Демпинг, его сущность и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, демпинг - это метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Он может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ДЕМПИНГА, ЕГО СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
2. АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПОШЛИНЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
3. АНТИДЕМПИНГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 78.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ДЕМПИНГА, ЕГО СУЩНОСТЬ И ВИДЫ

2. АНТИДЕМПИНГОВЫЕ  ПОШЛИНЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

3. АНТИДЕМПИНГОВОЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В экономике  под демпингом обычно подразумевается  традиционная ценовая дискриминация, при которой компания продает свой товар на экспортном рынке по более высокой цене, чем на национальном.

Вторым логическим видом демпинга является так называемый «хищнический демпинг», применяемый  с целью нанесения урона или  уничтожения конкурентов, иногда с целью образования картеля.

В последнее  десятилетие возникло еще несколько  дефиниций демпинга. В качестве причин назывались неустойчивый спрос и  сложность в перераспределении  ресурсов между различными отраслями  хозяйства, которые выражались в  так называемом "циклическом демпинге", основанном на разнице в издержках.

Кроме того, существует такой термин как "взаимный демпинг", объясняющий торговлю между развитыми  странами схожей продукцией (внутриотраслевая торговля), зачастую сопровождаемую взаимными  обвинениями в демпинге. Также стоит отметить, что существует эффект экономии на масштабах производства, когда производство сознательно наращивается с целью снизить себестоимость единицы продукции, что фактически при отсутствии спроса ведет к демпингу при сбыте на внешних рынках.

Таким образом, демпинг -- это метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в  продвижении товара на внешний рынок  за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего  в этих странах. Он может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам.

1. ПОНЯТИЕ ДЕМПИНГА, ЕГО СУЩНОСТЬ И  ВИДЫ

Распространенной  формой конкурентной борьбы на мировом  рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера.

Демпинг может  являться, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию; во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т. е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

В целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него.

Однако часто  фирмы, производящие импортнозаменяющую продукцию, инициируют антидемпинговые  расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.

Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и ухудшению благосостояния страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш, как в случае с оптимальным тарифом.

Первое упоминание о демпинге (хищнических ценах) можно  найти в научных трудах экономистов Адама Смита и Александра Гамильтона, которые еще в XVIII в. осознавали существование этого явления и изучали возможные пути устранения его разрушительного эффекта.

Уже в начале XX в., задолго до создания многосторонней торговой системы и разработки в ее рамках обязательных для части или всех участников соответствующих международных правил, крупнейшие торговые державы начали практиковать применение антидемпинговых мер как средства защиты национальных товаропроизводителей от недобросовестной торговой практики. Первое национальное антидемпинговое законодательство было принято в Канаде в 1904 г., за которой последовали Новая Зеландия (1905), Австралия (1906), США (1921) и Великобритания (1921).

Первые десятилетия  применения антидемпинговых мер различными торговыми державами характеризовались множеством проблем, связанных, прежде всего, с тем, что применение антидемпинговых мер базировалось на использовании несопоставимых друг с другом национальных законодательств. В этих условиях стала очевидной необходимость создания международной правовой основы определения демпингового импорта и антидемпинговых процедур.

Различают следующие  виды демпинга:

Ценовой демпинг - продажа на экспортном рынке товара, по цене, которая ниже его цены на национальном рынке.

Стоимостный демпинг - продажа товара на экспортном рынке  по цене, которая ниже его стоимости.

Спорадический демпинг - эпизодическая продажа  излишних запасов товаров на внешний  рынок по заниженным ценам. Он происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма - либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.

Преднамеренный  демпинг - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров  по ценам ниже цен своего внутреннего  рынка или даже ниже издержек производства.

Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости.

Взаимный демпинг - встречная торговля двух стран  одним и тем же товаром по заниженным ценам.

Валютный демпинг - экспорт товаров по ценам ниже цен конкурентов в результате использования экспортером дополнительной прибыли, получаемой от обесценения валюты в силу ее девальвации, то есть падения курса валюты данной страны по отношению к валютам других стран.

