Демографическая проблема и возможные пути ее решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы рассмотреть современную демографическую ситуацию в мире и демографическую проблему в России.
Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:
-раскрыть понятие демографической проблемы;
-понять проблему старения населения, увеличения смертности и понижения рождаемости;
-рассмотреть как рост населения увеличивается за счет международной миграции;
-рассмотреть особенности демографической политики в развивающихся и развитых странах;
- проанализировать демографическую политику в России;
-рассмотреть возможные пути решения демографической проблемы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы демографическая ситуация
1.1.Динамика населения мира……………………………………………5
1.2.Естественное воспроизводство населения мира……………………9
Глава 2. Особенности демографической проблемы в различных группах стран.
2.1. Демографическая проблема в развитых странах…………………13
2.2. Демографическая проблема в развивающихся странах………….15
2.3.Демографическая проблема в России……………………………...17
Глава 3. Пути решения демографической проблемы.
3.1. Демографическая политика………………………………………..23
3.2. Международная миграция населения……………………………..28
Заключение………………………………………………………………36
Литература……………………………………………………………….37
Приложение……………………………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

В мире насчитывается 9,2 млн беженцев, из них 6,5 млн человек размещаются в развивающихся странах: в Азии они составляют 23% международных мигрантов, в Африке — 22%, в Европе —5%. За период 2000—2004 гг. число беженцев сократилось на 24%.28

Международные миграционные перемещения оказывают существенное экономическое, социально-культурное и демографическое воздействие на направляющие, транзитные и принимающие регионы в таких вопросах, как низкий уровень рождаемости и старение населения, безработица, «утечка умов», денежные переводы мигрантов, права человека, социальная интеграция, ксенофобия, незаконный провоз людей через границы, национальная безопасность. Миграция вносит положительный вклад в экономическое и культурное развитие как стран, направляющих мигрантов, так и стран, принимающих их, однако она имеет и негативные последствия, например расширяющиеся масштабы незаконной иммиграции и нарастание потоков беженцев и лиц, ищущих убежища. В связи с этим усиливается необходимость в миграционной политике, которая позволила бы преодолеть негативные последствия и конструктивно использовать преимущества международной миграции населения.

         Многие страны осуществляют национальную политику, направленную на регулирование масштабов и структуры международной миграции. Доля стран, приступивших к осуществлению политики, направленной на ограничение масштабов иммиграции, увеличилась с 6% в 1976 г. до 40% в 2001 г. Во многих странах принимаются программы или стратегии, касающиеся международных мигрантов или беженцев; вводятся законы о международных мигрантах и трудящихся мигрантах; предпринимаются усилия, направленные на расширение международных конвенций о беженцах, лицах, ищущих убежище, и незаконных мигрантах; принимаются законы о торговле людьми, особенно женщинами и детьми.

Миграционная политика стран направлена на решение тех  проблем, которые для них наиболее актуальны. Например, в политике ряда африканских стран, таких как Гана и Танзания, особое внимание уделяется вопросу о расселении беженцев. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна основной упор делается на создание стимулов для возвращения граждан, а в Восточной Европе, арабских государствах и центральноазиатских республиках основное внимание уделяется защите рынков труда и борьбе с наркоманией. Актуальны для всех стран проблемы улучшения социально-психологической адаптации иммигрантов в принимающих странах, в этих целях принимаются меры, способствующие созданию равных возможностей для доступа к рабочим местам, жилью, здравоохранению и образованию.

         Некоторые развитые страны ужесточают требования своей миграционной политики. Например, в 2002 г. в Дании ограничено право на воссоединение с супругом (супругой), если один из супругов моложе 24 лет. В Новой Зеландии признается более широкий комплекс семейных структур, чем ранее, однако здесь повышена правовая ответственность спонсоров за членов семьи, которых они ввозят в страну. В то же время политика Канады стала носить менее ограничительный характер, и сейчас к категории детей-иждивенцев относятся лица моложе 22 лет, а не 19 лет, как ранее.

В связи с дефицитом  рабочей силы некоторые развитые страны выдвинули инициативы, способствующие иммиграции квалифицированных кадров. Некоторые из этих стран приняли политику, направленную на привлечение и удержание талантливых студентов из развивающихся стран. В целях сдерживания расширяющейся торговли людьми страны усилили пограничный контроль и ввели дополнительные ограничения на политику предоставления убежища. В некоторых случаях это непреднамеренно сделало торговлю людьми еще более прибыльной, некоторые страны ужесточили наказание за этот преступный вид деятельности.

