Демографическая проблема и возможные пути ее решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы рассмотреть современную демографическую ситуацию в мире и демографическую проблему в России.
Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:
-раскрыть понятие демографической проблемы;
-понять проблему старения населения, увеличения смертности и понижения рождаемости;
-рассмотреть как рост населения увеличивается за счет международной миграции;
-рассмотреть особенности демографической политики в развивающихся и развитых странах;
- проанализировать демографическую политику в России;
-рассмотреть возможные пути решения демографической проблемы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы демографическая ситуация
1.1.Динамика населения мира……………………………………………5
1.2.Естественное воспроизводство населения мира……………………9
Глава 2. Особенности демографической проблемы в различных группах стран.
2.1. Демографическая проблема в развитых странах…………………13
2.2. Демографическая проблема в развивающихся странах………….15
2.3.Демографическая проблема в России……………………………...17
Глава 3. Пути решения демографической проблемы.
3.1. Демографическая политика………………………………………..23
3.2. Международная миграция населения……………………………..28
Заключение………………………………………………………………36
Литература……………………………………………………………….37
Приложение……………………………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Тем не менее поводов  для эйфории пока нет. Наметившая тенденция не означает прекращения  уже на долгие годы идущей депопуляции  и даже не указывает на снижение остроты этой проблемы. Август традиционно благоприятен в смысле количества, рождений но с начала года число умерших превысило число родившихся на 183 тыс. человек, даже возросший приток иммигрантов не смог полностью нивелировать потери. Отрицательный результат будет продемонстрирован и по окончании года.  А в историческом ядре страны - число умерших все еще превышает число родившегося в полтора-два раза.

Россиянки по-прежнему рожают приблизительно на 40% меньше детей, чем  требуется хотя бы для простого поддержания численности населения. Случившиеся в августе- проблеск на темном грозовом небе. Благодаря мерам демографического стимулирования и высокой рождаемости во второй половине 1980 годов в России сейчас много женщин в благоприятном для родов возрасте.  Однако уже скоро их число вслед за кривой рождаемости, продемонстривоной в прошлом десятилетии, начнет падать. Серьезного ухудшения демографической обстановки в ближайшей перспективе нам не избежать.

Согласно прогнозу  Госкомстата России, население страны к 2016 году сократится по сравнению с  началом 2002 г на 9,7 млн.человек (или на 6,7%) и составит 134,3 млн. человек. Положительный  миграционный прирост не компенсирует естественной убыли населения22.

Сложившиеся к настоящему времени параметры самого населения (возрастная структура) и его воспроизводства таковы, что население России в  XXI веке будет продолжать сокращаться и через 5-6 десятилетий, при самом худшем варианте, может сократиться примерно вдвое. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути решения  демографической проблемы.

3.1.Демографическая политика

          В целях регулирования проблем народонаселения правительства многих стран проводят демографическую политику. На снижение темпов роста численности населения направлены такие меры, как рост образованности, улучшение качества услуг по планированию семьи, медицинское страхование, пенсионные планы, социальное обеспечение, улучшение здравоохранения и уменьшение детской смертности.

         В развитых странах демографическая политика  проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.

Отношение в  западных странах к демографическим  проблемам определяется как эгалитаристское, включающее соблюдение принципов демократии, социальной справедливости и прав человека. Они предполагают исключение репрессивных мер, превосходство индивидуального решения. Большинство промышленно развитых капиталистических стран к низкой рождаемости относятся неопределенно. Политика по увеличению рождаемости отмечалась во Франции, Греции, Люксембурге. Это не означает, что правительства западных стран не имеют демографических целей. Скорее всего, они не выражают их в явном виде.

Наиболее четко демографическая политика проявляется в развивающихся странах Проблема эффективного управления демографическими процессами, и, прежде всего ростом населения, ставится там, в повестку дня даже в тех странах, где еще в 70-е годы к ним были равнодушны.

        Подход многих правительств к развитию сильно изменился в 80-е годы в связи с переориентацией на рыночный путь развития. В 47 странах, где сосредоточено 83,5% населения Третьего мира, осуществляются меры, поощряющие снижения темпов воспроизводства населения (в начале 70-х годов в 31 стране с 74% населения). Они исходят из того, что демографическая политика выступает существенным элементом общего экономического развития, и поэтому нужно особое внимание уделять регулированию численности населения. При этом следует отметить, что правительства. Наименее развитых стран, представляющие 51% населения этой группы, не вмешиваются в демографические процессы, а в странах, где проживает 2,5% населения этой группы, политика преследует цели увеличения воспроизводства населения за счет сохранения высокой рождаемости и снижения смертности.

