Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:39, реферат
Перепись населения — единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части. В понятие переписи населения иногда включают также процессы сводки, обработки и публикации данных.
Снижение потребности в детях, утрата многодетности как национальной традиции привели к тому, что сегодня белорусская семья - это, как правило, семья с одним ребенком. Удельный вес таких семей в республике составляет 62 процента, в то время как многодетных (с тремя и более детьми) - лишь 6 процентов. Это значит, что уже в следующем поколении число семей может сократиться на треть. Закрепление и распространение малодетности в массовом сознании может привести к необратимости процессов воспроизводства населения.
В этих условиях одной из первостепенных задач демографической политики должно стать возрождение авторитета семьи, семейных ценностей. Согласно социологическим исследованиям, в иерархии ценностей молодое поколение ставит на первое место семью и почти 70 процентов хотят иметь более одного ребенка.
Поэтому государственная поддержка семьи должна быть дифференцированной и возрастать с рождением каждого последующего ребенка.
Ключевой составляющей процесса депопуляции в Беларуси является также высокий уровень смертности, в том числе среди граждан, находящихся в трудоспособном возрасте. При этом уровень смертности мужчин в 3 раза превышает уровень смертности женщин. По данным Всемирной организации здравоохранения, в Республике Беларусь смертность мужчин в возрасте 15-60 лет в 3-4,5 раза выше, чем в странах Европейского союза.
Возрастающие потери трудоспособной части населения сокращают среднюю продолжительность жизни в стране. Беларусь сегодня отстает от развитых стран по показателю ожидаемой продолжительности жизни на 11-15 лет у мужчин (64,7 года) и на 5-10 лет у женщин (76,4 года).
Высокая смертность и низкая рождаемость увеличивают нагрузку на экономически активное население, систему здравоохранения и социальной защиты. По прогнозу при существующих тенденциях к 2030 году на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 841 человек в нетрудоспособном возрасте (в 2010 году - 693 человека).
Значительные потери трудового потенциала ведут к увеличению дефицита трудовых ресурсов, сдерживанию темпов инновационного развития экономики. В результате утрачиваются инвестиции, вложенные в формирование трудовых ресурсов - рождение, воспитание и образование будущих работников.
Здоровье населения - важный фактор, оказывающий влияние на уровень смертности в стране. В настоящее время в Республике Беларусь заболеваемость растет среди всех групп населения, изменяются возрастные параметры, увеличивается доля лиц с хроническими заболеваниями.
Чрезвычайно высоким является уровень заболеваемости среди беременных женщин - свыше 70 процентов женщин имеют осложненное течение беременности, что сказывается на их детородной функции, а в последующем - на состоянии здоровья детей. Растет заболеваемость и среди подростков. Ухудшение здоровья каждого последующего поколения означает для страны снижение качества ее человеческого потенциала.
В основе сложной демографической ситуации в Беларуси - отсутствие осознания населением ценности жизни, должного отношения к своему и чужому здоровью, окружающей среде. Высокий уровень заболеваемости и смертности обусловлен в том числе злоупотреблением алкоголем и табакокурением, другими вредными привычками и неправильным образом жизни.
Существенным резервом восполнения потерь человеческих ресурсов является миграция. Основной миграционный обмен происходит с Россией, Украиной и Казахстаном, на долю которых приходится около 90 процентов прибывающих в Республику Беларусь. Особенностью внешних миграционных процессов в Беларуси на современном этапе является положительный миграционный прирост. Однако его объемов недостаточно для компенсации убыли населения и трудовых ресурсов.
Республика Беларусь должна перейти к целевому принципу организации миграции - возвращение соотечественников, проживающих за рубежом, привлечение иностранных специалистов для работы в приоритетных и нуждающихся в кадрах отраслях экономики, предоставление миграционных льгот иностранным студентам и аспирантам, успешно окончившим учреждения образования страны.
Одним из условий эффективности внешней миграционной политики является целенаправленная работа по повышению качественного потенциала иммиграционного потока, а также создание благоприятной среды для социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в белорусское общество.
