Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:22, контрольная работа
Наметившаяся еще в 70-е годы тенденция к замедлению темпов экономического роста, снижение эффективности, формировавшийся в течение десятилетий разрыв между структурой и масштабами производства и потребления, в конечном счете, не могли не завершиться экономической катастрофой. Вместе с тем, ситуация была усугублена крахом плановой экономики, не сумевшей экономический кризис не только предотвратить, но и преодолеть.
Переход нашей экономики от планово-централизованной к рыночной оказался очень сложным и трудным. Этот этап сопровождался падением производства, инфляцией, снижением жизненного уровня населения и нарастанием социальной напряженности в обществе.
Преодоление кризиса переходной экономики сопряжено не только с ее разгосударствлением, но и осуществлением глубокой структурно-инвестиционной перестройки. Ее крупнейшим и важнейшим субъектом является государство. Перед правительственными органами в этой связи возникает проблема выработки долгосрочной инвестиционной программы, в конечном счете, направленной на достижение равновесия, соответствующего законам рыночной экономики.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Структурная перестройка в современной России………………..4
Региональные аспекты структурной перестройки……………………..4
Структурная перестройка экономики и ее особенности……………….5
1.3Тенденции развития промышленности………………………………….6
1.4Совершенствование воспроизводственной структуры экономики России………………………………………………………………………....10
Глава 2. Дальневосточный федеральный округ……………………………12
2.1Общие сведения и географическое положение Дальневосточного федерального округа………………………………………………………...12
2.2Ресурсно-сырьевой потенциал Дальневосточного федерального
округа…………………………………………………………………………13
2.3Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства………………..14
2.4Интеграционные процессы на Дальнем Востоке……………………….16
2.5Внешнеэкономическая деятельность Дальневосточного региона….....19
Заключение……………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………...22
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Структурная перестройка в современной России………………..4
1.3Тенденции развития промышленности………………………………….6
1.4Совершенствование
воспроизводственной структуры экономики
России………………………………………………………………
Глава 2. Дальневосточный федеральный округ……………………………12
2.1Общие сведения
и географическое положение Дальневосточного
федерального округа………………………………………………………...
2.2Ресурсно-сырьевой потенциал Дальневосточного федерального
округа………………………………………………………………
2.3Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства………………..14
2.4Интеграционные процессы на Дальнем Востоке……………………….16
2.5Внешнеэкономическая деятельность Дальневосточного региона….....19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Наметившаяся еще в 70-е годы тенденция к замедлению темпов экономического роста, снижение эффективности, формировавшийся в течение десятилетий разрыв между структурой и масштабами производства и потребления, в конечном счете, не могли не завершиться экономической катастрофой. Вместе с тем, ситуация была усугублена крахом плановой экономики, не сумевшей экономический кризис не только предотвратить, но и преодолеть.
Переход нашей экономики от планово-централизованной к рыночной оказался очень сложным и трудным. Этот этап сопровождался падением производства, инфляцией, снижением жизненного уровня населения и нарастанием социальной напряженности в обществе.
Преодоление кризиса переходной экономики сопряжено не только с ее разгосударствлением, но и осуществлением глубокой структурно-инвестиционной перестройки. Ее крупнейшим и важнейшим субъектом является государство. Перед правительственными органами в этой связи возникает проблема выработки долгосрочной инвестиционной программы, в конечном счете, направленной на достижение равновесия, соответствующего законам рыночной экономики.
Административно-командная система экономики характеризуется отсутствием подъема производства. В этот период отсутствует внедрение достижений научно-технического прогресса. Производственный аппарат пришел в негодность. При переходе на рыночные отношения начинаются активные поставки импорта из-за границы. Российские товары становятся неконкурентоспособными. Однако поступление на рынок более дешевых импортных товаров не лучшего качества не может поднять экономику страны. Задача государства в этот момент – обновление основных фондов производственного аппарата за счет внедрения достижений научно-технического прогресса.