       Как в развивающихся, так и в развитых странах необходима политика, которая будет способствовать увеличению предложения труда, росту сбережений и производительности труда. Через 50 лет предложение труда может снизиться в Японии на 35%, в Италии -на 30% и Германии — на 17%.

В развитых странах широко обсуждается целый ряд мер, которые могли бы способствовать росту предложения труда. Во-первых, это меры, направленные на увеличение предложения труда со стороны женщин и людей пожилого возраста (как мужчин, так и женщин), включая реформу пенсионной системы и развитие стимулов к труду. Однако эти меры не могут полностью компенсировать сокращение трудоспособного населения. Во-вторых, это увеличение рабочей силы за счет роста иммиграции, однако для решения этой проблемы только за счет иммиграции может потребоваться слишком большой приток иностранной рабочей силы. В-третьих, увеличение пенсионного возраста в среднем на семь лет. В-четвертых, политика, нацеленная на повышение фертильности, однако эта мера, если она окажется эффективной, может дать результаты с временным лагом. Политика, направленная на регулирование фертильности, сыграла положительную роль в ее снижении в целях сокращения рождаемости в развивающихся странах, однако эффективность политики, направленной на увеличение фертильности, не гарантирована. Сторонники специальных мер, связанных с увеличением фертильности, часто обращаются к опыту скандинавских стран. Здесь были предприняты меры, чтобы стимулировать женщин к материнству и к более активному участию в предложении труда, что привело к росту фертильности, хотя эта политика была направлена на достижение более широкого круга социальных целей. Вместе с тем в США в последнее время наблюдается рост фертильности, хотя никаких специальных мер не предпринималось.

        Таким образом, каждая из предлагаемых в развитых странах мер имеет определенные ограничения. Однако их совместное использование в демографической политике может сохранить до 2050 г. долю трудоспособного населения, существующую на сегодняшний день. По некоторым оценкам, при таком подходе, т.е. действуя одновременно по нескольким направлениям, достаточно увеличить долю экономически активного населения на 3—4%, довести долю иммигрантов в общей численности населения до 10% и увеличить пенсионный возраст на два-три года.

В развивающихся странах, наоборот, политика должна быть направлена не на увеличение рабочей силы, а на то, чтобы обеспечить возрастающую численность работоспособного населения профессиональной подготовкой и работой. Необходимы меры, обеспечивающие гибкость рынков труда, а также улучшающие образование и подготовку, чтобы сформировать рабочую силу, обладающую необходимыми знаниями и навыками. Однако создание новых рабочих мест, осуществление программ обучения и профессиональной подготовки требуют дополнительных источников финансирования.

Мировое хозяйство расширяет  возможности как развитых, так  и развивающихся стран в решении  ряда демографических проблем. Международное движение товаров и услуг, труда и капитала позволяет перераспределять глобальные ресурсы, обеспечивая их более эффективное использование. Например, развивающиеся страны могут получить на мировых финансовых рынках необходимые финансовые ресурсы для создания новых рабочих мест, однако это может вести к росту рисков и финансовых кризисов. Международная мобильность рабочей силы может обеспечить такой важный источник валютных поступлений в развивающиеся страны, как денежные переводы эмигрантов своим семьям, которые в настоящее время ежегодно составляют около 70 млрд долл., т.е. столько же, сколько развивающиеся страны получают в качестве официальной помощи в целях развития. Однако при этом рост эмиграции может вести к «утечке умов», поэтому использование возможностей, открываемых ростом целостности мирового хозяйства, требует государственного регулирования и сбалансированной экономической политики, позволяющей учитывать интересы и потребности различных стран.

 Демографическая политика в России направлена на увеличение миграции в Россию, увеличение рождаемости и снижение смертности. Она реализуется в виде национального проекта Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу «материнского капитала», а также пособия и льготы по рождению ребенка. Государственная демографическая политика в России повторяет политику Западной Европы по преодолению демографического кризиса. Ее основой является материальная помощь матерям, имеющим детей, в виде пособий и льгот. Размер этих пособий не идет ни в какое сравнение с реальными расходами на рождение и воспитание детей и не может оказать влияния на решение семьи завести дополнительного ребенка.

      Концепция демографического развития Российской федерации изложена в одноименном документе, подготовленном Минтрудом России, Минфедерации России, Минздравом России с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утвержденном председателем правительства М.Касьяновым 24 сентября 2001 г. Сутью Концепции является политика замещения коренного населения России иностранными мигрантами. 9 октября 2007 года принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.23 Согласно этому документу, демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. 

 

 

 

 

 

 

       3.2. Международная миграция населения

 

Численность населения  мира растет за счет естественного  воспроизводства. Но воспроизводство населения отдельной страны может осуществляться за счет не только естественного движения населения, но и международной миграции. Международная миграция населения включает люде и, покидающих страну, и людей, въезжающих в страну .Общий прирост населения страны относительно предшествующего периода отражает число не только рождений и смертей, но и миграций из страны и в страну.