Многие страны выступают  за расширение международного сотрудничества в области эффективного регулирования миграции. Растет число стран, создавших координационные механизмы в рамках государственных учреждений, между правительствами, с участием неправительственных организаций и международных доноров. С 1951 г. международное сообщество приняло ряд конвенций и протоколов, направленных на защиту мигрантов. В число наиболее важных из них входят Конвенция 1951 г. и Протокол 1967 г., касающиеся статуса беженцев, а также Конвенция 1990 г. и Протокол 2000 г., связанные с защитой прав мигрантов и торговлей людьми.

Конвенция 1951 г., касающаяся статуса беженцев и ратифицированная 141 страной, предусматривает правовую защиту беженцев и содержит четкое определение их статуса. Она запрещает высылку или принудительное возвращение лиц, которым был предоставлен статус беженца. В 1967 г. 139 странами был ратифицирован протокол, расширивший рамки действия Конвенции 1951 г.

В Международной конвенции  о защите прав всех трудящихся мигрантов  и членов их семей 1990 г., ратифицированной 19 странами, закрепляется ответственность принимающих государств в отношении соблюдения прав мигрантов и обеспечения их защиты.

В 2000 г. был принят протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности; она была ратифицирована 18 странами. Протокол был ратифицирован 17 странами, подтверждая, что преступлением считается незаконный ввоз и вывоз людей, в то время как сама по себе миграция не является преступлением, что мигранты могут нуждаться в защите. В целях координации международных усилий, направленных на регулирование миграции, в декабре 2003 г. была создана Глобальная комиссия по международной миграции ООН

Миграция происходит не только между странами, но и внутри стран. Наибольшие социальные, экономические и экологические последствия имеет миграция сельского населения в города, усиливающая рост городской экономики и урбанизацию. Урбанизация — это процесс, в результате которого население страны изменяется: из преимущественно сельскохозяйственного становится городским посредством миграции из сельской местности в города в поисках более выгодной работы и благоприятных условий жизни29.

Городское население мира в настоящее время растет в четыре раза быстрее, чем сельское. Если в 1980 г. 39% населения мира проживало в городах, то в 2006 г. — уже 49,2% (более 3 млрд человек), в развитых странах — 76,8%, в развивающихся — 43,2%, в странах с переходной экономикой — 62,3%. В некоторых странах доля городского населения составляет более 80%, например в Аргентине (90%), Бельгии (97%), Бразилии (84%), Дании (86%), Израиле (92%), Исландии (93%), Кувейте (96%), Ливане (88%), Ливии (87%), Новой Зеландии (86%), Норвегии (80%), Саудовской Аравии (88%), Швеции (83%), Великобритании (89%), ОАЭ (85%), США (81%), Чили (88%) 30.В России в городах проживает 73% населения. Ожидается, что в период с 1990 по 2025 г. численность людей, проживающих в городах, удвоится и составит 5 млрд. Урбанизация происходит быстрыми темпами в быстро растущих экономиках Азитско-Тихоокеанского региона, где среднегодовой прирост населения городов составляет более 4%.

Наиболее быстрые темпы  урбанизации в настоящее время  наблюдаются в некоторых НРС. Африка имеет самый высокий темп ежегодного прироста населения городов (5%).

Одна из характерных  особенностей современной урбанизации заключается в росте крупных городов. Число мегаполисов (города с населением более 8 млн жителей) выросло с трех (Нью-Йорк, Токио и Лондон) в 1950 г. до 25 в 1995 г.3117 из них расположены в развивающихся странах. Ожидается, что к 2015 г. их число возрастет до 36, из них 23 будут расположены в Азии.

Урбанизация несет с  собой как преимущества, так и  проблемы. Концентрация населения в  городской местности может способствовать экономическому росту: чем выше доля городского населения в стране, тем более емкими считаются ее рынки. Однако растущая урбанизация имеет неблагоприятные последствия для окружающей среды, так как увеличивает потребление природных ресурсов, таких как деревья, свежая питьевая вода. Она способствует росту загрязнения окружающей среды, ведет к ухудшению качества воздуха и воды, что может оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье людей и природу.