Выход
из кризиса – государственная
инвестиционная программа, направленная
на структурную перестройку за счет,
в том числе, инфляционных источников
Глава 1. Структурная перестройка в современной России
1.1 Региональные аспекты структурной перестройки
Огромная территория России, разница природных условий, различные условия предшествующего развития порождают большое региональное разнообразие, особую специфику региональных интересов и условий формирования рыночных отношений. С точки зрения отраслевой структуры экономики обычно выделяют три группы российских регионов:
• добывающие (Тюмень, Якутия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа и др.);
• промышленные, ориентированные на общероссийский рынок (Центральная Россия, Урал, Кузбасс и др.);
• агропромышленные (Черноземье, Поволжье, Кубань, Ставрополье и др.).
Переход
к рыночным условиям хозяйствования
является неравномерным в разных
регионах. Так, например, явным лидером
является Москва, где сосредоточена основная
часть коммерческих банков и различных
финансовых институтов, в то время как
в преимущественно сельских регионах
во многом сохраняются старые хозяйственные
формы.
Лишь незначительная часть регионов имеет
стабильные внутренние источники капитала
для своего развития, остальные зависят
от внерыночного перераспределения средств
через федеральный бюджет.
Одним
из способов уменьшения региональной
дифференциации является развитие внутри-
и межрегиональных, в том числе и
производственных, связей, а также создание
региональных ассоциаций, объединенных
общностью экономических интересов и
условий.
Первоначально ассоциации возникали на
основе географической близости регионов
друг к другу, в последнее время преобладает
экономический фактор, т.е. общность экономических
интересов регионов. Например, создана
группировка регионов-доноров Москва–Ханты-Мансийск.
Сближение и консолидация интересов различных
регионов, с одной стороны, свидетельствуют
о том, что региональные руководители
сознают выгоды экономической и политической
интеграции и готовы к совместным действиям
в общих интересах.
С
другой стороны, подобная практика может
иметь и негативные последствия: усиление
одних региональных групп может приводить
к нежелательной конкуренции территорий,
стремлению «огородить» местные рынки
административными барьерами. Не следует
упускать из виду, что начавшийся процесс
активного развития рыночных отношений
также способен порождать или усиливать
структурные диспропорции в народном
хозяйстве. Опыт прошедшего пятилетия
показывает, например, что осуществление
рыночных реформ в России ликвидировало
существовавшую несбалансированность
между товарной и денежной массами, но
привело к значительному превалированию
финансового капитала над промышленным.
Более того, переход к рыночным условиям
хозяйствования осуществляется по-разному
в разных отраслях. Так, например, в финансово-кредитной
сфере происходит быстрое развитие современных
форм и видов деятельности, вполне соответствующих
странам со зрелой рыночной экономикой,
в то время как в сельском хозяйстве продолжают
воспроизводиться старые формы и условия
хозяйствования, развиваются примитивные
рыночные формы.
1.2 Структурная перестройка экономики и ее особенности
Народнохозяйственный
комплекс является сложной системой взаимодействующих
макроэкономических элементов. Существующие
соотношения (пропорции) между этими элементами
принято называть экономической структурой.
Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную,
региональную и иные типы экономических
структур.
Структура народного хозяйства не является
постоянной: одни отрасли и виды производств
характеризуются бурным развитием, другие,
напротив, замедляют темпы своего роста,
стагнируют.
Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей. Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.
В
России структурная перестройка
экономики осуществляется в условиях
перехода от административно-командной
хозяйственной системы к
Специфика
структурной перестройки в
Основными
направлениями структурной перестройки
являются свертывание и перепрофилирование
объективно ненужных и недееспособных
предприятий, замедление падения и стабилизация
выпуска продукции, пользующейся спросом
на внутреннем и внешнем рынках; создание
условий для оживления и развития перспективных
видов деятельности, формирующих реальный
экономический потенциал страны.
1.3 Тенденции развития промышленности
Россия
является страной с развитой промышленностью.
На ее долю приходится 3/5 суммарного валового
общественного продукта, более 2/5 национального
дохода, около 1/2 производственных основных
фондов и вместе со строительством примерно
2/5 занятого в общественном производстве
населения. Промышленность в первую очередь
определяет производственный и научно-технический
потенциал, степень и эффективность использования
природных, материальных и трудовых ресурсов.