Численность населения некоторых развитых стран продолжает расти за счет массовой иммиграции, несмотря на естественную убыль. Естественный прирост остается основным источником роста численности населения в таких развитых странах, как Австралия, США, Япония, в то время как почти во всех европейских развитых странах рост численности населения происходит за счет иммиграции, хотя еще в начале 1960-х гг. естественный прирост был основным источником роста численности населения и в Европе. В случае отсутствия иммиграции численность населения начала бы уменьшаться в Германии с 1986 г., в Италии— с 1993 г., в Швеции —с 1997г., и в период с 1995 по 2000 г. численность населения Европы уменьшилась бы на 4,4 млн человек. Исключением является Франция, где темп естественного прироста сокращался не более чем наЗ%. В периоде 1990 по 2000 г. весь рост численности населения в развитых странах на 56% происходил за счет иммиграции (в Европе эта доля составила 89%, в США в период с 1995 по 2000 г. — 75%), а в развивающихся — всего 3%.24

      По методологии ООН международным мигрантом считается лицо, которое сменило страну своего проживания. К миграции не относят передвижения, связанные с посещением родственников и друзей, в целях обучения или лечения, а также в деловых, культурных или религиозных целях. В зависимости от продолжительности выделяют долгосрочную и краткосрочную миграцию. Долгосрочная миграция означает пребывание в другой стране более года, в то время как краткосрочная — не менее трех месяцев, но не более года.

        Международная миграция включает как добровольное, так и вынужденное перемещение по политическим, социальным, экономическим и другим причинам. Причинами миграции населения служат войны и конфликты, стихийные бедствия, более высокий уровень благосостояния и заработной платы за рубежом и др. Поданным Глобальной комиссии по международной миграции, в 2005 г. в мире насчитывалось 200 млн международных мигрантов, в то время как в 1960 г. число таких людей составляло 79 млн человек. В более развитых регионах мира проживает 60% всех мигрантов. Большинство из них насчитывается в Европе (56 млн человек), Азии (50 млн человек) и Северной Америке (41 млн человек).25 Почти каждый десятый житель более развитых регионов мира является мигрантом, в развивающихся странах — каждый 70-й человек.

          В течение 10 лет — с 1990 по 2000 г. — число мигрантов в мире увеличилось на 21 млн человек, т.е. на 14%. Общий чистый прирост численности мигрантов имел место в более развитых регионах.

В Европе, Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Японии в целом общая численность мигрантов возросла на 23 млн человек, т.е. на 28%. С 1995 по 2000 г. из менее развитых регионов мира в более развитые регионы перебрались почти 12 млн мигрантов. Наибольший ежегодный чистый прирост мигрантов отмечался в Северной Америке (1,4 млн человек), в Европе, где среднегодовое миграционное сальдо составляло 0,8 млн человек, в Океании (90 тыс. человек). Наибольшая численность международных мигрантов характерна для США, в которых проживают 35 млн мигрантов (20% всех мигрантов), затем следуют Россия (13,3 млн человек, или 7,6%) и Германия (7,3 млн человек, или 4,2%)26.

         Наибольшая доля мигрантов в общей численности населения характерна для некоторых стран Западной Азии: ОАЭ (74%), Кувейт (58%), Иордания (40%) и Израиль (37%). Одна из современных тенденций международной миграции связана с ростом иммиграции в развивающиеся страны. В 1990 г. резиденты, рожденные за рубежом, составляли в этих странах всего 1,6% населения, в то время как в развитых странах — 4,5%. В настоящее время наиболее сильный рост иммиграции характерен для развивающихся стран, примерно половина всей международной миграции происходит в пределах этой группы стран. Для ряда развивающихся стран рост эмиграции в развитые страны имеет положительные последствия, так как одним из основных источников иностранной валюты и существенным дополнением к их ВНД служат денежные переводы, отсылаемые мигрантами на родину. В 2004 г. около 150 млрд долл. переводились посредством официальных каналов, что в три раза превышает объемы официальной помощи в целях развития. По оценкам Глобальной комиссии по международной миграции, 300 млрд долл. переводились по неофициальным каналам. Наиболее крупными получателями денежных переводов являются Мексика (16 млрд долл. в год), Индия (9,9 млрд долл.), Филиппины (8,5 млрд долл.). Наиболее крупными источниками денежных переводов являются США (16 млрд долл. в год), Саудовская Аравия (15 млрд долл.), Бельгия, Германия и Швейцария (8 млрд долл.).27

Информация о работе Демографическая проблема и возможные пути ее решения