 

 

 

 

 

                             

 

                                     Заключение                                                                                                                    

 Сегодня почти все экономически развитые страны переживают длительный спад в рождаемости и, следовательно, старение населения. Показатели рождаемости в большинстве из них находятся ниже уровня воспроизводства населения что приводит к сокращению естественного прироста населения, а в некоторых случаях - к естественной убыли. В то же самое время в структуре населения продолжает расти доля экономически и социально неактивных пожилых людей, а численность трудоспособного населения по отношению ко всему населению сокращается. К тому же, иммиграция, которая потенциально могла бы восполнить сокращение численности трудоспособного населения, в большинстве развитых стран остается низкой.

Такие демографические  тенденции могут привести к разрушительным последствиям для экономики.

Поэтому правительство  стран должно разрабатывать политику и законы, обеспечивающие улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой смертности населения, прежде всего мужчин  трудоспособного возраста; стимулирование рождаемости и укрепление семьи на основе повышения материального благосостояния, качества и уровня  жизни семей, социальной защиты семей и материального поощрения при рождении детей; активизация информационно-разъяснительной работы в области народонаселения, формирование определенных социальных установок и духовно-нравственных ценностей в обществе; поощрение иммиграции трудоспособного населения из других стран.

 

 

 

                                    

                                           Литература

 

  1. Борисов В.А. Демография М.:2008год.

2.Булатова Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Издательство «Магистр» М.; 2008г.

4.ВолгинП.А. Демография М.: Издательство РАГС,2009г.

5. Гурова И.П. Мировая экономика М.: Издательство «Омега-Л»2009г.

6.Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм преодоления, М.: 2009г.

7. Максаковский, В. П. Географическая картина мира М.: 2008 г.

8.Косов П.И. Основы демографии. Издательство

«Инфра-М» М.: 2009г.

9.Кильдишев Г.С. Статистика населения с основами демографии.

 М.: 2008г.

10.Глушкова  В.Г.Демография: учебное. Издательство «КНОРУС» М.:2008г

11. Корниенко О.В. Мировая экономика. Издательство «Питер». М.: 2008г.

12.Протос В.Ф. Мировая экономика в схемах. Издательство «Велби» М.:-2009г.

13.Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.Собрание законодательства Российской Федерации 2009г.

14.Доклад о  развитии человека за 2008/2009г.г.  ПРООН

15.Журнал Эксперт № 38 2009г.

16. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь М.: ИНФРА-М,2007

 

                                                                       

 

 

                                                                                       Приложение 1

Таблица 1                                                                                     

 

                                                Рост населения мира

 

 

 

Страны

Население, млн человек

Среднегодовой темп прироста, %

 

О г.

1000г.

1820г.

1998г.

0-1000гг.

1000-1820гг.

1820-1998гг

Развитые страны

Западная Европа

 США, Канада, Австралия 

Япония 

Всего

24,7

1,2

3,0

28,9

25,4

2,0

7,5

34,9

132,9 11,2

31,0

175,1

388

323

126

837

0,00

0,05

0,09

0,02

0,20

0,21

0,17

0,20

0,60

1,91 0,79

0,88

Развивающиеся страны

Латинская Америка 

Восточная Европа и бывший СССР Азия (за исключением Японии) Африка

Всего

Всего в мире

5,6

8,7

171,2 16,5 202,0 230,8

11,4

13,6

175,4 33,0 233,4 268,3

21,2

91,2 679,4 74,2 866,0 1 04 1 , 1

508

412

3390

760

5069 5908

0,07

0,05

0,00

0,07

0,01

0,02

0,08

0,23

0,17

0,10

0,16

0,17

1,80

0,85

0,91

1,32

1,0

0,98




 

 

 

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 Таблица 2

 

            Ожидаемая продолжительность жизни  и детская смертность

 

Страна

Годы

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

Детская смертность на 1 тыс. живорожденных

Египет

33-258

24,0

329

Англия

1301-1425

24,3

218

 

1541-1556

33,7

 

1620-1626

37,7

171

 

1726-1751

34,6

195

 

1801-1826

40,8

144

Франция

1740-1749

24,8

296

 

1820-1829

38,8

181

Швеция

1751-1755

37,8

203

Япония

1776-1875

32,2

277

 

1800-1850

33,7

295

 

1751-1869

37,4

216

Информация о работе Демографическая проблема и возможные пути ее решения