Она служит основой формирования территориально-
В составе промышленности интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами. При этом обращает на себя внимание стабильность следующих тенденций: приоритетный рост отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс; значительное расширение производства предметов потребления во всех отраслях промышленности. Преобразования, осуществляемые в ходе экономической реформы, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все большее влияние оказывают рыночные механизмы. Они в основном и будут определять перспективы развития отдельных отраслей.
Достаточно очевидными являются и необходимые изменения в направлениях и пропорциях развития промышленного производства: усиление его интенсификации, повышение технического уровня и конкурентоспособности, рационализация структуры производства, более пристальное внимание к проблемам ресурсосбережения, охраны окружающей среды.
Доля
добывающих отраслей в общем объеме
промышленной продукции имеет тенденцию
к росту, что противоречит общемировой
тенденции последних лет, состоящей в
опережающем росте обрабатывающей промышленности.
Более того, развитие отраслей добывающей
промышленности во многом ориентируется
на спрос, формирующийся на внешнем рынке,
вне пределов национальной экономики.
Россия все сильнее втягивается в международное
разделение труда в качестве поставщика
топливно-сырьевых ресурсов и потребителя
готовых промышленных изделий. Произошли
структурные изменения в самой обрабатывающей
промышленности. Например, доля материалов,
полуфабрикатов и комплектующих изделий
в общем объеме продукции обрабатывающей
промышленности увеличилась. В 1991 г. она
составляла 40%, а в 1995 г. – 43,4%. Некоторое
увеличение наблюдалось в производстве
товаров народного потребления и продовольственных
товаров: в 1991 г. они составляли 6,6 и 12,2%,
а в 1995 г. – 8,4 и 14,6% соответственно.
Существенное сокращение произошло в
производстве машин и оборудования, их
доля в общем объеме продукции обрабатывающей
промышленности снизилась с 25,6% в 1991 г.
до 17,7% в 1995 г.
С учетом потребностей структурной перестройки
экономики, наметившихся негативных тенденций
развития промышленного производства
Правительством РФ была разработана концепция
промышленной политики государства до
2010 г. Намечаемые структурные сдвиги в
промышленности не означают возврата
к структуре 1990 г. Они предполагают снижение
доли добывающих отраслей (с 16% в 1995 г. до
10% в 2010 г.) и повышение доли перерабатывающих
отраслей (с 84% в 1995 г. до 90% в 2010 г.). В течение
ближайших 2–3 лет приоритетными отраслями
будут: нефтедобывающая, газовая, нефтеперерабатывающая
промышленность, деревообработка, добыча
и переработка алмазов, машиностроительные
производства.
Правительство намечает целую систему
мер поддержки и стимулирования развития
этих отраслей: формирование институциональных
и законодательных условий, реформирование
налоговой системы, внешнеэкономическая
поддержка, стимулирование государственных,
частных и иностранных инвестиций.
Промышленная
политика предполагает разные стратегии
развития для разных отраслей и производственных
групп. Так, для отраслей с большим научно-техническим
потенциалом, способных в короткие сроки
создать конкурентоспособные изделия
для мирового и внутреннего рынка (самолетостроение,
ракетно-космические производства, атомная
промышленность, вооружения и военная
техника, электротехника, тяжелое станкостроение,
биотехнологии и др.), намечаются государственные
инвестиции, закупки и субсидии, экспортные
кредиты.
Экспортоспособные отрасли добывающей
промышленности (нефтяная, газовая, алмазная,
лесная) имеют реальные возможности развития
на собственной финансовой базе. Поэтому
политика в отношении этих отраслей будет
ориентирована на их самостоятельное
финансирование. Для этого планируется
дифференцировать плату за пользование
недрами, акцизы, учитывая качество и расположение
месторождений, а также степень их освоенности
для нефтяной промышленности, цены на
газ по стоимости транспортировки и распределения
в газовой промышленности.