебюджетных фондов системы  социального страхования.

 События произошедшие 17 августа 1998 г. года резко усилили  роль налогов в экономическом  положении страны так как любое  государство в послекризисной  обстановке пытается поправить  свое экономическое положение  при помощи корректировки налоговой  системы.

  Важной особенностью 1999 г. стало практически повсеместное  введение в регионах страны  налога с продаж, налоговая ставка  которого варьируется по регионам  в пределах 2 - 5%. Но вводя налог  с продаж, регионы в соответствии  с законодательством должны отменить  практически все другие местные  налоги.

Завершающим этапом формирования налоговой системы в Российской Федерации 31 июля 1998 г. стало принятие первой части Налогового кодекса  Российской Федерации N 146 – ФЗ [17, с. 48].

Принятие Налогового кодекса  позволило систематизировать действующие  нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, привело  в упорядоченную, единую, логически  цельную и согласованную систему, устранило такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной  базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных  документов и отсутствие достаточных  правовых гарантий для участников налоговых  отношений.

 Основную часть налоговой нагрузки на экономику представляет собой показатель налоговых доходов КБ РФ2в процентах к ВВП (см. рис. 1.1 и Приложение 1, табл. 1). В 2004 г. эта доля составила 29,4%. Динамика налоговых доходов,  которые,  как показывают данные табл. 1.1, составляют на рассматриваемом периоде более 80% доходов (в 2003 и2004 гг. более 90%) согласуется с динамикой доходов в целом. 

 

Структура доходов  консолидированного бюджета РФ, в % к итогу

Показатель 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Доходы КБ РФ

100

100

100

100

100

100

Налоговые доходы КБ

83,4

84,7

83,5

82,2

83,0

81,4

Неналоговые доходы КБ

12,2

10,2

9,0

9,7

7,0

6,5

Безвозмездные перечисления

0,6

0,6

1,3

1,5

1,2

0,1

Доходы целевых бюджетных

фондов

4,2

5,0

6,3

6,6

8,8

12,1


 

Источник: Федеральная служба государственной  статистики (Росстат).

 

Данные об основных статьях  доходов КБ РФ за 1995-2000  гг. (см. Приложение 1, табл. 1) показывают, что для большинства  абсолютных показателей доходной части  КБ РФ в 1995-2000 гг. характерен рост (кроме 1998 г.). При этом доля этих доходов  в ВВП в течение рассматриваемого периода оставалась заметной и достаточно стабильной (около 30%). Это объясняется  главным образом тем, что возложенные  на государство обязательства требовали  достаточного финансового обеспечения. Пока в экономике не были созданы  соответствующие рыночные механизмы, происходило создание внебюджетных фондов для финансирования отдельных  расходов, постоянное введение дополнительных налогов и сборов  (подчас  «задним  числом»), что продолжалось вплоть до введения в действие НК РФ. 

Анализ данных об основных статьях доходов КБ РФ показывает,  что максимальный прирост налоговых  доходов в процентном отношении  к ВВП приходился на 1995 г.,  составив  6,5 проц. п. В последующие годы (до 1999 г.) этот прирост имел как положительные,  так и отрицательные значения. Особое значение анализе рассматриваемой  статьи КБ РФ имеет эволюция ряда вне-бюджетных  фондов. Их роль на протяжении 1995-2000 гг. менялась. Практика функционирования внебюджетных фондов в период 1992-1995 гг. выявила ряд негативных моментов, в частности межведомственное распыление денежных средств и невозможность  контроля за их целевым использованием. Для преодоления указанных недостатков  большая часть средств таких  фондов стала учитываться в18 бюджетах разных уровней  (исключение составляли внебюджетные социальные фонды) и приобрела  название целевых бюджетных фондов. К ним, например, относились: Федеральный  и территориальные дорожные фонды, Федеральный фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы,  Государственный  фонд борьбы с преступностью и  др.  Доля целевых бюджетных фондов увеличивалась,  достигнув к 2000 г. 3,5% ВВП. Впоследствии большая часть их прекратила свою работу,  а их средства были сконцентрированы в федеральном бюджете  (ФБ)  РФ.  Это повлияло на изменение структуры доходов КБРФ,  так как происходило и уменьшение доли статьи целевые бюджетные фонды, и увеличение налоговых доходов за счет консолидации в бюджете внебюджетных фондов

Структура налоговых  доходов КБ РФ, в % к итогу

 

Показатель

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Налоговые доходы (включая ЕСН)

100

100

100

100

100

100

Налог на прибыль(доход) предприятий и  организаций (ННП)

32,28

20,43

17,66

17,59

21,94

23,35

Подоходный  налог с физических лиц (НДФЛ)

10,05

11,96

12,66

12,66

11,64

10,24

Налог на добавленную стоимость

26.27

30,40

30,77

30,16

28,61

26,78

Акцизы

6,59

11,28

11,46

12,79

10,83

9,74

Налог с продаж

       

1,92

2,03

Налоги  на совокупный доход

     

0,23

0,69

0,86

Налог на имущество(ННИ)

4,64

7,80

8,05

8,45

5,28

3,79

Прочие  налоги

9,96

8,83

8,57

8,01

6,04

5,23

Информация о работе Денежно - кредитная политика России в 90х годах