Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 21:29, курсовая работа
Целью работы является изучение деятельности СП, их роли в привлечении иностранных инвестиций, анализ политики стимулирования создания СП и выработка предложений по совершенствованию политики государства в отношении совместных предприятий в трансформационной экономики Беларуси.
Введение 3
Глава 1. Совместное предприятие и его роль в привлечении инвестиций 5
Глава 2. Основные направления и инструменты политики стимулирования создания СП 12
Глава 3. Особенности инвестиционного климата РБ, его влияние на инвестиционную деятельность и деятельность совместных предприятий в РБ 15
3.1. Инвестиционная деятельность СП на территории РБ
15
3.2. Инвестиционный климат РБ
18
Заключение 28
Литература 30
Приложение 1 32
Приложение 2
Иностранные банки часто отказываются от кредитования проектов в Беларуси, поскольку предварительный мониторинг и экспертиза проектов – занятие очень дорогое. Например, из 2,2 млн. USD, выделенных Всемирным банком на техническую помощь Беларуси, 1,9 млн. USD пошло на оплату экспертов. Средняя величина затрат на экспертизу составляла 1 тыс. USD в день (18).
Для привлечения инвестиций и получения зарубежных кредитов на более выгодных условиях и прямых иностранных инвестиций необходимо поддержание соответствующего макроэкономического равновесия по ряду других параметров экономической и кредитной безопасности страны. Наиболее серьезное положение сложилось по чистым иностранным активам Нацбанка и органов госуправления, величина которых в конце 2002 г. колебалась в пределах 130 – 160 млн. USD. Валютных резервов хватает только на покрытие недельного импорта, в то время как минимальным требованием является трехмесячный импорт. Исходя из объемов импорта 2001 – 2002 гг., чистые иностранные активы Нацбанка и органов госуправления должны находиться на уровне 1900 – 2100 млн. USD (1, с. 44). Негативной тенденцией является увеличение просроченной задолженности. Если в начале 2000 г. просроченная задолженность составляла 15,2 млн. USD, то ко второй половине 2002 г. она достигла 42,3 млн. USD (прежде всего по кредитам Японии, Австрии, Германии).
Приоритетное развитие инновационной сферы является важнейшим фактором вывода страны из кризиса и стабилизации экономики. Достижение положительных темпов роста инвестиций в воспроизводство основных фондов требует слаженных действий органов государственного управления, отраслевых министерств и концернов, предприятий, научных учреждений.
В 2002 - 2010 гг. источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при возрастающем внутреннем спросе на них. Важнейшая проблема белорусской экономики - инвестиционное обновление производственных фондов. Особенно остро она стоит в экспортоориентированных отраслях промышленности, где износ активной части основных фондов достиг 75 - 84,4% при критическом - 60%. В последнее время ведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках. Сокращаются экспортные поставки тракторов, холодильников, морозильников, химических нитей.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что для экономики страны пока не удалось создать приемлемую инвестиционную модель развития.
Целью Национальной программы привлечения инвестиций на 2002 - 2010 гг. является обеспечение высоких и устойчивых темпов роста инвестиций, необходимых для рациональных преобразований в экономике и социальной сфере, повышения конкурентоспособности и экономической безопасности государства.
Необходимо
добиться радикального изменения инвестиционного
режима, разработать соответствующую
стратегию и механизмы
Основными задачами на предстоящий период 2002 - 2010 гг. становятся:
увеличение иностранного капитала.
Заключение
Инвестиционная деятельность является важнейшим фактором, определяющим социально-экономическое развитие страны, особенно в условиях реформирования экономики. Прямые иностранные инвестиции – это важнейший элемент стабилизации экономики Республики Беларусь и ее рыночной трансформации. Мировой опыт показывает, что ПИИ имеют огромное значение для укрепления экономики реформирующейся страны и интеграции ее в мировое хозяйство, поскольку с ее помощью республика получает возможность внедрять новые технологии, оборудование, финансировать производство товаров и услуг. Особая значимость привлечения иностранных инвестиций для Беларуси обуславливается в настоящий момент тем, что источник финансирования развития ее экономики не ложится на внешний долг республики, а способствует получению средств для его погашения.
Таким образом, рассмотрев в курсовой работе вопросы, связанные с функционированием совместных предприятий можно сделать определенные выводы.
Во-первых, функционирование зарубежных фирм и представительств является одним из важных факторов экономического роста. Особенно для стран с непростой социально-экономической ситуацией. В Беларуси же вопрос привлечения инвестиций в экономику особо актуальный. Когда их не хватает у себя, то изыскиваются пути привлечения их из-за границы. Привлечение иностранных инвестиций в Республику Беларусь имеет важное значение, так как обеспечивает не только финансовые вливания в экономику, но и способствует поступлению новой техники и технологии, способствует расширению экспорта и рынков сбыта, освоение опыта хозяйствования в условиях рынка, то есть, в конечном счете, может ускорить выход из социально-экономических трудностей. Основными поставщиками иностранных инвестиций являются зарубежные фирмы, формами деловой активности которых на национальном рынке являются совместные предприятия.
