Демография

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 11:11, реферат

Описание работы

Демографические тенденции в Новосибирской области близки к среднероссийским со всеми вытекающими из них проблемами, вызовами и угрозами. В 1992 году (год «шокотерапии») кривая смертности превысила кривую рождаемости, и возникло явление депопуляции — иными словами, устойчивое превышение смертности над рождаемостью, или отрицательное сальдо естественного прироста населения. Самые худшие показатели были достигнуты в 1994 году, когда естественная убыль населения составила по Новосибирской области 15 тысяч человек в год, по СФО — 100 тысяч, а по РФ — около 1,5 млн человек

Работа содержит 1 файл

демография.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Демографические тенденции в Новосибирской области  близки к среднероссийским со всеми  вытекающими из них проблемами, вызовами и угрозами. В 1992 году (год «шокотерапии») кривая смертности превысила кривую рождаемости, и возникло явление  депопуляции — иными словами, устойчивое превышение смертности над рождаемостью, или отрицательное сальдо естественного прироста населения. Самые худшие показатели были достигнуты в 1994 году, когда естественная убыль населения составила по Новосибирской области 15 тысяч человек в год, по СФО — 100 тысяч, а по РФ — около 1,5 млн человек (рис. 1, 2). 

Затем показатели естественного прироста населения (смертность, рождаемость) стали  улучшаться, но естественная убыль  населения в целом по стране, СФО  и нашей области продолжает сохраняться 16 лет подряд. Исключение составляют некоторые субъекты Федерации — преимущественно национальные республики. В Сибирском федеральном округе это республики Тыва, Алтай, Хакасия, Бурятия, где процессов депопуляции нет и рождаемость превышает смертность. Таким образом, можно констатировать, что естественная убыль населения имеет место в регионах с преимущественно русским населением — в СФО это Новосибирская, Кемеровская, Омская, Томская, Иркутская области, Алтайский и Красноярский края. 

В 2008 году впервые за последние 8 лет в Новосибирске возросла общая численность населения. На 1 января 2009 года она составила по области 2 639 857 человек, по городу Новосибирску — 1 397 191 человек. Произошло это за счет того, что величина положительного сальдо миграции превысила (по абсолютной величине) показатель естественной убыли населения. 

Только  за пять месяцев 2009 года основные демографические показатели имеют положительную динамику даже по сравнению с относительно благополучным 2008 годом. Это относится к показателям смертности, рождаемости, сальдо миграции и числу разводов. 

Причина ухудшения демографической  ситуации.

Установившийся  в России тип воспроизводства  населения характеризуется европейскими тенденциями рождаемости и африканскими показателями смертности. В европейских странах, в Японии и России, а также среди белого населения Америки суммарный коэффициент рождаемости в полтора–два раза ниже коэффициента простого воспроизводства населения. В России этот рубеж (2,2 родившихся ребенка на одну женщину детородного возраста) пройден в 1965 году, и с точки зрения замещения поколений Россия уже более 40 лет живет в режиме суженного воспроизводства (рис. 3). 

Данную  тенденцию многие демографы называют цивилизационной и считают основным вызовом европейской цивилизации. Как победить этот вызов, пока не придумали. Деньги не помогают: в странах, где доходы в 10 раз больше, чем в России, где прекрасная медицина, давно решен жилищный вопрос, все сыты и спокойны, женщины не хотят или не могут рожать детей. Новосибирск находится в русле этой общей тенденции. Очевидно, что такие гомеопатические меры, как материнский капитал, переломить ее не в состоянии. 

Проблема  рождаемости выглядит наиболее трудноразрешимой. Сегодня достаточно многочисленными  являются возрастные когорты детородного возраста (прежде всего женщины в возрасте 20–30 лет). Это поколение, родившееся в 1980-е годы — как теперь выясняется, в достаточно благополучный брежневский период. Но уже в ближайшее время численность женщин, способных родить ребенка, начнет резко сокращаться. 

Совсем  иная ситуация со смертностью. Аномально  высокая смертность в России в  период 1991–2008 гг. (сверхсмертность), особенно среди мужчин трудоспособного возраста, прямо противоположна долговременным тенденциям в цивилизованных странах. Это является прямым следствием так называемых реформ и социально-экономической политики в России в постсоветский период

— Насколько  изменился национальный состав в  Сибирском федеральном округе и  Новосибирской области за последние  годы? 

— Достоверно ответить на вопрос об изменении национального состава за последние пять лет статистика, да и никто в нашей стране, не может. Происходит это потому, что графа «национальность» убрана из гражданского паспорта, свидетельства о рождении и других официальных документов. Единственный источник сведений о национальном составе — Всероссийская перепись населения, да и то национальность (как и ответы на другие вопросы) записывается со слов респондента, без представления документов. Последняя перепись была в 2002 году, данные следующей мы получим не ранее 2013 года. 

