Демпинг, его сущность и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, демпинг - это метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Он может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ДЕМПИНГА, ЕГО СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
2. АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПОШЛИНЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
3. АНТИДЕМПИНГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 78.00 Кб (Скачать)

На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные  виды, поскольку невозможно четко  выявить окончательные намерения фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают, прежде всего, нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности.

Выявление демпинга выступает причиной наложения карательной  или антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг.

Международные организации рассматривают проведение антидемпинговых мероприятий в качестве одной из приемлемых форм борьбы с нарушением принципа свободной конкуренции. Это санкционировано, в частности, международным антидемпинговым законодательством, подписанным большинством стран-членов ГАТТ в 1967 г. («антидемпинговый кодекс»). Антидемпинговые меры -- это сильный экономический инструмент, применяемый импортирующей страной против нежелательного, с ее точки зрения, импорта. Для экспортера фактически закрывается доступ на рынок данной страны. Известно, что любое государство мира защищает, прежде всего, свои интересы на международном рынке, старается поддержать своего производителя и создать все условия для расширения рынков сбыта продукции, производимой в государстве.

Антидемпинговые пошлины наиболее часто применяются для защиты импорта в США, странах Европейского союза (ЕС), Канаде, Австралии. Особенностью ЕС является обязательность введения антидемпингового барьера на территории всех стран независимо от того, в какую страну экспортируется конкретный товар.

3. АНТИДЕМПИНГОВОЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В настоящее  время происходит процесс интеграции мировой экономики, углубления экономической  взаимозависимости стран. Это должно привести к конечному результату - полной свободе перемещения товаров, услуг, объектов интеллектуальной деятельности, капиталов и рабочей силы между различными странами. Вместе с тем в условиях рыночной экономики с ее конкуренцией и неодинаковым уровнем социально-экономического развития в различных странах вся история международной торговли представляет собой борьбу двух противоположных курсов внешнеторговой политики государств - курса на либерализацию внешнеторгового режима и курса на протекционизм - защиту отечественных предпринимателей с помощью различных барьеров и ограничений.

Государственная политика в антидемпинговой области может варьировать от установления монополии государства на внешнеторговые операции до радикальных проявлений внешнеторгового радикализма. Национальная система государственного регулирования внешнеэкономических связей формируется с учетом целого ряда факторов - экономических, социально-политических, географических, исторических и других.

Декларируемой целью законодательства является борьба с демпингом. В общем виде демпинг  определяется правилами ГАТТ/ВТО  как продажа экспортируемых товаров по ценам ниже нормальной стоимости.

В качестве последней  в идеальном случае должна использоваться цена соответствующего товара на внутреннем рынке страны - экспортера. На практике, однако, такой метод оценки величины нормальной стоимости, наиболее соответствующий бытующему представлению о том, что такое демпинг, используется не так уж часто.

Существующие  нормы, регламентирующие проведение антидемпинговых  расследований, предусматривают целый  ряд ситуаций, при которых внутренние цены cтpаны-экcпopтеpа не могут быть использованы для оценки величины нормальной стоимости: если продажи на внутреннем рынке производились по ценам ниже издержек производства или внутри страны не продавались модели, аналогичные экспортируемым, или объем продаж на внутреннем рынке был слишком мал в сравнении с объемом экспорта. Если факт продаж по демпинговым ценам установлен, правила ГАТТ/ВТО санкционируют возможность применения пошлин.

В странах ЕС антидемпинговое регулирование  осуществляется в основном в соответствии со ст. VI Соглашения ГАТТ 1947 г. с последующими изменениями и дополнениями, которые принимались в ходе целого ряда "раундов", постоянно проводящихся в рамках ГАТТ.

Особенностью  в области применения антидемпинговых  мер в Европейском Союзе является то, что компетенция по данному вопросу принадлежит не государствам - членам ЕС, а Европейскому Союзу в лице уполномоченных органов. Это положение вытекает из общих принципов Римского договора о создании ЕЭС.

Что касается демпинга, то специальный орган ЕС - Комиссия - решает вопрос о возбуждении дела и проведении антидемпинговых расследований. При определенных условиях Комиссия вправе вводить временные антидемпинговые пошлины. Пошлины вводятся Советом ЕС по предложению Комиссии. Оба органа (Совет ЕС и Комиссия ЕС) являются главными законодательными органами ЕС. Государства - члены ЕС также участвуют в антидемпинговой процедуре, но в рамках Консультативного комитета (Антидемпинговый комитет), который возглавляется председателем Комиссии. Основная функция этого комитета состоит в выработке решения при рассмотрении конкретного дела. Решения Комиссии и Совета о наложении антидемпинговой пошлины могут быть обжалованы в Суд ЕС.

Анализ показывает, что антидемпинговое законодательство России и иностранных государств во многом является схожим и имеет достаточно общих черт. Многие вопросы практически одинаково регламентируются, например: понятие демпинга и ущерба экономике (промышленности), порядок антидемпингового регулирования, порядок принятия решений о введении или невведении антидемпинговой пошлины, порядок пересмотра решений и другие вопросы, хотя в законодательстве каждой страны есть своя специфика. Имеются и некоторые различия в регулировании, в том, например, что касается России. К ним, в частности, можно отнести следующие:

- антидемпинговое  законодательство России не допускает  возможности обжалования решений  о введении антидемпинговой пошлины  в судебном порядке;

- заявление об  антидемпинговом расследовании  в России принимается только  от имени отрасли российской  экономики или от органа исполнительной власти субъекта РФ. Получается, что сами российские производители товара, которых затронул импортный демпинг (юридические или физические лица - предприниматели), такого права не имеют, что вряд ли правильно.