Механизм действия валютного демпинга заключается в том, что в начале обесценения валюты данной страны, последовавшего в результате девальвации, внутренняя покупательная способность такой валюты выше, чем на внешних рынках. В течение некоторого периода производственные и торговые предприятия продолжают платить за местное сырье, топливо, энергию, рабочую силу и т. п. прежним количеством номинально неизменных денежных единиц. В то же время при экспорте готовой продукции фирмы получают в переводе на национальную валюту настолько более высокие цены, насколько упал курс национальной валюты по отношению к иностранной валюте. Экспортирующие фирмы могут продавать свои изделия на внешних рынках за счет сокращения дополнительной прибыли по ценам, более низким, чем до обесценения валюты, и таким образом расширять сбыт за границей.

Валютный демпинг  не имеет места в следующих  случаях: во-первых, когда девальвация  валюты произошла в одинаковом размере, как в стране-экспортере, так и  в стране-импортере; во-вторых, когда  цены на внутреннем рынке страны повышаются в таком же размере, в каком обесценилась валюта данной страны по отношению к иностранной валюте. Главным стимулом для форсирования экспорта является дополнительная прибыль, получаемая экспортерами товаров за счет разрыва между курсом национальной валюты по отношению к валютам других стран и покупательной силой денег внутри данной страны.

2. АНТИДЕМПИНГОВЫЕ  ПОШЛИНЫ И ИХ  ПРИМЕНЕНИЕ

Демпинг запрещен как международными правилами в  рамках ВТО, так и национальными  антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга. Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях, т.е. являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.

В зависимости  от режима и устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они соответственно бывают преференциальными (особо льготными), договорными (минимальными) и генеральными (автономными), т.е. максимальными.

Особо следует  выделить преференциальные таможенные пошлины. Ставки этих пошлин ниже минимальных  и зачастую равны нулю, т.е. товар  ввозится беспошлинно. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т. д.

Например, страны «Общего рынка» предоставляют друг другу преференциальные пошлины  по импорту товаров (равные нулю), которые не распространяются на другие развитые страны, такие, как США или Япония.

Договор, в котором  принимается решение о предоставлении договорных или минимальных пошлин, называется договором о «режиме  наибольшего благоприятствования» (РНБ) и формулирует обязательство подписавших его стран не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называется режимом недискриминации. Государства, подписавшие подобные договоры, берут на себя обязательство облагать одинаковыми пошлинами товары всех стран-контрагентов.

Истоки создания «режима наибольшего благоприятствования» связываются с эпохой развития капитализма, периодом свободной конкуренции  конца восемнадцатого столетия.

Первоначально договора о предоставлении «режима  наибольшего благоприятствования» подписывались на двусторонней основе, однако в конце 40-х годов они  были заменены многосторонним Генеральным  соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ).

Генеральная (максимальная) пошлина в 2-3 раза выше всех остальных  и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. Примером использования генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из СССР в  США в период холодной войны.

В конце 1993 г. ряд  стран СНГ (Россия, Беларусь) предприняли  попытку создания интеграционного  союза в рамках СНГ, предусматривающего ликвидацию таможенных пошлин.

В 60-е годы право  на получение односторонних преференциальных пошлин получили развивающиеся страны, поставляющие свои товары в развитые страны с рыночной экономикой.

Применение карательных  и антидемпинговых пошлин направлено на решение следующей задачи: не допустить на национальный рынок  товары, не желательные по политическим или экономическим причинам. Проблемой при введении карательных или антидемпинговых пошлин является нахождение доказательств наличия демпинга или субсидирования экспорта. Причем демпинг определяется так: продажа товара по ценам ниже издержек производства. Однако фирмы неохотно предоставляют документацию, касающуюся издержек производства.

На практике поэтому используются косвенные  доказательства демпинга. Например, международные  организации определяют демпинг  как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке.

В 30-е годы массовые обвинения в демпинге сельскохозяйственной продукции производителями в  Восточной Европе заставили ряд  стран ввести количественные ограничения  на импорт. В 70-е годы США обвинили западногерманскую компанию «Фольксваген» в заниженных ценах на поставляемую модель малолитражного автомобиля.

Для принятия решения  о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей  и характера демпинга, который  может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Условием постоянного  демпинга является сегментация рынка, т. е. разделение его на несколько  частей. Выделяя один внутренний сегмент  рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии  поднимают на нем цены, получая  монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям.

Информация о работе Демпинг, его сущность и виды