В сфере внутренней миграции продолжается отток населения из сельской местности в крупные города и особенно в г. Минск. За последние годы увеличилось количество административных районов с отрицательным естественным приростом населения. Таких районов в республике 108 (свыше 90 процентов). Продолжение процесса урбанизации неизбежно приведет к нарастанию дисбаланса в территориальном распределении населения.
Тенденции развития демографической ситуации в республике свидетельствуют, что проблемы стабилизации численности населения и создание предпосылок для ее последующего роста остаются острыми и требуют дальнейшего государственного регулирования. Как показывают прогнозные расчеты, при сохранении современного уровня рождаемости и смертности численность населения страны может сократиться вдвое уже через 50 лет, то есть Республика Беларусь может подойти к «точке невозврата», после которой демографические процессы станут необратимыми.
Остановить процессы депопуляции и обеспечить устойчивое развитие страны возможно только при слаженной работе всех органов власти, общественных и религиозных организаций, самих граждан.
Наряду с реализацией мер, направленных на стимулирование рождаемости, охрану материнства и детства, укрепление здоровья граждан, требуются фундаментальные изменения в экономике, градостроительной политике, средствах массовой информации и других сферах.
ГЛАВА 3
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель Национальной программы - стабилизация численности населения в 2015 году на уровне 9,44-9,45 млн. человек и обеспечение перехода к демографическому росту.
Для достижения поставленной цели необходимо снизить убыль населения в 2011 году до 18,5 тыс. человек, 2012 - до 15 тыс. человек, 2013 - до 9 тыс. человек, 2014 - до 4 тыс. человек, в 2015 году обеспечить минимальный положительный естественный прирост.
Задачами Национальной программы являются:
увеличение рождаемости и усиление социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
создание условий для сокращения социального сиротства, развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций;
улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства;
снижение уровня общей смертности населения, особенно по предотвратимым причинам, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении;
улучшение качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов путем создания им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;
регулирование внешних миграционных процессов с учетом национальных интересов.
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О том, насколько реально выполнение Национальной программы демографической безопасности, корреспондент Naviny. by беседует со старшим научным сотрудником Программы по изучению населения мира Международного института Прикладного системного анализа, руководителем группы прогнозов Венского института демографии Сергеем Щербовым.
— Согласно новой программе дембезопасности, численность населения Беларуси к 2015 году должна стабилизироваться на уровне 9 млн. 450 тысяч человек с последующим обеспечением демографического роста. При том, что за 2010 год жителей Беларуси стало меньше на 19 тысяч человек, а за первый квартал 2011 года — еще на 7 тысяч. Думаете, такое реально?
— Достигнуть этих показателей скорее реально, чем нет. Однако это даст только краткосрочный результат, ведь 5 лет для демографии — очень малый отрезок. В долгосрочной перспективе для Беларуси прогноз все равно неутешительный. В случае, если в стране будет высокая миграция (сальдо 12 тысяч в год, как заложено в программе), а суммарный коэффициент рождаемости составит 1,65 (сейчас 1,49), то население все рано будет убывать. В лучшем случае, к 2030 году в Беларуси будет жить 9 миллионов 60 тысяч человек, а в 2050 году - 8 млн. 45 тысяч. Таким образом, ни о какой стабилизации рождаемости речь не идет: это на миллион меньше, чем по программе в 2015 году.
— Может ли повышение пособий стимулировать рождаемость?
— Здесь, скорее, речь будет идти об изменении в календаре рождений. Например, семья планировала завести ребенка через два года, но заводит теперь, понимая, что увеличение пособий даст ей возможность продержаться, пока мама в декретном отпуске. Однако тут другая проблема — позже этот ребенок, естественно, уже не родится. Значит, в будущем все равно сформируется демографическая яма.
Конечно, благоприятная ситуация для рождения детей - та, когда пособия высокие, а не низкие. Однако в обществе, где есть ориентация на малосемейность, то есть, на одного-двух детей, это не играет большой роли. Дети появляются сейчас или позже, но их все рано мало. Кроме того, согласно теории «демографической ловушки», когда в стране достаточно длительное время - низкая рождаемость, формируются установки на малое количество детей в семье. Ловушка в том, что повысить рождаемость потом уже сложно из-за изменившихся норм.
