Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 01:27, реферат
Любому государству необходимы денежные средства для нормального функционирования и развития экономики. Появляется необходимость создания такого фонда, который бы занимался регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет. Крупнейший потенциальный источник доходов бюджета- налогообложение не поступившей экспортной выручки.
Для решения задачи кардинального повышения инвестиционной и инновационной активности необходимо целенаправленное проведение комплекса мер, включая предоставление госгарантий под привлекаемые для финансирования перспективных проектов модернизации экономики кредиты, развертывание сети банков развития, реализацию целевых инвестиционных программ структурной перестройки, переориентацию денежной политики на кредитование производственной сферы, блокирование нелегального вывоза капитала. При этом для удержания инфляции в заданных пределах (не выше 13%) предстоит кардинально поднять эффективность контроля за ценами на энергоносители, на товары и услуги естественных монополий, ограничивая их рост темпом роста потребительских цен.
Это системное стимулирование
инвестиционной и инновационной
активности, равно как и выполнение
социальных обязательств государства,
потребует существенного
Необходимое для этого
повышение бюджетных доходов
достигнуто без увеличения налогов
– за счёт большей части природной
ренты, пресечения нелегального вывоза
капитала и уклонения от уплаты налогов
по экспортно-импортным операциям,
повышения эффективности
Соответственно повышению
доходов увеличивается
Доходы бюджета.
Итак, исходя из реальных возможностей доходы федерального бюджет в альтернативном его проекте повышаются (в сравнении с правительственным вариантом) на 42 млрд. руб. При этом увеличение налогов на производственную деятельность не предусматриваете прирост доходов, стоит повторить, достигается посредством изъятия в госбюджет природной ренты путем налогообложения ранее сокрытых и незаконно вывезенных из России доходов, а также основе повышения собираемости налогов и эффективности использования государственного имущества. Конкретные слагаемые (источники) названной суммы таковы.
1.Увеличение на 190 млрд. руб.
объема рентных доходов от
эксплуатации ограниченных
а) введения налога на дополнительный доход от добычи полезных ископаем пропорционального объему горной ренты, образующейся на конкретных месторождениях. (105 млрд.)
б) увеличения платежей за загрязнение природной среды (15 млрд.);
в) роста не менее чем на 70 млрд. руб. поступлений экспортных пошлин, связанного с приведением ставок пошлин на вывоз энергоемких сырьевых товаров (прежде всего металлов и продукции химической промышленности) в соответствие со ставками пошлин на вывоз энергоносителей, которые не должны быть меньше 25%.
2.Увеличение на 80 млрд. руб.
поступлений по налогу на
Расходы бюджета. На основе увеличения доходов бюджета и устранения его необоснованного профицита имеется возможность обеспечить полноценное финансирование критически важных для будущего развития страны бюджетных расходов, увеличив их на 557,5 млрд. руб. по сравнению с правительственным вариантом и распределив дополнительные ассигнования следующим образом.
В социальной сфере необходимо:
Перечисленные направления и количественные параметры увеличения социальных расходов позволят реально проиндексировать заработную плату работников бюджетных отраслей, увеличив ее в среднем вдвое (до уровня не ниже 4 тыс. руб. в месяц) и повысив минимальную зарплату до 900 руб. Значительная (около 150 млрд. руб.) часть средств, выделяемых на финансирование социальной сферы сверх запланированных по правительственному проекту, поступит в бюджеты субъектов Федерации, что позволит устранить заложенный в данном проекте перекос в пользу «федерального центра» и восстановить законные права регионов на получение положенной им части консолидированного бюджета страны.
В целях подъема инвестиционной
и инновационной активности предстоит
обеспечить полноценное финансирование
федеральных целевых программ, ориентированных
на решение приоритетных задач модернизации
и структурной перестройки
В составе Бюджета развития следует также:
В целях поддержки АПК нужно увеличить:
Для обеспечения национальной безопасности следует увеличить по сравнению с правительственным проектом расходы на:
Также нельзя не затронуть рассмотрение местного бюджета Огромная часть социальных и экономических расходов государства формируется за счёт средств местных бюджетов. Поэтому решение такой проблемы, как бюджетный дефицит на уровне субъектов Российской Федерации и их территории определяется финансовыми возможностями регионов и муниципалитетов. Вместе с тем, в последние годы наблюдается тенденция изменения пропорций перераспределения государственных расходов в ущерб территориям.
Такая ситуация негативно отражается не только на финансовом положении регионов, но, прежде всего, на характере взаимоотношений бюджетов разных уровней в оде распределения средств, на качестве планирования доходной базы бюджетов. Субъекты Российской Федерации и муниципалитетов не заинтересованы и развитии производства, в расширении налоговой базы, поскольку большинство доходов, формируемых на подведомственной им территории, поступают в вышестоящие бюджеты.
Местные бюджеты находятся
практически в полной финансовой
зависимости от бюджетов других уровней
бюджетной системы. В связи с
этим логически становится снижение
собственных доходов при
Дефицит бюджета может также возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление.
Из всех ниже перечисленных данных и размышлений можно выделить вывод, что бюджетный дефицит Российской Федерации имел место быть лишь в конце прошлого тысячелетия. Но если рассматривать его по региональным отраслям, то он прослеживается гораздо раньше.
2.2 Государственный долг, как следствие бюджетного дефицита.
Одной из проблем, порождаемых бюджетным дефицитом – это проблема государственного долга.
Государственный долг – это сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за всё время существования страны.
Рассмотрим проблему государственного долга, как следствие бюджетного дефицита от её истоков.
Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.
На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.
Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
Стремительный рост внешнего долга в 80-90-х годах вызвал волну дискуссий, связанных с проблемой управления госдолгом. Ошибочная экономическая политика последних советских и первых российских правительств в части внешних заимствований, а также принятие Россией на себя финансовых обязательств СССР существенно увеличили долговое бремя. Относительная тяжесть долга возросла также в результате значительного снижения реального курса рубля в 1991-1992 гг. и в 1998 г.