Дефицит бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 01:27, реферат

Описание работы

Любому государству необходимы денежные средства для нормального функционирования и развития экономики. Появляется необходимость создания такого фонда, который бы занимался регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет. Крупнейший потенциальный источник доходов бюджета- налогообложение не поступившей экспортной выручки.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 44.32 Кб (Скачать)

Для решения задачи кардинального  повышения инвестиционной и инновационной  активности необходимо целенаправленное проведение комплекса мер, включая  предоставление госгарантий под  привлекаемые для финансирования перспективных  проектов модернизации экономики кредиты, развертывание сети банков развития, реализацию целевых инвестиционных программ структурной перестройки, переориентацию денежной политики на кредитование производственной сферы, блокирование нелегального вывоза капитала. При этом для удержания инфляции в заданных пределах (не выше 13%) предстоит кардинально поднять эффективность контроля за ценами на энергоносители, на товары и услуги естественных монополий, ограничивая их рост темпом роста потребительских цен.

Это системное стимулирование инвестиционной и инновационной  активности, равно как и выполнение социальных обязательств государства, потребует существенного повышения  расходов федерального бюджета. Так, непроцентные расходы федерального бюджета (без  единого социального налога) должны составить не менее 17,4% ВВП. С учетом затрат на обслуживание госдолга расходная  часть федерального бюджета без  ЕСН должна равняться 20,1% ВВП, а с  ЕСН - 22,5% .

Необходимое для этого  повышение бюджетных доходов  достигнуто без увеличения налогов  – за счёт большей части природной  ренты, пресечения нелегального вывоза капитала и уклонения от уплаты налогов  по экспортно-импортным операциям, повышения эффективности использования  госимущества и других контролируемых государством источников. Потенциал  повышения бюджетных доходов  по этим источникам сверх планируемой  российским правительством величины - свыше одного триллиона рублей. Из них непосредственно в доходах федерального бюджета-2011 учитывается 425 млрд. руб., сбор которых уже в 2012 году представился вполне выполнимой задачей. Возможные же дополнительные (сверх этой суммы) доходы должны распределяться исходя из приоритетов социально-экономического развития страны по законодательно установленной процедуре.

Соответственно повышению  доходов увеличивается консолидированный  бюджет. При этом, несмотря на существенный рост доходов, и расходов государства, их общий вес в структуре валового внутреннего продукта по-прежнему будет  ниже уровня большинства развитых стран.

Доходы бюджета.

Итак, исходя из реальных возможностей доходы федерального бюджет в альтернативном его проекте повышаются (в сравнении с правительственным вариантом) на 42 млрд. руб. При этом увеличение налогов на производственную деятельность не предусматриваете прирост доходов, стоит повторить, достигается посредством изъятия в госбюджет природной ренты путем налогообложения ранее сокрытых и незаконно вывезенных из России доходов, а также основе повышения собираемости налогов и эффективности использования государственного имущества. Конкретные слагаемые (источники) названной суммы таковы.

1.Увеличение на 190 млрд. руб.  объема рентных доходов от  эксплуатации ограниченных природных  ресурсов, изымаемых в доход федерального  бюджета с помощью налогов,  в том числе посредством:

а) введения налога на дополнительный доход от добычи полезных ископаем пропорционального объему горной ренты, образующейся на конкретных месторождениях. (105 млрд.)

б) увеличения платежей за загрязнение  природной среды (15 млрд.);

в) роста не менее чем  на 70 млрд. руб. поступлений экспортных пошлин, связанного с приведением  ставок пошлин на вывоз энергоемких  сырьевых товаров (прежде всего металлов и продукции химической промышленности) в соответствие со ставками пошлин на вывоз энергоносителей, которые  не должны быть меньше 25%.

2.Увеличение на 80 млрд. руб.  поступлений по налогу на прибыль  в связи со снижением нелегального  вывоза капитала и возвращением  части валютной выручки. Прирост величины непоступившей экспортной выручки за 1992 - 2000 гг. - 49,3 млрд. долл., что вместе с приростом на 38,2 млрд. долл. экспортных кредитов, предоставленных нефинансовыми предприятиями нерезидентам, за этот период составило 87,5 млрд. долл. Бюджет недополучил на 30 млрд. долл. налога на прибыль, что превышает потребности страны в погашении внешних займов в ближайшие годы.

