Дефицит бюджета, профицит бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:42, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью для процветания любого государства его “сбалансированного” государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы возникающие при его формировании, в частности дефицит государственного бюджета.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 31.37 Кб (Скачать)

     В частности бюджет с профицитом формируется в последние годы в РФ. На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы.

     Превышение  суммы доходов и полученных трансфертов  над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных  трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.

     Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утверждённых законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим  бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости  направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утверждёнными более чем на 10% финансирования расходов бюджета сверх ассигнований, утверждённых законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).

     Низкая  доходность госбумаг и избыточная ликвидность  на российском финансовом рынке создает  достаточно проблем при проведении пенсионной реформы. На рынке слишком  ограниченный список финансовых инструментов, в которые можно было бы инвестировать  пенсионные накопления граждан. В результате, как полагают аналитики, картина  вырисовывается не совсем благополучная. Ведь в ходе пенсионной реформы главное - это сохранить накопления будущих  пенсионеров. В противном случае их пособие по старости будет таким  же мизерным, как и у сегодняшних.

       Профицит бюджета автоматически вызывает укрепление рубля, за счет которого растет инфляция. Плата за крепкий рубль - снижение темпов роста экономики. Несмотря на рост цен на нефть, качать ее больше нет возможности. Труба не резиновая, а поддержать высокие темпы можно только за счет других отраслей.

     Долгое  время профицитный бюджет был несбыточной мечтой российского правительства. Во всяком случае, до 1999 года в период низких нефтяных цен и больших обязательств всей бюджетной системы страны превышение доходов над расходами выглядело сюжетом из области фантастики. И только начавшийся в 1999 году постепенный рост стоимости "черного золота" позволил справится с этой задачей. Однако, как это часто бывает в экономике, успешное решение одной проблемы породило другую, не менее серьезную. Ведь в отдельные периоды денежный запас достигал чуть ли не четверти всего годового национального дохода страны. И споры, стоит ли дальше копить такие резервы, возникали каждый раз, когда Государственная дума обсуждала проект очередного закона о бюджете.

     Ещё к проблемам запаса профицита можно отнести - бухгалтерскую и макроэкономическую. С точки зрения государственной бухгалтерии, профицитными деньгами следует грамотно управлять, чтобы они не дешевели со временем.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Исходя  из вышесказанного, напрашивается вывод, что как дефицит, так и профицит бюджета – это результат неэффективного управления финансово-бюджетной и налоговой политики, осуществляемой государством.

     На  практике сбалансированный бюджет, у  которого доходы равны расходам, сформировать крайне сложно, хотя к этому должны стремиться органы финансового управления.

     Государственные финансы оказывают воздействие  на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующем в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду инвестиционным и потребительским спросом являются основной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение частного сектора, которые  могут быть использованы для расходов. Изменение этих величин оказывает  существенное влияние на экономическую  ситуацию в стране.

     Однако  ежегодно балансируемый бюджет в условиях нормально работающей экономики может способствовать ускорению инфляции. Если в условиях инфляции повышаются номинальные доходы, то соответственно возрастают налоговые поступления, что может привести к бюджетным излишкам. В этих условиях государственные органы могут использовать образующиеся излишки для погашения государственного долга либо снизить налоговые ставки. В обоих случаях увеличивается денежная масса в обращении и стимулируется инфляция.

     В условиях спада экономики, сопровождающегося  одновременно недостатком денежной массы в обращении, увеличение государственных  закупок за счёт эмиссии денег, покрывающей  дефицит бюджета, ведёт к росту совокупного спроса и увеличению производства без или при минимальном инфляционном эффекте.

     Более рациональным с позиции обеспечения  сбалансированности является составление  бюджетов с дефицитом во время  спадов производства и с профицитом в периоды инфляции.

     Проблемой должна быть не только сбалансированность бюджета, но и содействие экономическому росту, использованию экономического потенциала, полной занятости. Государственный  бюджет должен быть инструментом поддержания  обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это  в данный период на основе дефицита или профицита. На первом плане должна быть общая стратегия экономического развития, глобальные цели и направление на их достижение программы развития.

 

      Используемая литаература 

  1. «Бюджетная  система России: учебник для студентов  вузов, обучающихся по экономическим  специальностям». Под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИДАНА, 2009г.
  2. «Финансы». Учебник. Под ред. А.И Архипова, И.А. Погосова, М.: ТК Велби, 2008г.
  3. «Финансы. Завтра экзамен». Бочаров В.В. СПб.: Питер, 2009г.
  4. «Финансы и кредит». Учебное пособие. Кизиль Е.В., Ростов н/Д: «Феникс», 2008г.
  5. «Финансы, денежное обращение и кредит». Учебник. Под ред. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской. М.: Юрайт-Издат, 2007г.

Информация о работе Дефицит бюджета, профицит бюджета