Во-вторых, в развитии этих форм деловой активности зарубежных фирм на национальном рынке заложены огромные потенциальные возможности оздоровления национальной экономики и финансов. Это обусловлено тем, что через них можно привлекать иностранный капитал для развития ключевых отраслей без увеличения внешнего долга государства. При условии рентабельности функционирующих совместных предприятий возможно расширить доходную часть государственного бюджета, решить задачу насыщения внутреннего потребительского рынка качественным товарами. Кроме того, возникновение совместных предприятий повлечет за собой создание новых рабочих мест, что будет способствовать решению проблемы безработицы.
В-третьих, участие иностранного капитала обеспечивает формирование взаимоотношений национальных предпринимателей с внешним миром. Налаживаются контакты с мировым рынком, это в свою очередь позволяет им соотносить свои издержки, технический уровень с мировыми, создает эффект их участия в мировой конкуренции без непосредственного присутствия их на внешнем рынке.
В-четвертых, немаловажным является создание международного образа страны, представляющей инвесторам лучшие, чем другие страны, возможности. Это особенно важно в условиях, когда Беларусь вынуждена конкурировать за привлечение иностранных инвестиций со странами ближнего и дальнего зарубежья, включая развивающиеся и новые индустриальные страны.
Но чтобы получить эффект от иностранных инвестиций, они должны быть сначала привлечены. А для этого для них в принимающей стране должен быть создан благоприятный инвестиционный климат, обеспечивающий политическую и экономическую стабильность, созданы условия для свободного предпринимательства, в том числе и частного, законодательно защищены иностранные инвестиции, а иностранным инвесторам представлен не менее благоприятный, чем национальным хозяйствующим субъектам режим хозяйствования, а также предоставлена возможность вывоза прибыли и дивидендов, обеспеченная надлежащими условиями въезда и выезда, международной связи, проживания, аренды служебных помещений, получение коммерческой информации и т.д.
В настоящее время многие из этих условий в Республике Беларусь расцениваются иностранными инвесторами как неблагоприятные, что сдерживает приток инвестиций.
Литература
20.http://www.aris.ru/PECH/
21. Гусаков Б. Всемирный банк: Концепция помощи Беларуси // Вестник Ассоциации белорусских банков. 1999. № 12. С. 24–28.
22. Хабенихт Х. Как создавать совместные предприятия в странах СНГ. // Проблемы теории и практики управления . - № 6, - 1995.
23.Балашевич М.И. Малый бизнес, отечественный и зарубежный опыт – Минск, МКФ Экоперспектива, 1995
24.Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001г. № 37-3
25.Закон «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» от 14 ноября 1991г.
26. Данные Министерства статистики
27. Программа действий
Правительства по привлечению иностранных
инвестиций в 2003 году разработана в соответствии
с протоколом заседания Президиума Совета
Министров Республики Беларусь от 13 августа
2002 года №23 "О мерах по привлечению
в экономику республики в 2002-2003 годах иностранных
инвестиций".
Приложение 1
Таблица №1: Стратегия и мотивы создания совместного предприятия
Стратегия | Мотивы |
1. Повышение эффективности производства | Сокращение
объема затрат капитала при создании
новых мощностей и производств Повышение эффективности
действующего производства, маркетинга
и сбыта продукции Доступ к более
дешевым факторам производства (сырье,
рабочая сила, энергия) Повышение рентабельности
за счет экономического расходования
ресурсов в результате использования
новой технологии и организации труда Упрощение обмена патентами, лицензиями, ноу-хау Другие |
2. Расширение операций | Проникновение
на новый потребительский рынок Вступление в
новую сферу деятельности Приобретение
новой производственной базы или новых
каналов сбыта Расширение и диверсификация существующего производства путем выпуска новых товаров, выхода в другие секторы экономики Другие |