Вступление России в ВТО в качестве полноправного члена будет означать, что в отношении России будет применяться Антидемпинговый кодекс, являющийся частью ГАТТ, и тогда все вопросы об антидемпинговых мерах будут регулироваться единообразно на общей для всех международно - правовой основе.

Поскольку антидемпинговые  расследования затрагивают не только конкретных производителей товара, но и государства в целом, такие  вопросы могут разрешаться и  разрешаются как в установленном  законом порядке, так и на официальной  основе, т.е. путем переговоров заинтересованных правительств стран, вовлеченных в антидемпинговые расследования, и такие переговоры иногда завершаются урегулированием спорных вопросов на взаимоприемлемой основе (принятие обязательств о прекращении или сокращении объема поставок соответствующих товаров по демпинговым ценам или путем добровольного установления импортных квот на ввоз данного товара).

В феврале 2006 года Совет Федерации одобрил закон  «О внесении изменений в федеральный  закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Закон направлен  на приведение российского законодательства в соответствие с правилами и  нормами Всемирной торговой организации /ВТО/. Положения закона учитывают  замечания, высказанные в ходе переговоров экспертами сторон, участвующих в рабочей группе по присоединению России к ВТО. Документ вносит уточнения в критерии определения случаев введения специальной защитной меры в соответствии с положениями Соглашения ВТО о специальных защитных мерах.

В качестве доказательств роста импорта, необходимого для применения специальной защитной меры, могут рассматриваться только доказательства роста импорта в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства.

Законом предлагается дополнительное определение возможности введения предварительной специальной пошлины. Закон дополняется положением о возможности введения такой пошлины только в условиях критического положения дел в отрасли российской экономики.

Положение части 3 ст. 13 закона дополняется ссылкой на то, что изменения в объемах демпингового импорта и влияние цен импортного товара на цены на российском рынке должно быть существенным, как это предусмотрено положениями ст. 3 соглашения ВТО.

Закон дополняет  часть вторую ст. 16 закона, определяющую подход к применению антидемпинговых пошлин, положениями, касающимися применения антидемпинговых пошлин в отношении тех иностранных производителей, для которых в ходе расследования не была рассчитана индивидуальная демпинговая маржа. Документ более подробно определяет принципы начала и проведения повторных антидемпинговых и компенсационных расследований, более четко определяет виды пересмотров антидемпинговых и компенсационных мер и основания для их осуществления.

Закон уточняет часть 8 ст. 26 закона в отношении порядка получения заключения федерального органа исполнительной власти в области антимонопольной политики о последствиях воздействия специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры на конкуренцию на рынке Российской Федерации. Закон также дополняет положения ст. 35 закона в части содержания уведомлений о введении предварительных антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также содержания уведомлений о завершении расследований, по итогам которых принято решение о введении антидемпинговой пошлины или компенсационной пошлины, либо об одобрении обязательств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно  сделать следующие выводы:

Демпинг - это  осуществляемый для вытеснения конкурентов  и захвата внешних рынков сбыта  вывоз товаров из страны по более низким ценам, чем цены внутри страны. Демпинг может осуществляться за счет средств фирмы-экспортёра или с помощью государства путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета. Демпинг - это также метод нетарифной торговой политики международного маркетинга, который заключается в продвижении товара на внешний рынок за счёт снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в стране экспорта.

Вне зависимости  от конкурентной формы его проявления демпинг создает негативные последствия как для государства экспортера (налогоплательщики - граждане этого государства, в конечном счете, несут на себе все расходы, связанные с демпинговым экспортом), так и для государства импортера (общее ухудшение положения отрасли экономики, наступающее вследствие демпингового импорта, что выражается, в частности, в сокращении объема производства или непосредственно конкурирующего товара, снижении рентабельности производства такого товара, негативном влиянии на товарные запасы, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и другие показатели). Для международной торговли в целом демпинг опасен тем, что приводит к дезорганизации рынка и создает атмосферу торговой войны.

Стабильность  и предсказуемость внешнеторговой политики достижимы только при должном уровне правовой регламентации внешнеэкономических связей, в том числе и в сфере антидемпингового регулирования. В основание антидемпингового законодательства следует положить такие принципы, как законность, справедливость, международное сотрудничество в сфере антидемпингового регулирования и другие, которые и должны стать каркасом всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения, возникающие при применении антидемпинговык пошлин.

Курс на активное участие в международном сотрудничестве в области антидемпингового обложения предполагает гармонизацию и унификацию российского антидемпингового законодательства с общепринятыми международными нормами по таможенно-тарифному регулированию внешнеторговой деятельности. Совместимость антидемпингового законодательства Российской Федерации с зарубежными образцами и международными стандартами ГАТТ/ВТО является необходимым условием для использования Россией преимуществ международного разделения труда.

Вместе с тем, переходный характер процессов, происходящих сейчас во внешнеэкономическом комплексе Российской Федерации, обусловил определенные пределы использования международного опыта таможенно-тарифного регулирования: российское законодательство должно быть приспособленным к реально сложившейся в стране политической и экономической ситуации.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный  закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ  «О специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мерах при  импорте товаров» // КонсультантПлюс

2. Федеральный закон от 18.02.2006 № 26-ФЗ «О внесении изменений в таможенный кодекс Российской Федерации и федеральный закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // КонсультантПлюс

Информация о работе Демпинг, его сущность и виды