Дефицит бюджета, профицит бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:42, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью для процветания любого государства его “сбалансированного” государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы возникающие при его формировании, в частности дефицит государственного бюджета.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 31.37 Кб (Скачать)

Введение

       Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью для процветания любого государства его “сбалансированного” государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы возникающие при его формировании, в частности дефицит государственного бюджета.

     Бюджет  как экономическая категория  представляет собой сложную систему  социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально – экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны.

       Бюджетный дефицит является той  макроэкономической величиной, по  отношению к которой можно  представить все многообразие  подходов по регулированию экономики  любого государства. Бюджетный  дефицит отражает определенные  изменения в процессе воспроизводства,  фиксирует результат этих изменений.  Дефицит бюджета – категория  денежного хозяйства, которая  выражает объективные экономические  отношения, возникающие между  участниками воспроизводственного  процесса при использовании государством  денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.

1. Бюджетный дефицит,  показатели, его характеризующие

     Доходы  и расходы органов государственной  власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как  правило, не бывает и имеет место  дефицит или профицит

     Бюджет  с дефицитом представляет собой бюджет, у которого расходы превышают доходы. Это состояние бюджета свидетельствует о недостаточно эффективном государственном управлении, поскольку в стране отсутствует инфраструктура, призванная обеспечить доходы достаточные для финансирования государственных потребностей.

     Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и квалификации доходов и расходов. Такой концептуальный подход к понятию дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счёт доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объёма ликвидных средств. Исходя из этого принципа дефицит равен расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит – с отрицательным. Дефицит покрывается за счёт финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположный знак.1

     Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными  причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

     Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При  этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и  в результате расходов на военные  нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счёт увеличения налогов, денежные эмиссии  и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы  к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведёт  к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остаётся фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.

     Другим  важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды  депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход  сокращаются, автоматически сокращаются  также налоговые поступления. В  то же время расходы сохраняют  тенденции оставаться на прежнем  уровне. В итоге возникает или  увеличивается разрыв между расходами  и доходами, растёт дефицит.

     2. Соотношение доходов и расходов бюджета России

     Доходы  бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет.

     Доходы  бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнений его функций. Основными методами образования бюджетных поступлений являются:

     - налоги

     - неналоговые поступления

     - займы

     - эмиссия денег

     Сущность  бюджетных доходов проявляется в том, что бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта и одновременно служат объектом дальнейшего распределения сосредоточенных в руках государства ресурсов.

     В основе формирования структуры доходов  государственного бюджета лежит  чёткое разграничение доходов центрального (федерального) бюджета и бюджетов других уровней, которое соответствует  типу государственного устройства страны. Существуют три уровня бюджетов – федеральный, региональные и местные.

     Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением централизованных органов фондов денежных средств и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В процессе использования бюджетных средств происходит разделение централизованного фонда на отдельные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, являющихся получателями бюджетных ассигнований.

     Расходы государственных финансов отражают отношения между государством и  получателями бюджетных средств. Часть  этих отношений имеют непосредственно  денежное выражение (пенсии, пособия, заработная плата государственных служащих, кредиты и т.д.), в то же время  значительная часть услуг, предоставляемых  органами власти их получателям, не имеет  для них непосредственно денежное выражение (расходы на здравоохранение, поддержание общественного порядка, оборону и др.).

     Бюджетные расходы классифицируются по следующим признакам:

     - по роли в общественном производстве;

     - по общественному назначению;

     - по отраслевой структуре.

     Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие в 2000г., в отношении бюджетной  системы Российской Федерации определяет, что она состоит из 3-х уровней  бюджетов:  федерального, субъектов Федераций и местных.2 

3. Источники покрытия бюджетного дефицита, возможные и реальные в России и в мировой практике

     Источники финансирования дефицита утверждают органы законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлечённых средств. Кредиты Центрального банка России, а также приобретение им долговых обязательств РФ и субъектов Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками покрытия дефицита бюджета.

     К источникам финансирования федерального бюджета относят:

     1) внутренние источники в следующих формах:

  • кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ;
  • государственные займы, осуществляемые путём эмиссии ценных бумаг в валюте РФ;
  • бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
  • суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
  • изменения остатка средств на счетах по учёту средств федерального бюджета;

       2) внешние источники в следующих формах:

    • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    • привлечённые Россией кредиты правительств иностранных государств, банков и компаний, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

     Источниками покрытия дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники  в следующих формах:

      • государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
      • бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
      • кредиты, полученные от кредитных организаций;
      • поступления от реализации имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
      • изменения остатка средств на счетах по учёту средств бюджета субъекта РФ. 3

     Дефицитом бюджетов и связанный с ним  рост государственной задолженности  и расходов по её обслуживанию и  погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость бездефицитности бюджетов и критики кейнсианских концепций стимулирования развития экономики с помощью увеличения государственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее в европейских странах, учитывая реально складывающуюся ситуацию, не провозглашают в качестве цели формирование бездефицитного бюджета и считают дефицит фактором экономического роста.

     Следует отметить, что государственные бюджеты  западных стран с развитой рыночной экономикой также хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого  экономического положения бюджетные  дефициты не рассматриваются как  катастрофически отрицательные  финансовые показатели.

     Среди других способов сокращения бюджетного дефицита следует упомянуть, что  в мировой практике широко используется привлечение в страну иностранного капитала в виде инвестиций. С его  помощью решается сразу несколько  задач экономического характера: сокращаются  бюджетные расходы, предназначенные  на финансирование капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые  налогоплательщики, улучшается состояние  платежного баланса.

     Объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.4

4. Профицит бюджета, проблемы.

     Бюджет  с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

Информация о работе Дефицит бюджета, профицит бюджета