3. Уменьшение риска | Получение необходимой
информации и дополнительных инвестиций Расширение возможностей
реализации товаров, услуг за счет выхода
на новый рынок Применение уже раннее испытанных методов производства, управления реализацией Другие |
4. Развитие
за счет привлечения |
Получение дополнительных
денежных средств, капитала Получение новой
технологии, ноу-хау Приобретение
управленческого опыта Расширение экспорта Замещение импорта Обучение и
подготовка квалифицированных кадров Привлечение квалифицированных работников Другие |
Приложение 2
Диаграмма 1: Количество зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями (по годам) (17)
Диаграмма
2: Ежегодный перечисленный
Таблица 1: Данные о перечислениях в уставный фонд по основным странам инвесторам (17)
Страны - инвесторы | Фактически перечислено в уставный фонд, тыс. долл. США | |||||
Всего | В том числе | |||||
с момента регистрации | в % к итогу | СП | ИП | |||
с момента регистрации | в % к итогу | с момента регистрации | в % к итогу | |||
США | 79731,3 | 17,730 | 60052,6 | 23,644% | 19678,7 | 10,055% |
Германия | 71220,2 | 15,837 | 49264,1 | 19,397% | 21956,1 | 11,218% |
Нидерланды | 68626,7 | 15,261 | 5811,4 | 2,288% | 62815,3 | 32,095% |
Россия | 42046,4 | 9,350 | 10888 | 4,287% | 31158,4 | 15,920% |
Кипр | 33975,6 | 7,555 | 24688,3 | 9,721% | 9287,3 | 4,745% |
Великобритания | 31958,9 | 7,107 | 23478,4 | 9,244% | 8480,5 | 4,333% |
Австрия | 20893,7 | 4,646 | 18448 | 7,264% | 2445,7 | 1,250% |
Польша | 15392,4 | 3,423 | 9144,1 | 3,600% | 6248,3 | 3,192% |
Италия | 10886,5 | 2,421 | 9403,2 | 3,702% | 1483,3 | 0,758% |
Швейцария | 7494,1 | 1,666 | 4879,3 | 1,921% | 2614,8 | 1,336% |
Ирландия | 7320,7 | 1,628 | 2774,4 | 1,092% | 4546,3 | 2,323% |
Дания | 7190,7 | 1,599 | 20 | 0,008% | 7170,7 | 3,664% |
Чехия | 6737,1 | 1,498 | 4352,1 | 1,714% | 2385 | 1,219% |
Литва | 6080,7 | 1,352 | 3514,9 | 1,384% | 2565,8 | 1,311% |
Латвия | 4541,2 | 1,010 | 2569 | 1,011% | 1972,2 | 1,008% |
Швеция | 3972,3 | 0,883 | 3760,3 | 1,481% | 212 | 0,108% |
Израиль | 3335,8 | 0,742 | 2933,6 | 1,155% | 402,2 | 0,205% |
Китай | 2572,7 | 0,572 | 2096,8 | 0,826% | 475,9 | 0,243% |
Канада | 2404,9 | 0,535 | 2223,2 | 0,875% | 181,7 | 0,093% |
Франция | 1786,7 | 0,397 | 1033,9 | 0,407% | 752,8 | 0,385% |
Виргинск. о-ва | 1780,2 | 0,396 | 797,8 | 0,314% | 982,4 | 0,502% |
Лихтенштейн | 1677,5 | 0,373 | 238,3 | 0,094% | 1439,2 | 0,735% |
Турция | 1526 | 0,339 | 138 | 0,054% | 1388 | 0,709% |
Багамские о-ва | 1481,1 | 0,329 | 1313 | 0,517% | 168,1 | 0,086% |
Эстония | 1462,7 | 0,325 | 1029,8 | 0,405% | 432,9 | 0,221% |
Индия | 1347,4 | 0,300 | 1218 | 0,480% | 129,4 | 0,066% |
Словения | 1265,6 | 0,281 | 1175,6 | 0,463% | 90 | 0,046% |
Украина | 852,5 | 0,190 | 408,1 | 0,161% | 444,4 | 0,227% |
Югославия | 801,6 | 0,178 | 537 | 0,211% | 264,6 | 0,135% |
Финляндия | 737,3 | 0,164 | 48 | 0,019% | 689,3 | 0,352% |
Ливан | 612,7 | 0,136 | 131 | 0,052% | 481,7 | 0,246% |
Болгария | 553 | 0,123 | 283 | 0,111% | 270 | 0,138% |
Норвегия | 534,8 | 0,119 | 460,3 | 0,181% | 74,5 | 0,038% |
Гибралтар | 534,7 | 0,119 | 235,5 | 0,093% | 299,2 | 0,153% |
Армения | 529,2 | 0,118 | 388,6 | 0,153% | 140,6 | 0,072% |
Венгрия | 503,2 | 0,112 | 443,2 | 0,175% | 60 | 0,031% |
Испания | 432,1 | 0,096 | 127,1 | 0,050% | 305 | 0,156% |
Бельгия | 423,9 | 0,094 | 224,5 | 0,088% | 199,4 | 0,102% |
Молдова | 416,9 | 0,093 | 409,1 | 0,161% | 7,8 | 0,004% |
Португалия | 356 | 0,079 | 331 | 0,130% | 25 | 0,013% |
Люксембург | 343,3 | 0,076 | 148,1 | 0,058% | 195,2 | 0,100% |
Греция | 343,2 | 0,076 | 120 | 0,047% | 223,2 | 0,114% |
Словакия | 330,6 | 0,074 | 164,7 | 0,065% | 165,9 | 0,085% |
Узбекистан | 311 | 0,069 | 300 | 0,118% | 11 | 0,006% |
Япония | 275 | 0,061 | 275 | 0,108% | 0,000% | |
Маршал. о-ва | 139 | 0,031 | 105 | 0,041% | 34 | 0,017% |
Вьетнам | 136,5 | 0,030 | 136,5 | 0,054% | 0,000% | |
Сирия | 125,5 | 0,028 | 81 | 0,032% | 44,5 | 0,023% |
Мальта | 100 | 0,022 | 100 | 0,039% | 0,000% | |
Всего по РБ | 449700 | 100 | 253982 | 100 | 195719 | 100 |