У нас  избегают говорить о национальном вопросе. Думают, из-за такой политкорректности  он куда-то денется или сам собой  рассосется. Это полное заблуждение  хорошо видно на примере распада  СССР. Существует достаточно обоснованное мнение, что при определенном снижении доли государствообразующего этноса государство распадется. Например, СССР распался, когда доля русских упала до 50%. 

Тенденции последних лет убедительно показывают, что Россия уверенно наступает на те же грабли, которые привели к распаду СССР. Терминологические манипуляции, например введение нового названия «россияне» или «дорогие россияне», по сути ничего не меняют. 
 

В целях  стабилизации демографической ситуации в Новосибирской области в  соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Губернатором Новосибирской области утверждена программа мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008 – 2025 годы.

Демографическая политика Новосибирской области направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, реализацию миграционной политики, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в области.

В целях  сокращения уровня социального сиротства, создания условий для устранения причин, порождающих семейное неблагополучие, оптимизации семейной политики и  социальной защиты детства, мэром города Новосибирска утверждена Концепция  профилактики социального сиротства в городе

Новосибирске  на 2008 - 2012 год и разработан план реализации данной концепции.

План  реализации концепции включает в  себя:

- развитие  информационно-образовательного пространства  на территории города по проблемам  семьи и детства;

- развитие и внедрение новых технологий и инновационных услуг помощи разным категориям детей и семей;

- обеспечение  условий социальной защиты семей,  раннее выявление семейного неблагополучия  с целью сохранения ребенка  в семье;

- развитие  семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение  качественного психолого-педагогического  сопровождения;

- создание  системы постинтернатного сопровождения  выпускников детских домов;

- подготовку, переподготовку и повышение квалификации  кадров, осуществляющих работу с семьей;

- привлечение  общественных организаций, бизнес  структур и средств массовой  информации к участию в реализации  социально-значимых проектов, направленных  на профилактику социального  сиротства.

Результатом реализации Концепции будет являться:

- наличие  целостной программы поддержки  современной семьи, направленной  на преодоление социального сиротства,  увеличение числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, воспитывающихся в  разных формах семейного воспитания (до 70 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

- создание  необходимых условий для развития  и получения всех видов образования  детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей;

- создание  единой межведомственной информационной базы данных семей и детей, нуждающихся в государственной поддержке;

- создание  и реализация комплексной муниципальной  модели семейного устройства  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей;

- реализация  программы перепрофилирования образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- снижение  числа детей, находящихся в  учреждениях для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей;

- создание  системы психолого-педагогического  и медико-социального сопровождения детей, воспитывающихся в замещающих семьях;

- разработка  новых технологий постинтернатного  сопровождения выпускников учреждений  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей. 

Наименование  Программы  

федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)" 

Основание для разработки Программы  

распоряжение  Правительства Российской Федерации  от 11 декабря 2006 г. № 1706-р 

Государственный заказчик -координатор Программы  

Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации 

Государственные заказчики Программы  

Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации, Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба исполнения наказаний, Российская академия медицинских наук 

Основные  разработчики Программы  

Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации, Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба исполнения наказаний, Российская академия медицинских наук 

Цели  Программы  

снижение  заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями 

Задачи  Программы  

совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально  значимых заболеваниях;

разработка  и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях на основе передовых технологий;

строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений 

Целевые индикаторы и показатели Программы   

доля осложнений при сахарном диабете;

средняя продолжительность жизни больных  сахарным диабетом I типа (мужчины, женщины);

средняя продолжительность жизни больных  сахарным диабетом II типа (мужчины, женщины);

заболеваемость  туберкулезом в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний на 100 тыс. человек;

показатель  абациллирования больных туберкулезом, состоявших на учете на конец года;

смертность  от туберкулеза на 100 тыс. населения, в том числе в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний на 100 тыс. человек;

число вновь зарегистрированных в течение  года случаев заражения ВИЧ- инфекцией, в том числе в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний;

доля  ВИЧ-инфицированных беременных женщин, включенных в программу профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных;

доля  больных с визуальными локализациями  злокачественных новообразований, выявленных на I и II стадиях заболевания, в общем числе больных с  визуальными локализациями опухоли, впервые взятых на учет;

доля  умерших от злокачественных новообразований  в течение года с момента установления диагноза в общем числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году;

Информация о работе Демография