Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:57, контрольная работа
Описание работы
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народно¬го хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Одним
из необходимых условий устойчивого
равновесного развития народного
хозяйства в рамках смешанной экономики
является формирование четкого механизма
денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная
(монетарная) политика государства - очень
демократичный инструмент воздействия
на смешанную экономику, не нарушающий
суверенитета большинства субъектов системы
бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика
должна обеспечивать стабильность цен,
полную занятость и экономический рост
- таковы ее высшие и конечные цели.
Существенной
особенностью денежного регулирования
Центрального банка России в 90-х
была ориентация на принципы монетарной
политики, в основе которой лежит
метод монетарного таргетирования.
Денежно-кредитная политика строилась
на основе простых расчетов регрессионной
зависимости между объемом денежной
массы и темпами инфляции. Система
таргетирования денежной массы как
форма денежной политики центральных
банков развитых стран оформилась лишь
в 70-х гг. и использовалась в сложившихся
рыночных экономиках, где доходность
реального сектора не ниже, чем
доходность финансового.
Доходность
финансового сектора ограничивалась
с помощью жесткого государственного
регулирования процентов по ссудам
и депозитам, контроля над валютными
операциями, ограничения или запрещения
кредитных операций на фондовом рынке.
Рефинансирование осуществлялось главным
образом через учет и переучет
векселей. Сложившиеся экономические
пропорции позволяли выявить
существование зависимости между
темпами роста денежной массы, реального
и номинального ВНП, определить функцию
спроса на деньги и в этих условиях
формировать денежную политику на основе
"простого правила роста денежной
массы". Однако, как показала практика,
она не была достаточно эффективной,
и от нее отказались уже в начале
80-х гг. Центральные банки оказались
не в состоянии даже при достаточно
развитом инструментарии удержать рост
денежной массы в пределах заданных параметров.
В анализируемый
период денежно - кредитная политика
формировалась под влиянием следующих
факторов:
1) начатая
в 1990 г. радикализация экономических
реформ в сторону создания многоукладной
рыночной экономики, опирающейся на свободное
предпринимательство;
2) обострение
политической борьбы по вопросу
выбора пути трансформации советского
общества; 3) непредвиденный многими
реформаторами распад СССР и
в силу этого неподготовленность
вычленения финансовой системы
России из общей финансовой
системы СССР; 4) обострение финансового
и в целом экономического кризиса
в 1991 г. из-за недостаточной эффективности
эволюционных мер реформирования ценообразования,
внешнеэкономических связей, хозрасчета
предприятий. Во всяком случае, реформаторы
и общественность ожидали от этих реформ
больше, чем они смогли дать. Считалось,
что базовой основав финансовой и в целом
экономической политики являются либерализация
цен и внешнеэкономических связей, обеспечение
конвертируемости валюты и приватизация
собственности. Именно в эту систему встраивались
цели и механизмы реализации финансовой
политики. Освобождение цен привело к
их многократному росту: в 1992 г. потребительские
цены выросли в 26,1 раза, тогда как авторы
идеи либерализации цен ожидали их роста
в 3–4 раза. При таком росте цен ни о какой
устойчивости рубля, доходов бюджета и
доходов населения не могло быть речи.
Поэтому главной целью финансовой политики
становится снижение темпов роста цен
и инфляции. Рост цен, несомненно, связан
с бюджетным дефицитом, поскольку чрезмерный
спрос на деньги ведет к росту цен. Таким
образом, ставилась задача снизить бюджетный
дефицит до 3%, а затем в 1999 г. полностью
обеспечить первичный профицит бюджета
(доходы бюджета на 1,5–2% должны быть выше
расходов). Ликвидация бюджетного дефицита
потребовала формирования нового подхода
к бюджетным расходам, разгрузки бюджета
финансирования народного хозяйства.
В федеральном бюджете 1998 г. расходы на
народное хозяйство составили 12,07%, примерно
столько же – в региональных бюджетах.
Общая сумма бюджетных расходов на экономику
сократилась по сравнению с 80-ми годами
в 3–4 раза. Федерализация экономических
отношений, разделение прав и ответственности
федерального, регионального и местного
(муниципального) уровней управления привели
и к разделению бюджетной системы на три
автономных уровня. В результате доля
доходов федерального бюджета в общем
объеме доходов федерального бюджета
и бюджетов субъектов Федерации снизилась
с 70% в 1992 г. до 49% в 1996 г., а доля регионов
возросла соответственно с 30 до 51%. Возникла
новая сфера финансовой политики – межбюджетные
отношения, которые требовали нормативного
упорядочения. Появились новые инструменты
этих отношений – трансферты, субсидии.
Наряду с реформированием расходной части
бюджета была проведена реформа доходной
части бюджета. Вместо преимущественно
двухканальной системы платежей в бюджет
была введена многоканальная система
налогов.