Расходы бюджета. На основе увеличения доходов бюджета и устранения его необоснованного профицита имеется возможность обеспечить полноценное финансирование критически важных для будущего развития страны бюджетных расходов, увеличив их на 557,5 млрд. руб. по сравнению с правительственным вариантом и распределив дополнительные ассигнования следующим образом.

 

В социальной сфере необходимо:

  • в соответствии с законодательно установленными нормативами увеличить финансирование расходов на науку на 57,2 млрд. руб., на образование — на 80,8 млрд. (в том числе увеличить стипендии студентам в 2—2,5 раза), на культуру, искусство и кинематографию — на 33,2 млрд. руб.;
  • на 1 млрд. увеличить расходы на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • восстановить программу расширения занятости, увеличив ассигнования на реализацию государственной политики занятости на 4,3 млрд. руб.;
  • во исполнение соответствующих федеральных программ дополнительно выделить 50 млрд. руб. в Фонд компенсаций, создаваемый для финансирования детских пособий, льгот ветеранам и инвалидам, в том числе 20 млрд. руб. — на погашение задолженности по детским пособиям и 12 млрд. — на их удвоение с 1 июля грядущего года;
  • на 27,0 млрд. руб. увеличить Фонд «финансирования социальных расходов» создаваемый для предоставления населению жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • увеличить на 14,5 млрд. руб. расходы на реализацию Федеральной целевой программы «Дети России» (в том числе на оплату питания школьников и проезда детей в общественном транспорте — на 10 млрд.), а также на организацию летнего отдыха детей — на 0,5 млрд.;
  • выделить на финансирование молодежной политики не менее 1 млрд. руб.;
  • на 20,0 млрд. руб. увеличить расходы на здравоохранение (без учета затрат на формирование лизингового фонда государственной поддержки этой сферы), а также на 4 млрд. — на финансирование санитарно-эпидемиологических служб, в том числе на вакцинацию, производство современных диагностических и лечебных средств;
  • исходя из реального роста стоимости жизни направить на повышение минимальной заработной платы работников не отмеченных выше отраслей бюджетной сферы до уровня прожиточного минимума 90 млрд. руб. сверх запланированных Правительством РФ ассигнований на эти цели.

 

Перечисленные направления  и количественные параметры увеличения социальных расходов позволят реально  проиндексировать заработную плату  работников бюджетных отраслей, увеличив ее в среднем вдвое (до уровня не ниже 4 тыс. руб. в месяц) и повысив  минимальную зарплату до 900 руб. Значительная (около 150 млрд. руб.) часть средств, выделяемых на финансирование социальной сферы  сверх запланированных по правительственному проекту, поступит в бюджеты субъектов  Федерации, что позволит устранить заложенный в данном проекте перекос в пользу «федерального центра» и восстановить законные права регионов на получение положенной им части консолидированного бюджета страны.

 

В целях подъема инвестиционной и инновационной активности предстоит  обеспечить полноценное финансирование федеральных целевых программ, ориентированных  на решение приоритетных задач модернизации и структурной перестройки экономики, восстановив Бюджет развития и предусмотрев в нем 98,5 млрд. руб. дополнительных ассигнований на капиталовложения на безвозвратной  основе, в том числе расходы  на:

  • формирование лизингового фонда господдержки здравоохранения в объеме 2,5 млрд. (на закупку отечественного медицинского оборудования);
  • создание лизингового фонда государственной поддержки воздушного транспорта - 9 млрд. (на закупку отечественных воздушных судов);
  • образование лизингового фонда государственной поддержки водного транспорта - 7,0 млрд. (на закупку отечественных морских и речных судов);
  • финансирование капитальных вложений, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений структурной перестройки экономики, - 10 млрд.;
  • финансирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства в целях энергосбережения и снижения эксплуатационных затрат - 11 млрд. (в том числе направить 5 млрд. руб. на погашение задолженности органов федеральной власти по коммунальным услугам);
  • поддержку развития не малых городов - в объеме 2 млрд. руб.