Опыт показывает: для того, чтобы в стране рождалось больше детей, необходима комплексная политика, частью которой являются гендерная и даже налоговая. Например, во Франции чем больше детей, тем меньше налогов платит семья. В Скандинавских странах семейная политика — часть социальной политики. Там женщина знает, что если рождается ребенок, ее жизнь не ухудшается, а карьера не останавливается. В детском саду дети не болеют, как у нас, каждые две недели, а отцы не уклоняются от семейных обязанностей. Чтобы такое случилось в постсоветских странах, нужен особый государственный подход и годы на изменение стереотипов.
— Насколько для стабилизации численности населения стоит делать акцент на привлечении мигрантов?
— А может ли Беларусь принять и предоставить рабочие места с соответствующей зарплатой мигрантам с высокой квалификацией? Думаю, в нынешних условиях это маловероятно. Таким образом, одна надежда, что к вам приедут рабочие для выполнения черной работы. Приедут с семьями, где будут дети и старики. Это увеличит нагрузку на социальный сектор. Добавьте к этому то, что мигранты стареют. То есть, им тоже придется выплачивать пенсии, пособия и так далее. На мой взгляд, не имеет смысла делать ставку на увеличение притока мигрантов в силу вышеизложенных проблем, а также того, что они не смогут кардинально изменить демографическую ситуацию в Беларуси.
— Все так плохо?
— Это не плохо. Мы видим отражение демографической структуры общества. Отмечу, что такая тенденция (уменьшения рождаемости и количества населения) характерна для большинства стран Европы. И европейская демографическая наука говорит, что не стоит из этого делать проблему. Другими словами, ни к чему гнаться за ростом рождаемости.
— Белорусские чиновники исходят из того, что снижение количества населения вызывает уменьшение процента работоспособного населения…
— Я исхожу из другого. Для государства гораздо лучше 100 образованных здоровых граждан, чем 200 малообразованных и больных. Другими словами, я считаю, что продуктивнее вкладывать ресурсы государства не в повышение рождаемости (хотя это важно, безусловно) и в привлечение мигрантов, а в человеческий ресурс, в технологию производства и так далее.
— Говоря о вложении в человеческий ресурс, Вы имеете в виду здравоохранение и образование?
— В первую очередь. Например, если в стране будет развита инфраструктура, позволяющая заниматься спортом по доступным ценам, люди будут меньше болеть. Это очень просто. Насколько я знаю, в Беларуси бутылка водки стоит дешевле абонемента в бассейн. Это проблема и показатель отношения государства к здоровью нации. Необходимо вникать в подробности и пытаться понять, что можно сделать для улучшения здоровья граждан.
Что касается образованности, она сама по себе дает ряд преференций, касающихся, например, знаний о здоровье. Знаете, в Вене, где я работаю, с недоумением смотрят на людей с достаточно высоким уровнем образования, если они курят. Здесь на самом деле такого не понимают. Для того, чтобы курение так воспринималось в обществе, в течение многих лет велась определенная просветительская работа на разных уровнях. И этими вопросами необходимо заниматься наряду с переоснащением учреждений здравоохранения.
— И тогда можно надеяться, что белорусы будут жить дольше?
— И дольше, и лучше. В госпрограмму заложено увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 72–73 лет (теперь - 70,4). На мой взгляд, это общие цифры. В вашей стране необходимо акцентировать внимание на имеющейся высокой смертности мужчин, которая, как и в России, в Украине, может сравниваться с таким же показателем в Египте, например. Мужчины живут очень мало.
Когда женщины доживают до 76, а мужчины - до 64 лет, то средние цифры обесцениваются, а проблема налицо. Здесь нужно думать, почему умирают мужчины, изучать вредные факторы для их здоровья и снова организацию здравоохранения.
В целом у Беларуси есть большой потенциал для увеличения продолжительности жизни, если в эту сферу будут направлены достаточные ресурсы. То, что для Беларуси это под силу, явно показывают успехи страны по снижению младенческой смертности. Показатель 2010 года (4 промилле, то есть, случая на тысячу живорожденных) — уровень развитых европейских стран. Выходит, если в Беларуси берутся за что-то серьезно, то достичь результата могут.