Изменился
механизм финансирования бюджетного дефицита.
Вместо прямого заимствования средств
у Центрального банка РФ возникла
система государственных краткосрочных
обязательств, эти долги государство
стало продавать субъектам рынка,
нерезидентам и населению. В связи
с этим в классификации бюджетных
расходов появилась специальная
статья – обслуживание внутреннего
долга. Децентрализация коснулась
и системы управления финансами.
Часть финансовых функций наряду
с Минфином РФ стали выполнять
вновь созданные финансовые учреждения:
Государственная налоговая служба
(с 1998 г. – Министерство по налогам и сборам),
Федеральная служба налоговой полиции.
Счетная палата, Государственный таможенный
комитет. Федеральная служба по валютному
контролю, правления ряда внебюджетных
фондов (Пенсионный и т.д.). В связи с вертикальной
и горизонтальной децентрализацией финансовых
ресурсов доля децентрализованных финансовых
ресурсов существенно сократилась, а доля
средств у субъектов рынка возросла.
Прежде
всего «лишние» деньги появились
у коммерческих банков, которые и
стали основными покупателями ГКО,
– их привлекали высокие дивиденды.
По существу, выкупая у государства
ГКО и получая при этом 60–70%
годовых, при снижении инфляции капиталы
многих коммерческих банков в течение
года удваивались.
Характеристика
денежно – кредитной политики
будет неполной, если не упомянуть
о существенных изменениях валютной
политики. Главное из них – децентрализация
использования валютной выручки
и снижение роли доходов от внешней
торговли в формировании бюджета. Более
половины валютной выручки остается
у субъектов рынка. На формирование
курса рубля оказывает влияние
не весь объем валюты, полученной страной,
а только ее часть. Отсюда курс валюты
на ММВБ не отражает реального соотношения
между спросом и предложением.
Между тем он имеет исключительную
роль в формировании как доходной,
так и расходной части бюджета.
Доля доходов от внешнеэкономической
деятельности в общем объеме доходов
консолидированного бюджета резко
сократилась, составив 15,9% в 1990 г., 2,5% –
в 1991 г., 8,8% – в 1992 г., 10,4% – в 1994 г., 2,2% – в 1997 г.,
4,0% – в 1998 г. (по проекту бюджета).
В ходе
осуществления новой финансовой
политики выявились следующие проблемы,
свидетельствующие о том, что
процесс создания новой финансовой
системы еще не закончился, а в
некоторых своих частях она оказалась
неэффективной.
1. Исполнение
бюджетов является одним из
важнейших показателей, характеризующих
отлаженность финансовой системы,
ее способность реализовать цели
экономической политики. Федеральный
бюджет в 1997 г. исполнен по доходам
на 74,3% утвержденного на этот год бюджета,
в 1998 г. – 82,3%.
2. Собираемость
налогов, характеризующая кредитоспособность
страны и возможность расплачиваться
по долгам, составила в 1997 г. 74,1%.
3. Бюджет
не способен финансировать выплату
заработной платы бюджетным организациям.
Долги бюджета по заработной
плате составили 14,6 млрд. руб. (на
1 июля 1999 г.).
4. Внутренний
долг на 1 июля 1998 г. составил 628 млрд.
руб., а внешний долг -150 млрд. руб.
5. Доля
расходов бюджета на обслуживание
внутреннего долга выросла до
25–30%. Эти расходы стали самой
большой статьей федерального
бюджета, превысив более чем
в 2 раза расходы на народное
хозяйство.
6. Кризис
финансов предприятий проявился
в снижении средней рентабельности
основных отраслей экономики
с 24,4% в 1995 г. до 5,8% в 1997 г. и 1998 г., в увеличении
доли убыточных предприятий с 15,3% в 1992 г.
до 50,1% в 1997 г. Снизилась роль прибыли как
главного критерия эффективности и конкурентоспособности
производства.
7. Наблюдается
кризис платежно-расчетной системы.
В развитии этого кризиса специалисты
выделяют следующие периоды: первый
– шоковый (1992 г. – первое полугодие
1993 г.); второй – кризис ликвидности (1993–1995 г.);
третий – кризис самофинансирования (с
конца 1995 г. – по август-сентябрь 1998 г.),
который явился системным кризисом, охватившим
всю совокупность платежей, включая платежи
по ГКО, в том числе платежи нерезидентам,
платежи в рублях и валюте.
Просроченная
кредиторская задолженность на 1 января
1999 г. составила 1230,6 млрд. руб., или 42% ВВП.
Произведем
анализ конкретных направлений развития
денежно-кредитной политики, в результате
чего обозначим основные причины
отказа от обязательств по внутреннему
долгу в августе 1998 г.