 

В составе Бюджета развития следует также:

  • предусмотреть ассигнования на проведение эффективной конверсии оборонных предприятий — до 8,0 млрд. кг руб.;  
  • увеличить взносы в уставной капитал Банка развития - на 5 млрд.;  
  • развернуть систему господдержки экспорта высокотехнологичной продукции, предусмотрев предоставление экспортных кредитов предприятиям-экспортерам — на 21,5 млрд.;
  • на 6,5 млрд. увеличить ассигнования на развитие космической отрасли (в целях преодоления нарастающего отставания в этой области, обеспечения российских интересов в сфере освоения космического пространства, на модернизацию отечественных космических средств связи);
  • выделить 1 млрд. руб. на поддержку малого предпринимательства (для совершенствования соответствующей инфраструктуры, связанной с функционированием офисных центров, оказанием услуг по ведению бухгалтерской отчетности, расчетно-банковским обслуживанием, и т.п.).

В целях поддержки АПК  нужно увеличить:

  • ассигнования на субсидирование выплаты процентных ставок по кредитам, привлекаемым предприятиями и организациями агропромышленного комплекса и другими организациями производственной сферы, — на 20 млрд. руб.
  • расходы на формирование лизингового фонда господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (на закупку сельскохозяйственной техники российского производства) — на 15,0 млрд. руб.

 

Для обеспечения национальной безопасности следует увеличить  по сравнению с правительственным  проектом расходы на:

  • закупку и модернизацию вооружений, проведение перспективных НИОКР (включая погашение ранее возникшей задолженности по выполненному оборонному заказу) — в объеме 38,6 млрд. руб.;
  • проведение военной реформы — 264 млн.;
  • содержание мобилизационных мощностей и погашение соответствующей задолженности российского правительства — 0,5 млрд.;
  • цели борьбы с наркобизнесом — в объеме 5,2 млрд. руб.

Также нельзя не затронуть  рассмотрение местного бюджета Огромная часть социальных и экономических расходов государства формируется за счёт средств местных бюджетов. Поэтому решение такой проблемы, как бюджетный дефицит на уровне субъектов Российской Федерации и их территории определяется финансовыми возможностями регионов и муниципалитетов. Вместе с тем, в последние годы наблюдается тенденция изменения пропорций перераспределения государственных расходов в ущерб территориям.

 

Такая ситуация негативно  отражается не только на финансовом положении  регионов, но, прежде всего, на характере  взаимоотношений бюджетов разных уровней  в оде распределения средств, на качестве планирования доходной базы бюджетов. Субъекты Российской Федерации  и муниципалитетов не заинтересованы и развитии производства, в расширении налоговой базы, поскольку большинство  доходов, формируемых на подведомственной им территории, поступают в вышестоящие  бюджеты.

 

Местные бюджеты находятся  практически в полной финансовой зависимости от бюджетов других уровней  бюджетной системы. В связи с  этим логически становится снижение собственных доходов при увеличении объёма финансовой помощи.  

 

Дефицит бюджета может  также возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных  бедствий, катаклизмов - когда обычных  резервов становится недостаточно и  приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях  бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление.

 

Из всех ниже перечисленных  данных и размышлений можно выделить вывод, что бюджетный дефицит  Российской Федерации имел место  быть лишь в конце прошлого тысячелетия. Но если рассматривать его по региональным отраслям, то он прослеживается гораздо  раньше.

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственный  долг, как следствие бюджетного  дефицита.

Одной из проблем, порождаемых  бюджетным дефицитом – это  проблема государственного долга.

Государственный долг – это  сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за всё время существования страны.

Рассмотрим проблему государственного долга, как следствие бюджетного дефицита от её истоков.

Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной  столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая  часть этих средств накануне революции  была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.

Стремясь сгладить влияние  экстраординарных расходов на структуру  бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Стремительный рост внешнего долга в 80-90-х годах вызвал волну  дискуссий, связанных с проблемой  управления госдолгом. Ошибочная экономическая  политика последних советских и  первых российских правительств в части  внешних заимствований, а также  принятие Россией на себя финансовых обязательств СССР существенно увеличили  долговое бремя. Относительная тяжесть долга возросла также в результате значительного снижения реального курса рубля в 1991-1992 гг. и в 1998 г.

Информация о работе Дефицит бюджета