Рассмотрим
применение долговых инструментов внутреннего
заимствования, переход к которым
был осуществлен в результате
отказа от денежной эмиссии, провоцировавшей
наряду с либерализацией цен, высокий
уровень инфляции в 1991–1995 гг. Динамика
роста цен показана на следующей таблице:
Таблица
2.1.1. Индекс потребительских цен
на товары, работы и услуги населению
в %
Год
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Инфляция
к декабрю предыдущего года
160,4
2508,8
839,9
215,1
131,3
21,8
11,0
84,4
36,5
20,2
В то
же время, произошло изменение сопоставимости
уровня цен с 7, 3% в 1992 г. до 42–43% в 1996 г.,
что на практике вылилось в действительное
подорожание уровня жизни населения.
Далее
рассмотрим долговую политику, проводимую
Правительством РФ на протяжении 1991–1998 гг.,
которая складывалась из внутреннего
и внешнего долга, выраженного в национальной
и иностранной валютах соответственно.
Здесь стоит отметить важнейшую особенность
– это постоянный рост объема государственного
долга на протяжении рассматриваемого
периода, что объяснялось стремлением
органов денежно-кредитного регулирования
снизить инфляцию, подогреваемой денежной
эмиссией. Внешний государственный долг
увеличился по сравнению с 1991 г. по состоянию
на 1.01.1998 г. в 1,3 раза, то есть с 95 млрд. долл.
до 123, 5 млрд. долл. и составил 146, 4% от ВВП
1998 г. Другими словами, российская экономика
испытывала на себе колоссальную долговую
нагрузку, справиться с которой было уже
невозможно. Подобная ситуация обстояла
и с внутренним государственным долгом,
основную структуру которого составляли
ГКО. Выпуск данных инструментов впервые
был осуществлен 1.01.1994 г. и составил 200 млн.
рублей при совокупном объеме всего внутреннего
долга 15, 64 млрд. рублей. Однако в дальнейшем
объем размещаемых ГКО стал многократно
увеличиваться с каждым годом и достиг
в 1998 г. своего максимального значения
в 272, 61 млрд. рублей. Динамику совокупного
внутреннего долга можно наблюдать на
следующем графике:
Рис. 2.1.1.
Динамика выпуска ГКО в 1994–2001 гг.
Также
стоит отметить, что при таких
высоких объемах выпуска ГКО
– основного инструмента внутренней
долговой политики, доходность по ним
на вторичном рынке незадолго
до августовских событий 1998 г. составляла
140%. Подобная тенденция рождала эффект
замещения в российской экономике, когда
большинство инвесторов, как отечественных,
так и иностранных производили свои вложения
именно в эти ценные бумаги, что отвлекало
ресурсы от корпоративного сектора. Результатом
чего стало сокращение сектора негосударственных
ценных бумаг, обращающихся на фондовом
рынке, и перенос стоимости недополученных
доходов на свою продукцию. В итоге чрезмерная
кредитная эмиссия подогрела дополнительную
инфляцию в экономике.
В качестве
дополнительной информации приведем данные
по денежному обращению и объему
предоставленных коммерческих кредитов
в 1995–1997 гг.
Таблица
2.1.2. Динамика структуры предложения
денег в российской экономике
в 1994–1999 г. в трлн. руб. (после 1998 г. в млрд.
руб.)
Год
1994
1995
1996
1997
1998
1999
Денежная
масса М2, в том числе
33,2
97,8
220,8
288,3
374,1
448,3
наличные
деньги вне банковской системы, М0
13,3
36,5
80,8
103,8
130,4
187,8
безналичные
средства
19,9
61,3
140,0
184,5
243,7
260,5
Удельный
вес М0 в М2, процентов
40,0
37,3
36,6
36,0
34,9
41,9
Как заметно
из таблицы, на протяжении всего рассматриваемого
периода происходило постоянный
рост денежной массы, также рождавшей
высокий уровень цен. Подобная повышательная
тенденция наблюдается и по следующему
показателю – объему предоставленных
кредитов.
Таблица
2.1.3. Объем предоставленных кредитов
российской экономике и населению
РФ в 1995–1997 г. в млрд. руб.
1995
1996
1997
Всего,
в том числе:
249794
276418
346713
Кредиты,
предоставленные экономике и
населению
186972
202307,6
276310
краткосрочные
160713
196202,4
265935
в процентах
к итогу
86
97
96
долгосрочные
26259
6105,2
10375
в процентах
к итогу
14
3
4
Кредиты
банков, предоставленные другим банкам
62822
74110,6
70403
В то
же время происходили активные манипулирования
со ставкой рефинансирования ЦБ РФ,
которые можно описать параболой.
Изменения ставки рефинансирования
– главного инструмента денежно-кредитного
регулирования, доступного Банку России,
отражены ниже.
Таблица
2.1.4. Динамика изменения ставки рефинансирования
ЦБ РФ в 1992–1999 гг. в %